Публичная отчетность образовательного учреждения как условие государственно-общественного управления
статья на тему

Глухова Любовь Валерьевна

Важнейшим инструментом обеспечения информационной открытости и прозрачности является информационная отчетность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx86.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

(ГБОУ ДПО ЧИППКРО)

РЕФЕРАТ

по образовательной программе дополнительного профессионального

образования «Организация и осуществление экспертной деятельности

в образовании» на тему:

«Публичная отчетность образовательного учреждения как условие государственно-общественного управления»

ВЫПОЛНИЛА: Глухова Любовь Валерьевна

Челябинск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. …. 3

1. Публичная отчетность: понятие,  функции

1.1Виды публичной отчетности………………………………………………...6    

 1.2 Функции публичной отчетности …………………………………… …….8

2. Публичный доклад и иные формы отчетных, презентационных и аналитических документов в системе образования.

2.1. Процедура подготовки  публичного доклада……………………………..13 

2.2. Структура публичного доклада, технология его подготовки………………….17

2.3.  Информационная база публичного доклада ……………………………..24    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31           

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………....... … ….33        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЦИТИРУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ ….39        

ВВЕДЕНИЕ

Школа была и остается центром жизнедеятельности ребенка. Чтобы дать качественное образование, ей нужно быть открытой, прозрачной. Это будет способствовать популярности образовательного учреждения не только в своем микрорайоне, но и во всем городе, регионе.

Поскольку оценка качества образования – процесс сложный, участие общественности в нем необходимо. Именно с этой целью в школах созданы и работают ШУС, ведь, если общественность реально принимает участие в управлении школой, возникает более демократичный характер управления.

Для широкой общественности характерны значительный  интерес

общественности к системе образования и наличие многообразных инициатив, направленных на ее развитие.

На сегодняшний день осознано, что условием участия общественных институтов в развитии образования, в том числе привлечения инвестиций в систему образования, является обеспечение их информированности о состоянии системы образования, достигнутых результатах, стратегии и планах дальнейшего развития. [1,7]

Важнейшим инструментом обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности органов управления образования всех уровней (окружного, муниципального, образовательного учреждения) является публичная отчетность: доклады о состоянии региональных и муниципальных систем образования, публичные доклады школ.

Одной из действенных форм участия общественности в управлении школой является ее включение в процесс подготовки презентации и обсуждения публичного доклада, что отражено в Уставе школы.

Публичный доклад – это инструмент управления качеством образования, форма ежегодного информирования общественности о деятельности школы: о достигнутых результатах, о проблемах его функционирования и развития за весь год. Для кого он готовится?

Для родителей, для учащихся, педагогического коллектива, местной общественности, социальных партнеров, учредителя. Именно эта форма отчетности дала возможность родителям узнать о том, какие образовательные услуги предоставляет школа, каковы правила приема детей, условия обучения, уклад жизни, результативность деятельности школы и педагогов, эффективность управления.

Социальным партнерам эта форма позволяет конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой. Местной общественности даёт представление об активности школы в микрорайоне, в городе, о достижениях коллектива учителей и учащихся, указала на проблемы, требующие участие общественности. Учредитель (глава администрации), можетоценить не отдельные достижения или проблемы учреждения, но и эффективность реализации ее стратегии развития. Для работников школы – это полная информация о деятельности учреждения. Учащимся эта форма позволит осознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни школы. [7]

Во многом повышение степени открытости школы социуму объясняется осознанием того факта, что окружающая школу среда, несмотря на потенциально содержащиеся в ней угрозы и риски, рассматривается общеобразовательными учреждениями как источник дополнительных ресурсов. Именно поиск новых ресурсов и новых возможностей приводит школьный менеджмент к поиску путей расширения взаимодействия с окружающими социальными институтами, партнерами и потребителями образовательных услуг, которые может предоставить образовательное учреждение.

Последнее утверждение исключительно важно, так как основывается на существующей и активно развивающейся ныне в мировой экономике концепции, согласно которой ключевым ориентиром успешности бизнеса является не только объем прибыли, но и такая важная характеристика ориентир как максимальное удовлетворение запросов потребителей и привлечение новых их групп. Данное положение характерно и для системы образования.

На сегодняшний день осознано, что условиями участия общественных институтов в развитии образования, в том числе привлечения инвестиций в систему образования, является открытость системы, обеспечение информированности общества о состоянии системы образования, целях развития и конкретных действиях по их достижению. [14]

Понятия «открытость образования» или «открытость образовательной среды» - довольно новые термины в сфере образования. Однако они уже имеют множество различных трактовок.

В интересующем нас понимании, открытость образования - это возможность получения информации, повышения информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований в учебном учреждении. Одно из условий государственно-общественного управления является публичная отчетность.

Информационная отчетность школы должна стать эффективным средством организации диалога с ее партнерами, если эта отчетность соответствует определенным требованиям. Такие требования касаются не только её содержания, но и способов презентации этого содержания. 

1. ПУБЛИЧНАЯ  ОТЧЕТНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ

  1. Виды публичной отчетности

Публичная отчетность вводится на всех уровнях системы управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения.

Все виды Докладов имеют свою специфику, определяемую масштабом системы, особенностями целевой аудитории, характером прикладных задач, решаемых с помощью Докладов. При этом наиболее заметно выражены различия между Докладами территориальных (национальных, региональных, муниципальных) систем образования и Докладами образовательных учреждений:   Территориальные системы объемнее и сложнее институциональной. Они состоят из организаций  и учреждений, связанных и взаимодействующих  между собой.

  • Для территориальных систем большее значениеимеет  политико идеологический контекст.
  • Целевыми группами регионального и муниципальных Докладов выступают политически активная общественность,  представители  промышленности и бизнеса, правительственные структуры. Доклад школы адресован, прежде всего, родительской    общественности,    социальным партнерам.
  • Доклады заметно различаются масштабом анализируемых явлений, степенью обобщенности выводов.

Публичная отчетность  – средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах ее функционирования.

Доклад – ежегодное аналитическое издание, содержащее комплексную характеристику актуального состояния системы образования, содержания деятельности за отчетный (годичный) период и динамику основных показателей развития.

Публичность доклада выражается в обязательном его представлении общественности – родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем заинтересованным лицам – в виде отдельного издания, через СМИ, в сети Интернет.

Подготовка и распространение доклада рассматриваются сегодня как необходимая функция органов управления образованием (администрации образовательного учреждения).

