Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"
статья по психологии

Куприянова Светлана Геннадьевна

 В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kupriyanova_s.g_odarennyy_rebenok.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.036.5

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности

Куприянова Светлана Геннадьевна, учитель биологии

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области общеобразовательная школа-интернат среднего  общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской  области

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, диагностика, развитие, обучение, воспитание, проектно-исследовательская работа, индивидуальная образовательная траектория

Проблема работы с одаренными учащимися очень актуальна для современного российского общества. Перед современной  школой стоит задача: создание условий для выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь [1].

Понятия «одаренные дети» и «детская одаренность» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в том, чтобы раскрыть интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, которые качественно отличаются от своих сверстников, и, соответственно, требуют организации особого обучения, развития и воспитания [2]

Я работаю в ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер»  г.о. Кинель. Это школа с уникальной материально-технической базой, которая  позволяет предоставлять качественные образовательные услуги и предполагает ориентацию на широкое и органичное использование  в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационных технологий, ресурсов Интернета, переход на технологически ориентированные методы обучения. В школе ведется работа по реализации нескольких комплексных целевых программ. Одна из них – целевая комплексная программа «Одаренные дети». Цель программы - создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. В школе ежегодно проводятся различные мероприятия, где каждый ученик имеет возможность «раскрыться», получить опыт публичного выступления, которые позволяют выявить одаренных детей: научно-практическая конференция, предметная олимпиада, смотр-конкурс школьных проектов, конкурс чтецов, творческий конкурс «Зажги свою звезду», конкурс «Театральная гостиная» и другие.

Работе с одаренными детьми я уделяю особое внимание. Цель, которую я перед собой ставлю, – повышение эффективности работы с одаренными учащимися. В работе с одаренными детьми я применяю различные методы и формы работы. Для обучения интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера — поисковые,  проблемные и эвристические. Одной из основных форм работы с одарёнными детьми, которую я использую, является проектно-исследовательская деятельность. Метод проектов представляет собой такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся включён в активный познавательный процесс. Ребенок при этом учится самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения, делать выводы, анализировать свою деятельность. Широкие возможности для организации исследовательской деятельности открывает перед моими учениками оборудование цифровой лаборатории «Архимед», которым оснащен кабинет биологии. Лаборатория включает в себя цифровой микроскоп, датчики для определения уровня освещенности, углекислого газа и кислорода, температуры, жизненной емкости легких, pH и др. С помощью этого оборудования можно сделать качественные снимки микропрепаратов, построить графики и диаграммы, а потом перенести их в текстовый документ или в презентацию. В 2016 году с группой учащихся 8-х классов было проведено исследование микроклимата школьных помещений с использованием  лаборатории «Архимед». Ребята с помощью специальных датчиков выполнили замеры температуры, влажности и уровня освещенности в школьных кабинетах, рекреациях, столовой, библиотеке, спортивном зале и бассейне. Были изучены санитарно-гигиенические требования к школьным помещениям. Учащиеся сравнили полученные результаты с нормами СанПиН. Было выявлено, что все школьные помещения соответствуют нормам. Ребята составили памятку с рекомендациями по поддержанию благоприятного микроклимата в школьном кабинете и раздали ее учителям. Необходимо отметить, что ученики с большим увлечением выполняют различные исследования, используя цифровую лабораторию. Возможности лаборатории позволяют вывести работу с одаренными учащимися на качественно новый уровень, развить у них широкий комплекс умений, а также познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Это способствует развитию творчества, самостоятельности, повышению мотивации к изучению биологии.

Я всегда стараюсь работать в тесном взаимодействии с родителями, школьным психологом. На основе анализа интересов и склонностей каждого ребенка, опираясь на данные диагностики, составляю индивидуальный образовательный маршрут. В рамках реализации программы «Одаренные дети» я работаю с несколькими учащимися. Эти ребята проявляют особый интерес к изучению биологии, обладают такими качествами, как интеллектуальная любознательность, неординарное мышление, самостоятельность, трудолюбие. Заручившись поддержкой родителей данных учеников, я приступаю к  работе по сопровождению и развитию их одаренности.  Этапы работы:

  1. Диагностический.  Школьный психолог оказывает мне помощь в проведении диагностики (тип темперамента и особенности личности – с помощью теста Г. Айзенка, интеллектуальный уровень и мышление – с помощью методики Векслера, творческое мышление – с помощью тестов Ясюковой-Самойловой, социальный интеллект – с помощью теста Ф. Фидлера, особенности восприятия – с помощью методики «Восьмерка» Юнга, методики П. Торренса, самооценка – с помощью методики Дембо-Рубинштейн). Одним из способов диагностики одаренности и развития творческих способностей можно также считать участие ребенка в конкурсах, подготовку творческих проектов и исследовательских работ.
  2. Анализ успеваемости и учебных навыков. Провожу беседы с учителями-предметниками, анализирую текущие и итоговые оценки.
  3. Работа с родителями. Не секрет, то все любящие родители считают своих детей одаренными. Часто это действительно так. Проблем с такими родителями обычно не возникает, разве что в случаях, когда нагрузка превышает возможности самого ребенка. С родителями данных учащихся я провожу индивидуальные беседы, обращаю внимание родителей на необходимость создания в семье атмосферы поддержки для раскрытия способностей ребенка.
  4. Формирование индивидуальной образовательной траектории. Получив необходимую информацию от родителей, школьного психолога, учителей-предметников, я приступаю к построению индивидуальной образовательной траектории для каждого одаренного ученика.

План построения индивидуальной образовательной траектории:

1)Ф.И.О., возраст; 2) Класс; 3) Учитель; 4) Срок выполнения; 5) Характеристика учащегося; 6) Педагогическая и психологическая диагностика; 7) Цель; 8) Планируемые результаты; 9) График индивидуальных занятий с учителем; 10) Формы и методы работы; 11) Формы и методы контроля; 12) Результативность работы.

Мои ученики ежегодно становятся победителями и призерами различных фестивалей, конкурсов, научно-практических конференций, предметных олимпиад различных уровней. Некоторые из них: 2017-18, 2018-19 уч. годы: Витвицкий Богдан (7 кл) – призер Международной НПК «Артемовские чтения», призер всероссийского конкурса исследовательских работ «Мир, в котором я живу», Индерейкина Дарья (7 кл) – призер региональной НПК «Юный исследователь» в г. Отрадный, победитель всероссийского конкурса исследовательских работ «Мир, в котором я живу», призер Международного конкурса  исследовательских работ «Старт в науке»,  победитель областного фестиваля «Воспитание и обучение одаренных детей «Изумруды», Пахомова Яна (11 кл) – призер окружной предметной олимпиады по биологии, призер областного конкурса юных исследователей окружающей среды, призер всероссийского конкурса исследовательских работ «Мир, в котором я живу», Новикова Анастасия (11 кл) – призер окружного этапа областного конкурса исследовательских работ  «Взлет», Ускова Алена (11 кл) – призер Международной НПК «Образование. Наука. Профессия», призер всероссийского конкурса исследовательских работ «Мир, в котором я живу», Кирюхина Анна, Гринкевич Алеся (11 кл) – призеры областного конкурса «Хозяин Земли», Каторгина Анастасия (10 кл), Куприянов Денис (7 кл) – призеры регионального конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».

Необходимо помнить, что каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая  особого подхода. И задача учителя – создать особую благоприятную среду для развития детской одаренности и условия для совершенствования присущего каждому ребенку вида одаренности, способствующие интеллектуальному и личностному его росту.

Список использованной литературы.

  1. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/Науч ред. Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с.
  2. Савенков А.И. Содержание  и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003. – 204 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Создание условий для выявления и развития детской одаренности".

Детская одаренность — это не просто большая родительская гордость, но одновременно еще и достаточно большая проблема. С одной стороны, одаренный ребенок имеет больше шансов успешно реализовать себя в ...

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"...

К проблеме развития детской одаренности

Из опыта работы учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 города Сальска И.А.Лиманской и М.П.Серединой....

Военно-патриотическая игра «Зарница» как средство выявления и развития детской одаренности в условиях поселка городского типа

Вы хотите провести зарницу у себя в образовательном учреждении и не знаете как?! Тогда этот материал станет для вас хорошим помощником. Эта статья была представлена на семинаре в городе Апатиты. ...

Выявление и развитие детской одаренности при изучении физики в условиях реализации ФГОС

в статье представлен опыт работы по выявлению, поддержке и развитию потенциально одаренных детей...

Выявление и развитие детской одаренности при изучении физики в условиях реализации ФГОС

Выявление и развитие детской одаренности при изучении физикив условиях реализации ФГОС (из опыта работы)...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...