Статья "Повышение уровня компетенции учащихся средствами культурологического пространства Санкт-Петербурга"
статья по теме

Шубина Галина Михайловна

Повышение уровня компетенции учащихся средствами культурологического пространства Санкт-Петербурга.

        Проблема повышения уровня  компетенции  учащихся с ограниченными возможностями здоровья становится в наши дни все более актуальной.  Важность данной проблемы предопределена основными тенденциями развития мирового сообщества, которое требует от современного ученика:  умения  быстро принимать  решение и нести за это ответственность; ориентироваться в   информационных  потоках - структурировать, систематизировать  и отбирать  нужную информацию, постоянно совершенствовать  свой   образовательный  уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_povysheniya_urovnya_kompetentsiya.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение уровня компетенции учащихся средствами

культурологического пространства Санкт-Петербурга.

Автор: учитель географии

руководитель школьного музея

ГБСКОУ № 584 «Озерки»

Шубина Галина Михайловна

        Проблема повышения уровня  компетенции  учащихся с ограниченными возможностями здоровья становится в наши дни все более актуальной.  Важность данной проблемы предопределена основными тенденциями развития мирового сообщества, которое требует от современного ученика:  умения  быстро принимать  решение и нести за это ответственность; ориентироваться в   информационных  потоках - структурировать, систематизировать  и отбирать  нужную информацию, постоянно совершенствовать  свой   образовательный  уровень.

     Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которые  требует  от  человека  современная  жизнь:

  • политические и социальные компетенции;
  • способность учиться на протяжении всей жизни;
  • компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества;
  • компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
  • компетенции, связанные   с жизнью в многокультурном обществе. (Европейский  проект «Определение и отбор ключевых компетентностей» DeSeCo)

        Современная социокультурная ситуация поставила перед педагогами нашей школы задачу  выявление условий, обеспечивающих повышения уровня компетенции учащихся с нарушением  опорно-двигательного  аппарата. В качестве  путей решения проблемы  мы  рассматриваем работу учеников в школьном  музее «История  школы» и  участие   в    проекте «Мое  Лесное».

        Мы живем в прекрасном городе, окруженные с детства изысканной архитектурой: великолепием городских парков и садов, восхищаемся силой и мощью Невы, скованной гранитными набережными и увенчанной ажурными решетками мостов.  Кажется, любоваться родным городом так необходимо каждому из нас и так просто, ведь все это рядом, нужно просто шагнуть за порог своей квартиры. Но порой этот шаг сделать невозможно. Слышу, вижу, хожу – это так естественно, что мы вряд ли задумываемся над этим. А ведь когда лишаемся одной из этих возможностей, теряем и с нетерпением ждем возвращения к нормальной жизни. В современном обществе мы все чаще обращаем внимание на людей, чьи возможности ограничены навсегда. Мы привыкли      видеть их беду, и порой не умеем видеть их радость. А она такая же, как и у других, только открывается она не просто, а через преодоление.

       Приходя учиться в школу, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, порой впервые открывают для себя окружающий мир. Не секрет, что родители детей-инвалидов не всегда правильно ориентируются в вопросах культурологического и эстетического воспитания своих детей: они мало или вовсе не посещают с детьми театры, музеи. Причина не всегда кроется в низкой культуре семьи или её материальном состоянии. Скорее этот факт напрямую зависит от желания родителей, все свои усилия направить на физическую реабилитацию своих детей. Именно поэтому открыть детям окружающий их прекрасный мир, познакомить их с историей города, его архитектурой, помочь раскрыть собственные возможности и талант – основная воспитательная задача педагогов школы.

         С 2004  года  в  нашей  школе  № 584 «Озерки»  работает  музей  по  тематике «История школы». Целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию у ребят коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к  истории школы, района, города, отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

       Музей в  школе стал не просто особым учебным кабинетом, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором  патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

       Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические  документы. Ребята активно  участвуют в поисково-собирательной работе: изучают  музейные  предметы, создают  экспозиции, проводят  экскурсии и викторины, вечера для выпускников, конференции. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.  Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

      Занимаясь, музейно-краеведческой  работой  дети, познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе актива школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

        Вот уже 9 лет  юные экскурсоводы нашего  школьного музея  «История школы» активно участвуют    в районных и городских конкурсах, таких как районный и городской конкурс «Юный экскурсовод школьного музея», районная конференция «Историко-краеведческие чтения»,  научно-практическая конференция «Война. Блокада, Ленинград», занимая призовые места.

  С 2006 года ребята нашей школы участвуют в  районном проекте  «Мое Лесное», который  был создан в 2004 году Краеведческим  центром «Лесное»  ДДТ «СОЮЗ».   Проект имеет туристско-краеведческую  направленность, и знакомит ребят с «Лесным – историческим районом Выборгской стороны»,   родным городом,   областью, краем.

       На первом этапе работы школьники,  путешествуя по «Лесному», изучают памятники истории и культуры, объекты природы, беседуют с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомятся с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего района или  города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.  Следующим этапом работы по данному проекту является  то, что дети готовят и оформляют выставки на основе  собранной  информации, делают альбомы и презентации, готовят и проводят игры для младших ребят в школе, участвуют в районных, городских конференциях, играх и акциях. Всё это   пробуждает у ребят познавательный интерес, являющийся основой таких нравственных чувств, как гордость за свой край, бережное отношение к его наследию, уважение к предкам и согражданам, сопереживание с судьбой города, воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки.

