Изменение функций современного учителя
материал по теме

Голубенко Наталья Петровна

Выступление на тематическом педагогическом совете посвящено функциям современного учителя и изменению статуса образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_funkciy_sovremennogo_uchitelya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический педсовет

Новосельский филиал

2012-2013 учебный год

20.03.2013 г.

2.  Изменение функций современного учителя.

(выступление Голубенко Н.П., учителя истории и зам. директора по УВР)

За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности Человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

В современной школе совершенно очевидны существенные изменения педагогической реальности, всей совокупности взаимоотношений, которые возникают в педагогическом процессе, и выражаются в новом содержании образования, организации образовательного процесса, системе оценки. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования.

В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного, вдумчивого участия прогрессивные изменения невозможны.

      Как говорил французский писатель 18 века Никола Себастьян Шамфор «Иные вещи легче возвести в закон, чем узаконить в общественном мнении». Общественное мнение в отношении к системе образования разделилось: первые говорят о кардинальном изменении средней школы, другие считают, что глобальные изменения приведут к серьезным последствиям. Всем знаком опыт американских глобалистов в отношении средней школы, который привел к краху и забвению системы общественного управления средней школы. Мир меняется, изменяется общество, должна меняться система среднего образования и учитель.

    Мы живем в достаточно интересной системе взаимоотношений. С одной стороны в стране правят рыночные отношения, с другой стороны очень консервативная система средней школы. «Заработная плата – мерило уважения, с которым общество относится  к данной профессии», - так высказывалась американская активистка Джонни Тиллмон о социальном равенстве и об отношении государства к профессии учителя.

     Сегодня общество требует от учителя глобальных перемен. В первую очередь, необходима смена отношения к своей профессиональной деятельности, изменение характера взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Информационный поток в современном мире увеличивается глобально. Каждые 5 лет знания удваиваются. Появляются новые технологии и новые профессии.

     В традиционной модели учитель обязан был дать предметные знания, единый, ориентированный на запрос государства набор качеств, составляющий абстрактную модель выпускника.

      В современных условиях основой для работы учителя являются

  1. создание психолого-педагогических условий для саморазвития личности каждого               (и учителя, и ученика);
  2. возможность построения индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося.

При этом ученик получит возможность самостоятельно выбирать

  1. место и время;
  2. удобный темп;
  3. тематику и глубину изучаемого материала.

        Если традиционно рассматривалась направленность функций на содержание учебного предмета, то сегодня исследователи обращают внимание выделение иных групп функций педагогической деятельности в зависимости от их направленности:

  1. функции, направленные на себя;
  2. функции, направленные «вовне», за пределы собственно педагогической деятельности.

К первым можно отнести:

  1. обозначение смысла и мотивации своей профессиональной деятельности, в том числе инновационных изменений в ней;
  2. проведение самоидентификации со стандартными представлениями о профессии;
  3. формирование готовности к коллегиальной, партнерской деятельности.

Ко второй группе функций могут быть отнесены:

  1. непосредственная связь с представителями различных социальных структур, институтов власти, СМИ;
  2. поиск действенных связей с родителями;
  3. активная позиция в управленческих процессах образовательного учреждения.

За счет реализации этой группы функций учительство может воздействовать на школьную политику государства, становясь, таким образом, субъектом государственной политики в области образования.

        Таким образом, внешний круг функций можно рассматривать как ответ на требования новой социальной ситуации образования в школе, которая становится открытой социуму.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар”поведения которого дополняется выполнением функций координатора, консультанта, проектировщика, исследователя и др.

Функции учителя в изменяющейся системе:

Эмоционально-коррегирующая функция

- Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно-познавательной деятельности. Создание ученику ситуации успеха в обучении.

- Понимание образовательных и других потребностей учащихся и готовность помочь им в их реализации.

- Создание системы ценностей у ученика.

Коммуникативно-стимулирующая функция

- Умение организовать эффективное общение учителя и ученика, привлекая стили общения, педагогический артистизм, свой образ.

- Умение организовать взаимодействие школьников в ходе обучения, создавать  классную или школьную команду для решения образовательных задач. Управление конфликтами.

- Умение организовать взаимодействие с коллегами, родителями, партнерами по образовательной деятельности.

Информационно-обучающая функция

- Учитель знает содержание предметного материала, имеет соответствующий интеллектуальный и культурный уровень

- Умеет применять интегративный подход к обучению на основе целостного видения картины мира.

- Обращает внимание на адекватность методических приемов поставленным целям и возрастным особенностям учащихся

Контрольно-оценочная функция

- Контроль своей педагогической  деятельности в соответствии с ее функционалом, анализ, отчет и коррекция.

