Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения
статья

Краснова Александра Владимировна

Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается методическая разработка занятий в форме проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснова Александра Владимировна

учитель истории и внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 16

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения

Формирование познавательной мотивации учащихся к изучению насущной проблемы города, в котором они живут, положительно скажется на воспитании важных качеств личности, внесёт вклад в развитие всей мотивационной сферы, что повысит эффективность обучения в целом. Обращая внимание учащихся на проблему сохранения историко-культурного наследия, мы будем способствовать формированию личного отношения к городу, эстетическому восприятию объектов городского пространства, выработке активной гражданской позиции с точки зрения защиты и сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга. Фокусирование внимания учащихся на актуальных проблемах современности приведёт к потенциальному улучшению ситуации в будущем.

Проблема мотивации учащихся в современной школе является одним из основных вызовов для учителя. Это сложный, но важный процесс, поскольку от развития мотивационной сферы зависит эффективность обучения и воспитание личности школьника. Проблемы с мотивацией приводят к негативным последствиям: плохой успеваемости, прогулам занятий, конфликтам с учителями, одноклассниками и родителями. К сожалению, зачастую складываются условия, при которых внешняя отрицательная мотивация в виде страха получить плохую оценку, выговор, преобладает над познавательными мотивами. Такое положение вещей, помимо препятствия гармоничному развитию личности, приводит к стрессу и имеет негативные последствия для здоровья учащегося.

Конечно, работа над формированием гармоничной мотивационной сферы ведётся на разных уроках, внеклассных мероприятиях, поскольку точечная и бессистемная работа не позволяет добиться качественных продуктивных изменений. Но стоит отметить, что применительно к нашей теме имеет смысл изучать понятие «мотивация» не в столь глобальном смысле, как мотивация учения в школе, или мотивация к школьному предмету, а, скорее, как мотивация к конкретной проблеме. Успешное формирование устойчивого познавательного интереса даже на таком локальном уровне уже будет хорошим вкладом в развитие мотивационной сферы учащегося.

К особенностям формирования мотивации учения к частным проблемам и вопросам можно отнести то, что именно через них учитель может выстраивать всю работу по развитию мотивационной сферы в целом. Вовлекая учащихся в решение актуальных проблем, находя вместе с ними значимость осуществляемой деятельности, учитель даёт возможность ученикам самостоятельно найти личностный смысл не только в изучении конкретного вопроса, предмета, но и в познании в целом.

Круг вопросов, связанный с сохранением культурного наследия, тоже имеет свою специфику. Пособие для родителей юных жителей города[1] не случайно начинается с красочного описания уникальности Петербурга. Чтобы возникало желание что-то сохранять, нужно это что-то если не любить, то хотя бы уважать. Осознание значимости истории отчасти приходит в процессе освоения учащимися исторического материала на уроках, но связь с настоящим создаётся не всегда. Культура прошлого и современный город плотно сплетены, но для воспитания уважения к наследию нужно учить видеть его материальные проявления, анализировать их и осознавать значение.

Одно дело – изучать культуру в теории, и совсем другое – на практике. Более полное понимание такого многогранного понятия как «культурное наследие» достижимо через комплексный подход, регулярную работу с памятниками. Живя в Петербурге, человек буквально окружён культурным наследием: здания, фонари, мосты, решётки, памятники, скульптура, музеи, театры, библиотеки, транспорт…. В повседневной жизни он постоянно с ним взаимодействует, но редко задумывается об этом.

Перед учителем встаёт актуальный вопрос: как вовлечь учащегося в процесс знакомства с городом и его наследием. Естественно, что для каждого ученика в этом предмете можно найти что-то увлекательное, но применительно к работе с большим классом нужно искать более общий подход, универсальный. Например, можно отталкиваться от мифов и легенд города, ведь они являются составляющей культурного наследия. Поскольку важным элементом мотивационной сферы является интерес, а фольклор, сказания часто интригуют людей разных возрастов, можно начинать знакомство с культурным наследием именно с них.

Говоря о мотивационной сфере, нельзя недооценивать роль эмоций, которые возникают в процессе учебной деятельности, а также до неё и после. Для поддержания мотивации учащемуся нужна атмосфера эмоционального комфорта[2]. Значимым является и эмоциональное восприятие учащимися памятников наследия. Создание подходящих условий для этого – важная составляющая работы учителя на уроке[3]. Пропуская через себя, «переживая» памятник, испытывая те или иные эмоции, человек вырабатывает собственное личностное отношение к объекту городского пространства. Поэтому при отборе содержания для урока стоит учитывать и эмоциональную насыщенность памятников и традиций, чтобы они с большей вероятностью нашли живой отклик в душе школьника.

Памятники обладают утилитарной, эстетической, исторической, духовной и научно-технической значимостью[4], об этом важно помнить при знакомстве учащегося с объектом. Учитель, раскрыв, или предложив это сделать самостоятельно, разные стороны ценности памятника, увеличит шансы заинтересовать школьника. Например, при работе с фонтаном у Воронихинского сквера одним учащимся он понравится внешне, внимание других обратит на себя его первоначальное предназначение (водопой для лошадей), а кто-то задастся вопросом о причинах его расположения именно в этом месте.

Для мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения культурного наследия большое значение имеет интерес к материалу уроков, а значит учителю нужно осознанно подходить к отбору содержания, дидактических единиц. Для понимания того, какие памятники культурного наследия смогут вызвать интерес у учащихся, важно учитывать возрастные особенности школьников, а также их индивидуальную направленность. Предпочтения класса можно выяснить различными методами (наблюдение, анкетирование, беседа и др.), а для большей эффективности сделать часть материала урока вариативным. Кроме того, согласованность с программами других предметов (история, литература, география и др.) позволит учащимся применять полученные знания, что также положительно скажется на их познавательной мотивации.

Помимо грамотного отбора дидактических единиц значение имеет наделение их личностным смыслом для учащихся. Этого можно достичь не только объяснив практическую применимость получаемых знаний и умений, но и связав с уже значимыми для школьника понятиями: семьёй, традициями, личными интересами.

Если говорить о самом процессе формирования мотивации к чему-либо: к школе в целом, к учебному предмету, к виду деятельности или к вопросу содержания, то он имеет достаточно простую структуру. Во-первых, учителем определяются конкретные задачи, которые соотносятся с возрастом учащихся и их познавательными особенностями. Во-вторых, изучается текущий уровень сформированности мотивации. В-третьих, осуществляется сама деятельность: применяются приёмы, методы, технологии, вовлекающие учащихся в активную работу и повышающие уровень их мотивации[5].

Основой для любой методической разработки в сфере мотивации должно быть включение учащихся в активные виды деятельности и, по возможности, социальные взаимодействия. Поскольку основной показатель развития мотивации – усложнение мотивационной сферы, появление и развитие разных мотивов и умений, то в построении уроков учитель должен сочетать методы, направленные на различные стороны этой сферы[6].

Использование ситуаций выбора при проектировании различных методических приёмов – один из способов усилить мотивацию[7], а также провести диагностику мотивационной сферы[8]. Та же вариативность в заданиях, когда учащийся может самостоятельно выбрать форму выполнения, тему, сложность, даёт некоторую свободу и снижает внешний контроль, столь негативно сказывающийся на мотивации. Кроме того, во многих случаях это возможность проявить свободу творчества, выразить своё мнение, что очень ценно для подросткового возраста.

Мотивация не должна строиться только на стремлении учителя заинтересовать новым материалом или видом деятельности. Абсолютно новый материал сложнее воспринимать, чем частично знакомый, поэтому актуализация имеет большое значение[9]. Нужно выстраивать связи с изученным, хотя бы на уровне ассоциаций или предположений.

С. В. Четвертак предлагает для программы развития мотивации систему творческих заданий, применяемых учителем на каждом занятии. Они делятся на три блока, в зависимости от направленности: на установление причинно-следственных связей, на работу с информацией, на практическую деятельность. Высшая степень таких задач – исследовательская[10]. Включение в урок подобных элементов повысит мотивацию учащихся.

Обсуждение реальной или вымышленной ситуации, а также события из общественной жизни может заинтересовать учащихся и вовлечь их в урок, поскольку содержание близко к их жизни, актуально и обсуждаемо вне класса, а форма позволяет проявить активную деятельность, высказать своё мнение. Ролевые игры в некоторых случаях могут способствовать большему погружению в рассматриваемую ситуацию и лучше вовлечь учащихся в проблему[11].

