Статья "Профилактика как технология по работе с социальным сиротством"
статья по теме

Сидорова Елена Александровна

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Профилактика как технология по работе с социальным сиротством  

Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли
.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики.

В профилактике нуждается все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни.

Профилактика является одним из перспективных и важных  направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями.

Согласно точки зрения авторов энциклопедического словаря социальной работы Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

В литературе исследователи Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова, выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:

- общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;

- специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;

- индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.

Помимо этого, Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.

Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

В соответствии с вышесказанным, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

- предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.

Профилактические мероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программы запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.

Эффективность осуществления социальной профилактики во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали, тем самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения авторов «Российского энциклопедического словаря по социальной работе» (1997), что в профилактике нуждается все население, однако есть и приоритетные направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К таким социальным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов, пожилых, лиц, отличающихся антисоциальным образом жизни, а также испытывающих временные трудности, и другие. С учетом социального положения, статуса данных категорий населения, потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа.

Профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемых в практике социальной работы. Различные литературные источники указывают два этапа профилактической работы.

Первый связан с выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Это будет возможно лишь в том случае, если в данном процессе будут участвовать все обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы и учреждения, которые работают с семьей на ранних этапах формирования личности несовершеннолетнего - учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, дошкольные и школьные образовательные учреждения. Согласно, Федеральному закону Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуально-профилактическая работа, проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются специальные программы, включающие специфические для каждого профилактируемого субъекта мероприятия.

Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое, характера отклоняющегося поведения и его причин.

В организации помощи и поддержки детям группы риска по социальному сиротству возрастает роль образовательных учреждений.  Вовлечению школ  в систему защиты прав детства сегодня способствует целый ряд факторов, в том числе, изменения в экономической ситуации,  особенно в сельских районах: изменения в общественной жизни, нарастание проблем института семьи, неспособность многих семей обеспечивать защиту и развитие ребенка. Функция социального призора и помощи детям традиционно присуща образовательным учреждениям. Однако сегодня осуществление этой функции образовательным учреждением становится одной из наиболее важных составляющих в деятельности школы. И наша школа не является исключением. Мы через реализацию социальных проектов показываем свою способность влиять на ситуацию в социуме и по праву рассматриваем себя как центр культурной и общественной жизни села.

В настоящее время в МОУ «Шегарская СОШ №2» организуется целый спектр профилактических услуг для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и испытывающих риск разрушения семейного жизнеустройства ребенка. В числе таких услуг  можно назвать:

Деятельность образовательного центра.

Организация реабилитационного досуга (в том числе коллективно-творческие дела, акции, проекты с участием детей и семей, кружков, поддержку детских инициатив).

Формы психологического сопровождения и поддержки детей и семей,  в числе которых индивидуальное и групповое консультирование, тренинги, организация пространства психологической разгрузки, психологическая диагностика детей и родителей, психологическое консультирование педагогов и других взрослых, работающих с детьми группы риска.

Деятельность социального педагога, в том числе социальный патронаж семей, и, включая изучение и анализ изменений социальной ситуации работы с семьёй и родителями.

Организация социальной гостиной как реабилитирующего пространства в образовательном учреждении, обеспечивающего поддержку ребенка в трудной жизненной ситуации.

Общая направленность перечисленных форм работы – это участие и влияние  нашего образовательного учреждения на ситуацию в жизни ребенка, на преодоление затруднений и риска потери семьи.

Виды поддержки, оказываемые педагогами образовательного учреждения, непосредственным образом связаны с содержанием деятельности школы. Это помощь в обучении, в преодолении учебных затруднений, создание условий для семейного воспитания через вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс, осуществляемый в школе. Данные направления работы всегда присутствовали и традиционны для любой общеобразовательной школы, но далеко не всегда образовательные учреждения используют потенциал существующих форм работы в области профилактики социального сиротства.

Социальная гостиная представляет собой наиболее эффективную форму  работы школы в этом направлении, услугу, созданную специально для организации профилактической работы с детьми группы риска. При анализе ситуации детей целевой группы мы -  педагоги, выделили целый ряд характеристик, указывающих на то, что условия школы не могут обеспечить возможность преодоления трудностей ребенка и семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ориентированные на организацию массового обучения и воспитания, образовательные учреждения оказываются неспособны перестроить способ работы с ребенком, если он оказался выпавшим из общего ритма жизни школы и учебы. В числе причин, способствующих появлению трудностей, выделяется то, что дети группы риска часто лишены возможности быть в благоприятном, защищенном пространстве, где можно получить помощь и поддержку взрослого. То, что для большинства детей является обыденностью - семья, дом, комфортная и доброжелательная атмосфера, внимание и забота взрослых, для детей группы риска становится кратковременной ситуацией, или вообще оказывается недоступным.

Основная цель услуги «Социальная гостиная для детей группы риска» - адаптация детей из неблагополучных семей к школе через организацию реабилитационного пространства на оказание педагогической, психологической и социальной помощи детям.

Социальная гостиная в  нашей школе выполняет следующие функции:

Поддержка ребенка в решении вопросов организации учебы, поскольку дети порой не имеют дома места для выполнения учебных заданий, или попадают в ситуации, когда дома невозможно находиться, многие дети имеют существенные пробелы в освоении программ и курсов.

Вовлечение ребят в школьную жизнь, учебную и образовательную деятельность, которая зачастую закрыта для них по причине учебной неуспешности и личной неустроенности.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях, так как  многие дети имеют опыт перенесения психологических травм, влияния негативного социального окружения.

В Томской области услуга по профилактике социального сиротства «Социальная гостиная для детей группы риска» прошла апробацию  и приобрела форму стандарта, позволяющего эффективно вводить новый вид деятельности в практику образовательных учреждений.

Ранняя профилактика и преодоление социального сиротства в немалой степени зависит от каждого из нас.

Пропагандируя детям здоровый образ жизни, привлекая их к занятиям в различных кружках и секциях, мы должны стремиться духовно обогащать их мир и мир их семьи, чтобы наши интересы объединялись. А силами энтузиастов возможно создание семейных клубов.
Ведь правильно организованный досуг значительно снижает численность детей и подростков, бесцельно проводящих свободное время на улице. Мы надеемся, что жители района не останутся равнодушными и безучастными к судьбам не только своих детей, но и не пройдут мимо детей, оставленных без надзора родителей, а также окажут помощь в выявлении случаев жестокого обращения с ними.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

профилактика социального сиротства - это реальная необходимость, важна общая организация профилактической работы на определенной территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей;

профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности;

работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.

Список литературы:

Глазунова М.А. Социальная педагогика, М., 2000г.

Нечаева А.М. Дети – сироты России, М., 1993г.

Организация социальной услуги по профилактике социального сиротства «Социальная гостиная для детей группы риска», метод. Материалы, Т., 2009

Сайт: исследование «Социальное сиротство», благотворительный фонд «Новая жизнь», 2008 г.

Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях./Народное образование, 2001, № 7.


Справочно:
В настоящее время в России по официальным данным - более

800 000 детей-сирот.
Из более чем 800 000 детей, официально оставшихся без попечения родителей, более

150 000 усыновляются, около

400 000 попадают под опеку, несколько тысяч живут в приемных семьях. 260 000 содержится в государственных учреждениях призрения - домах ребенка, детских домах, интернатах.

Это 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков.

Уровни профилактической деятельности

Общесоциальный

Специальный

Индивидуальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»

В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра.

Современные педжагогогические технологии являются одним из условий эффективности иновационной деятельности "СРЦдН"....

Социально-педагогическая работа в сфере профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия

Деятельность социального педагога по профилактике и преодолению социального сиротства....