Педсовет на тему" Изменение функций современного учителя"
материал по теме

Солонина Елена Александровна

Педсовет проводится учителями методического объединения гуманитарного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Педагогический совет

 Тема: « Изменение функций современного учителя»

Дата проведения:  11.01.2013 года

Ответственные: объединение учителей гуманитарного цикла

Состав объединения: Солонина Е.А.- учитель истории и географии, руководитель м/о, Горин М.Н.- учитель русского языка и литературы, Зуева Н.А. учитель русского языка и литературы, Митина О.А.- учитель немецкого языка

                                           Бурыкин В.А.- учитель физической культуры

Цели педсовета:

  • Выяснить , что значит современный учитель
  • Рассмотреть основные функции современного учителя
  • Организовать работу педагогов в ходе деловой игры

Ход педсовета:

1. Организация работы педагогического коллектива

Нам предстоит с вами  провести деловую игру. А  играть можно только в хорошем настроении. Давайте его себе создадим. Необычным способом поприветствуем друг друга.

  • Встаньте те, кто родился зимой.

Зимой ночи темные, темные. А звезды на небе яркие, яркие.
Скажем хором: “Звездные вы наши!”

  • Встаньте те, кто родился весной.

Весной все расцветает, благоухает, красота.
Скажем хором: “Прекрасные вы наши!”

  • Встаньте те, кто родился летом.

Лето-это каникулы, солнце, пляж.
Скажем хором: “Теплые вы наши!”

  • Встаньте те, кто родился осенью.

Осень – время романтиков. Шуршат под ногами опавшие листья, золотой лес манит своей красотой. Скажем хором: “Романтичные вы наши!”

– Как тепло, звёздно, красиво и романтично стало в нашей аудитории.

– А тему мы сегодня обсуждаем серьезную « Изменение функций современного учителя». Конечно, за 30 или даже 60 минут сказать обо всем не возможно, но взглянуть на эту по-новому, получить импульс к творчеству, мы с вами успеем.

Главная форма работы – групповая. Посмотрим, как группы к ней готовы.

Древняя кельтская легенда гласит: “Когда-то все люди жили одним большим племенем. Но потом им стало скучно и тесно друг с другом, они стали ссориться. И решили люди разойтись на четыре стороны.

Самые  целеустремленные пошли на Север. Эти люди умели ставить цели, добиваться их, и не боялись ничего.

Другая группа пошла на Запад. Это были люди серьезные и основательные. Они все тщательно продумывали, жили по плану.

Самые  инициативные ушли на Восток. Эти люди все время что-то придумывали, новые идеи, замыслы захлестывали их. Правда ,не всегда они доводили дело до конца.

Последняя группа ушла на юг. Эти люди больше всего ценили комфорт, спокойную, доброжелательную атмосферу”.

Вы уже разделились на 2 группы, выберите куда бы вы пошли ( 1 группа выбрала запад, 2- юг)

Теперь вы должны придумать девиз своей группе, который бы подчёркивал качество каждого из вас, как педагога.

Итог работы групп:1 группа- « Мы добрые, умные, отзывчивые, компетентные, воспитанные, усидчивые, положительные, любознательные»

                                   2 группа- « Мы ответственные, жизнерадостные, гостеприимные».

2. Ознакомление с теоретической частью.

* Проблема. С  этого года вводится новый образовательный стандарт основного общего образования  ( ФГОС второго поколения), сегодня часто появляются высказывания о том, что должны изменяться функции учителя, сам учитель должен быть современным.

- Скажите и запишите на листочках ваше мнение, что значит современный учитель?

( Ответы групп:  1 группа- современный учитель- знающий свой предмет, не останавливается на достигнутом в своей профессии, умеющий направить учащихся к поставленной цели, заинтересовать его, а также по характеру весёлый, справедливый.

2 группа- современный учитель компетентный, требовательный, образованный, умеющий правильно организовать урок, владеющий современными технологиями.)

