Теоретические и технологические аспекты планирования урочной деятельности преподавателя в свете ФГОС второго поколения.
методическая разработка на тему

Структурные и функциональные компоненты учебного занятия включают три составляющих:

  1. цель занятия и его результат
  2. содержание деятельности
  3. способы деятельности

Серьезные недостатки в организации образовательного процесса обусловлены в первую очередь теми затруднениями, которые испытывает преподаватель в правильной постановке главной дидакти­ческой цели намечаемого учебного занятия. Преподаватели испытывают затруднения в правильном выборе конкретных целей и ставят их в виде общих формулиро­вок.

Для правильной постановки главной дидактической цели преподаватели должны опираться на тот перечень зна­ний и умений, который сформулирован по каждой теме в соответствующей данному учебному предмету программе.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Вот эти конкретные результаты обучения и должны пройти в качестве целей отдельных учебных заня­тий.

Планирование учебных занятий – это акт целеполагания и конструирования на этой основе общей модели взаимодействия преподавателя и уча­щихся в их ходе. Планирование всегда осуществляется на основе определенных принципов и методов деятельности, исходя из целей и задач учебно-воспитательного процесса на конкретном этапе и с учетом содержания конкретного учебного материала.

Примерная структура и при­мерное содержание плана учебных занятий в МсСВУ:

  1. Тема планируемого занятия и дата его проведения.
  2. Планирование применения наглядных пособий и аудиови­зуальных средств,
  3. Структура учебного занятия
  4. Проверка степени реализации намеченного плана.

Предлагаю новую форму плана-конспекта урока, разработанную в свете ФГОС второго поколения,  позволяющую преподавателю правильно сформулировать цели и задачи урока. Так же форму самоанализа, помогающую  провести грамотный самоанализ этого урока. Форма листа-наблюдения урока позволит  проверяющему оценить его эффективность и качество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические и технологические аспекты планирования урочной деятельности преподавателя в свете ФГОС  второго поколения.

Любое занятие — это система взаимообусловленной организационной и учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение цели и задач общего образования, воспитания и развития учащихся.

Структурные и функциональные компоненты учебного занятия включают три составляющих:

  1. цель занятия и его результат
  2. содержание деятельности
  3. способы деятельности

   При формулировке цели косвенно отражается структура и тип намечаемого занятия:  занятие по приобретению новых знаний и умений, по совершенствованию, развитию и закреплению знаний, умений, а также выработке определенных устойчивых навыков. Цель всякого учебного занятия отражает  то, как преподаватель видит его конечный результат, каковы должны быть результаты в итоге изучения определенной темы или какое интеллектуальное  развитие должны получить учащиеся на этом занятии. Изучая объекты материального мира в процессе их взаимодействия, обучаемые получают навык в совершенствовании ряда мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, систематизации и тому подобных, то есть развиваются.

Серьезные недостатки в организации образовательного процесса обусловлены в первую очередь теми затруднениями, которые испытывает преподаватель в правильной постановке главной дидактической цели намечаемого учебного занятия. Преподаватели испытывают затруднения в правильном выборе конкретных целей и ставят их в виде общих формулировок типа: "Рассказать учащимся о...", "Познакомить их с...", "Дать понятие о..." и тому подобное, забывая о том, что подобные формулировки — это только часть правильной, грамотно сформулированной цели. Более важно не просто рассказать учащимся о чем-либо, не просто "дать понять", а научить анализировать, определять, вычислять, измерять, решать, изготовлять и тому подобное. Таким образом, главная дидактическая цель должна отражать наряду с тем, какие теоретические знания получат учащиеся, также и то, какие умения будут у них сформированы и какие навыки развиты, усовершенствованы и тому подобное, то есть в зависимости от выбранного вида и типа учебного занятия.

Все это должен учитывать преподаватель при постановке главной дидактической цели, а каждый проверяющий — при оценке его эффективности. Цель может отражать примерно следующее: какое понятие (правило, закон, действие) должны усвоить (и на каком уровне) учащиеся в ходе (в результате) проведенного занятия, как будет раскрыто содержание определенного понятия и его основных признаков; что будет показано (в широком смысле слова); что учащиеся должны будут научиться находить, определять и тому подобное; какие выводы должны будут научиться делать учащиеся; что они должны научиться проектировать (разрабатывать). Здесь преподаватель планирует и то, какие формулировки, признаки, правила, определения должны будут усвоить обучаемые и на каком уровне (различения, запоминания, понимания); что они должны научиться решать; алгоритм каких действий должен быть у них выработан и что они должны будут уметь делать, обосновать или применить на практике и тому подобное.

Для правильной постановки главной дидактической цели преподаватели должны опираться на тот перечень знаний и умений, который сформулирован по каждой теме в соответствующей данному учебному предмету программе.

Так, подходы к формированию содержания школьного математического образования  в соответствии с ФГОС второго поколения претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.

Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1)
в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2
) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3)
в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Вот эти конкретные результаты обучения и должны пройти в качестве целей отдельных учебных занятий.

В соответствии с этим преподаватель должен предусматривать три цели учебного занятия при его планировании: личностную, метапредметную и предметную.

 Выбор цели является только первым главным шагом в планировании образовательного процесса, а практическое решение основных задач обучения, воспитания и развития хоть и вторым, но не менее важным.

Планирование учебных занятий – это акт целеполагания и конструирования на этой основе общей модели взаимодействия преподавателя и учащихся в их ходе. Планирование всегда осуществляется на основе определенных принципов и методов деятельности, исходя из целей и задач учебно-воспитательного процесса на конкретном этапе и с учетом содержания конкретного учебного материала.

