Формирование метапредметных умений у учащихся в рамках проектной деятельности. Проект «Масленица»
статья по технологии ( класс) на тему

Грабовская Лилия Алексеевна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных умений у учащихся в рамках проектной деятельности. Проект «Масленица»

В настоящее время ученическое проектирование рассматривается как эффективный метод формирования у школьников личностных и метапредметных результатов образования, предусмотренных ФГОС,поэтому особенно важно повышать уровень выполняемых учащимися проектов.

Проект может стать успешным, только если школьник заинтересован темой, своей деятельностью и имеет на протяжении всего проекта высокую мотивацию. Вы знаете , что применительно ко многим своим планам дети быстро «загораются», деловито рассуждают, а потом их желания также быстро превращаются в мечты, не имея продолжения в виде конкретных действий. При этом не стоит забывать, что наши ученики по своим способностям (целеустремленности, усидчивости, настойчивости, тревожности и тд.) очень разные. И предлагая темы проектов, мы это учитываем. Известно, что для учащихся очень важным является стремление самоутвердится в чем-либо. В этом случае высокая планка, заданная проектом, предпочтительнее для него же самого, полностью одобряется и поддерживается учеником, мотивируя его к достижению цели проекта.

Проекты выполняются в рамках всех школьных дисциплин и во внеурочной деятельности, но проекты по технологии наиболее трудоемкие, требующие больших временных затрат.

В нашей школе разработана программа внеурочной деятельности «И в миру, и в ладу»,одним из направлений которой является знакомство с традициями нашего народа.

В 2015 году, в третьей четверти ученикам 5 класса, где я являюсь классным руководителем, мною была предложена тема проекта « Русские народные праздники и обычаи». Ребятам сразу же эта идея понравилась и они вспомнили много праздников, но самым ярким им показался праздник «Масленица».

Над проектом работали ребята всего класса, разделившись на группы. Через месяц работа была завершена, и на масленичной неделе проект был представлен. Продуктом проекта явилась презентация с подробным описанием каждого дня масленичной недели, был проведен мастер-класс по изготовлению обереговой куклы «Домашняя масленица», а также ребята угощали друг друга блинами, приготовленными по фирменным рецептам их семей ( были составлены инструкционные карты ).

Если оценивать результаты работы над проектом с позиции формирования универсальных учебных умений, то в первую очередь нужно отметить получение учениками следующего опыта:

  1. Анализ проблемы и предложение шагов по ее решению.
  2. Самостоятельное приобретение знаний в новой для учеников области.
  3. Разработка средств обучения( проведение мастер-класса)
  4. Реклама своего изделия(блины, кукла)
  5. Сбор и обработка информации.
  6. Работа в команде.

Что касается метапредметных умений, то ребятами были освоены следующие: познавательные, регулятивные, личностные.

В заключении хочется отметить значительный личностный рост учащихся в процессе работы над данным проектом. С позиции педагога в проектной деятельности для нас важно то, как оценивают свой опыт проектирования сами ученики, довольны ли результатом работы над проектом, собираются ли в дальнейшем продолжать освоение технологии проектирования. Если ученику в качестве результата достаточно достичь цели проекта, то педагогу важнее, чтобы состоялся сам процесс проектирования (организация деятельности ученика для достижения цели), чтобы ученик в результате понял практическую значимость технологии проектирования, сделал выбор в пользу ее дальнейшего применения в собственной жизни. В этом и заключается смысл руководства проектной деятельностью и круг ответственности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Публикация  посвящена вопросу  формирования универсальных учебных действий  у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

Формирование у детей информационной грамотности в рамках проектной деятельности школьной библиотеки

В настоящее время условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и любящим родителям трудно адаптироваться. Я говорю в первую очередь о дистанционном обуч...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...