-- Ознакомьтесь с сообщением Митиной О.А. « Современный учитель»           ( приложение №1).

-- Совпали ли ваши мнения?

-- Сейчас прослушаем доклад « Изменение функций современного учителя», читает Зуева Н.А. ( приложение №2)

3. Практическая часть

У вас на столах лежат листочки с рассказом « Когда я стану маленьким» из книги Ротенберга В.С. Прочитайте и ответьте на вопросы, которые в конце текста. ( приложение №3).

4. Анкетирование педагогов ( проводит и анализирует Горин М.Н.)

У вас на столах лежат анкеты, необходимо ответить на вопросы.                       ( приложение №4).

5. Презентация « Современный учитель глазами учащихся» ( Солонина Е.А.)

Кроме этого мы проводили анкетирование учащихся нашей школы. ( анкета в приложении №5).

Результаты следующие:

* Что для вас современный урок: интересный, весёлый, понятный.

* Что вам больше всего нравится на уроке: всё.

* Какова роль учителя на уроке: объяснять новое, подготовить к ГИА, дать хорошие знания, координатор действий.

* Когда вам больше нравиться урок, когда учитель объясняет или вы участвуете сами в добывании знаний: когда участвуем сами.

6. Памятки учителям ( Горин М.Н.)

Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи:

1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

8.Тактичен.

9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством (!).

А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:

1.Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.

2.Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу

3.Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.

4.Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.

5.Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.

6.Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.

7.Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.

8.Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.

9. Не творчески работает.

10.Педантичен, формалист.

Подведение итогов.

1. Упражнение « Энергизатор»

Нужно на начальную букву вашего имени сделать вывод о нашем педсовете, что мы должны для себя взять, например Елена Александровна- естественно мы должны быть современными учителями.

 Оксана Александровна- однозначно мы должны быть хорошими учителями и шагать в ногу со временем.

Зоя Алексеевна- задачи каждого современного учителя идти в ногу со временем.

Светлана Викторовна-современными мы обязаны быть.

Екатерина Валерьевна- естественно должны быть современными, компетентными, любознательными.

Светлана Александровна- современно подходить к уроку.

Галина Юрьевна- гуманно относиться к детям.

2. Рефлексия

 

Напишите на листочках, понравилось ли вам сегодня на педсовете, какое настроение, решение.

1 группа: провести фестиваль открытых уроков, на которых показать изменение функций современных учителей.

2 группа: Всё, о чём говорили, применять на уроках, стремиться к лучшему, современно походить в подготовке к уроку.

Приложения  

№1.

Сообщение Митиной О.А. « Современный учитель». Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?».

 Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

«Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш).

 Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания.

Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

№2

Доклад «Функции современного учителя.» Зуевой Н.А.

     

 Мир меняется, изменяется общество, должна меняться система среднего образования и учитель.

 Мы живем достаточно в интересной системе взаимоотношений. С одной стороны в стране правят рыночные отношения, с другой стороны очень консервативная система  школы.

     Сегодня общество требует от учителя глобальных перемен. В первую очередь, необходима смена отношения к своей профессиональной деятельности, изменение характера взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Информационный поток в современном мире увеличивается глобально. Каждые 5 лет знания удваиваются. Появляются новые технологии и новые профессии.

     В традиционной модели учитель обязан был дать предметные знания, единый, ориентированный на запрос государства набор качеств, составляющий абстрактную модель выпускника.

      В современных условиях основой для работы учителя являются

создание психолого-педагогических условий для саморазвития личности каждого     (и учителя, и ученика);

возможность построения индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося.

При этом ученик получит возможность самостоятельно выбирать

место и время;удобный темп;тематику и глубину изучаемого материала.

Функции учителя в изменяющейся системе:

Эмоционально-коррегирующая функция

- Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно-познавательной деятельности. Создание ученику ситуации успеха в обучении.

- Понимание образовательных и других потребностей учащихся и готовность помочь им в их реализации.

