Планирование как функция управления
консультация по теме

Маслова Светлана Станиславовна

В данной работе вы найдёте:

Виды планов работы школы

Рекомендации по планированию

Примеры из собственного опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_kak_funkciya_upravlenie.docx66.26 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование – как функция управления.

 

                                                                  Работу выполнила заместитель директора

                                                                  по учебной работе ГБОУ СОШ №382

                                                                   Маслова Светлана Станиславовна.

                                 

                                       

   СОДЕРЖАНИЕ             

Введение……………………………………………………………….. 3

  1.  Планирование и планы      …………………  …………….5
  2. Планирование-как функция управления                                           образовательным   учреждением. ……………………… ..7
  3. Виды планов работы школы                                                                                             и основные требования к ним…….. ……………. ………..9
  4. Рекомендации по планированию работы школы………………………………………… ……………….12
  5. Планирование контроля учебно-воспитательного процесса…………………………...… ……………………… 20
  6. Планирование работы социального педагога……………………………………………………….. 24

Выводы………………………………………….  ………………………..27                                  Список использованных источников…………………………………29

                   Введение

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

  1. распределения ресурсов;
  2. координации деятельности между отдельными подразделениями;
  3. координации с внешней средой (рынком);
  4. создания эффективной внутренней структуры;
  5. контроля за деятельностью;
  6. развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

В общем, в процессе планирования можно выделить:

  1. процесс целеполагания (определение системы целей);
  2. процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
  3. процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.

 

Само по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее № млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.

Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени.                                                              

 Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

  1. Разрабатывается миссия организации.
  2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).
  3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.
  4. Определяются стратегические альтернативы.
  5. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".
  6. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:
  1. тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;
  2. политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
  3. процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
  4. правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

1. Планирование и планы

Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

По широте охвата:

  1. корпоративное планирование (для всего учреждения в целом);
  2. планирование по видам деятельности;
  3. планирование на уровне конкретного подразделения (планирование класса, определенного МО).

По функции:

  1. производственное;
  2. финансовое;
  3. кадровое;
  4. маркетинговое.

По подфункции (например, для маркетинга):

  1. планирование ассортимента;
  2. планирование рекламы;
  3. планирование продаж.

По временному периоду:

  1. долгосрочное планирование - 5 лет и более;
  2. среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;
  3. краткосрочное планирование - до года.

По степени детализации планов:

  1. стратегическое планирование;
  2. оперативное или тактическое планирование.

По обязательности выполнения:

  1. директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;
  2. индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.

План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

Различают три основные формы организации планирования:

  1. "сверху вниз";
  2. "снизу вверх";
  3. "цели вниз - планы вверх".

Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

2. Планирование как функция управления образовательным учреждением(по Сластенину В.А. –доктор педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии Мос. Пед. Университета)

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Разумеется, трудно с исчерпывающей точностью установить, когда у воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество, произойдут те или иные изменения в межличностных отношениях, но планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности: самореализация ее творческих возможностей.
Педагогическая деятельность целенаправлена. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать деятельность как педагога, так и ученика.
Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке "дерева" целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении "дерева" целей управления необходимо общую, или, как говорят, "генеральную", цель представить в виде ряда конкретных частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.
Опора в управлении на сознательное определение целей не только директором, но и учителями и учащимися подчеркивает тот факт, что каждый участник педагогического процесса является носителем определенных прав, обязанностей, меры ответственности.
Такое понимание целеполагания позволяет перейти к комплексно-целевому планированию, помогающему разрабатывать комплексные целевые программы, направленные на достижение генеральной цели. Комплексная целевая программа не упрощенная модель плана работы школы, а его необходимая часть, когда из плана работы школы вычленяются 3 — 4 наиболее важные проблемы и детально прорабатываются администрацией и коллективом школы.
Такая целевая программа должна содержать краткое описание состояния проблемы; ее место в общешкольном плане; генеральную цель, систему задач; показатели достижения целей; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; итоговый анализ; коррекцию выполнения программы.
Цель функционирования педагогической системы в динамике
усложняется, отражая тем самым и сложность деятельности, направленной на ее достижение. Трудно точно определить границы цели на каждом этапе "дерева" целеобразования, но их структурное представление помогает руководителю школы, учителю, ученику принимать целенаправленные, обоснованные решения. Планирование в управлении школой выступает, таким образом, как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на дальнюю перспективу, направлены на решение текущих оперативных дел. Логично на этом основании выделять
перспективные, годовые, текущие планы работы школы.