Особого внимания заслуживает мотивационный модуль урока, или стадия «вызова», выражаясь в терминологии ТРКМ, которая и подразумевает применение различных приёмов для мотивации. И. В. Муштавинская в своей статье «Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление»[12] предлагает на стадии «вызова» использовать приёмы, направленные на создание условий для высказывания учащимися предположений касательно новой темы или предстоящей деятельности. Интересным приёмом является фиксация звуковых и зрительных ассоциаций. Формулируя вопросы, возникающие до начала изучения нового материала, школьник проявляет познавательный интерес. Использование изобразительной наглядности может стать стартом беседы, обсуждения проблемы. Здесь можно предложить придумать название, сравнить несколько изображений, подумать над ассоциациями или найти то, что объединяет несколько картин. Таким образом можно подвести учащихся к формулированию темы урока. Осмысление малых литературных форм, например стихотворения или притчи, также может быть хорошим началом урока. Поиск главной мысли, эмоциональное восприятие помогут учащимся включиться и настроиться на занятие. Оценка и анализ одного или нескольких афоризмов также может помочь сформулировать тему урока, актуализировать знания или наметить проблему[13].

Отдельно нужно остановиться на коллективных формах работы, парных и групповых. Такая организация деятельности способствует удовлетворению социальных потребностей учащихся, развивает их коммуникативные умения. Решение задач в коллективе, совместная постановка цели, задач, разработка плана действий и взаимная оценка в ходе общения развивают социальные мотивы, что положительно сказывается на эффективности обучения. При таких формах работы учащиеся приобретают новые навыки общения, социального взаимодействия, которые пригодятся им и за пределами школы[14].

Ответственность перед другими членами группы, нежелание подвести, может стать более сильным стимулом, чем страх индивидуальной неудачи. Возрастающая инициатива – одно из положительных проявлений мотивации. Кроме того, во время групповой работы в активный процесс обучения включаются все учащиеся, возникает элемент соревнования, что снижает процент отвлекающихся и нарушающих дисциплину. В совместной деятельности школьники со слабыми познавательными мотивами могут их развить, видя пример учащихся, выполняющих поставленную задачу с интересом[15], [16].

В связи с этим, большим потенциалом обладает проектная деятельность. Несмотря на высокие временные затраты учащихся, выполнение проекта по действительно интересной для них теме, при условии правильной организации, будет характеризоваться высоким уровнем мотивации, эффективностью и глубокой проработкой вопроса. Основными этапами работы над проектом являются: формулирование темы учащимися под руководством учителя, фронтальное обсуждение вариантов решения проблемы проекта, обсуждение в группах этапов и методов работы, определение источников и литературы, самостоятельная работа над проектом с консультациями учителя, оформление и презентация проекта. По завершению проекта у учащегося возникнет «мотивация достижения» или «мотивация успеха», которая закрепит положительное отношение как к теме исследования, так и к самому виду деятельности.

Ещё один вариант организации деятельности на уроке – педагогическая мастерская. Это хороший способ воздействия на эмоциональную сферу учащихся, и, в отличие от проекта, она подойдёт более младшему возрасту. Фазы мастерской напоминают этапы работы над проектом, но в более упрощённом варианте и с упором на впечатления, чувства от деятельности: «индукция» (формулировка проблемы), «работа с материалом», «социализация» (презентация), «рефлексия»[17]. Для этой формы работы характерны яркие приёмы мотивации.

Среди форм внеклассной деятельности для нас интересны экскурсия, учебная прогулка и образовательное путешествие[18]. Учитывая пассивную роль учащихся в первой форме занятия, на наш взгляд, в старших классах более продуктивным будет не проведение учителем экскурсий, а руководство по её подготовке самими учащимися.

Методическая разработка проектной деятельности «Забытое наследие»

Формированию познавательного интереса к изучению города, по мнению Л. К. Ермолаевой, способствует проведение увлекательных по форме мероприятий[19]. К ним относятся, в числе прочих, различные творческие задания, а также проектная деятельность. Развитие умений проектной деятельности предполагается ФГОСами[20], [21].