Публичная отчетность вводится на всех уровнях системы управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения. Все виды докладов имеют свою специфику, определяемую масштабом системы, особенностями целевой аудитории, характером прикладных задач, решаемых с помощью докладов. При этом наиболее заметно выражены различия между докладами территориальных (национальных, региональных, муниципальных) систем

1. Подготовленные доклады размещены на сайте Центра стратегических разработок http://csr.asou.ru/

2. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (пп. 3, п. 4 ст. 32) учреждение предоставляет учредителю и общественности ежегодный отчет

образования и докладами образовательных учреждений.

Эти различия выражены в следующем: территориальные системы объемнее и сложнее институциональной. Они состоят из организаций и учреждений, связанных и

взаимодействующих между собой; для территориальных систем большее значение имеет политико-идеологический контекст; целевыми группами регионального и муниципальных докладов выступают политически активная общественность, представители промышленности и бизнеса, правительственные структуры. Доклад школы адресован, прежде всего, родительской общественности, социальным партнерам; доклады заметно различаются масштабом анализируемых явлений, степенью обобщенности выводов. [1,7.15]

  1. Функции публичного доклада.

Публичные доклады в системе отношений образования и общественности решают актуальную задачу обеспечения информационной открытости системы образования. Информационная открытость является одним из аспектов "общей открытости" системы образования. Постановка задачи обеспечения "открытости" системы образования обусловлена изменением механизмов управления и финансирования в современном образовании.

Образование – общественное благо. Его результаты важны для государства, общественности, работодателей. Все заинтересованы в высоком качестве образования. При этом представления о желаемом качестве у заинтересованных сторон различаются. Отсюда политика открытости системы образования направлена на построение механизмов эффективного учета социального заказа к системе образования, интересов потребителей образовательных услуг при разработке программы развития муниципальной системы образования, программ развития и образовательных программ учреждений.

Образование финансируется государством из бюджета, формируемого за счет налогоплательщиков. С этих позиций предоставление открытой и объективной информации о состоянии и результатах функционирования

системы реализует ответственность органов управления за эффективное

использование полученных средств. С другой стороны, сегодня все острее ощущается дефицит государственного финансирования, что ставит перед системой образования задачу поиска дополнительных ресурсов. В этих условиях политика "открытости" позволяет привлечь внимание общественности к проблемам образования и обеспечить ее деятельное участия в их решении, в том числе через инвестирование. В целом система образования нуждается в инструментах построения диалога с общественностью, позволяющих продемонстрировать качество и результативность своей деятельности в двух основных аспектах:

 качество и результативность управления, проявляющиеся в эффективности использования различных ресурсов различного рода, улучшении условий организации образовательного процесса, обновлении содержания и технологий образования; качество образования (результаты обучения, воспитания, деятельности по сохранению и укреплению здоровья).

Доклад выступает информационной основой подобного диалога и

выполняет следующие функции задач: удовлетворение информационных потребностей различных заинтересованных групп (органы власти, педагоги, родители, дети, работодатели, СМИ); [8, 10, 12]

повышение информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований;

информационное обеспечение рынка образовательных услуг;

проведение общественной экспертизы политико-управленческих решений, стратегий и программ развития образования;

привлечение социального ресурса (ресурса "доверия и поддержки"),

самостоятельно значимого, а также являющегося необходимым условием

инвестиционной привлекательности:

Подготовка и публикация докладов может быть рассмотрена как элемент системы связей (коммуникаций) системы образования с общественностью и в этом смысле представляет собой PR-технологию.

Есть также основания видеть в докладе инструмент реализации маркетинговой стратегии образовательного учреждения.

Основными целевыми группами муниципального доклада являются:

общественность муниципального образования; органы исполнительной власти и местного самоуправления; представители кругов промышленников и предпринимателей.

Для органов исполнительной власти и местного самоуправления важным являются представленные в докладах свидетельства эффективности использования средств, направляемых на развитие образование. Особый интерес представляет демонстрация влияния результатов образования на социально-экономическое развитие территории. Объективно – это достаточно сложная задача. На сегодняшний день практически отсутствуют формальные показатели подобного влияния. Указывается на его отсроченный характер. Вместе с тем все активнее утверждается представление о ведущей роли образования в развитии человеческого капитала как основы эффективной экономики, об "экономике знаний". Успехи развития образования рассматриваются сегодня как показатель эффективности руководства территорией в целом, выступают значимым аргументом в ситуации выборов.

Местное сообщество заинтересовано в объективной информации о доступности качественного образования, а также в наглядном представлении эффектов влияния образования на социализацию молодежи района (города), проявляющуюся в снижении преступности, наркомании и др.

Для предпринимательских кругов доклады могут представлять интерес как информация о качестве образования потенциальных работников предприятий района (города), а с другой стороны, служить основой для определения тех актуальных проблем образования, в решении которых они могли бы участвовать.

Основными целевыми группами, для которых готовится доклад образовательного учреждения, являются родители, социальные партнеры,

местная общественность, учредитель, обучающиеся. С помощью доклада родители смогут получить информацию об образовательных услугах, предоставляемых учреждением, правилах и процедурах приема, условиях обучения и укладе жизни образовательного учреждения, а также об эффективности использования внебюджетных средств.

Социальным партнерам школы доклад позволит конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой, определить наиболее важные потребности учреждения, осознать свой вклад в его развитие. Местной общественности доклад дает представление об активности школы в социуме, о достижениях школы и ее учащихся, приносящих "славу" району (поселку, городу), а также раскрывает проблемы, требующие активного участия общественности. Для учредителя доклад позволяет получить более широкое представление о школе, чем то, которое формируется на основе традиционных форм отчетности, оценить не отдельные достижения или проблемы школы, а эффективность реализации стратегии развития. Доклад полезен для работников школы, которые далеко не всегда в полной мере информированы о деятельности учреждения. Знакомство с докладом, а в идеале включение в процесс его обсуждения важно для учащихся школы, позволяет им осознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни школы.

