Особенности организации работы школьного консилиума
статья по теме

Сидоркина Ирина Владимировна

Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным, но в последнее время в школу приходит все больше детей, которые начинают испытывать трудности в учебе уже с первых дней. Поэтому мы, учителя, стараемся подобрать ребенку индивидуальный подход, основанный на знании особенностей его психических процессов и личности в целом.

Развитие и образование тесно взаимосвязаны, именно поэтому особая значимость в интегративном подходе придается комплексному индивидуальному сопровождению развития, воспитания и обучения ребенка для его адаптации и дальнейшей реализации в социальном пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_shkolnogo_konsiliuma.rar194.4 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации работы школьного консилиума

Сидоркина Ирина Владимировна,

старший воспитатель Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения с.Русские Шои»

(Слайд 2)

«Через активную организацию в школе ученик придет к умению войти в жизнь»

Л.С. Выготский

Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным, но в последнее время в школу приходит все больше детей, которые начинают испытывать трудности в учебе уже с первых дней. Поэтому мы, учителя, стараемся подобрать ребенку индивидуальный подход, основанный на знании особенностей его психических процессов и личности в целом.

Развитие и образование тесно взаимосвязаны, именно поэтому особая значимость в интегративном подходе придается комплексному индивидуальному сопровождению развития, воспитания и обучения ребенка для его адаптации и дальнейшей реализации в социальном пространстве. Современный индивидуальный опыт в общеобразовательных учреждениях направлен на решение вопросов интеграции детей с особенностями в развитии в естественную социальную среду, на грамотное выстраивание образовательного и воспитательного процессов для детей с отклонениями в развитии и с нормальным психофизическим развитием.

В образовательном учреждении, желающем осуществлять интегрированное образование на высоком учебно-методическом уровне необходимо создать внутренний психолого-медико-педагогический консилиум. Целью деятельности которого является создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с психофизическими нарушениями в условиях общеобразовательного класса.

Термин «психолого-медико-педагогический консилиум» активно вошел в педагогический язык в 2000 году, когда вышло письмо министерства образования РФ, регламентирующее его работу в образовательных учреждениях страны. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже двенадцать лет, и во многих учреждениях наработан опыт работы, остается много нерешенных вопросов. Актуальность данной темы тем более очевидна, что одним из приоритетов современного образования является обеспечение детям с особыми учебными потребностями доступа к общеобразовательным школам, которые должны быть приспособлены к особенностям и ориентированы на нужды таких детей. При организации интегрированного обучения роль школьного консилиума первостепенна. Таким образом, моя главная задача отразить обобщенный опыт по организации работы школьного консилиума.

(Слайд 3)

Если рассматривать нормативные основы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (далее ПМПк), то они определены следующими нормативными документами разных уровней:

  1. Конвенцией ООН о правах ребёнка.
  2. Федеральным законом «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.
  3. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ.
  4. Федеральным законом «О защите прав ребёнка» Закон  Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-961.
  5. Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  6. Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 23.11.2001 г. № 1-16.
  7. Письмо Министерства образования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 15.01.2002 г. № 03-51-ин/23-03.
  8. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. приказ министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393.
  9. Положением о ПМПк конкретного образовательного учреждения, в котором отражается специфика его деятельности. Важно отметить, что Положение о ПМПк утверждается на заседании коллегиального органа образовательного учреждения с указанием в протоколе заседания пункта о его рассмотрении и даты.
  10. Договором между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника.
  11. Договором между ПМПк и региональной психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК).

(Слайд 4)

При построении работы школьного консилиума мы исходили из теоретических положений М.Р. Битяновой, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, что психолого-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей.

Консилиум объединяет предоставленную учителями, классными руководителями, школьным медицинским работником, педагогом-психологом,  учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом информацию об отдельном ребенке, классе, параллели. На основе целостного видения проблемы коллектив единомышленников разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным школьником.

(Слайд 5)

При организации деятельности школьного консилиума необходимо помнить, что носителем проблемы развития ребенка являются не только он сам, но и его родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка (см. Рис. 1)

Субъективный четырехугольник

РЕБЕНОК                                                                        ПЕДАГОГИ

СПЕЦИАЛИСТ

СОПРОВОЖДЕНИЯ

        РОДИТЕЛИ                                                                        БЛИЖАЙШЕЕ

                                                                                        ОКРУЖЕНИЕ

Рис. 1 Носители проблемы развития ребенка

Очевидно, что если одна из сторон «субъектного четырехугольника» не участвует в решении проблемы (например, из-за некомпетентности родителей или ближайшего окружения), то другие специалисты системы сопровождения заменяют «неработающие» элементы системы.

