Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"
статья по истории (9, 10, 11 класс)

Павлова Ирина Николаевна

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга.

«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно»

                                                                                                                                    А. С. Пушкин

Воспитание гражданской идентичности является одной из приоритетных целей в рамках ФГОС, важнейшей задачей современной школы.

Что же такое гражданская идентичность? Под гражданской идентичностью понимается:

«осознание личностью себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире; гражданский патриотизм; установку на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; осознание своей сопричастности к судьбам человечества; установку на владение универсальными способами познания мира, умение реализовывать себя в различных сферах жизнедеятельности; нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые, перспективные цели».

Мы все, и учителя, и ученики нашего прекрасного города Санкт-Петербурга обладаем уникальной возможностью, выражающейся в том, что, будучи петербуржцами, жителями культурной столицы, можем использовать сам город, его пространство, для формирования культурной идентичности подростков. Санкт-Петербург – город в котором жили и свершали свои достижения многие деятели культуры, науки и спорта, а не только правители и государственные деятели, о которых в большей степени говорится на истории.  

Используя системно-деятельностный подход, используя метод проекта, можно активно вовлекать учащихся в создание проектов по различным темам, создание мини фильмов о памятных местах, создании виртуальных и реальных экскурсий по городу.

Например, учащиеся 9-11 классов очень успешно создают и защищают свои индивидуальные проекты по истории. Темы проектов перекликаются с теми, которые мы с ними изучаем на уроках истории России. Интересный проект получился у ученика, создавшего интерактивную карту памятных мест, связанных с февральской и октябрьской революциями, другой ученик создал виртуальную экскурсию по памятным местам, связанным с периодом НЭПа в нашем городе. Ученики 9 класса работали над проектами, связанными с историей XIX столетия. Темами их проектов стали «Памятники Отечественной войны 1812 года в Петербурге», «Памятники промышленной революции в Санкт-Петербурге (конец XIX –начало XX вв.) и т.д.  

Таким образом в процессе изучения курса истории России, учащиеся играют активную роль в нём, они полностью вовлечены в процесс познания, используя пространство города, как важный исторический источник, идёт активное приобщение учащихся к изучению своей малой родины и обретению ими гражданской идентичности.  

Понимая необходимость приобщения учащихся к культурному достоянию нашего уникального города, «города-музея под открытым небом», вижу необходимость в том, чтобы учителя-предметники, совместно с учащимися, принимали активное участие в проектной деятельности, изучая посредством своих предметов выдающихся личностей, живших и живущих в Санкт-Петербурге и сыгравших огромную роль в науке и искусстве не только российской, но и мировой.   Ведь каждая наука, будь то математика, физика, химия, биология или физкультура в нашем городе представлена своими выдающимися именами, и памятными местами, связанными с этими людьми, о которых наши ученики должны знать, чтобы понимать, что город многолик, что это действительно культурная столица, а мы её жители, чтобы дети гордились своим городом и правильно оценивали его значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

В статье рассматривается  проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие учащихся с ОВЗ в рамках проектной деятельности"

Данная статья будет интересна педагогам внеурочной деятельности, учителям физической культуры, воспитателям ГПД, педагогам-организаторам....

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья рекомендована для учителей истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, применяющих развивающие технологиии  в процессе преподавания...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения

Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...