Публичный доклад в системе управления является публичной отчетностью органа управления как необходимым элементом системы управления, ориентированного на результат. Сбор и анализ информации об эффективности функционирования системы образования является условием принятия обоснованных и адекватных политико-управленческих решений, разработки обоснованных стратегий и программ развития. Сегодня, к сожалению, значительное число управленческих решений органов управления и администраций образовательных учреждений принимается на основе субъективных оценок и представлений. Культура систематизации, обработки и интерпретации данных, характеризующих состояние объекта управления, остается на низком уровне. Управленцев захлестывает поток информации, и они часто, по выражению Р. Хилсмена, "не в состоянии даже прочесть ее, не говоря уже о ее разумном использовании".[2, 10,14]

Публичный доклад представляет результаты проведенного комплексного анализа системы образования на основе данных государственной статистической отчетности и специальных мониторинговых исследований. Поэтому его подготовка предполагает серьезную работу по сбору данных, их интерпретации и анализу, что способствует: актуализации имеющейся информации для управленцев; выявлению дефицита достоверной информации и принятии мер к его восполнению; организации коллективного управленческого анализа ситуации с использованием эмпирических данных;

выявлению объективных тенденций развития системы; пониманию проблем развития системы и определению перспективных путей их решения.

Сочетание в структуре доклада, принципах и механизмах его подготовки ответственной самооценки и внешней оценки, фиксирующих возможные недостатки, "точки роста", перспективы развития, позволяет рассматривать доклад как инструмент управления качеством образования. Периодичность подготовки докладов (ежегодно) позволяет осуществлять мониторинг функционирования и развития системы образования, отслеживать результативность реализации управленческих решений. Такие аспекты подготовки докладов, как утверждения структуры доклада органом государственно-общественного управления и представления проекта доклада на его расширенном заседании для обсуждения, привлечение членов органов государственно-общественного управления к подготовке доклада, раскрывают значение доклада как важного элемента системы государственно-общественного управления.

  1. Публичный доклад и иные формы отчетных, презентационных и аналитических документов в системе образования.

 

  1. Процедура подготовки публичного доклада

Публичные доклады – новый для системы образования документ, но он появился не на "пустом месте". В сфере образования существует большое количество разнообразных форм отчетных, презентационных и аналитических документов, в которых в той или иной мере раскрываются различные  аспекты образовательной системы: финансовая отчетность, статистические сборники, годовые аналитические отчеты и справки муниципальных органов образования и образовательных учреждений, отчетность о реализации целевых программ, доклады на и августовских педагогических советах (конференциях) и др.

Поэтому закономерно, что на первых порах авторы докладов часто воспроизводят сложившиеся стереотипы подготовки отчетных и презентационных материалов.

В этой связи важно указать на существующие отличия докладов от иных форм отчетных, презентационных и аналитических документов. Как отмечают эксперты, для большинства подобных публикаций характерны следующие черты:

отсутствие или недостаточный объем аналитической части, разделов с интерпретацией представленных данных; представление преимущественно фактологических  данных, в разной степени агрегированные, а не аналитических показателей характеризующих систему образования и тенденции ее развития; публикуемые данные часто несопоставимы и не позволяют проводить сравнительный анализ; недостаточно жесткая логика изложения, объединение в рамках одной публикации разномасштабного, взаимно не увязанного материала; трудности воспроизведения единой содержательной структуры из года в год. Так, в качестве информационной базы доклада использованы данные государственной статистической отчетности (статистика образования, демографическая статистика, статистика занятости и др.), которые обеспечивают надежность и достоверность расчетов. При этом доклады не являются статистическими сборниками, которые регулярно издаются многими территориальными органами управления образованием. Основной задачей доклада является не столько представление статистической информации, сколько ее анализ и интерпретация с целью выявления состояния и тенденций развития системы образования, существующих проблем, оценки эффективности мер, предпринимаемых для их решения.

Сегодня существует практика проведения масштабных исследований и мониторингов в системе образования в рамках проектов и грантов. Они, как правило, проводятся специалистами академических институтов и научно- методических центров в системе образования. По результатам подобных исследований готовятся аналитические отчеты и доклады. Однако последние

не могут отождествляться с публичными докладами. Важно отметить, что публичный доклад – персонифицированный документ, т.е. публичный отчет органа управления образованием соответствующего уровня, что проявляется в его содержании, процедуре подготовки, формах презентации. При этом данные проведенных независимых исследований могут использоваться в публичном докладе (с соответствующими ссылками). Для образовательных учреждений необходимо осознать отличие публичной отчетности от ежегодного анализа, представляемого учредителю. Именно разница в главном адресате документа является главным основным публичного отчета от ежегодного анализа.

Подготовка доклада является длительным процессом и включает в себя  следующие организационные этапы:

1. Принятие решение о подготовке доклада. 

В системе государственно-образовательного управления данное решение принимается соответственно государственно-общественным советом муниципального органа управления образованием и управляющим советом образовательного учреждения. Другой вариант: решение принимается руководителем муниципального органа управления образованием, руководителем образовательным учреждением по согласованию с попечительскими советами различного уровня, советами школ, родительскими комитетами.

2. Формирование рабочей группы, утверждение координатора работ.

Состав рабочей группы утверждается приказом руководителя орган управления (руководителем школы) и включает, как правило, следующие

категории:

1) для муниципального доклада – заместитель руководителя органа управления, руководитель отдела, в функционал которого входит сбор, обработка и анализ информации, специалисты профильных отделов, руководитель методического центра, представители органа государственно-общественного управления. Желательным является наличие в группе специалистов, обладающих компетенциями в сфере статистики, экономики и социологии образования, навыками работы с базами данных и построения диаграмм (графиков). Важным на завершающих этапах работы будет участие в группе редактора, художника-дизайнера, специалиста по связям с общественностью;

2) для доклада образовательного учреждения – заместители директора школы, бухгалтер (экономист), методисты, педагоги, члены органа

государственно-общественного управления (управляющего  (попечительского) совета, совета школы), учащиеся.

  1. Утверждение плана-графика работ.

Детальной проработке плана-графика выполнения работ следует уделить значительное внимание, особенно при подготовке первых докладов. Сложность и ответственность работы обусловливает необходимость выделения значительного объема времени у руководителей и специалистов органов управления (администраций), график которых и так чрезвычайно насыщен.

Как правило, доклад готовится к презентации на августовской конференции, которой предшествует период отпусков, а до этого  –  проведение итоговой аттестации и завершение учебного года,  предполагающие практически полную занятость основных авторов докладов.

4. Разработка и согласование аннотированного макета публичного

доклада.