Основное внимание специалистов школы должно быть сосредоточено не на проблеме, а на ребенке, у которого есть проблема и, следовательно, на желании помочь ему.

(слайд 6)

Исходя из этого основными принципами сопровождения ребенка в условиях школы являются:

  1. рекомендательный характер советов сопровождающего участникам процесса сопровождения;
  2. «на стороне ребенка». В проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт. Очень часто на стороне ребенка только он сам и специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;
  3. непрерывность сопровождения – специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка тогда, когда проблема будет решена или подход к ее решению будет очевиден. Дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например, ребёнок-инвалид, дети с особыми образовательными потребностями), должны быть обеспечены непрерывным сопровождением;
  4. мультидисциплинарность сопровождения – согласованная работа «команды» специалистов.

Опыт нашей работы показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников.

(Слайд 7)

Таким образом, консилиум позволяет:

  1. специалистам ПМПк (педагогу-психологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу) передать имеющиеся у них знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с учеником или коллективом;
  2. учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников;
  3. педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности;
  4. объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников;
  5. наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели;
  6. разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.

(Слайд 8)

Психолого-педагогический консилиум проводится:

  1. в соответствии с планом работы;
  2. по результатам обследования (психологической, логопедической и педагогической диагностики, медицинского обследования);
  3. по запросу учителя;
  4. по запросу специалистов;
  5. по запросу социального педагога;
  6. по запросу медицинского работника школы;
  7. по запросу родителей (законных представителей) школьников.

(Слайд 9)

Объектом обсуждения на консилиуме может быть: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.

Важно отметить, что план работы школьного ПМПк разрабатывается в августе с учетом проведенного анализа и выделенных проблем предыдущего учебного года, включается в общий план работы школы на учебный год и циклограмму деятельности школы.

ПМПк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие - заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем образовательного учреждения.

(Слайд 10)

В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:

  1. 1-е классы – проблемы  адаптации к ситуации школьного обучения;
  2. 4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;
  3. 5-е классы – проблемы  адаптации к ситуации предметного обучения;
  4. 9-е классы – проблемы  адаптации учащихся к обучению в профильной школе;
  5. разработка и утверждение программ сопровождения учащихся, обучающихся  по программам специальных (коррекционных) школ VII, VIII вида;
  6. определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;
  7. оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на сопровождении.

(Слайд 11)

Для эффективной и компетентной работы консилиум должен объединять носителей психолого-педагогической, родительской, медицинской, правовой культуры. ПМПк создается из числа сотрудников учреждения, а также специалистов, привлекаемых на договорной основе по решению администрации образовательного учреждения. Состав консилиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов, возможность участия которых должна быть учтена в положении о ПМПк. Постоянные члены консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций. Согласно Положения о ПМПк участниками консилиума нашей школы являются:

  1. заместитель директора по воспитательной работе;
  2. педагог-психолог;
  3. учитель-логопед;
  4. учитель-дефектолог;
  5. школьный медицинский работник;
  6. классные руководители (в начальной школе – основные учителя);
  7. социальный педагог;
  8. приглашенные учителя-предметники;
  9. родители (законные представители) учащихся.

Необходимая информация от учителей-предметников может поступать консилиуму через классного руководителя и частично – педагога-психолога. Представление данных для консилиума следует осуществлять по заранее согласованным формам. Эти формы заполняются на тех школьников, чьи проблемы выносятся для обсуждения на консилиуме в период подготовки к его заседанию.

(Слайд 12)

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобнее всего группировать обсуждения на консилиуме не по классам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи или сбору дополнительной информации, определяются исполнители и сроки.

Рассмотрим подробнее, какую информацию предоставляет каждый участник школьного психолого-медико-педагогического консилиума:

(Слайд 13)

1. Информация педагога-психолога

Педагог-психолог предоставляет на консилиум информацию о конкретных школьниках и обобщенные данные по классу (параллели классов), которая включает в себя: результаты собственных наблюдений; результаты экспертных опросов педагогов и родителей школьников, результаты диагностического обследования школьников.

Содержание предъявляемой психологической информации зависит от формы проведения консилиума.

При проведении консилиума по классу (параллели классов) изучению подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. Важно отметить, что информация в них о ребенке или его семье облекается в формы:

  1. не нарушающие их права на конфиденциальность;
  2. доступные для понимания педагогам.

Формой предоставления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого педагогом-психологом накануне консилиума.