3. Виды планов работы школы и основные требования к ним


Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюдение требований целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углубляющий основные направления работы педагогического и ученического коллективов. Это постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций. Одно из требований — перспективность планирования, когда цели деятельности педагогами и учащимися принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные, желанные, и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на длительный срок, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выделить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение требования объективности основывается на знании объективных условий деятельности школы, ее материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной среды, возможностей педагогического и ученического коллективов.
К сожалению, пренебрежение этими требованиями в работе школы часто приводит к недостаточной аналитической обоснованности, неконкретности, несогласованности в планах различных школьных управленческих структур. Изучение опыта работы школ свидетельствует также и о таком факте, когда планирование рассматривается как доминирующая функция управления школой. Усилия руководителей школы в этом случае концентрируются в основном на том, чтобы разработать план работы, не обеспечив его в организационном отношении. Поэтому неплохо спланированная деятельность остается нереализованной, так как не приведены в движение остальные функции управления. Управленческий цикл, не получив своего развития, угасает — в итоге не достигается поставленная цель.
В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий.
Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид:
1. Задачи школы на планируемый срок.
2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.
3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций.
4. Потребность школы в педагогических кадрах.
5. Повышение квалификации педагогических кадров (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.).
6. Развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.).
7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.
Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициа-

тивная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.
Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.
Примерное содержание годового плана работы школы
Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана:
1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.
2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количество учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы увеличения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприятий, направленных на получение детьми основного общего и среднего (полного) общего образования: выполнение положений закона РФ "Об образовании" о гарантиях на получение образования; организация питания детей в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей. Работа по выполнению всеобуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения детей на дому, в оказании помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям. В содержании плана работы педагогического коллектива и родителей предусматривается создание условий для индивидуально-творческого развития детей.
3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это наиболее объемный, развернутый раздел плана, который охватывает многообразные стороны деятельности учителей и учащихся. Это касается прежде всего обеспечения качества знаний, умений и навыков — индивидуализации и дифференциации обучения, использования современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеурочной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятельность школы по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских общественных организаций в соответствии с "Конвенцией ООН о правах ребенка".
4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по повышению педагогической культуры родителей. Содержание этой работы направлено на утверждение роли школы как организующего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда входит работа с родительским коллективом и советом школы, проведение педагогических лекториев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей, занятий в университете педагогических знаний. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей кружков, секций, студий и др. Организация индивидуальной, дифференцированной работы с родителями и др.
5. Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информатики в оценке уровня профессиональной подготовки, работа коллектива школы над общешкольной научно-методической проблемой — проведение семинаров, конференций, педагогических чтений, заседаний методических советов, педагогических советов. Организация работы школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Руководство изучением, обобщением и распространением педагогического опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, формирование инновационной среды в школе.

6. Система внутришкольного контроля.

7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных ценностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми 6-летнего возраста. Укрепление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством. Комплектование фонда школьной библиотеки. Программа текущего и капитального ремонта школы.
8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой части плана указывается тематика заседаний совета школы, педагогического совета, производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределяется учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетами и др.
Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

 

   4. Рекомендации по планированию работы школы

В науке об управлении существуют два понятия - "действие" и "результат". Действие - это определенные операции, конкретные мероприятия, вечера, походы, собрания и т.д. Они могут проходить регулярно, внешне эффектно и демонстрировать неплохую организационную деятельность исполнителей. Но действие - это только средство для достижения какой-то цели, а не сама цель.

Результат- это конечный итог, ради которого и проходили операции, это уровень знаний, воспитанности учащихся, их общекультурная подготовка, степень самостоятельности и т.д.

Суть управления — в умении планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс обучения и воспитания, в умении выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных задач и целей.

Разработать план - это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания.

Планирование - подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.

Обоснованный конкретный план - один из показателей научной организации и управления школы.

План должен быть кратким, четким и ясным.

По форме планирование может быть текстовым, графическим и смешанным (текстовым и графическим). В любом случае в школе должно существовать календарное планирование, т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям, отдельным числам. Каждая школа планирует свою работу, исходя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.