Этап целеполагания, то есть четкого конкретного определения цели учебного занятия по критериям ее реальности, целесообразности, актуальности и возможности достижения за конкретное время, в значительной степени предопределяет эффективность предстоящей учебно-познавательной деятельности учащихся.

Планирование учебных занятий в средних учебных заведениях на практике сводится в основном к написанию подробного, развернутого конспекта содержания того учебного материала, который будет излагаться на нем, с указанием темы и даты проведения этого занятия. Сам термин "план занятий" почти не употребляется без сочетания "план-конспект".

Для достижения главной дидактической цели преподаватель решает целый комплекс задач обучения, воспитания и развития. К таким основным задачам относятся задачи нравственного, трудового воспитания и профинформации, задачи формирования навыков и потребностей умственного труда (умственное развитие и воспитание), физического и гигиенического воспитания, задачи эстетического воспитания, и все они, хочет того преподаватель или не хочет, решаются в той или иной степени на каждом учебном занятии.

Примерная структура и примерное содержание плана учебных занятий в МсСВУ:

1.Тема планируемого занятия и дата его проведения.

Исходя из требований программы и календарно- тематического плана по данному учебному предмету, преподаватель не испытывает затруднений при формулировке этого пункта.

Как показывает анализ посещенных учебных занятий, выполнение воспитательных задач — наиболее слабый участок у многих педагогов  и особенно у преподавателей математики. Умелый преподаватель широко использует все факторы воздействия на личность учащихся. К ним относится: организация учебного процесса на данном занятии; содержание учебного материала; методы обучения и воспитания, используемые преподавателем на конкретном занятии, и личность педагога, роль и значение которой в воспитательном воздействии на учащихся трудно переоценить.

Планирование применения наглядных пособий и аудиовизуальных средств, их оптимальное соотношение и логическая взаимосвязь предопределяют выполнение таких дидактических принципов, как принципы доступности и наглядности. Это является немаловажным фактором, влияющим на эффективность обучения в целом.

Затем планируется структура учебного занятия с вычленением основных видов действий преподавателя и обучаемых, которую, как показала практика и проведенное нами исследование, можно и удобно оформлять в плане в виде двух столбцов, параллельных временной оси. Форма плана, как показывает практика, может быть примерно следующей:

Текущее время занятий

Действия преподавателя

Действия обучаемых

1

2

3

Преподаватель уже не планирует предстоящее учебное занятие только "на себя", а продумывает, чем и как будут заниматься учащиеся.  Если же постоянно в колонке № 3 (деятельность учащихся) на все время планируемого занятия (или почти на все) он пишет, например, "слушают", то ему можно сделать замечание, что основное время он отводит себе, превращая все занятия, кроме лекции, разумеется, из эффективного средства развития учащихся в способ увеличения их информированности, а иногда просто в "накачивание" учащихся обилием информации.

Анализ проверяющим колонок № 2 и № 3 по вертикали легко позволяет увидеть такую одностороннюю направленность предполагаемого учебного занятия на преподавателя, а не на учащихся и дает возможность предупредить возможные ошибки. Планирование активной, творческой учебно- познавательной деятельности учащихся на предстоящем занятии является весомым вкладом в дело фактической, а не формальной реализации принципа развивающего обучения на практике.

В основу такого планирования кладется структура 45-минутного или 90-минутного учебного занятия. Оформление в виде таблицы необязательно, достаточно разделить страницу вертикальной чертой, а слева поставить ориентировочные интервалы времени планируемого занятия.

Опытному преподавателю оформить структуру предстоящего занятия с учетом реального времени, а также его действий и действий учащихся не представляет большого труда, так как он, как правило, обладает "чувством времени". Однако, как показывают исследования педагогов и психологов, и этим преподавателям такая форма записи помогает совершенствовать свою деятельность с целью рациональности использования времени занятий. Тем более это полезно молодым преподавателям или людям, недавно пришедшим на педагогическую работу.

Такое планирование предусматривает в обязательном порядке введение в план разделов, отражающих и учитывающих реальное время предполагаемого учебного занятия, учебно-познавательную деятельность учащихся в единстве с учебно-воспитательной деятельностью преподавателя. Все это является реализацией важнейшего принципа педагогики — принципа единства обучения, воспитания и развития учащихся как на занятиях, так и в организации всего учебно-воспитательного процесса, и позволяет выработать единые требования к планированию учебных занятий преподавателями.

Проверка степени реализации намеченного плана осуществляется, как правило, по окончании проведенных занятий.  Преподаватель  оценивает, как, по его мнению, этот план реализован: полностью, перевыполнен, недовыполнен, и причины, сопутствующие тому или иному факту. Оценивая рациональность планирования, исходит из того, в какой степени реализованы принципы полноты, качества и оптимальности, соответствие поставленных задач требованиям учебного плана, программе, а также уровню подготовленности учащихся конкретного возраста.

Предлагаю новую форму плана-конспекта урока, разработанную в свете ФГОС второго поколения,  позволяющую преподавателю правильно сформулировать цели и задачи урока. Так же форму самоанализа, помогающую  провести грамотный самоанализ этого урока. Форма листа-наблюдения урока позволит проверяющему оценить его эффективность и качество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.

      Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека....

Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Совершенствование речевых навыков по теме «Мой дом» § Обучающие:  освоить новые лексические единицы по теме и повторить ранее изученные во всех видах речевой деятельности ,...

Личностно-ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации

Сообщение на МО ЕМЦ.Замысел личностно - ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его ос...