Макет доклада отражает его структуру, основное содержание  каждого раздела и включает список диаграмм и таблиц, необходимых для аналитических заключений. Фактически речь идет о плане-проспекте

будущего издания. Разработка макета позволяет более четко структурировать доклад, выделить разделы и подразделы, определить перечень показателей для сопоставительного анализа. Качественная проработка аннотированной версии макета облегчает подготовку базовой версии доклада и экономит время. Макет доклада должен быть согласован с органом государственно-общественного управления, руководителем органа управления образованием (руководителем школы). Для разработки  оптимального макет доклада полезно провести изучение информационного запроса целевых групп посредством проведения опроса родителей, учащихся, педагогов и партнеров школы относительно информации, в которой они заинтересованы. Возможным вариантом является привлечение представителей целевых групп к разработке макета в рамках проектного семинара.

5. Формирование базы данных доклада (сбор и обработка данных).

Сложность данного этапа для исполнителей определяется качеством сложившейся в органе управления (учреждении) системы сбора информации, прежде всего статистик образования. Сбор данных для подготовки докладов включает формирование запроса на дополнительные статистические данные в органы государственной статистики (например, данные по численности населения, рождаемости). Также возможно потребуется запрос на данные для сопоставительного анализа (межмуниципального, межшкольного) в организации, владеющие соответствующей информацией.

6. Создание текста доклада.

 Результатом данного этапа является создание проекта доклада, на основе которого могут быть подготовлены проекты вариативных версий для различных целевых групп и форм презентации.

7. Согласование и утверждение текста доклада.

Процедура согласования и утверждения проекта доклада может быть вариативной и зависит от существующей в органах управления образованием

организационно-управленческой культуры, а также от масштаба реализации в них принципа государственно-общественного управления. Оптимальным вариантом является проведение публичной экспертизы- обсуждения проекта доклада с привлечением представителей целевых групп доклада. По результатам обсуждения доклад дорабатывается и утверждается решением органа управления образованием.

8. Подготовка доклада к публикации и распространению.

Специфика некоторых целевых групп доклада ("заинтересованные непрофессионалы") и новизна для специалистов системы образования некоторых задач, для решения которых используется доклад (связи с общественностью), предполагает серьезное внимание к стилю и качеству оформления доклада. Поэтому вопросам оформления в методических рекомендациях посвящен отдельный раздел. [1,7]

2.2. Структура публичного доклада, технология его подготовки

Структура Доклада должна быть четкой и отражать логику Доклада. Структура Доклада представлена в содержании и включает разделы и подразделы. Не надо отказываться отделения на подразделы из-за их небольшого объема. Подробное деление помогает читателю лучше ориентироваться в докладе и отделяет один сюжет от другого.

Структура Публичных докладов различных школ может отличаться друг от друга. Отличия в структуре Докладов определяются, прежде всего, особенностями основного адресата (целевой группы). Например, содержание Доклада, адресованного преимущественно родителям будет отличаться от Доклада, ориентированного, прежде всего, на социальных партнеров или спонсоров. На содержание документа будут влиять характеристики родительской и местной общественности (уровень образования, уровень обеспеченности, отношение к образовательному учреждению и др.) Для определения структуры будущего Доклада можно провести изучение информационного запроса основных потребителей. Другим важным фактором, определяющим содержание Доклада, является подход авторов к позиционированию своего учреждения в системе образования, на рынке образовательных услуг и задачи, которые авторы предполагают решить с помощью доклада.

Если Доклад публикуется учреждением впервые, то его   подробная характеристика внешних условий функционирования учреждения или информация об основных целях и задачах  развития школы, будет важна при первичной публикации, но в дальнейшем ее можно исключить.

Очень важно отметить, что Доклад должен иметь раздел, в котором представлены планы развития образовательного учрёждёния. Тем самым общественность будет информирована о том, какие шаги планирует предпринять учреждение для поддержки позитивных процессов и решения возникших проблем. Выполнение этих планов - предмет для обсуждения в следующем Публичном докладе. Язык доклада должен быть понятным читателю. Необходимо избегать специальной терминологии. Если же термин по необходимости используется, то надо давать соответствующие разъяснения. В ряде изданий принято давать в приложении глоссарий, но представляется, что в подобном Публичном докладе достаточно пояснений в сносках.

Аналогично - с употреблением аббревиатур, которые часто понятны и привычны для авторов - работников системы образования, но представляют собой загадку для большинства читателей. Иногда при подготовке докладов используют фрагменты из подготовленных ранее текстов и справок. В этом случае необходимо отредактировать текст, чтобы обеспечить единство стиля и языка. Использование других аналитических материалов или данных ранее проведенных обследований делает текст более интересным и разнообразным, позволяет дать читателю более полную картину. Однако, если используются какие-либо данные, помимо статистической отчетности, не говоря уже о результатах социологических опросов, то необходимо давать ссылки на соответствующие обследования и отчеты.

Это же относится и к выводам аналитических исследований, если в Докладе не приведена полная аргументация со ссылкой на соответствующий источник. Оборотов типа: «Известно, что...», «Принято считать, что...» и т.п. лучше избегать.

Для обеспечения доступности представляемых выводов для читателя Доклада необходимо максимально использовать средства наглядности: графики, диаграммы, схемы, рисунки.

Иллюстрации в виде графиков и диаграмм позволяют:

  • визуализировать представленные данные;
  • наглядно представить тенденции развития системы,
  • иллюстрировать выводы авторов доклада.

По возможности в тексте надо избегать перечислений большого объема цифровых данных. На основе таким образом представленной информации трудно сделать необходимые выводы. В принципе для большинства читателей важны не значения показателей сами по себе, а те тенденции, которые отражает их динамика, или сопоставление со значениями по сопоставимым образовательным системам и т.п.

 Лучшим вариантом является перевод числовых данных в графическую форму или замена соответствующего фрагмента аналитическим текстом с комментариями с отсылкой к таблице в тексте (если она небольшая) или в приложении (если таблица объемная).

 В целом стоит ограничить использование в тексте таблиц. Непрофессиональный читатель не всегда может в полной мере воспринять информацию, которая представлена в табличной форме, особенно, если таблица достаточно велика и в ней приведены не относительные данные (динамика, структура и т.п.), а абсолютные значения тех или иных показателей. Более того, опыт подготовки Публичных докладов показывает, что сами авторы-разработчики Доклада, ориентируясь на табличную форму представления информации, могут неверно интерпретировать количественные данные и сделать ошибочные выводы.

Массивы количественных данных в таблицах могут быть в большинстве случаев успешно заменены графиками. Часть необходимых таблиц рекомендуется помещать в приложении. Работа с графиками и диаграммами сама по себе также требует специальных навыков. Существуют различные виды диаграмм и для каждого конкретного примера необходимо выбирать наиболее подходящий.