В практике работы передовых школ имеют место следующие виды планирования:

  1. перспективный план работы школы на 3-5 лет;
  2. план учебно-воспитательной работы школы (годовой);
  3. графический план организационной, методической и внеклассной работы (на четверть) (выписка из годового плана);
  4. план-график внутришкольного контроля (на четверть);
  5. планы общественных организаций.

Сроки планирования определяются целями планирования. Перспективное планирование должно соответствовать срокам развития образования в стране, годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Каких-либо отдельных планов, которые бы не входили в общешкольный план, от школы требовать не следует - это нарушает принцип системности.

Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления и составляется на 1-е января текущего года.

Годовые планы составляются в мае-июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет.

Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных школ.

Перспективный план развития школы. 

Перспективный план развития школы предусматривает направления деятельности школы с учетом работы районных органов власти. Этот план не должен быть слишком детальным, его задача — наметить важнейшие ориентиры, главные вехи функционирования и развития школы на определенный период.

В перспективном плане следует отразить:

  1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.
  2. Потребность в учителях разной квалификации.
  3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.
  4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.
  5. Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое место в перспективном плане следует отвести системе повышения квалификации учителей. Практика показывает, что годовой план не может охватить все содержание и многообразие форм совершенствования мастерства учителей и ведет к недопустимой перегрузке, а значит, к поверхностному, неглубокому изучению материала.

В перспективном плане следует расписать все основные темы по педагогике, психологии и отдельным предметам по годам, наметить создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию и т.д.

Таким образом, перспективный план работы школы обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы.

План учебно-воспитательной работы школы на учебный год. 

Планы работы школы не следует загромождать методическими советами, правилами внутреннего распорядка, общими рассуждениями. Нередко планы сочиняются единолично директором и формально утверждаются на педсовете.

Изучение лучших школьных планов и проверка их выполнения позволяет предложить следующий вариант структуры годового плана, включающего основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.

1. Введение: а) особенности микрорайона и условия работы школы; б) краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год; в) основные задачи школы на новый учебный год.

2. Выполнение Закона об образовании.

3. Организация работы с кадрами: а) расстановка кадров и распределение обязанностей; б) основные научно-практические темы, над которыми работает коллектив: в) повышение квалификации и методическая работа; г) изучение и распространение передового опыта; д) научно-педагогическая информация в школе.

4. Руководство учебно-воспитательным процессом: а) организация учебно-воспитательного процесса; б) внеурочная учебно-воспитательная работа в школе.

5. Педагогический контроль за учебно-воспитательным процессом.

6. Работа с родителями, с шефами и общественностью.

7. Укрепление материально-технической базы в школе и хозяйственная работа.

Приложения:  

а) Планы работы методических объединений.

б) План работы библиотеки.

в) План работы родительского комитета.

г) План летней оздоровительной работы с детьми.

Рассмотрим более подробно основные требования к плану работы школы на учебный год.

  1. Введение. В этом разделе дается очень краткая характеристика микрорайона, его жителей, наличие культурных учреждений и неблагоприятных условий, затрудняющих работу школы. Затем проводится выборочный анализ наиболее важных аспектов работы школы за прошлый период, и выдвигаются задачи на новый учебный год, а также называются темы, над которыми собирается работать школа.

Введение затрагивает главные вопросы: качество знаний и воспитанность учащихся, уровень преподавания и воспитательных мероприятий, связь с родителями и систему повышения квалификации учителей. Конкретно перечисляются нерешенные проблемы, указываются причины, предлагаются пути совершенствования учебно-воспитательного процесса.

  1. Выполнение Закона об образовании. В этом разделе определяются границы микрорайона школы, формы и сроки оперативного учета детей школьного возраста и называются ответственные за те или иные участки работы по выполнению указанного Закона. Здесь же планируются формы использования средств (фонда), оформление и ведение документации, работа с подопечными детьми, обеспечение медицинского надзора, питания детей, их подвоз, создание групп продленного дня. Намечается работа с трудными детьми, помощь отстающим и связь с местными органами власти.

