Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.
статья (6 класс) на тему

Захарова Наталья Геннадьевна

В статье рассматривается  проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарова Н.Г. Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга

Проектная деятельность  как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

Каждый учитель может столкнуться с проблемой, связанной с личностью ученика, такой, как отсутствие интереса или мотивации к учебе. Особенно, если это касается, как говорят многие учащиеся, родители и даже коллеги-педагоги, «не основных» предметов, таких как «История и культура Петербурга» или «Мировая художественная культура»: ЕГЭ по этим предметам сдавать не надо, значит, они не особенно и нужны.

Задача современного образования  - формирование творческой, способной к самопознанию и самореализации личности. Но она не может быть решена при отсутствии мотивации у школьников. Поэтому в педагогической практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации у обучающихся.

Как же сформировать у таких школьников  желание учиться? Как сделать так, чтобы у них не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьников, которые считает, что учиться в школе скучно?  Что сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения?  

Ответ простой -  создание на уроках и вне школьной аудитории   таких условий для сознательного, активного участия детей  в творческой деятельности, чтобы она приносила и радость открытия, преодоления, достижения своей цели, и повышение мотивации к предмету.

Одним из многочисленных методов, которые имеются в копилке  педагогов, является метод проектов. Слово сегодня очень модное, и дети на участие в проекте откликаются довольно  живо.

«Проект» («проектирование» - прорыв)  - это обучение через деятельность. «Человек рожден для мысли и действия» - говорили древние мудрецы. «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» - вторит им   Бернард Шоу.

Применение этой  методики на уроках и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Проектная деятельность   предполагает широкое творчество, без ограничений узкими предметными рамками.

Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики: неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности; повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а навыки, полученные в процессе работы, помогут учащимся расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.

Метод проектной деятельности актуален и в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы. В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать и делать выводы.

К достоинствам метода проектов можно отнести следующие:

личностно ориентирован;

самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения.

Три кита самомотивации:

Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами».

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»

позволяет учиться на собственном опыте;

приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Еще одной проблемой в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга является невозможность в рамках учебного времени способствовать всестороннему развитию личности школьника, формированию навыков исследовательской деятельности, воспитанию активных и ответственных граждан Санкт-Петербурга.

Эту проблему также может помочь разрешить внеурочная деятельность учащихся в рамках различных проектов.

Предлагаю вашему вниманию учебный проект  «Петербург на перекрестке культур».

Во  всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии указывается, что   «…Будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы. В этом смысле оно является общим достоянием человечества и  должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений». А где, как не в Петербурге это культурное разнообразие представлено в полном объеме?!

  • Наш город – своеобразный перекресток культур, где сосредоточено все лучшее из того, что было накоплено цивилизациями Запада и Востока.
  • Идеи, образы и формы, рожденные в далеком прошлом, пройдя разные эпохи, периоды, цивилизации, изменялись, наполнялись новым смыслом и содержанием.
  • Петербург является хранителем сокровищ прошлого -  наследие древних народов  дошло до наших дней.
  • Петербургские мастера творчески осмыслили и переработали наследие прошлого. Они украсили наш город великолепными памятниками, которые, в свою очередь, стали памятниками мировой художественной культуры.
  • Петербург предоставляет нам возможность изучать шедевры мировой культуры, не покидая города, совершать путешествия во времени и пространстве.

Наиболее интенсивное обращение к потенциалу культурного наследия нашего города происходит на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга» и «Мировой художественной культуры». Но существует проблема взаимодействия двух этих курсов. Краеведение ориентировано на практические умения и навыки существования горожанина, в то время как задачи курса МХК делают упор на духовно-нравственном, ценностно-личностном развитии школьников. Проект «Петербург на перекрестке культур» -  это проект интеграции двух этих школьных предметов, попытка создания условий для выработки у учащихся целостного видения мира и, в частности, памятников культурного наследия.

Таким образом, Идея проекта: Уникальное наследие мировой художественной культуры и памятники Петербурга, напоминающие о различных сторонах культуры других времен, народов и цивилизаций.

Соответственно, Целью проекта является  помощь в  формировании эмоционально-ценностного восприятия учащимися памятников Петербурга, не только как части отечественного, но и всемирного культурного наследия.

Одно из важнейших условий успешной реализации проекта – заинтересованность детей. Поэтому темы для исследования они выдвигали сами. Вот, что получилось.

Темы  проекта  (охватывают период от древнейших цивилизаций до ХХ века)

6 класс

  1. Египетские пирамиды и пирамида в Царском Селе
  2. Обелиски в прошлом и настоящем
  3. Египетские сфинксы и сфинксы Петербурга
  4. Рельефы храма в Дендере и загадочный дом на Захарьевской улице
  5. О чем напоминают Египетские ворота
  6. В мире сокровищ (сокровища пирамид и Эрмитажа)
  7. Скульптурный Олимп Летнего сада
  8. Застыли мифы на берегах Невы…
  9.  Гераклу жизнь подарили  Лисипп и петербургские мастера
  10. Геракл и Флора приветствуют вас
  11. Античность и театральный Петербург
  12. Триумф, виктория, победа          

7 класс

  1. «Китайские драконы» в Петербурге
  2. «Стражи» Запретного города на невских берегах
  3. Отголоски эпохи Возрождения на берегах Невы
  4. Прогулка по залам Академии художеств
  5. Лоджии Рафаэля:  Рим  и Петербург
  6. Отголоски средневековой архитектуры в памятниках Петербурга (на примере одного из объектов культурного наследия города)   и т.п.

Основные направления деятельности в проекте

- исследовательское: поиск информации, ее обработка, выстраивание в соответствии с идеей проекта.

- художественно-творческое: фото-, видео- работы, изобразительное искусство. Чаще всего художественные работы учащихся являются иллюстрацией к презентации результатов исследования.

- практическое: экскурсионное: создание виртуальных или реальных ученических экскурсий; защита экскурсий. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с основами экскурсионной работы, развивают речь.

Этапы проекта

I – создание виртуальных мини-экскурсий по одному из объектов

II – создание виртуальных или реальных экскурсий, объединяющих  несколько объектов всемирного культурного наследия  разных эпох и стилей

Чему способствует проект?

Формированию

- высокого уровня визуальной грамотности;

 - умения «считывать» смыслы, заложенные в различных текстах культуры, и на этой основе делать широкие обобщения;

 - умения создавать собственные «культурные тексты»;

 - способности к интегративному мышлению;

 - свободы   ориентации в культурном пространстве Санкт-Петербурга;

- взаимосвязанной и целостной картины мира, в которой подросток позиционирует себя как активную, способную к позитивной деятельности,  личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"

Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...

Использование природного и культурного наследия Санкт-Петербурга

Основной образовательной целью регионального компонента обучения является формирование личности как достойного гражданина, знатока, рационального пользователя и создателя ценностей и традиций Санкт-Пе...

Статья "Культурное наследие Санкт- Петербурга, как составляющая регионального компонента образования"

Статья посвящена взаимосвязи культуры и природы, формированию экологической культуры через познание художественной культуры города....

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья рекомендована для учителей истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, применяющих развивающие технологиии  в процессе преподавания...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения

Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...