Конспект открытого занятия - "Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста".
план-конспект на тему

Дегтева Ирина Владимировна

Может быть использован на уроках общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социально-коммуникативных навыков

 детей младшего школьного возраста

Тема занятия:  «Секреты общения»

Вид занятия: коррекционно-развивающее

Цель: способствовать осознанию детьми ценности и сложности человеческого общения.

Задачи:

  • Формирование представлений о вербальном и невербальном общении
  • Совершенствование коммуникативных навыков
  • Развитие мыслительных способностей
  • Развитие личностной и групповой активности
  • Воспитание позитивного отношения в общении

Оборудование и материалы: презентация, макет карты страны «Общение», «проездной билет» - памятка-алгоритм нашего путешествия,  заготовка детских изображений, ватман, мяч, клей, маркер, скотч.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно. Сегодня у нас с вами необычное занятие, а занятие, посвященное общению. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки, много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.

Начнем мы наше занятие с игры «Приветствия». Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой.

Итак, «здравствуйте, девочки», «здравствуйте, мальчики», «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы», «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать», «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».

- Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу.

- Как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Мы вместе, мы дружные, мы все здесь!

 А теперь закройте глаза и представьте, что вы хотите передать другу.

 Упражнение «Подарок»

Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук.  Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.

  1. Основная часть

Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по необыкновенной  стране «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни на одной карте мира, но у каждого из вас эта страна своя индивидуальная и неповторимая.

Обратите внимание. Перед вами карта страны нашего путешествия. Как на любой карте есть острова, горы, озера, так и на  нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы посетим острова «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания».

В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» - алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть.

Давайте выберем капитана. Кто первый отгадает загадку, тот и капитан.

Загадки:

1. Кто носит шляпу на ноге?

 У него одна нога, да и та без башмака. (Гриб)

2. Не король, а в короне,

 Не гусар, а при шпорах.

 На часы не глядит,

 А время знает. (Петух)

Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении карты.

Мы подплываем к волшебному острову «Вежливости», на нем очень много озер.

Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на карту  нашего острова, это и будут наши озера.

А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на нашу карту. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой 1 стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.

СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО»,

 «ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА»,

 «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ,

 БЕЗ НИХ НЕВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ.

 СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ.

Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на нашем острове? Вы справились с заданием, и теперь этот остров преобразился. Нравится он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам!

Педагог: Ребята, с нами  кто-то желает пообщаться. Нам пришло письмо. Давайте посмотрим, кто же – это может быть.

Педагог: Ребята, так кто это? (Старуха Шапокляк)

Давайте посмотрим, что она нам пишет. Слушайте внимательно (читаю письмо).

Ребята, приведем свои аргументы в защиту дружбы. Почему дружба нужна?

Давайте поможем Шапокляк понять, что такое дружба и вспомним правила общения и дружбы.

Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, если вы согласны, то одновременно хлопайте в ладоши и говорите «да-да-да», а если вы со мной не согласны, топайте ногами и говорите «нет-нет-нет». Попробуем? 

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(Да-да-да)

Мы научимся играть?

(Да-да-да)

Другу будем помогать?

(Да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(Да-да-да)

Друга стоит обижать?

(Нет-нет-нет)

Ну а споры разрешать?

(Да-да-да)

Чай с друзьями будем пить?

(Да-да-да)

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Ребята, нам нужно назвать качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем называть их, а капитан наносить на  карту причалы «ДРУЖБЫ». (Уважение, готовность оказать помощь, искренность, честность, забота, верность, равенство, доброжелательность, тактичность, открытость, умение слушать).

Мы с вами открыли еще один  секрет успешного общения. Вот и остров «Дружбы» стал другим. Нравится он вам?

Психогимнастика:

Ребята, посмотрите, какие роскошные вокруг деревья.

 Все встали, потянулись. Мы с вами деревья.

 Выросли высоко-высоко.

 Подул ветер, пошел дождь (дети качаются),

 Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли.

 Спокойно сели.

Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к острову «Понимания».

Составление слова из букв.

Чтобы познакомиться с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать загадку.  На столе лежат буквы. Здесь зашифрована одна известная пословица. Если  буквы расположить в определённом порядке, то получится слово. Попытайтесь его составить!  

Ответ: Язык до Киева доведёт.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Еще одно задание выполнили. Молодцы! 

- Подумайте о том, как, с помощью каких средств происходит общение между людьми. Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным.

Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 2.

К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция.

Упражнение «Язык жестов»

Команда делиться на две группы. По правому борту группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, зубного врача и учителя.

 А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.

У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов, жестов и мимики. Наш капитан уже наносит горы на карту острова «Понимания». Ребята, посмотрите, какая замечательная  получилась у нас страна Общения! Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете (под цифрой 3), что такое общение. А капитан закончит оформлять нашу карту путешествия.

Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией.

Карта готова, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у вас, и вы можете им пользоваться.

  1. Заключительная часть

Упражнение «Цена улыбки»

Наше путешествие подошло к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат на столько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей.

Она – вдохновение для уставших, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится,  пока ее не подарили!

Видеоклип «Улыбка творит чудеса».

  1. Рефлексия.

«Коллаж настроения»

Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете.

 Я рада, что у вас отличное настроение. Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми. Давайте подарим свою улыбку и хорошее настроение друг другу и нашим гостям (вручаем памятку).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Секреты общения

Слайд 2

Вежливых слов не одно и не два, Помни и знай эти чудо-слова: Слова «до свидания», «спасибо», «простите», «пожалуйста», «здравствуйте» - щедро дарите, Без них невозможно прожить. Слова эти нужно с улыбкой дарить.

Слайд 3

Я – злая старуха Шапокляк, люблю вредничать, пакостить. Что вы тут о дружбе говорите! Нехорошо это дружить! Подумайте сами! Это же со всеми делиться надо, купил себе конфет, мороженое и с другом делись? Игрушками, книгами делись. Это что хорошо? А друг, если тонет, так что вместе с ним тонуть. Помогать ему в беде? Посмеяться над другом нельзя. Ссориться нельзя, спорить нельзя, жадничать нельзя, зазнаваться нельзя. Зачем же она эта дружба нужна?

Слайд 4

Вербальное Невербальное

Слайд 5

Пусть всегда найдётся повод для улыбки Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам !



Предварительный просмотр:

                                                       

Я – злая старуха Шапокляк, люблю вредничать, пакостить.

Что  вы тут о дружбе говорите! Нехорошо это дружить! Подумайте сами!

Это же со всеми делиться надо, купил себе конфет, мороженое и с другом делись? Игрушками, книгами делись. Это что хорошо?

А друг, если тонет, так что вместе с ним тонуть. Помогать ему в беде? Посмеяться над другом нельзя. Ссориться нельзя, спорить нельзя, жадничать нельзя, зазнаваться нельзя. Зачем же она эта дружба нужна?



Предварительный просмотр:

                                                       

  1.  Слова «до свидания», «спасибо»,

      «простите», «пожалуйста»,

      «здравствуйте» - щедро дарите,

      Без них невозможно прожить.

      Слова эти нужно с улыбкой дарить.

  1.  Вербальные средства общения – слова

Невербальные средства общения – жесты, мимика, позы, дистанция. 

  1. Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией.

ПРИЯТНОГО ОБЩЕНИЯ!

  1.  Слова «до свидания», «спасибо»,

      «простите», «пожалуйста»,

      «здравствуйте» - щедро дарите,

      Без них невозможно прожить.

      Слова эти нужно с улыбкой дарить.

  1.  Вербальные средства общения – слова

Невербальные средства общения – жесты, мимика, позы, дистанция. 

  1.  Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией.

ПРИЯТНОГО ОБЩЕНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению"

Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные отк...

Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...

Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.

Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...

Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...

Конспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

Коррекционно-развивающая программа групповых занятийКонспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"...