- Контроль за образовательной деятельностью учащихся. Умение диагностировать образовательный уровень каждого ученика и ученической команды в целом.

- Умение организовать самоконтроль обучающегося с последующей самооценкой.

Организационная функция

-Умение предвидеть результат своей деятельности, умение определить цели, поставить профессиональные задачи, выбрать оптимальные пути их решения.

- Умение мобилизовать все средства для обеспечения стабильного и эффективного результата: формы, методы и средства, технологии и техники, материально-технические и человеческие ресурсы.

- Способность рационально использовать время и средства.

Развивающая функция

- Учитель сам обладает опытом изучения содержание предмета, его осмысления и применения и умеет помочь учащимся в приобретении такого опыта.

-  Умение организовать активную индивидуальную или коллективную самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся.

- Учитель умеет активизировать творческий потенциал учащихся, обеспечивает логичность и вариативность видов учебной деятельности.

Конструктивная функция

- Учитель способен иметь свой взгляд, свое мнение, исходя из этого, ставить цели, планировать совместную с учащимися деятельность, обеспечивать продуктивность работы на основе рационального анализа, разъяснения целей ученику и организации принятия  целей учеником.

- Учитель понимает, как можно трансформировать предметное содержание в соответствии с приоритетами ученика и помогает ученику освоить на его уровне этот материал и в соответствии с его потребностями, выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

- Умение создавать атмосферу, способствующую плодотворному образовательному процессу.

Модулирующая функция

- Умение генерировать новые идеи, творчески мыслить.

- Способность принимать изменения, происходящие в системе образования, быть мобильным в изменяющихся условиях.

- Готовность к конструктивному обсуждению преобразований, инициированных учениками и их родителями в соответствии с их образовательными запросами.

      Как влияет смена социального заказа на позицию учителя в школе?

  1. Предметное содержание перестает быть целью и становится средством развития и самосовершенствования ученика.
  2. Учитель управляет процессом постоянного самоизменения развивающегося человека.
  3. Современное обучение базируется на обязательности коммуникативно-стимулирующего взаимодействия учителя и ученика.
  4. Учитель организует педагогическое сотрудничество, отвечает за осведомленность учащихся о том, что они должны знать, понимать, научиться делать.

      Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению ключевых компетенций педагогов:

  1. овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);
  2. овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);
  3. овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);
  4. овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);
  5. овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).
  6. компетенции информационных технологий и др.

       Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

  1. умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
  2. умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  3. умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относиться к нему.

Для развития этих умений предлагается реализовать модель развития коммуникативной компетенции учителя. Она представляет собой целостную, достаточно динамичную систему, которая включает диагностический, информационно-мотивационный, проектно-организационный и обобщающий этапы.

На диагностическом этапе

для исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов применяются методы входной экспресс - диагностики (тестирование, анкетирование).

Цель информационно-мотивационного этапа

–актуализация проблемного поля учителя, рефлексирующего начало его деятельности. Результатом работы является пробуждение у педагога интереса к особенностям своей“Я-концепции” и своего профессионального развития, источникам и причинам своих практических затруднений в сфере коммуникаций.

Проектно-организационный этап

предполагает выстраивание индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития учителей, а практический– включение их в практическую деятельность по реализации этих программ.

На обобщающем этапе

завершающим моментом нашей работы является повторное измерение тех показателей развития коммуникативной компетентности, что и во “входной диагностике»,сравнительный анализ произошедших изменений.

Из многообразия форм и видов деятельности педагог выбирает те, которые значимы лично для него. Задача управленцев – создать условия для осознанного выбора.

В связи с этим изменились формы организации обучения: осуществлен переход от коллективных форм к индивидуальным и групповым. Педагоги должны включиться  в деятельность временных творческих групп, индивидуально разрабатывать и способствовать реализации программы саморазвития, опытно-экспериментальной работы.

Проектные семинары, тренинги, методы интерактивного обучения позволят  включить педагога в процесс самосовершенствования, развить его коммуникативные умения.

Учитель из исполнителя должен превратиться в исследователя, экспериментатора, он должен овладеть  навыками исследовательской деятельности, составления проекта, программы опытно-экспериментальной работы. Для демонстрации опыта, результатов экспериментальной и исследовательской деятельности в Новосельском филиале есть места предъявления этого опыта: научно-практическая конференция учащихся, тематические педсоветы.

Именно эти новшества и позволят обеспечить развитие профессиональной компетентности учителей.