 Таким образом, наглядность позволяет сделать текст Доклада более понятным и доступным. Кроме того, наличие ярких цветных рисунков, графиков, схем привлекает внимание к данному изданию, побуждает к более основательному знакомству. При подготовке публикации обязательно надо привлекать редактора, корректора, художника.

 Основная дизайнерская работа по оформлению Доклада осуществляется, как правило, на стадии подготовки его к изданию. На этом же этапе осуществляется редактирование текста.

При подготовке Доклада к изданию необходимо привлекать редактора, корректора и художника-дизайнера. Те, кто много пишет, прекрасно знают, что очень сложно увидеть в собственном тексте неудачные фразы. Для этого необходим «взгляд со стороны».

Публикация открытого Доклада учебного заведения имеет свои особенности. Этот Доклад содержит данные о конкретном юридическом лице, которые, в соответствии с действующим законодательством, не могут быть опубликованы без согласия руководителя данной организации. Если подпись руководителя не стоит под Докладом или он не является одним из авторов, что должно быть отражено в выходных данных издания, то необходимо получить его официальное согласие на публикацию данных.

Доклад содержит в следующие основные разделы:

  • Общая характеристика общеобразовательного учреждения (включая особенности района его нахождения, в том числе особенности экономические, климатические, социальные, транспортные и др.).
  • Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классам обучения; обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся).
  • Структура   управления   общеобразовательного учреждения, его органов самоуправления.
  • Условия осуществления образовательного процесса, в т.ч. материально техническая база, кадры.
  • Учебный план общеобразовательного учреждения, режим обучения.
  • Кадровое обеспечение образовательного процесса.
  • Финансовое обеспечение функционирования и развитии общеобразовательного   учреждения (основные данные по получаемому бюджетному финансированию, привлеченным внебюджетным средствам, основным направлениям их расходования).
  • Результаты    образовательной    деятельности, включающие в себя результаты внешней оценки (основные учебные результаты обучающихся
    и выпускников последнего года, в том числе на ЕГЭ, внешней аттестации выпускников основной школы, в процессах регионального и/или аттес
    тационного образовательного тестирования, на олимпиадах, ученических конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях сфере искусства,
    технического творчества и др.).

- Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья.

  • Организация питания.
  • Обеспечение безопасности.
  • Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением (в том числе на платной договорной
    основе), условия и порядок их предоставления.
  • Социальная активность и социальное партнерство общеобразовательного учреждения (сотрудничество с вузами, учреждениями среднего профобразования,   предприятиями,   некоммерческими организациями и общественными объединениями; социально значимые мероприятия и
    программы общеобразовательного учреждения и др.). Публикации в СМИ об общеобразовательном учреждении.
  • Основные сохраняющиеся проблемы общеобразовательного учреждения (в том числе не решенные в отчетном году).
  • Основные направления ближайшего (на год, следующий за отчетным) развития общеобразовательного учреждения.

Примерный состав показателей Публичного доклада образовательного учреждения:

Для раскрытия содержания отчета по данным разделам важен выбор набора аналитических показателей, которые включают в себя сочетание натуральных и стоимостных показателей, объемных показателей и показателей эффективности использования ресурсов, а также анализ их динамики.

При этом анализ должен отражать не только характеристики и специфику учреждения, но и учитывать приоритеты школьной образовательной политики в Российской Федерации, а именно:

  1. обеспечение равных возможностей всем учащимся для получения  качественного общего образования на всех его ступенях;
  2. поддержка учащихся в выборе маршрута образования;
  3. обеспечение академической подготовки учащихся и качественной подготовки к дальнейшему профессиональному образованию;
  4. справедливость и эффективность в использовании ресурсов, их обновление;
  5. обеспечение благоприятной обстановки чистоты, заботы и безопасности детей;
  6. целенаправленное, планируемое повышение квалификации педагогических кадров, поддержка лидеров образования;
  7. демократизация управления и включение общества (социальное партнерство) в решение задач школьного образования;
  8. участие в новых формах аттестации школьников;
  9. воздействие всех мер управления на повышение качества образования (повышение успеваемости учащихся, снижение отсева и отчужденности от
    школы и обучения детей из различных социальных групп).

Предлагаемый вариант индикаторов основан на показателях, количественные характеристики которых свидетельствуют о комплексе успешных и неуспешных, эффективных или неэффективных действиях школы, направленных на достижение этой миссии.

Такой подход позволяет, с одной стороны, обеспечить методическое единство и сопоставимость данных, используемых для сравнительного анализа, накопление единообразной информации,  с другой – учет индивидуальных особенностей и предпочтений муниципалитетов.

Типовой макет муниципального доклада представлен в Приложении 1.

Кроме того, к публичному докладу образовательного учреждения могут быть приложены информационные буклеты для родителей по различным направлениям деятельности учреждения и условиям обучения в нем. Например: "Программа питания"; "Дополнительное образование"; "Условия приема в первый класс" и т.д.

Макеты публичных докладов различных школ могут довольно сильно отличаться друг от друга. Отличия в структуре докладов определяются, прежде всего, особенностями основного адресата (целевой группы). Например, содержание доклада, адресованного преимущественно родителям, будет отличаться от доклада, ориентированного, прежде всего, на социальных партнеров или спонсоров. На содержание документа будут влиять характеристики родительской и местной общественности (уровень образования, уровень обеспеченности, отношение к образовательному учреждению и др.).

Для определения структуры будущего доклада можно провести изучение информационного запроса основных потребителей. Важными факторами, определяющими содержание доклада, являются подход авторов к позиционированию своего учреждения в системе образования, на рынке образовательных услуг и задачи, которые авторы предполагают решить с помощью доклада.

Если доклад публикуется учреждением впервые, то его содержание может отличаться по структуре от всех последующих. Так, например, подробная характеристика внешних условий функционирования учреждения или информация об основных целях и задач развития школы будет важна при первичной публикации, но в дальнейшем ее можно исключить.

Очень важно отметить, что доклад должен иметь раздел, в котором представлены планы развития образовательного учреждения на следующий учебный год и ближайшую перспективу. Тем самым общественность будет информирована, какие шаги планирует предпринять учреждение для поддержки позитивных процессов и решения возникших проблем. Выполнение этих планов – предмет для обсуждения в следующем публичном докладе.

2.3. Информационная база  публичного доклада

Качество докладов определяется в значительной степени качеством используемой при подготовке докладов информации, которая должна быть надежной, достоверной и по возможности полной.

