Какой стиль управления нужен руководителю?
материал на тему

Коковина Елена Леонидовна

Любой начинающий администратор просто обязан задуматься какой стиль взаимоотношений у него будет с коллективом, особенно, если сам он -бывший рядовой член этого самого коллектива. Бывает, что допущенные ошибки не так то просто исправить...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_upravleniya_esse.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Вологодский институт развития образования.

Зачетная работа по психологии на курсах « Теория и практика управления ОУ»

Эссе « Какой стиль управления нужен современному руководителю?»

                                   Сентябрь  2010 год.

                                                         

                                            « На проблемы смотреть шире, к людям  

                                                                        относиться мягче»

                                                                       А.С. Красиков.

Приходит в коллектив новый руководитель и начинаются заочные слухи:

- Она тот еще авторитар, наведет тут тотальный контроль и порядок!

- Да нет,  вроде бы дама придерживается вполне либеральных взглядов.

- А мне говорили, что она вполне демократично решает проблемы, с коллективом советуется.      

Все эти обсуждения касаются стилей и соответственно методов руководства, и всегда актуальны. В перестроечные годы мы дружно обличали тоталитарный режим Сталина и считали, что демократия вкупе с либеральными идеями выведут нашу страну на торную дорогу цивилизации. Спорили, можно ли управлять демократией и регулировать рынок, осуждали авторитарные методы управления. Свободы, свободы и еще раз свободы……. Воистину, практика – критерий истины.  Потребовалась разруха 90-х, чтоб осознать: и либеральные, и демократические стили руководства хороши в свое время, демократия без управления легко превращается в охлократию (власть толпы), а отсутствие авторитарной власти вообще ведет к хаосу. Но вот как сочетать все эти стили управления, при каких условиях, да еще и на примере учебного заведения – тут есть, над чем поразмышлять. Итак, каким же должен быть современный руководитель?  

            Я – администратор в малокомплектной сельской  школе. Все в коллективе  на виду, общие праздники, и огорчения, почти как семья. Чтоб никого не огорчать, так приятно чувствовать себя либералом: можно все, что не запрещено, и вообще даешь свободу творчества…   Все школьные проблемы можно вполне демократично обсудить за чашкой чая, выслушать всех и каждого. Однако ответственность за принятые решения несет директор, а лишнего времени на прения и обсуждения нет, по каждому поводу совещаться не будешь. Случаются авральные ситуации, когда решения требуется принимать быстро, существуют административно-хозяйственная деятельность, которая коллективу мало интересна и куда ни крути ты – авторитар. Далеко не все твои решения будут популярны и понравятся всем, так как на первое место ты будешь ставить не интересы конкретного учительского коллектива, а в первую очередь интересы обучающихся, просматривать перспективу и стратегию развития школы и работать на эту перспективу. Сверху многое лучше видно. Если твои решения обоснованы, а всю информацию до коллектива  ты доводишь в доступном виде и своевременно – никто против авторитарных методов руководства возражать не будет. И даже наоборот, чувствуя силу власти, опирающейся на закон, а не на личные амбиции, люди начинают такую власть уважать. Вообще идеи сильной руки в народе русском уж очень популярны, при условии, что рука эта будет еще и справедливой.

Но в  современной школе власть директора, даже если он признает только авторитарные методы руководства, должна опираться на  вполне демократические институты. Существуют Совет школы, родительский комитет, органы ученического самоуправления, профсоюзная организация.

Чтобы все эти органы работали четко и слаженно, не как лебедь, рак и щука, требуется правильное и продуманное руководство сверху, оптимальное разграничение полномочий. При этом нужно помнить, что любой работник, а особенно учителя,  нуждается в психологической защите, ожидает от руководителя соучастия, поддержки, уважения и организации ситуации успеха. Если руководитель способен это обеспечить работникам, помимо своей административно-хозяйственной, организационной и правовой деятельности – это почти идеальный руководитель. А для этого  любой руководитель как никто другой нуждается и в знании психологии, и в умении управлять либеральными и демократическими методами. Именно эти методы управления и обеспечивают благоприятный климат в коллективе. Однако даже  в маленькой школе администратор должен помнить о том, что он – первый среди равных. Как все, но первый, с него и спрос, и моральный в том числе, поэтому необходимо четкое разграничение формальных и неформальных видов общения и соблюдение определенной дистанции в определенных ситуациях. А в маленьком коллективе, где все на виду, и все друг про друга знают – это не всегда просто, в чем то приходится себе отказывать.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в экстремальных ситуациях руководителю уж точно надо применять только авторитарные методы руководства, а  когда есть время можно посоветоваться и с коллективом, хотя свой вариант решений все равно должен быть, как и свои идеи, концепции, новшества. Просто надо так руководить,  чтобы коллектив твои идеи и новшества воспринимал как совместно принятые, тогда и поддержка будет, и конфликтов не возникнет. Существует принцип « золотого сечения» в руководстве:  оптимальное соотношение авторитарных и демократических методов руководства 70 к 30%.  И я  с этим согласна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Какой учитель нужен новой школе?"

Выдержка из ЭССЕ на конкурс....

Какой учитель нужен современной школе.

Статья  - результаты исследования работы с учениками. Основной вопрос - каким должен быть учитель в современной школе.? Ребята выбрали основные критерии сами. Какими они хотят нас видеть, можно п...

Статья. Какой патриотизм нужен России.

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам. На них основано от века, По воле Бога самого...

Стили управления в системе образования

Стили управления в системе образования...

Родительское собрание на тему: "Какой папа нужен ребенку?"

Цель мероприятия: активизоровать роль отцов в воспитании детей....

Методическая пособие для педагогов ДО «Какой педагог дополнительного образования нужен современному учреждению дополнительного образования?»

ВВЕДЕНИЕКурс политического руководства страны на модернизацию экономики и социальной сферы Российского общества не может оставить в стороне и систему национального образования.Принятые в этой связи ос...