       Данные  виды  деятельности развивают компетентность детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата в политике, культуре  и  социальной  сфере. Совершенствуется  умение ориентироваться в  информационных  потоках. Дети учатся общаться со сверстниками взрослыми, знакомыми и незнакомыми  людьми.  При этом  у  них постоянно  тренируется  устная и письменная  речь.  А  так же  возникает  потребность в  самостоятельном  углублении  своих  знаний.

       На  протяжении трех лет  нами отслеживалась результативность деятельности  ребят в  работе  на  проектах.  Заполнялись  сводные  таблицы  наблюдения, и исследовалась  динамика  повышения компетенций   учащихся средствами культурологического пространства Петербурга.

Сводная таблица наблюдений, повышения компетенций

 у учащихся, участвующих в проектах.

2010-2011 учебный год.


п/п


Ф.И.


Класс


      А


     Б


     В


     Г


     Д

Сумма

баллов

1.

  Д.В.

9

1

2

2

4

4

13

2.

  Л.П.

9

3

3

3

4

5

18

3.

  Н.И.

9

4

5

4

6

5

24

4.

  Б.Е.

6

1

3

3

5

4

16

5.

 С.К.

6

2

3

3

6

4

18

Средний балл

2,2

3,2

3

5

4,4

Критерии  наблюдения:                                      

«А» Политические и социальные компетенции

«Б» Способность учится на протяжении  всей  жизни

«В» Компетенции, связанные  с  возрастанием  информатизации  общества

«Г» Компетенции, относящиеся к  владению  устной и письменной  коммуникацией

«Д»  Компетенции, связанные  с  жизнью  в  многокультурном  обществе

Оценки  критериев: от 0 до  10

                                                                                           0 – уровень не выявлен

                                                                                                      1 – низкий  уровень

                                                                                                      10 – высокий  уровень

Сводная  таблица наблюдений, повышения компетенций

 у учащихся, участвующих в проектах.

2011-2012 учебный год.


п/п


Ф.И.


Класс


     А1


      Б1


      В1


      Г1


     Д1

Сумма

баллов

1.

  Д.В.

10

3

4

4

6

6

23

2.

  Л.П.

10

5

4

5

5

7

26

3.

  Н.И.

10

6

6

5

7

7

31

4.

  Б.Е.

7

3

5

5

6

5

24

5.

  С.К.

7

5

5

5

7

5

27

Средний балл

4,4

4,8

4,8

6,2

6

Сводная  таблица  наблюдений, повышения  компетенций

у учащихся, участвующих в проектах.

2012 - 2013 учебный год.


п/п


Ф.И.


Класс


     А2


      Б2


      В2


      Г2


     Д2

Сумма

баллов

1.

  Д.В.

11

5

6

7

7

8

33

2.

  Л.П.

11

7

5

7

7

8

34

3.

  Н.И.

11

8

7

8

9

8

40

4.

  Б.Е.

8

5

7

7

7

7

33

5.

  С.К.

8

8

6

7

8

7

З6

Средний балл

6,6

6,2

7,2

7,6

7,6

Сводные таблицы наблюдения еще раз  подтверждают, что участие  ребят с нарушениями опорно-двигательного  аппарата в проектах способствует повышению  компетенций.  Кроме  того, с помощью суммирования индивидуальных баллов  учащегося (по горизонтали)  можно выявить уровень успешности ребенка в  данном  коллективе. Результаты сводной таблицы также  можно  представить графически.

График динамики показателей   повышения компетенций

 в целом согласно наблюдаемым критериям.

             Среднее значение по группе в целом, в баллах

                                                                                   Критерии  наблюдения  

Индивидуальный график динамики показателей Д.В.  

согласно наблюдаемым критериям.

                  Значения показателей в течение трех  лет, в баллах

    

                                                                                     Критерии наблюдения

       Работа в направлении повышения уровня компетенции учащихся средствами культурологического пространства Санкт-Петербурга на данном этапе показала следующие позитивные результаты:

  • У школьников за этот период повысилась творческая и социальная активность, расширился кругозор, сформировалась познавательная потребность;
  • Наметилась положительная динамика в изменении поведения учащихся – расширился круг общения, уменьшилась дистанция, появилась уверенность и комфортность в общении с незнакомыми людьми и здоровыми сверстниками;
  • Появилась возможность свободно и самостоятельно осваивать городскую среду, знакомиться с историческими и культурными достопримечательностями, прежде всего через снятие психологического дискомфорта и боязни появляться за пределами дома, то есть расширилась социально-культурная среда;
  • Велико образовательное значение данной работы – расширение сферы знаний, поисковая потребность самостоятельной работы, желание добиться результата, организация собственного досуга, расширение сферы общения, профориентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"

В статье представлен опыт проведения городского детского фестиваля "Мировой город" в Санкт-Петербурге....

Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"

В статье представлен опыт организации межрайонного Детского фестиваля "Мировой город" в 2013 году,...

Статья. Образовательная технология ’’развитие критического мышления’’ как средство повышения уровня знаний учащихся.

Статья содержит:краткую характеристику технологииописание этапов урока в 8 классе ( чистые вещества и смеси), проведённого с применением данной технологии...

Статья "Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами искусства (из опыта работы)

В данной статье рассматриваются развитие УУД на уроках музыки в основной школе. Автором подчеркивается важность культурологического подхода (в отличие от,знаниевого) при изучении произведений  ис...

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья рекомендована для учителей истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, применяющих развивающие технологиии  в процессе преподавания...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...