   3  . Работа с педагогическими кадрами:

а) Расстановка кадров и распределение обязанностей. Определяется нагрузка учителей, классное руководство и обязанности ответственных за тот или иной участок работы. Задача циклограммы управления - упорядочить труд учителей, не допустить чрезмерной нагрузки, отрегулировать собрания, заседания, общественную работу.

б) Повышение квалификации и методическая работа. Определяется работа педагогического совета школы, внутришкольных и межшкольных методических объединений, назначаются ответственные за работу и периодичность совещаний (раз в четверть). В этом же разделе планируется конкретная работа школы (наставничество, школа передового опыта, практикумы и т.д.). Если в школе много молодых учителей, целесообразно, кроме индивидуальной помощи, организовать и спланировать деятельность школы молодого учителя. В этом же разделе планируются педагогические конференции, педагогические чтения, выставки, работа школьного методкабинета (уголка), а также периодичность производственных совещаний.

в) Обобщение и распространение передового педагогического опыта. Планируются конкретные мероприятия по работе школы передового опыта, наставничество опытных учителей над молодежью, открытые уроки, взаимопосещение уроков начинающих учителей и мастеров педагогического дела, совместное поурочное планирование опытных и начинающих учителей, выставки по обмену опытом, посещение уроков лучших учителей района, города.

г) Научно-педагогическая информация обеспечивает ознакомление учителей с новинками педагогической литературы, планируется создание методических уголков, стендов, формы специальных сообщений и обсуждений.

4. Руководство учебно-воспитательным процессом.

Учебный и воспитательный процессы неразрывно связаны: в преамбуле раздела следует указать главные цели учебной и воспитательной работы, а затем конкретизировать мероприятия, обеспечивающие выполнение этих целей.

а) Организация учебно-воспитательного процесса. В этом разделе прежде всего перечисляются меры по созданию условий для нормального протекания учебного процесса: оснащение кабинетов, обеспечение техническими средствами, пополнение фондов библиотеки; предусматривается изучение учителями учебных программ и объяснительных записок, нормативных документов Министерства образования; составление тематических планов, рекомендательных списков литературы; приобретение дидактических материалов и методической литературы; работа факультативов.

б) Учебно-воспитательная работа после урока. В подразделе планируется работа по созданию органа самоуправления, общешкольные мероприятия, а также организация и деятельность научных обществ, предметных кружков, "Устных журналов" и т.д.

Основное внимание уделяется внеурочной воспитательной работе. С этой целью планируются:

а)        сроки выборов детского самоуправления;

б)        трудовое воспитание и трудовые дела;

в)        эстетическое воспитание;

г)        физическое воспитание, туризм.

Планирование воспитательной работы должно быть конкретным, по каждому из разделов намечаются мероприятия, определяющие работу школы в целом и классных коллективов, в частности, назначаются ответственные за выполнение и точные сроки. Намечается работа кружков, обществ, клубов и т.д.

  1. Организация контроля за учебно-воспитательным процессом.

Контроль ведется за выполнением Закона о всеобуче, работой учителей, выполнением программ, качеством знаний учащихся, воспитательной работой и т.д.

Этот раздел целесообразно планировать графически. Год разбивается на четверти, четверти — на месяцы, месяцы — на недели. По каждому классу (или по параллелям) или по всей школе фронтально, или выборочно по циклу классов намечаются цели проверки, формы проверки, ответственные за проверку. В графике отмечается проверка планов работы, журналов, ученических тетрадей; проверяется качество знаний и умений учащихся, проводятся директорские контрольные работы, устные опросы; планируются тематические и комплексные посещения уроков, проверка воспитательных мероприятий, санитарного состояния, сохранности мебели, изучение постановки трудового обучения и воспитания и т.д.

Контроль ведется разными способами, осуществляется силами администрации, профсоюзного актива, привлекаются лучшие учителя школы.

Четкость планирования позволяет вести контроль ритмично, в течение всего года, охватывать все стороны учебно-воспитательного процесса, разных учителей, своевременно принимать меры к исправлению обнаруженных недочетов. В этом разделе планируется работа со школьной документацией и контроль за исполнением приказов Министерства, местных органов власти, постановлений педагогических советов.

  1.   Работа с родителями, спонсорами и общественностью. 

В этом разделе планируются мероприятия по педагогической пропаганде среди родителей, родительские собрания, лектории, университеты, а также работа родительского комитета или Совета школы. Совместная работа общественных комиссий содействия семье и школе, а также работа по месту жительства.

