Особенности организации работы с учащимися при создании школьной прессы как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 9 класс)

Морозова Анна Викторовна

Школьная пресса выступает как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников. Создание номеров школьного журнала предполагает реализацию строго организованной программы взаимодействия взрослых и детей, входящих в редакционную коллегию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации работы с учащимися при создании школьной прессы как средства развития

социально-коммуникативных навыков школьников

Каждому человеку необходимо ориентироваться в современном информационном пространстве. Знакомясь с журналистикой в школе, как с теоретической, так и практической сторон, дети учатся разбираться и критически относиться к современным медиапродуктам.

Школьная пресса сегодня стала неотъемлемым звеном образовательного процесса, в котором учащийся получает знания и проявляет заинтересованность, инициативность, умение доводить начатое дело до логического завершения, принимает собственные решения и несет ответственность за их реализацию.

Соответственно, развитие школьных печатных изданий представляет особый пласт обучения и воспитания, выступая одновременно и школой, и лабораторией, где дети учатся свободно мыслить и реализуют свои творческие способности посредством журналистской деятельности.

Дети, выбирая данное направление, проявляют интерес к профессии «Журналист», овладевают навыками газетного дела, формируют активную жизненную позицию лицеиста и, конечно же, получают свой первый журналистский опыт.

Учащиеся, являясь субъектами образовательной деятельности, в процессе развивающего обучения совершенствуют коммуникативные навыки, способности к литературному творчеству, повышают грамотность при создании журнала «Лицейский Вестник». В результате работы возрастает мотивация учащихся к обучению, раскрывается их творческий потенциал и самостоятельность. Дети ищут свой путь, выражая свое «Я» в печатном слове. Несомненно, эта работа способствует и сплоченности учащихся, и повышению их статуса в школьном коллективе.

С помощью этой модели обучения у детей формируются следующие компетенции:

компетентность в постановке целей и задач собственной деятельности;

компетентность в организации собственной деятельности;

компетентность в работе с различными информационными источниками;

компетентность в области личностных качеств (эмпатия, такт, культура профессионального общения, умение работать в коллективе и т.д.).

Рассмотрим алгоритм взаимодействия педагогов с учащимися. Он представлен в виде взаимосвязанных компонентов – планирование, мотивация, организация, выполнение, обсуждение, анализ, контроль, между которыми нет четких границ, но ребенок проходит каждый из них.

На этапе планирования мы с детьми обсуждаем тему номера, его содержание, обозначаем рубрики, структуру номера.

Мотивационный компонент нашей работы представлен путем создания психолого-педагогических условий выражения и реализации творческих способностей, поощрения лицеистов на участие в конкурсном движении; создания стабильного, творческого коллектива редакции, расширяя и пополняя ее ряды новыми участниками, что опосредованно развивает информационную среду лицея.

На этапе организации мы с детьми обсуждаем и определяем ответственных за ту или иную рубрику или задание. Каждый ребенок выбирает то, что ему более интересно. Дети придумывают вопросы для блиц-опросов и интервью, выбирают ТОП-лучших вопросов, распределяются на группы и пары для интервьюирования и несут ответственность за реализацию задуманного на практике.

Подготовка журнального материала требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это теоретическая и рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерная работа: набор материала, правка, печать. В рамках издательского дела ярко проявляются все информационные процессы, которые являются основой тех или иных профессий в данной области: журналист, редактор, дизайнер, верстальщик и корректор. Учащиеся знакомятся с профессиями и спецификой их работы и получают теоретические знания и практические навыки в создании печатной продукции. Подготовка журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это теоретическая и рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерная работа: набор материала, правка, макетирование, печать. Таким образом, осуществляется практическая самостоятельная и совместная практическая деятельность учащихся.

Алгоритм взаимодействия с учениками построен таким образом, чтобы на каждой встрече-занятии ребенок узнавал новое, обогащал словарный запас, постигал лексическое многообразие и образность родного языка, приобретал навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; учился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.

На этапе контроля происходит обсуждение, обработка полученных результатов: мы анализируем результаты проделанной работы, определяем направление и примерное содержание следующего номера «Лицейского Вестника».

Давайте рассмотрим его структуру.

На титульном листе журнала отображены основные содержательные фрагменты (тематические разделы) в виде фотографий. Каждый номер имеет эпиграф, под эгидой которого выстраивается тематический материал номера. Эпиграф подбирают дети, исходя из выбранной темы номера. Далее следует вступительная статья главного редактора или слово всей редакции. Представлены рубрики: «Праздники», «Портретное интервью», «Наши традиции. Путешествия» «Гостиная «Лицейского Вестника», «Проба пера» и многие другие, а также рубрика «Символ выпуска», о которой мы хотим рассказать подробнее, так как она, перекликаясь с эпиграфом, является логическим завершением номеров школьного журнала.

Если мы посмотрим на сентябрьский номер, в рубрике «Символ выпуска» мы увидим праздник 1 сентября. Цветы в этот день – это символ уважения к знаниям и учителю, символ торжественности момента, которым дети отмечают начало нового важного этапа своей жизни.

В октябрьском номере, посвященном 100-летию ВЛКСМ (Всероссийский ленинский коммунистический союз молодежи), рубрика «Символ выпуска» представлена известной фразой Антуана де Сент-Экзюпери и рисунком ученицы лицея, отражающими такие понятия как «Дисциплина, порядок, контроль».

Ноябрьский номер посвящен Дню матери, он начинается эпиграфом «Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно», а рисунок ученика и цитата, выражают философскую мысль, что человек рождается благодаря маме, и высокое счастье понять – зачем, что еще более глубоко раскрывает смысл эпиграфа.

В декабрьском номере в рубрику «Символ выпуска» дети выбрали фразу «Люди, пожалуйста, замечайте, когда вы счастливы» и рисунок – ожидание Нового года, что напоминает нам, что мы должны уметь видеть чудо в обыденной повседневности и быть открытыми для волшебства.

Дети, работая над номером, каждый раз сами того не зная, выбирая фразу, воплощая ее в рисунке, создают макротекст, отражающий многообразие концептов русской культуры и языковой картины мира.

Особо стоит отметить, что родители наших детей принимают активное участие, они помогают устраивать тематические выставки: приносят элементы, символы, фото своей школьной поры, рассказывают своим детям о школьной жизни тех лет, сопоставляют и подчеркивают, что сегодня школьная жизнь насыщена другим содержанием, но также интересна и увлекательна, как была и у них. Некоторые родители публикуют свои материалы на страницах школьного журнала.

Мы с уверенностью говорим, что издательское дело объединяет всех участников образовательного процесса, и результатом нашей деятельности выступает успешный, уверенный, увлеченный лицеист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития социально-коммуникативных навыков "Лидерские навыки"

Программа развития социально-коммуникативных навыков "Лидерские навыки"...

Статья "САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Статья о влиянии школьного самоуправления на развитие личности школьников...

Авторская программа "Работа с одаренными детьми по созданию школьного пресс-центра".2018г.

В данной авторской программе рассказывается о методах и приемах работы с одаренными детьми по созданию школьной газеты "Вестник гимназиста"....

Краткосрочный проект по развитию социально-коммуникативных навыков обучающихся «группы риска» «Дорогою добра»

Как помочь повысить качество жизни и взаимодействия обучающимся "группы риска" Краткосрочный проект по оказанию внимания и поддержки данной категории школьников....

Создание школьного журнала как средство развития социальной компетентности школьников среднего звена

В методических разработках представлен алгоритм взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса при создании номеров школьного журнала "Лицейский Вестник"....