Центральной идеей проекта является решение проблемы, погружение в неё и создание конечного продукта. Применительно к теме нашей работы, это оптимальный вариант мотивации учащихся, поскольку сочетает в себе творческую, проблемную, поисковую и исследовательскую составляющие[22], коллективную деятельность, а также концентрацию на вопросе. Учащиеся под руководством учителя сформулируют проблему, самостоятельно будут искать пути решения, изучать её. В ходе подобной деятельности развиваются разные стороны мотивационной сферы, что внесёт вклад в формирование устойчивой мотивации как к изучению вопроса сохранения культурного наследия, так и к учебному процессу в целом.

Помимо этого, на мотивацию положительно влияет создание ситуации успеха, которая складывается в условиях самостоятельного решения проблемы учащимся. Мотив достижения при этом обеспечивает положительные эмоции и отношение к изученному вопросу и виду деятельности.

Давление отрицательной внешней мотивации вызывает стресс у учащихся[23], формирует мотив избегания и негативно сказывается на мотивационной сфере. Отметки невозможно избежать, но можно сделать её менее травматичной, при этом не снижая градус строгости и справедливости. Хороший вариант, на наш взгляд, самооценка: давать баллы на всю команду проекта, с последующим самостоятельным распределением внутри команды в соответствии с вкладом в общее дело. Однако, подобный приём более уместен в старших классах, когда у учащихся лучше сформированы умения самооценки и работы в команде. В начале средней школы лучше не создавать потенциально конфликтную ситуацию между учащимися, поэтому самооценка, как и взаимооценка, должны осуществляться по чётким критериям, понятным школьникам.

Цель предлагаемой нами разработки заключается в том, чтобы способствовать формированию мотивации учащихся к сохранению культурного наследия посредством проектной деятельности.

Разработка ориентирована на учащихся 6 класса, детей 11–13 лет. В связи с тем, что ведущая деятельность в среднем школьном возрасте связана с активным общением в ходе процесса познания, групповая форма работы актуальна. Также, исходя из особенностей этого возраста, эффективно будет использование взаимооценки, поскольку учащиеся испытывают потребность в оценке другими людьми. Проектная деятельность позволяет проявить самостоятельность, к которой так стремятся подростки. Кроме того, умения, приобретаемые в ходе работы над проектом, пригодятся учащимся в самообразовании, интерес к которому в этом возрасте начинает проявляться.

Проблема сохранения культурного наследия имеет периодически определённый резонанс в СМИ, что делает её привлекательной для подростков. Участие в социально-полезном проекте способствует мотивации учащихся. Возможность творческого проявления также будет положительно воспринята школьниками этого возраста.

Реализация нашей методической разработки предполагается на двух уроках. Их целесообразно провести в связи с двумя важными для Санкт-Петербурга датами: 18 апреля – международный день памятников и исторических мест, 27 мая – День города. На первом под руководством учителя осуществляется начало, а на втором готовый продукт презентуется, проводится рефлексия. Второе занятие предполагается итоговым, последним в учебном году. В случае, если тематическое планирование учителя не позволяет выделить дополнительные часы на эти уроки, занятия можно провести во внеурочной работе. С технологической картой занятия можно ознакомиться отдельно[24]. Рекомендуется скорректировать методическую разработку, в зависимости от уровня знаний и сформированности умений класса, в котором она будет реализовываться.

На этапе мотивации учитель раздаёт учащимся конверты, внутри которых лежит «письмо юным жителям Санкт-Петербурга»[25] и фотографии особняков и дач города не лучшей степени сохранности[26]. После того, как содержимое будет рассмотрено, учитель задаёт ряд вопросов, подводящих класс через беседу к теме урока «Сохранение культурного наследия» и к виду деятельности – проект.

До того, как приступать к работе над проектом, важно обсудить, что любой объект городского пространства может быть памятником культурного наследия, даже если его не найти в списке достопримечательностей[27]. Современные постройки с педагогической точки зрения тоже являются частью культурного наследия, наследия современности[28].

Актуализируется информация о культурном наследии и памятниках, о последовательности работы над проектом. Учитель руководит начальным этапом проекта, наводящими вопросами направляя учащихся по основным шагам. Совместно разрабатывается формат выставки, которая может по согласованию с Администрацией образовательной организации разместиться в классе, в холле школы, в библиотеке, школьном музее и так далее, и быть открытой для учащихся и сотрудников образовательной организации. Экспонатами будут служить творческие работы учащихся: рисунки, макеты и т. д., в которых будут отражены выбранные ими памятники культурного наследия через призму их личного отношения. Информационные справки учащиеся будут размещать на сайте, созданном на платформе Google Sites. У каждого экспоната предполагается этикетка с QR-кодом.

Учащиеся делятся на группы по 2–3 человека, распределяют роли: создание и наполнение сайта, создание этикеток с QR-кодами и фамилиями авторов, создание экспонатов и подготовка информационных справок. Уточняется список литературы, которой можно пользоваться. Намечается план работы, сроки выполнения, решаются вопросы взаимодействия. Придерживаясь графика, учащиеся выполняют свою часть работы, их действия координируются при необходимости учителем.

На итоговом занятии проходит презентация выставки и рефлексия над процессом и результатами работы. Учитель запускает демонстрацию сайта, объясняет последовательность работы на уроке: выступление групп, взаимооценка, самооценка. Обсуждается регламент выступления, критерии оценки работы группы, прописанные в оценочных листах[29], учащиеся вспоминают о правилах конструктивной критики. Группы по очереди выступают, подводя итоги своей работы над проектом: что получилось, что не получилось, что понравилось и что не понравилось, чему научились. У каждой группы есть оценочный лист, где учащиеся отмечают плюсами и минусами выполнение критериев: грамотное составление информационной справки, соблюдение сроков, отражение в экспонате авторского отношения. Для группы, занимающейся сайтом, критериями будут: заполнение всех трёх разделов (авторы проекта, карта памятников, информационные справки), соблюдение сроков, творческое оформление сайта. Для группы, занимающейся оформлением выставки, критериями будут: правильное составление QR-кодов, заполнение и размещение этикеток, соблюдение сроков, творческий подход к оформлению выставки. После выступления каждой группы, остальные учащиеся дают общую оценку, согласно критериям. Затем каждый участник группы оценивает собственный вклад в работу. Учитель фиксирует получившиеся оценки. Здесь важно обратить внимание на то, что отрицательные оценки не нужно ставить в журнал, поскольку мотивации это только навредит и может оттолкнуть учащихся от проектной деятельности.

По завершению презентации получившейся выставки учитель организует беседу об итогах проекта. Обсуждаются вопросы достижения поставленной цели, был ли внесён вклад в решение поставленной проблемы. Учащиеся подводятся к мысли о том, что сохранение культурного наследия города во многом зависит от его жителей, в том числе и от школьников.

Организация проектной деятельности по социально-значимой проблеме способствует формированию мотивации подростков к изучению предмета «История и культура Санкт-Петербурга» в целом, и к проблеме сохранения культурного наследия в частности. Сочетание групповой формы работы с возможностью самостоятельности и снижением внешнего контроля положительно скажется на развитии мотивационной сферы учащихся. Учителю всегда нужно помнить, что действия по развитию мотивации учащихся будут эффективны только при условии учёта специфики мотивационной сферы учащихся, возрастных особенностей самих школьников и своевременной диагностики.

Список использованной литературы:

  1. Ермолаева, Л. К. «Если Вы живете в Петербурге…». Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: методическое пособие / Л. К. Ермолаева, С. В. Подгорнова, Н. Г. Шейко; под науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2011. – 34 с.
  2. Ермолаева, Л. К. Освоение культурного наследия Санкт-Петербурга школьниками. Концепция краеведческого образования. Примерная программа предмета «История и культура Санкт-Петербурга». Методические рекомендации / Л. К. Ермолаева. – СПб.: СМИО Пресс, 2017. – 112 с.
  3. Ермолаева, Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. Издание второе, исправленное и дополненное / Л. К. Ермолаева. – СПб.: СМИО Пресс, 2009. – 144 с.
  4. Иоффе, А. Н. Мотивация в обучении истории и обществознании / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2009. – №6. – С. 4–8.
  5. Короткова, В. Ю. Метод проектов как условие повышение мотивации обучающихся / В. Ю. Короткова // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2018. – №1. – С. 108–110.
  6. Лаврентьева, Л. В. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников / Л. В. Лаврентьева, С. А. Деулина, И. А. Ромашова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-4. – С. 111–116.
  7. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – М.: Педагогика, 1983. – 64 с.
  8. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  9. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление / И. В. Муштавинская // Методист. – 2002. – № 2. – С. 30–35.
  10. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) // Официальный интернет-портал ФГОС [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).
  11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) // Официальный интернет-портал ФГОС [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).
  12. Подгорнова, С. В. Изучение истории народов России, истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования учащихся: методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации / С. В. Подгорнова, Ю. А. Смирнова, Н. Г. Шейко; науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2012. – 38 с.
  13. Четвертак, С. В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации / С. В. Четвертак // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – №1. – С. 13–16.

[1] Ермолаева, Л. К. «Если Вы живете в Петербурге…». Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: методическое пособие / Л. К. Ермолаева, С. В. Подгорнова, Н. Г. Шейко; под науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. СПб.: СПб АППО, 2011. С. 5.

[2] Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. С. 19–22.

[3] Ермолаева, Л. К. Освоение культурного наследия Санкт-Петербурга школьниками. Концепция краеведческого образования. Примерная программа предмета «История и культура Санкт-Петербурга». Методические рекомендации / Л. К. Ермолаева. СПб.: СМИО Пресс, 2017. С. 83–84.

[4] Там же. С. 16–17.

[5] Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. С. 58.

[6] Там же. С. 44–45, 74.

[7] Иоффе, А. Н. Мотивация в обучении истории и обществознании / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. 2009. №6. С. 6.

[8] Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. С. 37–39.

[9] Иоффе, А. Н. Мотивация в обучении истории и обществознании. С. 6.

[10] Четвертак, С. В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации / С. В. Четвертак // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. №1. С. 16.

[11] Иоффе, А. Н. Мотивация в обучении истории и обществознании. С. 6–7.

[12] Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление / И. В. Муштавинская // Методист. 2002. № 2. С. 30–35.

[13] Иоффе, А. Н. Мотивация в обучении истории и обществознании. С. 6–8.

[14] Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. С. 51–52.

[15] Там же. С. 53–54.

[16] Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. С. 60.

[17] Ермолаева, Л. К. Освоение культурного наследия Санкт-Петербурга школьниками. С. 101–102.

[18] Там же. С. 92–103.

[19] Ермолаева, Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. С. 7.

[20] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) // Официальный интернет-портал ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.12.2020). С. 25, 34.

[21] Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) // Официальный интернет-портал ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.12.2020). С. 29, 36–37.

[22] Короткова, В. Ю. Метод проектов как условие повышение мотивации обучающихся / В. Ю. Короткова // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2018. №1. С. 108.

[23] Лаврентьева, Л. В. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников / Л. В. Лаврентьева, С. А. Деулина, И. А. Ромашова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 115.

[24] Краснова, А. В. Технологическая карта занятий по осуществлению проектной деятельности «Забытое наследие» [Электронный ресурс]. URL: https://disk.yandex.ru/i/RzduAdva7BHV0w (дата обращения: 02.12.2021).

[25] Краснова, А. В. Письмо юным жителям Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: https://disk.yandex.ru/i/YbVylUHT4BDzCQ (дата обращения: 02.12.2021).

[26] Краснова, А. В. Фотографии особняков и дач [Электронный ресурс]. URL: https://disk.yandex.ru/i/xTiv2HDLHOYuPQ (дата обращения: 02.12.2021).

[27] Подгорнова, С. В. Изучение истории народов России, истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования учащихся: методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации / С. В. Подгорнова, Ю. А. Смирнова, Н. Г. Шейко; науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. СПб.: СПб АППО, 2012. С. 31.

[28] Ермолаева, Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. С. 9–10.

[29] Краснова, А. В. Оценочный лист [Электронный ресурс]. URL: https://disk.yandex.ru/i/XVWh7ca3CsaaIw (дата обращения: 02.12.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ  МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ...

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"

Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...

Использование природного и культурного наследия Санкт-Петербурга

Основной образовательной целью регионального компонента обучения является формирование личности как достойного гражданина, знатока, рационального пользователя и создателя ценностей и традиций Санкт-Пе...

Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

В статье рассматривается  проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....

Статья "Развитие мотивации учащихся к изучению английского языка" (обобщение пед. опыта).

Наверное многие, особенно молодые педагоги задавали вопрос:"как же мне пробудить в учениках интерес к изучению иностранного языка, будь то английский или ндругой иностранный язык. Данная статья поможе...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

В статье описаны способы мотивации у детей при изучении предмета математика....