При этом в докладе рассматривается не исходная информация (данные как таковые), а индикаторы – аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и тенденции развитие системы образования, на основе чего осуществляется принятие решений.

Именно использование индикаторов обеспечивает приведение данных к виду, позволяющему использовать их в качестве основы для построения выводов и принятия решений.

Совокупность индикаторов должна обеспечить возможность:

1) описания состояния системы и спрогнозировать ее развитие;

2) общей оценки системы;

3) выявления проблем или возможности их появления.

Для расчета индикаторов разработана специальная методология. Большое значение имеет математический инструментарий. Для каждого индикатора разработана формула, по которой производится расчет со ссылкой на источник данных для расчета: к каким первичным показателям необходимо обращаться (номер формы, номер раздела формы, номер строки и графы).

От корректности методологии расчета индикаторов для последующего их использования при подготовке докладов зависит успешность проведенного анализа, адекватность сделанных выводов и выработанных на основе анализа рекомендаций и в итоге определение основных направлений образовательной политики.

В качестве информационной базы докладов используются в основном данные государственной статистической отчетности (как по образованию,

так и по иным сферам социально-экономической жизни общества), которые обеспечивают надежность и достоверность расчетов, легко поддаются проверке.

Информационная база доклада включает три блока.

1. Исходная информация, включающая первичные данные по образованию и социально-экономической характеристике территории, в рамках которой функционирует данная система.

Из этих данных формируется электронная база, которая в докладе не публикуется, но может быть дана в приложении к нему. Основные источники первичной информации для формирования докладов: формы государственной статистической отчетности по образованию; формы государственной статистической отчетности, не относящиеся непосредственно к образованию; данные отчетности муниципальных финансовых органов об исполнении бюджета; данные о результатах ЕГЭ по каждому образовательному учреждению, результаты мониторинга качества образования; данные других регулярных и нерегулярных исследований в образовании (например, информатизация региональной системы образования, кадровое обеспечение, международные исследования    TIMSS,

PISA и др.).

2. Вспомогательная информация с показателями и инструментами для сравнительного анализа. Это: поправочные коэффициенты – показатели, при помощи которых первичные данные по территории приводятся к сопоставимому виду для проведения сопоставительного анализа. Например, при сравнении расходов бюджета на образование по регионам данные приводятся к сопоставимому виду с помощью коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги, для приведения финансовых данных за разные периоды к сопоставимому виду применяются индексы-дефляторы (коэффициент инфляции) и др.; международные индикаторы, средние значения ключевых индикаторов по РФ, региону, муниципалитету и т.п.

3. Аналитические индикаторы, включающие:

1) индикаторы, характеризующие условия функционирования системы

образования (контекстные индикаторы) – социально-экономическое описание территории, в рамках которой функционирует система образования. Эти индикаторы не являются предметом самостоятельного рассмотрения, а используются как фоновые при анализе показателей образования. Они также применяются для группировки территорий при сопоставительном анализе (меж- и внутри муниципальном). Это такие показатели, как доходы бюджета на душу населения, доля сельского населения и т.д.;

2) индикаторы, используемые для характеристики системы

образования в различных аспектах и сгруппированные по направлениям анализа: социально-экономическая характеристика муниципальной   системы

образования; масштаб системы образования; ресурсы системы   образования,

условия обучения и организация учебного процесса; результаты обучения и функционирования системы.

Часть этих показателей (а при необходимости и все) используется при написании аналитической части доклада для характеристики результатов функционирования системы образования, иллюстрируется графиками и диаграммами, размещается в таблицах непосредственно в тексте доклада. Между этими показателями устанавливаются взаимосвязи, характеризуется их влияние друг на друга и на систему в целом. По ключевым показателям данного блока проводится сравнение анализируемой системы с другими образовательными системами. Оценка системы образования производится с трех основных позиций: доступность образования определенного уровня и качества для населения; результаты функционирования системы, результаты обучения и соответствие требованиям рынка труда;

использование имеющихся ресурсов системы образования и другие актуальные проблемы функционирования и развития образования. Используемые при расчете индикаторов исходные статистические данные представляют собой широкий спектр информации, получаемой из различных источников муниципального и регионального уровней. Можно выделить чет ыре основных группы используемых в расчетах статистических данных по их назначению: экономические данные;

демографические данные;

данные образовательной статистики;

статистические данные о занятости в промышленности и уровне  безработицы.

Фактически всю необходимую для публикации информацию можно разделить на две части: внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация находится в разрозненных базах данных, владельцами которых являются различные организации. Единообразный доступ к ней осуществить не представляется возможным. Основные владельцы статистической информации – Федеральная служба по статистике и ее территориальные органы. Данные по статистике образования в большинстве своем имеются в региональных органах управления образованием и содержатся в региональных базах образовательных данных того или иного формата. Довольно большой объем информации находится в открытом доступе на сайтах  организаций,  занимающихся  статистикой.  Вот некоторые  из   них:

http://stat.edu.ru – статистика Российского образования;

Понимая все существующие трудности, разработчики докладов должны самостоятельно разрабатывать и реализовывать индивидуальные стратегии получения необходимой информации, основанные на договорных отношениях с ее владельцами. Какую-то часть необходимой информации придется искать в нетрадиционных, негосударственных источниках либо разрабатывать и проводить собственное исследование. В этом случае необходимо помнить, что такая информация будет иметь более низкий уровень достоверности, а его легитимность придется доказывать.

Если в докладе используется достаточно много показателей, которые

не входят в состав индикаторов, рекомендованных ведущими организациями в области статистик образования и используемых при подготовке национального и регионального докладов, то на стадии подготовки доклада к таким индикаторам должна быть написана методология расчета с указанием источников информации и по возможности определены объекты его дальнейшего сравнения (с другими муниципалитетами; со средними по региону, по образовательным учреждениям).

В любом случае полученные данные требуют дальнейшей обработки, начиная от математических расчетов и заканчивая построением графиков и диаграмм. В качестве информационных ресурсов, наиболее подходящих для осуществления такой обработки, можно назвать программные продукты MS Excel, входящий в стандартный набор программ MS Office и Microsoft Visio и позволяющие работать с таблицами, схемами, моделями. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому разработчикам доклада целесообразно владеть обоими этими программными продуктами и по возможности некоторыми другими. При формировании базы данных могут возникнуть проблемы даже в том случае, когда вся информация поступает из легитимных источников.

