«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"
статья по теме

Нестеренко Лариса Валерьевна

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию. Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим назрела необходимость создания  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesovet_o_fgos.rar368.44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете. Тема педсовета:

 «Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен. Основания построения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Слайд-1.

Здравствуйте, дорогие коллеги, начну свое выступление о нормативных документах ФГОС с лирического отступления:

Живем в эпоху нано - технологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

Слайд-2.

И так, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим назрела необходимость создания  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

 Инновационность стандартов:

  1. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред.  7 ст. Закона «Об образовании»).
  2.  Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни.
  3.  Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования.

 Вспомним основные  этапы ФГОС.

Слайд-3.

В 2001 году была разработана концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

2004 год: Был принят федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Слайд-4.

В 2006 году социологические исследования образовательных потребностей привели к созданию Концепции ФГОС

В 2007 году были внесены изменения в закон «Об образовании» (Ст.№7) и разработаны документы и материалы, обеспечивающие ФГОС

В 2008 году началась апробация ФГОС начального общего образования

В 2009 году было принято два документа:

  1. Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС
  2. Утверждение ФГОС начального общего образования

Слайд-5.

В 2010 году выходит в свет еще один документ президентская национальная инициатива «Наша новая школа», первым разделом, которого был «Переход на новые образовательные стандарты».

В этом же году в инициативном порядке началось введение ФГОС в начальной школе, был создан координационный совет, разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования.

 

Слайд-6

Затем, приказом от 07сентября 2010 вышло распоряжение правительства о плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы. А 17.12.2010 г.  был утвержден ФГОС основного общего образования

Слайд-7

Следующим, так сказать, действием Министерства образования и науки  в 2011 году издается приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

И, наконец, в 2012 году был утвержден ФГОС среднего (полного) общего образования

Слайд-8.  

Обратите внимание на три приказа об утверждении ФГОС начального общего,  основного общего и  среднего (полного) общего образования. Мы эти приказы должны знать при разработке программных документов по внедрению ФГОС.

Слайд-9.  

Надо сказать, что ФГОСы строились не на новом, не на пустом месте. В их основу легла опора все самое лучшее в образование: на опыт советской и российской школы, результаты предшествующих реформ и проектов образования, развитие отечественных научных теорий и концепций

Слайд-10.  

В чем же заключается инновационность ФГОС? А она заключается в следующих составляющих:

  1. Идеология
  2. Структура
  3. Содержание

Слайд-11.  

Возьмем отдельно идеологию ФГОС общего образования. Она включает в себя:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание
  2. Гражданская идентичность
  3. Системно - деятельностный подход

Слайд-12.  

Все это нашло свое отражение при моделировании портрета выпускника основной школы.

  1. любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

Слайд-13.  

  1. уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  2. осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  3. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Вот таким должен быть выпускник нашей «новой» школы.

Слайд-14.  

Теперь обратимся к структуре ФГОС. Она имеет три составляющих: требования к результатам,  к структуре и к условиям освоения основной образовательной программы. Обратите внимание, в старых стандартах этого не было.

Слайд-15.  

Вот требования  к структуре  основной образовательной  программы:

Посмотрите, какие требования к количеству и наименованию разделов (НОО-3, ООО-3, С(П)О – 3), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;

Обратите внимание на минимальное и максимальное количество учебных часов (НОО от  2904 до 3375 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет, С(П)О - от 2170 часов до 2590 часов (не более 37 часов в неделю ) за 2 года);

Посмотрите на  соотношение частей основной общеобразовательной  программы. Как вы думаете, что обозначают вот дроби?  (80/20% для НОО,70/30% ООО, С(П)О). 80 % - это нам дает Примерная основная образовательная программа, а 20%  - может добавить сама школа. Это для начального образования. 70/30% -  для основного  общего и среднего полного  образования.

Следующее соотношение к организации внеурочной деятельности, к объему часов (НОО–до 1450 часов за 4 года,  ООО - ???, С(П)О- до 700 часов за два года обучения. В основной школе Министерство еще не определило. В следующем году Министерство образования и науки должно их представить.

Слайд-16.  

Так же в Примерной основной образовательной программе прописаны требования к:

  1. кадровым
  2. финансово-экономическим (финансовым –С(П)О)
  3. материально-техническим
  4. психолого-педагогическим
  5. Информационно-методическим условиям освоения основной образовательной программы

Слайд-17.

Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня.

Причём, непосредственно внедрять новые ФГОС основного общего образования придётся нам, учителям.

Чтобы работа по внедрению ФГОС ООО прошла более плодотворно, необходимо, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы.

Слайд-18.

А теперь, дорогие коллеги, вашему вниманию представляются вопросы.

И, так, вопрос первый.

Слайд-19.

Задаются 5 вопросов. Затем слайд с ответами.

Слайды-20-21.

И, в заключении, на специализированном сайте www.standart.edu.ru  вы всегда найдете информационно-методическую поддержку в помощь в вашей работе. Спасибо за внимание.

(Презентация прилагается, за основу взяты материалы из курсов повышения квалификации Чипышевой Е.Н.)