Летняя работа включает конкретные мероприятия по организации летнего городского лагеря, туристского, спортивного, трудового, загородного лагерей, пятой трудовой четверти, летней практики в школе; экспедиции, дальние походы, туристские слеты, экскурсии по городам России, за рубеж.

  1. Укрепление материально-технической базы.

 Планирование этого раздела связано с перспективным планом работы школы. В этом разделе планируется: создание и оснащение учебных мастерских, спортзала, помещений для кружковой работы, пришкольного участка, оборудование игровых комнат; работа по хранению, ремонту и порядку пользования техническими средствами обучения, наглядными пособиями и т.д. В подразделе, посвященном хозяйственной работе, намечаются планы текущего и капитального ремонта помещений, своевременного ремонта мебели, окон, электрооборудования и теплосистемы, санитарно-гигиенического режима, обеспечение противопожарной безопасности, а также составление смет и распределение средств.

На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть (отдельно педагогического и ученического коллектива). По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали - организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных, тематика.

Планируются следующие разделы:

  1. педсовет;
  2. заседания методических объединений;
  3. профсоюзные собрания и производственные совещания;
  4. совещания при директоре;
  5. заседания местного комитета;
  6. общешкольные родительские собрания;
  7. школьные вечера;
  8. спортивные соревнования;
  9. работа научных обществ, клубов, организация выставок и олимпиад.

Четкий план позволяет сконцентрировать внимание на важных вопросах, помогает спланировать работу классного руководителя и личное время учителей.

5. Планирование контроля учебно-воспитательного процесса

 В практике работы школы большое значение имеет планирование контроля – по его видам, объектам, содержанию деятельности контролируемых лиц. План-график внутришкольного контроля целесообразно составлять с учетом конечных результатов, которые определяет учитель по теме, разделу и др.

Важным во внутришкольном контроле является подготовительный этап, имеющий целью уточнить задачи контроля, его объект, предмет, методы. На этом этапе должны быть подготовлены все материалы по ведению контроля, составлены программы, включающие вопросы для беседы, контрольные работы, темы сочинений, анкеты и т.д., определены лица, которые будут проводить контроль, распределены обязанности между ними. Инструктаж принимающих участие кв контрольной проверке поможет им четко представить, что, с какой целью и как проверять, в какой форме обобщать полученные данные.

Этап активных действий – это непосредственно процесс контроля в соответствии с намеченным планом, программой. Происходит сбор информации о состоянии объекта контроля.

На заключительном этапе ведутся первичная обработка полученных данных, их классификация, оформление таблиц, графиков и т.д. Далее осуществляется  педагогический анализ, поскольку необходимо определить причинно-следственные связи с целью выявления факторов, тормозящих развитие контролируемого объекта.

Наконец, по истечении намеченного срока начинается этап контроля за исполнением решений.

Демократизация управления, направленная на повышение качества конечных результатов, требует объединения контроля сверху и снизу. Роль каждого педагога школьного коллектива в контроле повысится при условии роста его ответственности за результаты своей работы. Практическая возможность реализации этого положения обеспечивается сочетанием самоконтроля ученика с контролем учителя, самоконтроля учителя – с контролем административно-общественным, самоконтроля руководителя – с общественным контролем. На всех уровнях акцент делается на контроле конечных результатов. Внутришкольный контроль только тогда дает положительные результаты, когда он охватывает все стороны школьной жизни, нацелен на конечный результат, когда в нем взаимодействуют все участники педагогического процесса.

Варианты планирования             I вариант – текстовый:

внутришкольного контроля        1. Содержание контроля.

2. Цель контроля.

3. Объект контроля.

4. Форма контроля.

5. Методы контроля.

6. Субъект (кто контролирует).

7. Сроки контроля.

8. Где подводятся итоги.

II вариант – графический (см.таблицу)

План внутришкольного контроля за воспитательной работой

Содержание контроля

Вид, форма, метод контроля

Где обсуждаются итоги

Месяц

VIII

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Изучение интересов и склонностей учащихся.

Т, ТО, беседа, анкетирование учащихся

Педсоветы, ППК

Количество планируемой воспитывающей деятельности школьников в классах, клубах, кружках, секциях.

Т, ТО, проверка планов

СД, ППК, заседания МО классных руководителей

Выполнение планов воспитывающей деятельности школьников в классах, клубах, кружках, секциях.

Т, ТО, посещение мероприятий, наблюдение, беседа

СД,  заседания МО классных руководителей

Качество общешкольных мероприятий, классных часов, клубных, кружковых и секционных занятий.

Т, ТО, посещение мероприятий, наблюдение, беседа

СД,  заседания МО классных руководителей. педсоветы

В течение года

Уровень воспитанности учащихся.

Т, П, РО

Педсоветы, ППК

Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке.

Т, П, наблюдение, беседа.

ППК, малые педсоветы

Организация и состояние работы с классными руководителями.

Т, П, ТО, наблюдение, беседа, посещение мероприятий

СД, заседания МО классных руководителей

Организация и состояние работы с педагогами дополнительного образования.

Т, П, ТО, наблюдение, беседа, посещение занятий

СД, заседания МО классных руководителей

Организация и состояние работы с воспитателями ГПД.

Т, П, ТО, наблюдение, беседа, посещение занятий.

СД, заседания МО классных руководителей

Организация и состояние работы с органами ученического самоуправления.

Т, П, ТО, наблюдение, беседа, посещение заседаний

Заседания МО классных руководителей, педсоветы

Организация и состояние работы с родителями учащихся.

Т, ТО, КО, наблюдение, беседа, проверка планов.работ, посещение родительских собраний

Заседания МО классных руководителей, педсоветы

Организация и состояние работы с внешкольными учреждениями.

Т, ТО, наблюдение, беседа, проверка выполнения договоров

СД, педсоветы

 Стиль взаимоотношений в системе «учитель-ученик», микроклимат в школе.

Т, ТО, наблюдение, беседы, анкетирование

Педсоветы, ППК

 Охрана труда и техника безопасности во внеурочной деятельности учащихся.

Т, П, ТО, наблюдение

СД, административные совещания

 Состояние и результативность воспитывающей деятельности школы.

Ф, ТО

Педсоветы, заседания МО классных руководителей

Сокращения: Т – тематический контроль, Ф – фронтальный контроль, П – персональный контроль, ТО – тематико-обобщающий, КО – косвенно-обобщающий, СД – совещание при директоре, ППК – психо-педагогический консилиум, МО – методическое объединение.

                План внутришкольного контроля учебной деятельности

Время

      Тема

контроля

Цель контроля

Вид, формы

Ответственные

Выход

   

   С

   Е

   Н

   

   Т

   Я

   Б

 

   Р

   Ь

1.Подготовка ОШ-1, Д-12, «Параграф»

Контроль за обеспечением всеобуча.

Документальный.

Зам. по УР, секретарь

Отчёт в РОО

2.Тарификация.

1.Кадровое обеспечение УП; рациональное распределение  нагрузки.

Документальный.

Комиссия по тарификации.

Приказ

3.Организация индивидуального обучения детей на дому.

1.Обеспечение доступности образования.

Документация, собеседование.

Зам. по УР

Приказ, расписание.

4.Комплектование групп элективных курсов.

1.Обеспечение предпрофильной подготовки учащихся.

Анкетирование, собеседование.

Зам. по УР

Расписание занятий.

5.Планирование работы МО, календарно-тематическое планирование.

1.Организация деятельности структурных подразделений над темой и задачами школы.

Документальный, обсуждение планов на МО.

Руководители МО, учителя-преметники.

План работы, справка.

6.Проверка журналов.

1.Соответствие заполнения и ведения документации нормативным требованиям.

Документальный, фронтальный.

Зам. дир. по УР

Справка.

7.Обеспечение учебниками.

1.Соблюдение пре-емственности УМК.

2.Выявление потребности в учебной литературе.

Фронтальный

Зав. библиотекой, руководители МО.

Справка, оформление заказа.

8.Диагностические контрольные работы по математике в 10-11-х классах.

1.Выявление затруднений учащихся при подго-

товке  к новой форме итоговой аттестации.

Тематический.

Руководитель МО.

Анализ на МО.

9.Диагностические к/работы по предметам.

1.Определение уровня ЗУН учащихся на начало учебного года.

Предметно-тематический.

Учителя-предметники.

Планирова-ние повторения.