Среди таких проблем можно выделить следующие:

сопоставимость статистических данных по образованию по отчетны периодам ввиду изменения инструментария статистического наблюдения по образованию без развития соответствующего методического сопровождения (ежегодное изменение содержания наблюдения и подмена объекта наблюдения);

отсутствие данных по социально-экономическому развитию муниципалитета в органе статистики;

несовпадение данных в различных источниках. [2, 8. 10.13]

Отмеченные объективные сложности работы с информацией менее характерны для доклада образовательного учреждения, который по большей части строится на основе внутренней информации, собираемой авторами доклада.

Большая ее часть традиционно собирается и обрабатывается в учреждении, в частности при заполнении форм статотчетности. Часть же информации, необходимой для подготовки доклада, не представлена в традиционной статистической базе образовательного учреждения. Тем не менее образовательное учреждение может обеспечить получение всей необходимой для доклада внутренней информации за счет:

обработки имеющихся данных (например, доля детей, проживающих в других микрорайонах);

организации специального мониторинга или социологического опроса (например, средняя нагрузка на ученика в неделю, включая занятия дома и в системе дополнительного образования);

анализа существующих информационных источников (публикации в  СМИ, Интернете и др.);

организации сбора данных (например, число и структура    репетиторских занятий).

Подготовка докладов существенно стимулирует развитие системы внутришкольного мониторинга и статистического наблюдения. Несколько сложнее обстоит дело с внешней информацией, которая необходима для проведения сравнительного анализа. Например, публикуя данные итоговой аттестации, школе очень важно приводить средний балл ЕГЭ по предмету в сравнении с другими школами своего муниципалитета, что позволит родителям оценивать качество образования и принимать решение о выборе школы. Эту информацию можно найти в органах управления образованием. Некоторые данные необходимо запрашивать у органов внутренних дел, здравоохранения и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование – общественное благо. Его результаты важны для государства, общественности, работодателей. Все заинтересованы в высоком качестве образования. При этом представления о желаемом качестве у заинтересованных сторон различаются. Отсюда политика открытости системы образования направлена на построение механизмов эффективного учета социального заказа к системе образования, интересов потребителей образовательных услуг при разработке программы развития муниципальной системы образования, программ развития и образовательных программ учреждений.

Публичная отчетность образовательного учреждения есть комплексное информирование о результатах деятельности и основных направлениях развития учреждения. Отчитывается учреждение перед общественностью, но при этом данная процедура имеет нормативно-правовое регулирование.

Появление публичной отчетности  образовательных учреждений свидетельствует о том, что развитие отечественной образовательной системы идет по пути, сходному, с общеевропейской и мировой практикой, выражающемуся во все большей открытости социуму. Это отражается в стремлении школы к установлению и выстраиванию долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений как с непосредственными потребителями образовательных услуг, так и к подбору партнеров, совместная работа с которыми будет приносить  определенные «бонусы». На повестку дня выносится вопрос о путях включения школы в открытый диалог со своими педагогическими и социальными партнерами. Базовым условием для такого диалога является наличие у обеих сторон полноценной качественной информации, которая может быть использована при планировании и осуществлении совместной работы.

Задача публичной отчетности  – не только и не столько в представление информации общественности, сколько ее анализ и интерпретация. Важны не только факты, но и их оценка: насколько эффективно используются ресурсы, в какой степени обеспечено равенство доступа к образованию, хорошо или плохо учат детей, как связана система профессионального образования с местным рынком труда и обеспечивает ли она выпускникам возможность трудоустройства, профессиональной карьеры; создает ли система образования предпосылки экономического развития региона или существует вне связи с текущими и перспективными потребностями рынка труда и многое другое.

Публичная отчетность  – средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах ее функционирования.

Таким образом, публичная отчетность образовательного учреждения на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования. Одно из условий государственно-общественного управления является публичная отчетность.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Примерное положение
о публичном докладе общеобразовательного  учреждения

I. Общие положения

1. Публичный доклад общеобразовательного учреждения (далее: Доклад), как правило, ежегодный – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, форма широкого информирования общественности, прежде всего родительской, об образовательной деятельности общеобразовательного учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития.

Доклад дает значимую информацию о положении дел, успехах и проблемах общеобразовательного учреждения для социальных партнеров общеобразовательного учреждения, может оказаться средством расширения их круга и повышения эффективности их деятельности в интересах общеобразовательного учреждения.

Доклад отражает состояние дел в общеобразовательном учреждении и результаты его деятельности за последний отчетный (годичный) период.

2. Основными целевыми группами, для которых готовится и публикуется Доклад, являются родители (законные представители) обучающиеся, сами обучающиеся, учредитель, социальные партнёры общеобразовательного учреждения, местная общественность.

Особое значение данные Доклады должны иметь для родителей вновь прибывших в общеобразовательное учреждение обучающихся, а также для родителей, планирующих направить ребенка на обучение в данное общеобразовательное учреждение (материалы Доклада должны помогать родителям сориентироваться в особенностях образовательных и учебных программ, реализуемых общеобразовательным учреждением, его уклада и традиций, дополнительных образовательных услуг и др.).

3. В подготовке Доклада принимают участие представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, школьные администраторы, обучающиеся, родители.

4. Доклад включает в себя аннотацию, основную часть (текстовая часть по разделам, иллюстрированная необходимыми графиками, диаграммами, таблицами и др.), приложения с табличным материалом.

5. Доклад подписывается совместно директором общеобразовательного учреждения и председателем его органа самоуправления (управляющего совета, либо попечительского совета, либо школьного совета/совета общеобразовательного учреждения).

6. Доклад публикуется и распространяется в формах, возможных для общеобразовательного учреждения – в местных СМИ, в виде отдельной брошюры, средствами «малой полиграфии» (ксерокопирование), в сети Интернет и др.

7. Учредитель общеобразовательного учреждения, в пределах имеющихся средств и организационных возможностей, содействует публикации и распространению Доклада.

8. Доклад является документом постоянного хранения, администрация общеобразовательного учреждения обеспечивает хранение Докладов и доступность Докладов для участников образовательного процесса.

II. Структура Доклада

9. Доклад содержит в себе следующие основные разделы[1]:

9.1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения (включая особенности района его нахождения, в том числе особенности экономические, климатические, социальные, транспортные и др.).

9.2. Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классам обучения; обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся).

9.3. Структура управления общеобразовательного учреждения, его органов самоуправления.

9.4. Условия осуществления образовательного процесса, в т.ч. материально-техническая база, кадры.

9.5. Учебный план общеобразовательного учреждения. Режим обучения.