(Слайд 14)

При проведении внепланового заседания консилиума по проблеме конкретного ребёнка, которое проводится при обязательном присутствии его родителей (законных представителей) данные могут быть обобщены следующим образом:

1.        Описаны психологические особенности:

  1. обучения;
  2. поведения;
  3. эмоционального самочувствия школьника.

2.        Названы обнаруженные нарушения или отклонения от возрастной; психической; социальной нормы.

3.        Описаны конкретные проявления этих нарушений:

  1. умственное снижение по отношению к возрастной норме;
  2. психологические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях.

4. Указаны причины существующих нарушений.

5. Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику.

(Слайд 15)

2. Информация классного руководителя

Классный руководитель представляет на консилиум: результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками; педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом, в которой фиксирует:

(Слайд 16)

  1. трудности, которые испытывает тот или иной ученик в различных ситуациях;
  2. особенности индивидуальных черт его обучения;
  3. самочувствие ученика в школе.

(Слайд 17)

Характеристика школьника складывается из следующих показателей:

  1. качественные характеристики учебной деятельности.
  2. количественные показатели учебной деятельности.
  3. показатели поведения и общения в ходе учебной деятельности.
  4. показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

(Слайд 18)

3. Учитель-логопед: в своем представлении на консилиуме отражает особенности речевого развития ребенка; возможности его коррекции и прогноз.

(Слайд 19)

4. Информация учителя-дефектолога предоставляет на консилиум информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития.

(Слайд 20)

5. Информация медицинского работника

Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.

Выделяются три основных показателя:

1.        Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

  1. соответствие физического развития возрастным нормам;
  2. состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
  3. переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2.        Факторы риска нарушения развития:

  1. наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;
  2. факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3.        Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

(Слайд 21)

6. Информация социального педагога

Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с Консилиумом:

- помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума;

- решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей.

Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации педагогам, родителям и другим специалистам службы сопровождения.

(Слайд 22-23)

Проведение внепланового заседания ПМПк. Регламент его проведения должен быть четко прописан в Положении о ПМПк. В ЦЛПДО с.Русские Шои он следующий:

  1. Запрос на проведение внепланового заседания ПМПк подаётся не позднее, чем за 14 дней до заседания.
  2. Документы (характеристики, заключения специалистов, работы учащегося) предоставляются секретарю ПМПк не позднее, чем за 3 дня до заседания.
  3. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов, сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.
  4. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение заседания ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).
  5. ПМПк проводится не позднее 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).
  6. В период с момента поступления запроса и до заседания ПМПк каждый его специалист проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время обследования с учетом его реальной возрастной и психофизической нагрузки.

(Слайд 24)

Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной работы школьной психологической службы с детьми, имеющими особенности развития - для каждого ребенка составляется индивидуальная модель сопровождения (комплексная программа).

Ведущим консилиума является председатель ПМПк. Он:

  1. устанавливает порядок обсуждения;
  2. следит за соблюдением регламента и не допускает, чтобы обсуждение деловых проблем переходило в область эмоциональных реакций.

1 этап.        Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума. Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника - начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения.

(Слайд 25)

2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику

Участники консилиума отвечают на вопросы:

  1. какого рода помощь требуется школьнику?
  2. какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?
  3. какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?
  4. какую работу могут взять на себя участники консилиума?
  5. какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?
  6. что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.

(Слайд 26)

3 этап. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

(Слайд 27)

Также на период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку может быть назначен ведущий специалист. Это в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу.

Главные задачи ведущего специалиста:

  1. координировать деятельность участников сопровождения;
  2. отслеживать   эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы;
  3. выступать с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка на ПМПк.

(Слайд 28)

В заключении отметим, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы.

Также, всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).

(Слайд 29)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Организация работы ПМП консилиума

Организация работы консилиума образовательной организации...

Взаимодействие ПМПК с образовательными организациями. Работа школьного консилиума

Взаимодействие ПМПК с образовательными организациями. Работа школьного консилиума...

Особенности организации работы с учащимися при создании школьной прессы как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников

Школьная пресса выступает как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников. Создание номеров школьного журнала предполагает реализацию строго организованной программы взаимодействия ...

Приказ «Об организации работы школьного психолого-педагогического консилиума»

Приказ " Об организации работы школьного психолого-педагогического консилиума"...

Презентация на тему: "Особенности организации работы по сопровождению обучающихся, попавших в "группу риска" по результатам социально-психологического тестирования в общеобразовательной организации".

В презентации дан сравнительный анализ социально-психологического тестироания обучающихся за 2022-2023 , 2023-2024 учебный год. Представлен алгоритм работы педагога-психолога с детьми, имеющими фактор...