Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"
статья по теме

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zalesova_o.i.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стендовый доклад
«Обновление методической работы в школе - основа
развития детской одаренности сельских школьников»

                                                                                       

Развитие детской одаренности в сельской школе имеет свои особенности. Наша школа на селе – единственный  очаг, где развивают способности ребенка. Ленинская основная школа села Заречье небольшая: в ней 61 учащийся и 11 педагогов.

Но в ней есть талантливые, способные дети, которые являются победителями предметных олимпиад на муниципальном уровне, победителями и призерами различных конкурсов («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Олимпус», «Гелиантус», «Альбус»). В школе ведется исследовательская деятельность. Но система работы с одаренными детьми учителями-предметниками была не создана.

Все это подтолкнуло педагогов школы в 2011 году к участию в работе инновационной площадки на базе района под руководством О.Г.Селивановой. (6 человек из 11 стали ее участниками: Кочкина С.Г., Шишкина Л.А., Шишкина Л.П., Щепеткина Н.В., Четверикова Г.А., Залесова О.И.) .

Сначала перед педагогами школы были поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоретическую литературу. Были прослушаны лекции О.Г.Селивановой, познакомились с трудами других ученых по этой теме.

2.Провести диагностику  одарённости детей. Педагоги школы воспользовались диагностиками, предложенными О.Г.Селивановой:  «Методикой оценки общей одаренности», методикой «Карта одаренности».

Были выявлены такие виды одаренности детей: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная.

После  проведения диагностики в школе был создан банк данных одаренных детей.
Затем перед учителями школы встали вопросы: 1. Как организовать работу  с одаренными детьми в условиях основной  школы? 2. Как развивать способности у  детей?

Выбрали тему методической работы школы:

«Развитие одаренности школьников в условиях перехода на ФГОС».

       В школе в течение двух  лет были проведены методические советы, на которых рассматривались вопросы, связанные с детской одаренностью:
1. Психолого-педагогическая диагностика как основа работы с одаренными                        детьми.
2. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности

3. Формы работы с одаренными детьми в учебной и внеучебной деятельности

4. Деловая игра «Формы работы с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях»

5. Реальные затруднения педагогов в работе с одаренными детьми.

6. Развитие детской одаренности средствами учебного занятия.

7. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в свете стандартов нового поколения: переход от внутрипредметности к интеграции и метапредметности.

8. Межпредметные связи в процессе обучения в условиях перехода на стандарты нового поколения.

9. Реализация интегративного обучения в свете стандартов нового поколения.

    Основной  задачей учителя, работающего с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих.

В основу обучения одаренных детей должен быть положен принцип, отличный от общепринятого. Творческое (эвристическое) обучение – наиболее эффективный способ обучения одаренных детей (обучение без образца, при опоре на собственную активность ребенка, его способность порождать, выявлять и решать проблемы).

Учителя школы апробировали приемы творческого обучения: жанры текста, изобретение, сочинение, разнонаучные знания, «видеокамера», исследование объекта, принятие разнообразных идей и ответов, необычных, смешных, глупых, перевод с языка одной системы знаний на другую, общее в разном, открытые задания, восстановление истории и другие.

Педагогами школы апробированы новые подходы по развитию детской одарённости  в условиях освоения ФГОС. Были разработаны и проведены уроки для достижения школьниками метапредметных результатов:

1.Уроки-исследования - «Лирические миниатюры П.П.Маракулина» (Залесова О.И.),

«Лён. Льняное волокно. Сравнительная характеристика растительных волокон и тканей из них» (Кочкина С.Г.), «Наречие» (Шишкина Л.П.), «Алюминий» (Четверикова Г.А.).

2.Урок с метакомпонентом - «Истоки и современное развитие народных промыслов. Дымковская игрушка.» (Щепеткина Н.В.)

3. Интегрированный урок литературы и ИЗО -  «Всматривайтесь в малое - и вы увидите великое». (Своеобразие японского искусства.)- Залесова О.И., Щепеткина Н.В.

Педагоги школы на учебных занятиях  практикуют  такие виды творческой деятельности  обучающихся: экспериментирование ( Шишкина Л.П., окружающий мир, 2 кл. -«Доказываем реальность воздуха», «Придумываем и рисуем свои экологические знаки»), проектирование (Кочкина С.Г. , уроки технологии, Творческие проекты:«Подарок маме», «Живой уголок»,«Теплица круглый год»,«Школьный цветник»,«Школьный сад», «Приусадебное хозяйство»;  Шишкина Л.А., проекты по экологии - «Фенологические наблюдения за погодой в с.Заречье», «Влияние автотранспорта на здоровье жителей п.Лунданки»), моделирование (Кочкина С.Г., уроки технологии, моделирование одежды: фартука, юбки, халата, брюк), исследование (Четверикова Г.А., химия, 9 кл. - «Лекарственные препараты: проблемы, связанные с их применением»).

Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они  являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому педагоги при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, останавливаются на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения:

Технология индивидуально-образовательных планов – Четверикова Г.А.

Цель: построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка, увеличить  темп изучения учебного материала, обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма.

Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Шишкина Л.П., Залесова О.И.)

Цель: формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления.

Проектный метод обучения (Шишкина Л.А., Кочкина С.Г., Шишкина Л.П., Четверикова Г.А.)

Цель: активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования, стимулирование познавательного интереса.

ИКТ (все педагоги)

Цель: Обеспечение индивидуальной образовательной траектории ученику, соответствующей его интересам, склонностям, возрастным и личностных характеристикам.

Исследовательские методы обучения (все педагоги)

Цель: Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Цель: Формирование умения работать сообща на единый результат,

воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.

Разноуровневое обучение

Цель: Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка. Внеклассная работа усиливает образовательный потенциал учебных предметов, даёт возможность более полно удовлетворить образовательные потребности способных детей.

В школе работают кружки и секции: «РТС», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Рукодельница», «Волшебный карандаш», «Волшебная палитра», «Театр+ Риторика», «Эколого-туристско-краеведческий», «Юный химик», математический кружок, «Хозяин дома», музыкальный кружок, секция волейбола, футбола, хоккея, фигурного катания. Привлекаем одаренных детей к организации и проведению внеклассных мероприятий, нетрадиционных уроков,  к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, к занятиям со слабоуспевающими.

Каковы же результаты работы коллектива школы над этой темой?

Результатом работы коллектива школы над проблемой «Развитие одаренности школьников в условиях перехода на ФГОС» стали динамика качества знаний за последние 2 года, увеличение количества победителей и призеров районных предметных олимпиад (2010 - 2011 учебный год – 13 человек, а 2012 - 2013 учебный год –25 человек), увеличение количества победителей и призеров конкурсов муниципального уровня (2010 - 2011 учебный год – 2 человека, а 2012 - 2013 учебный год –13 человек)

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод: обновление методической работы в школе – основа развития детской одаренности сельских школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников

В современной педагогике достаточно полно  исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части  диагностики и развития одаренных д...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Статья «Развитие детской одаренности в условиях образовательной среды современной школы».

В статье описана работа с одаренными детьми в современных условиях школы. Задачи и цели, которые я ставлю при этом....

Механизм поддержки и развития детской одаренности в школе при участии органов общественного управления

Описана система и полный механизм работы с одаренными детьми на примере конкретной школы...

«Метапредметный подход в обучении как способ развития детской одаренности в условиях современной школы»

         В концепции модернизации российского образования ставится задача обеспечения доступности, достижения высокого качества, повышения конкурентоспособности отечест...

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...