9.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

9.7. Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения (основные данные по получаемому бюджетному финансированию, привлеченным внебюджетным средствам, основным направлениям их расходования).

9.8. Результаты образовательной деятельности, включающие в себя результаты внешней оценки (основные учебные результаты обучающихся и выпускников последнего года, в том числе на ЕГЭ, внешней аттестации выпускников основной школы, в процессах регионального и/или аттестационного образовательного тестирования, на олимпиадах, ученических конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях сфере искусства, технического творчества и др.).

9.9. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья.

9.10. Организация питания.

9.11. Обеспечение безопасности.

9.12. Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением (в том числе на платной договорной основе), условия и порядок их предоставления.

9.13. Социальная активность и социальное партнерство общеобразовательного учреждения (сотрудничество с вузами, учреждениями среднего профобразования, предприятиями, некоммерческими организациями и общественными объединениями; социально значимые мероприятия и программы общеобразовательного учреждения и др.). Публикации в СМИ об общеобразовательном учреждении.

9.14. Основные сохраняющиеся проблемы общеобразовательного учреждения (в том числе, не решенные в отчетном году).

9.15. Основные направления ближайшего (на год, следующий за отчетным) развития общеобразовательного учреждения.

10. В заключение каждого раздела представляются краткие итоговые выводы, обобщающие и разъясняющие приводимые данные.

Особое значение имеет ясное обозначение тех конкретных результатов, которых добилось общеобразовательное учреждение за отчетный год, по каждому из разделов Доклада.

Информация по каждому из разделов представляется в сжатом виде, с максимально возможным использованием количественных данных, таблиц, списков и перечней. Текстовая часть каждого из разделов должна быть минимизирована, с тем, чтобы Доклад в общем своем объеме был доступен для прочтения, в том числе обучающимися и их родителями. Изложение не должно содержать в себе специальных терминов, понятных лишь для узких групп профессионалов (педагогов, экономистов, управленцев и др.).  

III. Подготовка Доклада

11. Подготовка Доклада является длительным организованным процессом (от 6 до 9 мес.) и включает в себя следующие этапы:

- утверждение[2] состава и руководителя (координатора) рабочей группы, ответственной за подготовку Доклада (как правило, соответствующая рабочая группа включает в себя представителей администрации, органа (органов) самоуправления общеобразовательного учреждения, педагогов, обучающихся и их родителей;

- утверждение графика работы по подготовке Доклада;

-  разработка структуры Доклада (может осуществляться на специальном проектном семинаре);

- утверждение структуры доклада;

- сбор необходимых для Доклада данных (в том числе посредством опросов, анкетирования, иных социологических методов, мониторинга);

- написание всех отдельных разделов доклада, его аннотации, сокращенного (например, для публикации в местных СМИ) варианта;

- представление проекта Доклада на расширенное заседание органа самоуправления общеобразовательного учреждения, обсуждение;

- доработка проекта Доклада по результатам обсуждения;

- утверждение Доклада (в том числе сокращенного его варианта) и подготовка его к публикации.

IV. Публикация Доклада

12. Подготовленный утвержденный Доклад публикуется и доводится до общественности.

13. В целях публикации и презентации Доклада рекомендуются:

- проведение специального общешкольного родительского собрания (конференции), педагогического совета или (и) собрания трудового коллектива, собраний и встреч с учащимися;

- выпуск сборника (брошюры) с полным текстом Доклада;

- направление электронного файла с текстом Доклада в семьи обучающихся, имеющие домашние компьютеры;

- публикация сокращенного варианта Доклада в местных СМИ;

- размещение Доклада на Интернет-сайте общеобразовательного учреждения;  

- распространение в школьном микрорайоне информационных листков с кратким вариантом Доклада и указанием адреса Интернет-сайта, где расположен полный текст Доклада.

Информирование общественности может проводиться также через муниципальные информационно-методические центры, органы местной администрации.

14. В Докладе целесообразно указать формы обратной связи - способы (включая электронные) направления в общеобразовательное учреждение вопросов, замечаний и предложений по Докладу и связанными с ним различными аспектами деятельности общеобразовательного учреждения.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агранович, М.Л. и др. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики. М., 2006.

2.Бабанский Ю.К.  Оптимизация процесса обучения. – М., 1997.

3.Гришина, И.В. Методическое пособие для руководителей учреждений общего образования СПб.: КАРО, 2007. – 304 с.

4.Громбах С.М. Психогигиена учебных занятий в школе. – М., 1985.

5.Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. – М., 2010.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 17.12.2009 N 313-ФЗ

7. Константиновский, Д.Л., Агранович М.Л., Дымарская М.Л. От сбора статистических данных – к информационному обеспечению принятия решений. М., 2006

8.Национальная доктрина образования в Российской Федерации (рассчитанная на 2000 – 2025 гг.) [Текст]  // Народное образование. – 2000. - №2. – с. 14 – 18.

9.Никишина И. В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе» –Волгоград Учитель, 2007. – 91 с.    

10.Плахова Л.М. Как сделать хорошую школу. – М., 2000.

11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии  М.:Педагогика,1989 – 194с.

12.Результаты мониторинга образовательных достижений учащихся. – М., 2003

13.Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его   проектирование. – М., 2003.

14.Школьное планирование. – М. 2004. - №2.

15.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 2001.


[1] Названия разделов даны как ориентировочные, могут изменяться.

[2] Как правило, основные решения, касающиеся подготовки Доклада, принимаются совестным решением администрации общеобразовательного учреждения и его органа самоуправления (управляющий совет, либо попечительский совет, либо совет школы и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад образовательного учреждения

публичный доклад образовательного учреждения...

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...

Особенности управления развитием персонала образовательного учреждения в условиях современной модели образования

Стратегия XXI века - это стратегия развития, в которой сотрудник является ведущим фактором и золотым запасом организации. Представлен материал,  который раскрывает особенности управления развития...

«Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования»

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего...

Управление качеством образования в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС

1.Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется ​2. Основные факторы, определяющие качество образования, и основные задачи в области качества для любого образовательного у...

«Современные подходы в изучении декоративно-прикладного и народного искусства в образовательных организациях с учётом государственного общественного управления и требования ФГОС»

laquo;Современные подходы в изучении декоративно-прикладного и народного искусства в образовательных организациях с учётом государственного общественного управления и требования ФГОС»...

Государственно-общественный характер управления и развития современного образовательного учреждения

Государственно-общественный характер управления и развития современного образовательного учреждения...