- Создание системы ценностей у ученика.

Коммуникативно-стимулирующая функция

- Умение организовать эффективное общение учителя и ученика, привлекая стили общения, педагогический артистизм, свой образ.

- Умение организовать взаимодействие школьников в ходе обучения, создавать  классную или школьную команду для решения образовательных задач. Управление конфликтами.

- Умение организовать взаимодействие с коллегами, родителями, партнерами по образовательной деятельности.

Информационно-обучающая функция

- Учитель знает содержание предметного материала, имеет соответствующий интеллектуальный и культурный уровень

- Умеет применять интегративный подход к обучению на основе целостного видения картины мира.

- Обращает внимание на адекватность методических приемов поставленным целям и возрастным особенностям учащихся

Контрольно-оценочная функция

- Контроль своей педагогической  деятельности в соответствии с ее функционалом, анализ, отчет и коррекция.

- Контроль за образовательной деятельностью учащихся. Умение диагностировать образовательный уровень каждого ученика и ученической команды в целом.

- Умение организовать самоконтроль обучающегося с последующей самооценкой.

Организационная функция

-Умение предвидеть результат своей деятельности, умение определить цели, поставить профессиональные задачи, выбрать оптимальные пути их решения.

- Умение мобилизовать все средства для обеспечения стабильного и эффективного результата: формы, методы и средства, технологии и техники, материально-технические и человеческие ресурсы.

- Способность рационально использовать время и средства.

Развивающая функция

- Учитель сам обладает опытом изучения содержание предмета, его осмысления и применения и умеет помочь учащимся в приобретении такого опыта.

-  Умение организовать активную индивидуальную или коллективную самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся.

- Учитель умеет активизировать творческий потенциал учащихся, обеспечивает логичность и вариативность видов учебной деятельности.

Конструктивная функция

- Учитель способен иметь свой взгляд, свое мнение, исходя из этого, ставить цели, планировать совместную с учащимися деятельность, обеспечивать продуктивность работы на основе рационального анализа, разъяснения целей ученику и организации принятия  целей учеником.

- Учитель понимает, как можно трансформировать предметное содержание в соответствии с приоритетами ученика и помогает ученику освоить на его уровне этот материал и в соответствии с его потребностями, выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

- Умение создавать атмосферу, способствующую плодотворному образовательному процессу.

Модулирующая функция

- Умение генерировать новые идеи, творчески мыслить.

- Способность принимать изменения, происходящие в системе образования, быть мобильным в изменяющихся условиях.

- Готовность к конструктивному обсуждению преобразований, инициированных учениками и их родителями в соответствии с их образовательными запросами.

Современное обучение базируется на обязательности коммуникативно-стимулирующего взаимодействия учителя и ученика.

Учитель организует педагогическое сотрудничество, отвечает за осведомленность учащихся о том, что они должны знать, понимать, научиться делать.

№3

“Когда я стану маленьким…”

“Когда я снова стану маленьким…” Конечно, так не бывает. Это просто литературный прием, использованный Янушем Корчаком. Но представим себе, что какое-нибудь волшебство возвращает кого-либо из нас в школьный возраст и он снова садится за парту как самый обыкновенный школьник, но при этом ведет дневник. Вот что в нем может быть написано.

“Первый урок – География. Учительница вызывает Володю Семенова. Он путается, мямлит. Класс шумит. Нам всегда говорят, что надо слушать ответы товарищей, что это закрепление материала. Но как слушать человека, который плохо знает и плохо говорит? А таких в классе много. И спрашивают их чаще, чем хороших. Наши учителя больше всего занимаются слабыми учениками. А я средний, и мне внимания меньше, а им больше. Обидно.

Второй урок – литература. Сначала три человека подряд отвечают наизусть стихотворение “Смерть поэта”. Я вчера весь вечер его учил, доучился до того, что слышать больше не могу, а тут три раза подряд! Я не могу, а каково учительнице? Одна мамина знакомая учительница рассказывала, что запрещает своим домашним читать вслух стихи из школьной программы: боится попасть в сумасшедший дом. Потом до конца урока нам объясняли основные мотивы лирики Лермонтова, но я уже плохо слушал: устал.

