Статья на тему "Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся"
статья

Сегодня свободное владение информационно-коммуникационными технологиями оказывается все более востребованным и универсально необходимым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon safina_liliya_gavasovna_statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Сафина Лилия Гавасовна

МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского МР РТ

Формирование и развитие  ключевых компетенций учащихся

    Сегодня свободное владение информационно-коммуникационными технологиями оказывается все более востребованным и универсально необходимым.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

В своей практике для реализации различных задач: формирования информационной компетентности, развития творческого мышления и т.д. педагоги нашей гимназии используют элементы современных технологий.

Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе гимназии. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.

ИКТ создали предпосылки для того, что образовательный процесс изменяется – становится ориентированным на ученика, то есть меняется роль учителя, активность ученика и характер взаимоотношений между ними.

Использование ИКТ в образовательном процессе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а, главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.

Эффективное обучение – это не просто запоминание, но и  интеллектуальная деятельность ученика. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика занятии. Поэтому одна из ключевых проблем развития познавательной компетентности обучающихся в процессе обучения связана с необходимостью создания и поддержания внутренней мотивации к познавательной деятельности. Повысить интерес и мотивацию обучающихся к предмету нам помогает интерактивная доска, она позволяет изменить процесс обучения при применении известных методических приемов, использовании дидактических материалов на качественно новом уровне.

На сегодняшний день созданы все  условия для эффективного использования ЦОР в образовательном процессе. 100% учителей  освоили методику встраивания и вписывания ЦОР в учебно-воспитательный процесс. Уроки с применением  ЦОР вошли в систему, у учителей-предметников сформированы «Электронные копилки» - авторские компьютерные презентации, видео-, аудиозаписи, фильмы. Используют также школьную медиатеку. Происходит автоматизация отдельных фрагментов урока за счет использования  готовых ЦОР таких порталов как «Социальная сеть работников образования»; «Электронное образование в Республике Татарстан»;«Всероссийский методический общественно-педагогический  портал»; «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; «Единая коллекция ЦОР»; «Официальный информационной портал Единого государственного экзамена»; «Федеральный институт педагогических измерений»; «Классная физика для любознательных»;«База данных элементов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»; «Все школы России»; «Учительский портал»; «Методический портал учителя»; «Цифровые образовательные ресурсы «Кирилл и Мефодий»;«Цифровые образовательные ресурсы»; «Сеть творческих учителей» и др.

Создание и использование компьютерных презентаций дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, развивает коммуникативные качества, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
       Интернет предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией. Педагоги гимназии активно участвуют в создании методической копилки таких порталов как «Педагог 21 века.ru», «Открытый класс : сетевые образовательные сообщества», «Образовательная галактика Intel», «Сеть творческих учителей», «Социальная сеть работников образования» , «Учительский портал»и др.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому применение современных информационных технологий в образовательном процессе – это требование времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Повышение уровня компетенции учащихся средствами культурологического пространства Санкт-Петербурга"

Повышение уровня компетенции учащихся средствами культурологического пространства Санкт-Петербурга.        Проблема повышения уровня  компетенции  учащихся...

Статья на тему:Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Данная статья поможет учителям математики подготовиться к выступлению на секции учителей естественно - математических наук  по теме:" Формирование ключевых компетенций учщихся на уроках мате...

Статья на тему «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

В современных условиях расширения экономических, политических и культурных связей активизируются обмены между различными учреждениями России и за рубежом. Это повышает информированность специалистов о...

Статья на тему «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходил...