"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"
статья по краеведению по теме

Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Урок истории и культуры Санкт-Петербурга предполагает многообразие игровых методов работы. Желаю вам увеличивать ваш творческий потенциал и успешно применять его в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раскрытие творческого потенциала детей

при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга

Отбор ценной информации

лежит в основе всей

творческой деятельности

П. Симонов

Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности. Учёные утверждают, что мозг человека с его способностью к творчеству - это величайший дар природы, тогда "одаренность” предстает перед нами уже не как исключительность, а как "потенциал”, "дар”, имеющийся у каждого.

Планирование и подготовка урока определяется, прежде всего, поиском форм и видов деятельности детей на уроке. Урок истории и культуры Санкт-Петербурга почти всегда является комбинированным, так как практически на всех уроках в процессе работы с различным материалом присутствует и освоение нового, и продолжение освоения начатого, и закрепление, и повторение.

Важно планировать каждый урок. Каждый новый класс – новая, неповторимая эмоционально – интеллектуальная и психологическая общность, которая даёт импульс для творчества. Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли…

Урок истории и культуры Санкт-Петербурга предполагает многообразие игровых методов работы. Центром любого урока является личность ребёнка, а высшей целью – развитие личности. Умение учителя дружески и доброжелательно поддержать все творческие проявления ребёнка, предоставить ему возможность самовыражения – необходимое условие успешности. Главное в детском творчестве не результат, а процесс.

Я предлагаю детям задания на выбор: (Слайды 6-9)

  1. «нарисуйте экспонат города-музея» (в зависимости от темы урока);
  2. «сфотографируйте символ нашего города». Посещая музеи, памятники я прошу детей фотографировать их, давать характеристику объекта, пользуясь «памяткой для описания экспоната города-музея», высказывать свои впечатления об увиденном. Дети пишут отзыв, учатся анализировать.
  3. составление кроссвордов;
  4. найти стихотворения и песни о Санкт-Петербурге, о Неве;
  5. составление схемы, маршрута;
  6. подбор иллюстраций (по теме). Используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, на уроке дети распределяют их по стилям, выделяют характерные черты каждого стиля, описывают памятник архитектуры.
  7. составление экскурсии;
  8. составление вопросов к тексту;
  9. тестовые задания;
  10. создание презентаций;
  11. стенгазета;
  12. коллаж.

Естественно, что по мере взросления детей объём и разнообразие форм самостоятельной работы увеличиваются. Большое значение имеет творческая деятельность детей в области изобразительного искусства, результатом которой является создание иллюстраций. Это: рисунки, коллажи, создание макетов. Так, например, в 5 классе я предлагаю детям сделать «Визитную карточку города», 7-8 классы оформляли открытки «С Новым годом, Санкт-Петербург!» Фантазия детей безгранична, эти задания выполняют все с удовольствием. Литературная творческая деятельность позволяет вербализировать художественные переживания, рождаемые в процессе диалога с городом, архитектурой, скульптурой. Дети могут выразить свои чувства в виде сочинения, эссе, стихотворения. Каждому ребёнку необходимо иметь возможность высказать своё мнение, суждение.

Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы – основа эффективности обучения. Дифференцированный уровень заданий позволяет успешно учиться слабым и активно развиваться способным детям. Опора в работе на сильных учеников определяет возможность обучения на высоком уровне сложности и позволяет постепенно, соответственно возможностям, подтягивать к ним остальных детей.

Можно использовать на уроках систему опережающих домашних заданий. Это позволяет научить детей работать с дополнительной литературой, готовить сообщения, совершенствовать навыки монологической речи, развивать навыки частично-поисковой самостоятельной деятельности. В начале каждой четверти я даю детям список необходимой литературы. (Слайд 10)

Необходимо продумать систему оценки знаний, умений и навыков учащегося. Похвала – главная форма оценки. Надо хвалить детей как можно чаще, а главное, искренне. Важно осуществлять дифференцированный подход в оценке творческой деятельности детей и оценивать каждого ребёнка в тех видах деятельности, в которых он проявил себя наиболее успешно.

Очень важно окончание урока. Ребёнок должен всегда понимать, чему был посвящён урок и чему он научился сегодня на уроке. Продуманность, эмоциональная атмосфера конца урока должны вызывать у детей чувство удовлетворения от достигнутых успехов, радости открытия нового, осознание качества хорошо выполненной интересной работы. Только это ощущение вызовет у ребёнка желание продолжить работу дома, выполнить дополнительное задание, побывать в музее, посетить памятник.

Я использую в своей работе метод моделирования художественно – творческого процесса, цель которого – становление творческого потенциала ребёнка. Метод предусматривает опору на самостоятельность ребёнка, его опыт, воображение, интуицию, фантазию и предлагает сопоставление, сравнение, преобразование, созидание. (метод Лихачёва Б.)

Желаю вам увеличивать ваш творческий потенциал и успешно применять его в жизни.

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ №466 Курортного района

Живягина Н.В.

Добрый день! Я работаю в школе №466 Курортного района, преподаю историю и культуру Санкт-Петербурга. Работаю по программе Любови Константиновны Ермолаевой «Санкт-Петербург – город-музей» в 5 и 6 классах, «История и культура Санкт-Петербурга» в 7-9 классах.

Эпиграфом к своей теме я взяла слова профессора, психолога Павла Васильевича Симонова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга

Слайд 2

Отбор ценной информации лежит в основе всей творческой деятельности П . В.Симонов

Слайд 3

Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности.

Слайд 6

Творческие задания: с оздать рисунок ( в зависимости от темы урока); «сфотографируйте символ нашего города»; составление кроссвордов; найти стихотворения и песни о Санкт-Петербурге, о Неве; с оставление схемы, маршрута; подобрать изображения (по теме ); с оставление экскурсии; составление вопросов к тексту; тестовые задания; создание презентаций; с тенгазета, коллаж.

Слайд 7

Домашнее задание по теме: «Город , в котором мы живём…» (5 класс) - сфотографируйте и опишите один из символов нашего города; - нарисуйте и опишите один из символов нашего города ; - сочините сказку.

Слайд 8

Домашнее задание по теме: « Петербургские традиции. Быт горожан» (9 класс): 1. Изучите облик посёлка. Какие особенности говорят о традициях в его облике, а какие – о новаторстве? 2. Исследуйте историческую трансформацию (изменение) одного из предметов быта или орудия труда (чайник, утюг, пила и др.)

Слайд 9

Домашнее задание (на выбор) (8 класс): - Представьте себя в роли экскурсовода по музею или городу и подготовьте рассказ об одном из наиболее значимых культурных объектов . - Подготовьте вопросы для интервью с участником международного конкурса (любого ). - Нарисуйте афишу.

Слайд 11

Литература для учащихся 6 класса. В.Г. Власов. Иллюстрированный художественный словарь. Словарь античности. Н. Глинка. «Красуйся, град Петров». Золотой век петербургской архитектуры. Ю. Овсянников. Рассказы об архитектуре. Ю.А. Раков. Античные стражи Петербурга. Б. Пукинский . Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. Энциклопедия для детей. История искусств. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. А.Г. Раскин. Триумфальные арки. Н.И. Баторевич . Благодарная Россия своим героям.

Слайд 12

Желаю вам увеличивать ваш творческий потенциал и успешно применять его в жизни. Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ №466 Курортного района Живягина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала одаренных детей .

Выступление на областном методическом семинаре учителей технологии БелРИПКППС....

Использование природного и культурного наследия Санкт-Петербурга

Основной образовательной целью регионального компонента обучения является формирование личности как достойного гражданина, знатока, рационального пользователя и создателя ценностей и традиций Санкт-Пе...

Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

В статье рассматривается  проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....

Открытый урок Назлымовой Э.А. Тема:"Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта в раскрытии творческого потенциала учащихся. Работа над "Легким концертом" Н.И.Сильванского G-dur 1 часть

28 сентября 2017г прошел открытый урок преподавателя Назлымовой Э.А. с уч-ся 3-го класса Чуль Лия-Сарой.Тема: "Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта ...

Статья "Культурное наследие Санкт- Петербурга, как составляющая регионального компонента образования"

Статья посвящена взаимосвязи культуры и природы, формированию экологической культуры через познание художественной культуры города....

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения

Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...