Третий урок – математика. Он начинается оживленно: учитель дает всему классу вопросы “на соображение”. Мне казалось, что я вот-вот соображу, мне так хотелось понять самому! Но я всегда немного опаздываю. У меня только начинает что-то намечаться, как несколько человек уже подняли руки, а ведь Николай Иванович не будет ждать долго! Он посмотрел на них, спросил: “Кто еще?” Я так хотел, чтобы он подождал немного, но он уже вызвал хорошего ученика. Так мне и не удалось додумать самостоятельно. А потом Иванов решал задачу на доске, а мы все – в тетради, и думать самому было совсем не обязательно.

На истории меня вызвали. Я знал урок, и мне ужасно хотелось ответить получше. Я не люблю рассказывать словами из учебника, мне нравится говорить по-своему, но это труднее ,кое-где запинаешься. И вот когда я останавливался, Нина Петровна досказывала за меня. В общем-то, она поставила мне четверку, но все -таки обидно: не удалось все рассказать самому.

По дороге домой я думал, почему я так устал в школе: ведь на уроках почти ничего не делал. Может быть все-таки лучше снова стать взрослым? Взрослые думают и все делают сами”.

 Ответьте на вопросы.

Почему ученик устал?

Что надо изменить в преподавании?

Какие условия надо создать для учителя, чтобы он мог работать по-новому?

№4 Анкета для учителей

1. Как Вы думаете, что должно отличать современный урок?_______________________________________________________________________________________________________________________________2. Напишите 2 столбика характеристик: в первом- те, которые есть на Ваших уроках, во второй- те, которые Вы считаете необходимыми, желательными.

3. Что по Вашему мнению, должны  делать ученики, чтобы качество знаний стало более высоким?__________________________________________

4. Что по Вашему мнению, должны делать учителя, чтобы качество знаний стало более высоким?_______________________________________________

5. Согласны ли вы с утверждением: взаимоотношения учителей и учащихся можно назвать отношениями сотрудничества?_________________________

6. Каким должен быть урок, чтобы Вы лично его назвали уроком высокого уровня__________________________________________________________.

№5

Анкета учащихся


п/п

Основные вопросы

                 класс

1

Что для вас современный урок?

Интересный, понятный

Веселый

Работа на интерактивной доске

2

Что вам больше всего нравится в уроке?

Всё

Выражение собственного мнения

Самостоятельная творческая работа

3

Какова роль учителя на  уроке?

Объяснять новую тему

Дать хорошие знания, подготовить к ЕГЭ

Координатор действий, наставник

Главная

4

Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний?

Учитель-

Сами-

5

Нужна ли на уроке физкультминутка и почему?

Да-

Нет-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение функций современного учителя (выступление на педагогическом совете, 20.03.13)

Выступление на тематическом педагогическом совете посвящено изменениям педагогической реальности...

Изменение функций современного учителя

Выступление на тематическом педагогическом совете посвящено функциям современного учителя и изменению статуса образования....

Доклад к педсовету "Современный учитель"

Доклад к педсовету "Современный учитель"...

Презентация к педсовету "Современный учитель"

Презентация к педсовету "Современный учитель"...

Изменение функций современного учителя

Выступление на тематическом педагогическом совете посвящено функциям современного учителя и изменению статуса образования....

Презентация выступления на ПЕДСОВЕТЕ на тему НОВЫЙ СТАНДАРТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Презентация выступления на ПЕДСОВЕТЕ на тему НОВЫЙ СТАНДАРТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ...

Выступление на ПЕДСОВЕТЕ на тему НОВЫЙ СТАНДАРТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Выступление на ПЕДСОВЕТЕ на тему НОВЫЙ СТАНДАРТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ...