Система духовно-нравственного воспитания.
статья по теме

Москотельникова Наталья Владимировна

Из опыта работы школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sistema_dukh-nravst_sosh_9.docx56.44 КБ

Предварительный просмотр:

Система духовно-нравственного воспитания

из опыта работы МОУ "СОШ № 9"

Слайд

№1

«Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей,

 подростков, юношества от одной из самых больших бед –

пустоты души, бездуховности. Настоящий человек

 начинается там, где есть святыни души».

В.А. Сухомлинский

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

           Воспитательное пространство МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями.

          Школа активно взаимодействует с МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», МОУ ДОД «Досуг», центральной детской библиотекой, ДК «Химик», ДК «Юбилейный», детскими спортивными школами города.

Слайд

№2

          Цель воспитательной работы школы: создание условий для становления и развития качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.

          Среди воспитательных задач одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства.

         Система духовно-нравственного воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся.

Слайд

№3

            Формирование положительных поведенческих навыков осуществляется через школьные целевые воспитательные        программы:
- «Растим патриотов» - (гражданско-патриотическое воспитание),

- «Выбор» (нравственно-правовое воспитание),

- «В мире прекрасного» (художественно-эстетическое воспитание),

- «Край родной» (экологическое воспитание),

- «Школа  здоровья»,

- «Профилактика семейного неблагополучия, правонарушений, безнадзорности, бродяжничества несовершеннолетних и негативных явлений в детской среде».

Слайд

№4

            Духовно-нравственное воспитание учащихся осуществляется:

1) на уроках в процессе обучения,  внедрение новых предметов  – региональный компонент «Родноё Подмосковье», «Основы мировой религии и светской этики»;

2) внеурочная деятельность – система дополнительного образования, школьное самоуправление, социально-значимая деятельность, традиции.

3) участие в районных мероприятиях духовно-нравственной направленности;

4) работа с педагогическим коллективом;

5) взаимодействие с родителями и социальными партнерами.

Слайд

№5

            Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: сам человек, патриотизм, семья, труд, вера, духовность,  толерантность. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Слайд

№6

          Духовно-нравственное воспитание в МОУ «СОШ №9» реализуется по нескольким направлениям.

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.  

          Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.  

          Патриотическое воспитание осуществляется через систему традиционных мероприятий и внедрения новых форм работы.

         Традиционные мероприятия:

  1. мероприятия, посвящённые разгрому немецко-фашистских войск под Москвой (декабрь);
  2. военно-патриотический месячник, посвященный Дню Защитника Отечества  (февраль);
  3. мероприятия, посвящённые Дню космонавтики (апрель);
  4. мероприятия, посвящённые  Дню Победы в Великой Отечественной войне (апрель-май);
  5. мероприятия, посвящённые  историческим событиям, Дни Воинской Славы.

         Используются разнообразные формы работы: викторины,  выпуски тематических  газет и плакатов, конкурс чтецов, конкурс песен, Уроки мужества, праздники, военно-спортивные соревнования, вечера памяти, встречи с ветеранами-интернационалистами локальных конфликтов, конкурсно - познавательные программы, конкурсы поделок и  рисунков, музыкально-литературные композиции, конкурсы презентаций.                  

             Накоплен положительный опыт работы  школы с  ОАО «Фетр»: проведение митинга 9 Мая у памятника работникам ОАО «Фетр» воевавшим в годы ВОВ, посещение музея ОАО «Фетр», организация проведения встреч с известным земляком, бывшим директором фабрики Владимиром Григорьевичем Косовым, тружениками тыла, помощь при создании электронной версии альбома «Мы помним, мы гордимся» о ветеранах, работавших на ОАО «ФЕТР».

             В проведении мероприятий по патриотическому воспитанию участвуют активно родители учащихся, которые оказывают помощь в организации экскурсий в музеи, поездке в г. Москву на Поклонную гору. Туранов Владимир (отец ученика 4 «А» класса Туранова Павла) на вечере памяти «Афганский излом» рассказал о своей службе в Афганистане в 1982-84 годах. При организации проведения Уроков мужества школа тесно сотрудничает с музеями Боевой Славы (МИНУДОБРЕНИЯ) и усадьбой «Кривякино»,  Боевым Братством Воскресенского района.

         Воспитание гражданской позиции осуществляется через проведение мероприятий:

  • неделя правовых знаний,
  • работа школьного пресс-центра,
  • игра «Выборы»,
  • день толерантности,
  • работа школьных органов самоуправления,
  • участие в районных, областных и всероссийских конкурсах,
  • тематические классные часы.

          Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. В школе создана ассоциация  школьного самоуправления «Дружба». Ребята участвуют в планировании, организации  и проведении воспитательных мероприятий.

Проводятся  социальные акции:

  • «Поздравляем!»,
  • «День добрых дел»,
  • «Ветеран живёт рядом»»,
  •  «Забота».

           Новые формы работы.

            Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, знакомит их с хозяйственной жизнью России, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Слайд

№7

          С октября 2008 года в школе появилась новая традиция  –  «Краеведческий марафон», который позволяет учащимся не только расширить и углубить знания по истории родного края, но и развивает креативные способности, умение самостоятельно работать с источниками, приобщить к поисково-исследовательской работе, воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

         «Краеведческий марафон»  проводился по темам: «Люблю тебя мой край родной» (о Воскресенском и Коломенском районах), «Уголок России – отчий дом» (о городах Московской области и городах федеральных центров), «20 лет Содружеству Независимых Государств», «Воскресенск – моя светлая родина» к 75-летию города. Каждый класс получает задание по теме марафона и готовит творческий отчёт. Раскрытие темы проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем. Учащиеся получают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне, культурных памятниках. Активное применение инновационных технологий позволяет соединить временные пространства и придать результатам исследований неповторимость и индивидуальность. Для этого ребята используют интерактивные средства, применяют разнообразные компьютерные программы. Творческий отчёт проходит в торжественной обстановке в актовом зале школы и сопровождается компьютерной презентацией, номерами художественной самодеятельности.  

Слайд

№8

           В школе  5 лет активно работает отряд ЮИД «Перекрёсток». Он активно пропагандирует правила безопасности на дорогах среди учащихся начальной школы, помогает в организации и проведении мероприятий по ДДТТ. В январе 2012 г. был вновь сформирован отряд ЮДП «Закон и порядок».

Слайд

№9

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

организация дежурства по школе, трудовые десанты, субботники, экскурсии на производство, встречи с представителями различных учебных учреждений Москвы и Московской области, озеленение пришкольной территории.          

Слайд

№10

          Логическим продолжением работы по профессиональной  ориентации учащихся стало открытие в школе с 1 сентября 2012 г. социально-педагогического класса. Изучение специальных дисциплин осуществляется преподавателями МГОСГИ.

Слайд

№11

3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

            В системе духовно-нравственного воспитания школы успешно работает такая форма организации, как лекторские группы. Ребята из министерства «Наука и образование» школьной ассоциации самоуправления «Дружба» готовят и проводят мини-лектории для 1-4 и 5-7 классов приуроченные Дню Конституции, Дню космонавтики, Дню славянской письменности и культуры.

Традиционные мероприятия:

  • Единый классный час «Наши духовные ценности»,
  • праздник ко Дню матери,
  • КТД «Согреем ладони, разгладим морщины» ко Дню пожилого человека,
  • выставки рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка», «Моя мама»,
  • выставка семейных фотографий «Мир семейных увлечений».

           Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника -  «Золотая осень», «Рождественские посиделки», «Масленица» и др. Родители начальных классов активно участвуют в подготовке и проведении  праздников.

          Новой традицией стало проведение в апреле фестиваля «Народные промыслы» для учащихся начальной школы. Ребята знакомятся с историей народных промыслов, с технологией создания игрушки, по возможности учатся их изготавливать, проводиться выставка творческих работ учащихся.

              Школа тесно сотрудничает с музеем-усадьбой «Кривякино». Ребята посетили  экскурсии,  познавательные программы, вечера творчества, встречи с интересными людьми: литературно-музыкальный вечер Г.Головой «Стихи о любви», вечер встречи и с поисковым отрядом  Быстрова Г.А. «Поиск -65», просмотр спектакля, посвящённого Международному Дню памяти жертв концентрационных лагерей, интерактивная игровая экскурсия «Белка и Стрелка»,  экскурсия  «Пасха Светлая».   Состоялись поездки в. Коломенскую школу ремёсел на представление «В гостях у Санта Клауса» и   на фольклорный праздник «Встречаем Масленицу». Учащиеся школы ежегодно посещают исторические места и музеи г. Москвы.

Слайд

№12

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

     Школа является  спортивной базовой площадкой не только микрорайона, часто проводятся городские и районные соревнования по баскетболу, настольному теннису, шашкам. Шесть дней в неделю работают секции по легкой атлетике, баскетболу, карате, настольному теннису, бадминтону, футболу, туризму. На протяжении многих лет учащиеся школы являются победителями и призерами районных, областных, всероссийских и международных соревнований.

          В образовательном учреждении реализуется программа опытно-экспериментальной деятельности по теме «Школа здоровья», утвержденная приказом Управления Образования

№ 2 от 11.01.2009 года.

        Основная идея инновационной деятельности заключается в  формировании у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей  и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении, решение проблемы социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современное общество. 

               В ходе реализации данной  опытно-экспериментальной деятельности ежегодно проводятся:  мониторинг «Уровень физической активности»,  мониторинг «Факторов риска  неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний и  травматизма у детей и подростков,  анкетирование «Уровень информированности о ПАВ», опрос учащихся и родителей «Медиабезопасность. Компьютер и здоровье детей»,  тренинг по профессиональному выгоранию педагогов.

              Во внеурочной деятельности с учащимися  проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, которые осуществляется через конкурсы  агитбригад «Мы – за здоровый образ жизни!», рисунков, плакатов, коллажей, круглый стол старшеклассников «Быть здоровым модно». Проводятся: тематические классные часы  в рамках школьной воспитательной программы «Здоровье»; социальные акции в микрорайоне школы, ребята распространяют листовки, пропагандирующие здоровый образ жизни. Проводится много мероприятий на свежем воздухе. Это дни здоровья, фестиваль «Спорт молодых», соревнования по легкой атлетике и лыжам. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни осуществляется так же в туристическом клубе «Первопроходцы», где ребята учатся преодолевать трудности в походных условиях и закалять свой организм и характер. Еженедельно в группе продлённого дня проводятся спортивные часы, где ребята выполняют упражнения общеразвивающего характера, а  так же на укрепление осанки.

             Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Для родителей действует лекторий по формированию основ здорового образа жизни в семейном  воспитании, регулярно проводится праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», индивидуальные консультации педагогов школы с  привлечением специалистов Центра диагностики и консультирования.

Слайд

№13

              Для совершенствования спортивной и оздоровительной работы и для занятий с детьми младшего школьного возраста используется оборудование Аконита – мягкий спортивный модуль, сухой бассейн – для массажа различных органов. На протяжении нескольких лет успешно реализуется Программа гигиенического воспитания подростков.

Слайд

№14

            Благодаря содействию МУ «Управление образования» было  приобретено оборудование биологической обратной связи (БОС), с помощью которого  можно  осуществлять такие лечебно-оздоровительные технологии как:

  • профилактика заболеваний дыхательной, сердечно - сосудистой и нервной систем;
  • коррекция и совершенствование функции речи;
  • лечебная коррекция и профилактика нарушений функции зрения;
  • компьютерный мониторинг и коррекция психофункционального состояния здоровья учащихся;
  • оздоровление организма; Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.

Слайд

№15

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде осуществляется через различные мероприятия направленные на:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

            Стало доброй традицией ежегодно в конце мая проводить акцию «Чистый пруд»: ребята  очищают берега водоёма от мусора.

Слайд

№16

  6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.  

Традиционные мероприятия:

*  Проведение выставок поделок, творческих работ, рисунков к календарным и историческим датам.

* «Учитель, перед именем твоим...»,  концертно-творческая программа коллективов ДО и учащихся школы, посвященная Дню Учителя.

*  Фотовыставки различной тематики.

* Обсуждение  книг известных писателей о дружбе, милосердии, добре  и других общечеловеческих ценностях.

*  Встречи с интересными людьми.

* Просмотр  фильмов, спектаклей школьного театрального кружка «Кукольная сказка»  и  театра-студии  «Город золотой».

* Конкурс новогодних украшений «Новогоднее чудо».

*«Зимняя фантазия» новогодний дизайн-конкурс классов и холлов школы.

* Праздник Новый Год.

* Творческий концерт «Весенний фейерверк талантов».

* Праздник «Ученик Года».