6.Планирование работы социального педагога

Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

 Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

  К числу основных принципов планирования специалисты относят:

• научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

• согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;

• оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

• перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

• коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

• конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

  Разработка плана может строиться по следующей схеме:

• ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

• изучение литературы по общим основам планирования;

• изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;

• анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;

• изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);

• подготовка проекта плана:

• коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;

• рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение ого на заседании педагогического совета.

  В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

• план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;

• план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

• план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

  Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел                                                                                

Перспективный план может иметь следующую структуру:

• аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);

• цели и задачи работы;

• планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.

  Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

  Выводы:

 

   1.  Психологи утверждают, что люди могут создать что-либо, только если вначале сформируют это нечто в качестве образа в своём сознании. А это процесс видения будущего организации.

Видение диктует определенные нормы и строится на согласованных ценностях.                                                                                                                 2.   Постепенное уточнение видения, сужение целей приводит к появлению плана, в котором эмоционально заинтересована  группа людей, ценности которых нашли отражение в итоговом плане.

Следовательно вопросы ,на которые должно отвечать видение:

    - что в нас неповторимо?

    - какие ценности для нас приоритетны в настоящее время?

    - в чем из того, что может и должна дать наша школа, общество действительно нуждается?

   -  что должна совершить наша школа, чтобы я ощутил преданность своей организации и гордость за то, что я работаю в этом учреждении?

А это и есть целеполагание…………, которое приводит к созданию стратегического планирования.

3. Стратегическое планирование учитывает все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Это всё входит в наши планы (программы) развития школы.

Основные вопросы, на которые следует ответить при такого рода планирования деятельности организации, звучат следующим образом:

  -« Кто мы такие?»

  -« Чего мы хотим?»

  - «Как мы этого достигнем?»

  -« Как мы измерим свои достижения?»

  -«Хотим ли мы сегодня того, чего хотели вчера?»

4. Наиболее ценной частью плана является возможно более точное описание будущего. Это практически всегда  означает, что зафиксированные цели и образ будущего не должны подвергаться существенным коррективам в запланированный период.

  Однако время идёт, наше представление о том, что нужно делать, естественно меняется, а план остаётся неизменным.

Таким образом, планирование как процесс непрерывного переформулирования целей учитывает постоянно меняющиеся обстоятельства и состояние ресурсов( финансовых и человеческих).

Организация такого процесса и есть одна из главных задач руководителя в рамках стратегического планирования.

5.Программное управление школой – это свидетельство передового, прогрессивного опыта создания новой практики образования, показатель новой, современной цивилизованной управленческой культуры руководителя.

  1. Следовательно умением разрабатывать программы развития своей школы должен обладать каждый директор школы и каждый его  заместитель.

Такое умение- один из важнейших показателей профессиональной(управленческой) компетентности руководителя.

Список использованных источников:

1. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. – Москва;1997.

2. Голубева Л.В. Справочник заместителя директора по учебной работе. –Волгоград;2007.

3.Балашова В.А. Планирование работы средней  школы. – Москва.2001.

4. Лазарев В.С. Как разработать программу развития школы. –Москва.1993.

5. Ушаков К.М. управление школьной организацией.-Москва.1995.

6. СластенинВ.,Исаев И.и др.Педагогика: Учебное пособие.

7.Кобзарь Б.С. управление школой продлённого дня.- Киев,1988.

8.Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой.- М.,1986.

9. Управление современной школой: пособие для директора школы. Под ред. М.М.Поташника.- М.,1992.

10. Сухомлинский В.А. разговор с молодым директором школы.-М.,1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание - основная функция управления

Данная презентация содержит материал для проведения обучающего семинара для учителей или зам. директоров по УВР....

Функция управления-контроль

план-конспект по дисциплине "менеджмент" для предприятий питания...

Функция управления-контроль

план-конспект по дисциплине "менеджмент" для предприятий питания...

Программно-методическое обеспечение на логопункте управления образования администрации Варнавинского района Программы и тематическое планирование работы с группами детей ФФН, ОНР

фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (наприме...

Статья «Современные принципы и функции управления развитием негосударственного образовательного учреждения».

В статье проведён анализ психолого-педагогической, философской и социологической литературы по вопросу управления НОУ. Выявлены коммерческие возможности образования, которые раскрываются в переходе к ...