“Концепция развития” ориентирована скорее на учащегося, чем на учителя. Педагог должен стремиться, прежде всего обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и склонности. В этом случае преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге, что характеризует демократический стиль педагогической деятельности.

Следует отказаться от  авторитарного стиля общения, так как современные условия воспитания и обучения предполагают качественно новый стиль взаимоотношений между учителем и учеником, “ориентированный на развитие”, от которого зависит развитие каждого ученика.

Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом. Это станет возможным, если в Новосельском филиале  будет создано профессиональное пространство, способствующее развитие ключевых компетенций педагогов.

Совершенствование внутришкольной системы повышения квалификации возможно на базе использования информационных технологий.

В современных условиях меняется статус образования, поскольку со второй половины XX столетия серьезно исследуется вклад образования в экономический рост, в повышение качества жизни через категорию человеческого капитала, который определяется образованием человека. Именно поэтому становится чрезвычайно актуальной проблема качества образования, его нового понимания. Сегодня серьезно рассматривается влияние социокультурного контекста на качество образования (в документах реформ образования различных стран мира, в аналитических докладах по реализации стратегии модернизации образования в России, в международных документах).

В современном обществе существенно меняются цели образования. При этом миссия образования, которая можно трактовать как цель-идеал, - вхождение человека в культуру - неизменна. Однако меняются способы достижения этой цели, цели-приоритеты, которые задаются требованиями качества образования, определяемыми современными социокультурными условиями. необходимости следующих изменений профессионально-педагогической деятельности учителя:

  1. опора на самостоятельность ребенка в обучении;
  2. создание условий для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении;
  3. создание условий для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни;
  4. формирование мотивации к непрерывному обучению;
  5. инициативность, творчество и корпоративная культура учителя.

Ведущей функцией профессионально-педагогической деятельности учителя является содействие образованию ребенка, что предполагает создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ребенка в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования.

Наряду с ведущей в результате анализа системных изменений процесса обучения  можно выделить соподчиненные функции деятельности учителя:

-функция проектирования индивидуального образовательного маршрута;    

 -функция управления.

Принятие учителем новых функций зависит от его культурно-профессиональной идентичности, которая проявляется в ценностных установках, реализуемых в процессе профессионально-педагогической деятельности (ценности – цель-идеал и цели-приоритеты), что позволяет сделать вывод о том, что создание условий, содействующих образованию ребенка, возможно в том случае, если учитель готов к пониманию изменений на основе профессиональной педагогической рефлексии, служащей основой его самообразования. И в центре внимания- формирование готовности к коллегиальной, партнерской деятельности.

      Смысл образования заключается в приобщении учащихся к культуре, к развитию способностей осваивать и создавать эту культуру. Таким образом, мы переходим от парадигмы «Учились один раз на всю оставшуюся жизнь» к - «Учимся всю оставшуюся жизнь».

      Школа должна развиваться не стихийно, революционно, а согласно принципам развития общества. Невозможно на принятии законов сверху и без проработки острых вопросов, комплексном анализе рисков и проблем, без участия в обсуждении всех заинтересованных лиц (учителей, родителей, администраторов системы образования) изменить систему образования в одночасье. У наших детей одна жизнь, одно детство, одна школа. Ведь было же оно у нас, поэтому мы не должны лишать этих прекрасных мгновений наших учеников, ведь как говорил В. Гжегорчик: «Чудеса случаются только в детстве».  Меняется общество, меняется наша жизнь, меняются наши дети и нам педагогам нужно бежать вместе с меняющимся миром и изменяться вместе с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение функций современного учителя (выступление на педагогическом совете, 20.03.13)

Выступление на тематическом педагогическом совете посвящено изменениям педагогической реальности...

Педсовет на тему" Изменение функций современного учителя"

Педсовет проводится учителями методического объединения гуманитарного цикла...

Изменения в деятельности учителя при переходе на ФГОС ООО

Изменения в деятельности учителя при переходе на ФГОС ООО...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "СИСТЕМА. ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИИ"

Презентация предназначена для использования на уроке МДО. Работа позволяет ярко представить, как изменение функций влияет на изменение самой системы. Презентация предназначена для уроков в 6 классе....

Изменение функций современного учителя

Выступление на тематическом педагогическом совете посвящено функциям современного учителя и изменению статуса образования....

Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях.

Статья  по  теме:"«Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях»...

Реферат "Современные технологии обучения и изменение функций учителя в условиях современной школы"

Реферат по  теме  "Современные технологии обучения и изменение функций учителя в  условиях современной  школы".   Писала, когда  училась  на...