* Посещение городских выставок и поездка в Третьяковскую галерею.

Слайд

№17

Духовно-нравственное воспитание в школе осуществляется и через систему дополнительного образования, организации внеурочной деятельности в 1 и 2 классах (ФГОС), которая   включает следующие направления: художественное творчество, культурологическое, спортивное, туристско-краеведческие, социальное, учебно-познавательное.

Слайд

№18

           Объединения дополнительного образования духовно-нравственной направленности: «Кукольная сказка», «Праздничный калейдоскоп», «Ритмы музыки», «Добрая дорога детства», «Добрый мир», «Край родной» и др.

Слайд

№19

С каждым годом растёт занятость учащихся в системе дополнительного образования.

Слайд

№20

Работа с родителями.

          Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.

Работа с родителями:

  1. просвещение -  для родителей проводятся общешкольные собрания по темам: «Поговорим о правах ребёнка», «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания», «Медиабезопасность» и др.;
  2. участие родителей в подготовке и проведении школьных мероприятий;
  3.  регулярно проводятся индивидуальные консультации   и беседы с родителями;
  4. оказывается социальная и психологическая помощь семьям;
  5. участие родителей в Управляющем Совете школы.  

Слайд

№21

Методическая работа с педагогическим коллективом.

            Вопросы духовно-нравственного воспитания регулярно рассматриваются на:

1) заседаниях школьного методического объединения классных руководителей,

2) педагогических  советах («Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве» 11.01.2012г.)

            Педагоги нашей школы  приняли участие в работе 10-ой научно-практической конференции «Практическая психология образования 21-ого века: духовно нравственное воспитание в образовательном пространстве России» 15.02.12г.: на секции с докладом выступила социальный педагог Головченко Т.Ю., издана статья «Роль семьи в становлении и развитии духовности человека» в научном сборнике материалов конференции (авторы учитель начальных классов Федорова Е.В., зам. директора по ВР Москотельникова Н.В., зам. директора по УВР Занозина Э.А.)

Слайд

№22

Результативность воспитательной работы.  

          Учащиеся школы активно участвуют в муниципальных  мероприятиях и конкурсах духовно-нравственной направленности:

  • конкурс сочинений  « Моя семья»   - 1 место Варламова Юлия 4 «А»,
  • конкурс агитбригад отрядов ЮИД – 1 место,
  • конкурс патриотической песни   - диплом участника,
  • праздник, посвящённый дню рождения журнала «Словёнок» - награждены грамотами и подарками учащиеся Казаку Василий 8 «А», Овцынов Андрей 7 «Б», Глазунов Егор 7 «А» ( за спасение пожилой женщины от бешенной собаки),
  • конкурс литературно-творческих работ «Письмо прадеду в далёкий 41-ый» - специальный диплом жюри Смирновой Анастасии 9 «А»,
  • конкурс литературно-музыкальных композиций «Ради жизни на земле» - 3 место
  • конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Недаром помнит вся Россия!» - 1 место Варламова Валерия 6 «А»,
  • конкурс плакатов и стенных газет по безопасности дорожного движения  «Мы за безопасную дорогу» - 1 место Куксенко Алёна 7«А», 2 место Гуляева Лия 9 «А»,
  • конкурс компьютерных презентаций «О прошлом из настоящего», посвящённый 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года - 1 место Поликарпов Максим 6 «А»,
  • конкурс рисунков «Мой любимый литературный герой, любимая книга» - 3 место Иванова Дарья 4 «А».   

Школа участвовала в муниципальном конкурсе программ «Растим патриотов».                             Вся представленная результативность нашей работы говорит о правильности выбранного нами пути решения воспитательных задач, о верном выборе форм, средств и методов воспитания, об отлаженной системе воспитательной работы, о правильной ориентации наших обучающихся на нравственные идеалы.      

Слайд

№23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания

В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...

«Система духовно – нравственного воспитания в переходный период современного образования»

В современном обществе происходит размывание  жизненных ориентиров молодежи, девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных уст...

Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95

Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания....

Создание системы духовно-нравственного воспитания (выступление на Серафимовских чтениях)

В выступлении сделан акцент на создание единого пространства для организации духовно-нравственного воспитани учащихся с привлечением не только уроков ОДК, классных часов, но и родителей, различных кат...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...