БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
статья по теме

Кондратова Галина Борисовна

Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а учителю – осуществлять дифференцированный подход и повышать качество образования. Кроме того, одним из основных принципов подобного оценивания является открытость, которая помогает ученику в определенный период скорректировать свою деятельность и получить хорошую отметку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНДРАТОВА Г.Б.,

с. Новый Порт, ЯНАО

МБУОШИ Новопортовская ШИС(П)ОО

В качестве основных требований к результату образования выступают компетенции, содержание которых определяется спецификой развития социально-экономической сферы общества. Компетенции являются системообразующим фактором, обеспечивающим идею непрерывности образования — «образования в течение всей жизни» принятую мировым сообществом.

В реализации одной из важнейших задач модернизации российского образования — повышения качества знаний, овладения в совершенстве компетентностями — свою положительную роль может сыграть рейтинговая система оценки качества знаний учащихся.

Если в младших и средних классах стоит задача учить учиться, то в старших классах эта задача усложняется, т.к. необходимо учить учиться самостоятельно, т.е. очень важно учить старших школьников планировать свою работу, рационально использовать свое и чужое время, работать со справочной, дополнительной литературой, писать эссе, тезисы, рефераты.

В последнее время к проблеме адекватного оценивания ученика обращаются многие: педагоги, психологи, ученики, их родители и т.д. Это неудивительно, ведь оценка - не только показатель уровня обученности учащихся, но еще и один из способов стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на его личность. Однако традиционная система все меньше удовлетворяет как учителя, так и ученика и мало соответствует требованиям современного учебно-воспитательного процесса.

Субъективность оценки часто способствует возникновению конфликтных и стрессовых ситуаций у учащихся. Появляется противоречие между самооценкой ученика и оценкой учителя, в результате чего наблюдается угасание интереса обучаемого к конкретной учебной дисциплине и, следовательно, снижение эффективности учебно-воспитательного процесса и качества образования.

Другим серьезным недостатком данной системы оценивания является невозможность проследить динамику когнитивного роста учащегося, поскольку  в процессе  оценивания  учитель отмечает  лишь данные, дающие представление о знаниях,  умениях, навыках, относящихся к конкретной теме в определенный момент, и сводит их к среднему баллу.

Выпускники в условиях подготовки к ЕГЭ по выбору сталкиваются с необходимостью получения дополнительных знаний по предмету, а традиционная система не в состоянии обеспечить оптимальный подход к потребностям, интересам и возможностям всех учащихся. Кроме того, обучаясь на первом курсе какого – либо вуза, студент часто обнаруживает недостаток самоорганизованности, самостоятельности, опыта поисковой деятельности и навыков работы с дополнительной литературой, поскольку система оценивания, распространенная в школах, не предполагает целенаправленного воспитания подобных качеств и их оценки.

В условиях личностно-ориентированного обучения важно отслеживать не только знания и умения, приобретенные обучающимися, но и личностные приращения результатов обучения.

Новые требования к выпускникам средней школы входят в противоречие с действующей системой контроля над качеством подготовки обучающихся. Трудно ожидать, что если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля, оценки останутся прежними, то качество обучения улучшится.

Становится очевидным, что применение традиционной пятибалльной шкалы не удовлетворяет все потребности и возможности участников учебно-воспитательного процесса, и попытки ее усовершенствования не решают проблему оценивания кардинально. 

Стремясь исправить ситуацию, коллектив Новопортовской школы-интерната пришел к решению использовать рейтинговую систему оценивания, как наиболее оптимальной.

Особенностями рейтинговой системы оценивания являются:

1) Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

2) Введение обязательных и дополнительных баллов: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, контрольных работ, сочинений и т.д. Оценивание дополнительными баллами возможно при выполнении ими творческих заданий.

      В 10-11 классах введена рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков (накопительная система оценки) - 100 бальная на базовом уровне изучения предмета и 200-балльная – на профильном. Основными целями введения рейтинговой системы являются:

  1. Стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся за счёт поэтапной оценки различных видов работ, повысить качество изучения и усвоения материала;
  2. Мотивировать учащихся к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего триместра;
  3. Повысить объективность итоговой оценки, усилив её зависимость от результатов ежедневной работы учащегося в течение триместра.

Достоинства балльно-рейтинговой системы оценивания

Несмотря на более трудоемкую и детальную процедуру подсчета промежуточного и итогового балла, данная система имеет массу достоинств. Прежде всего, она свободна от субъективизма. Учитель оценивает все достижения учащегося по определенным критериям, не сводя их к среднему баллу. Это обеспечивает большую объективность и снижение количества стрессовых ситуаций из–за оценки.

Рейтинговая система предоставляет обучающимся возможность проявить себя, выделиться. Такая система оценки усиливает элемент конкуренции, что позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности.

Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а учителю – осуществлять дифференцированный подход и повышать качество образования. Кроме того, одним из основных принципов подобного оценивания является открытость, которая помогает ученику в определенный период скорректировать свою деятельность и получить хорошую отметку.

Другая значимая особенность заключается в оценивании дополнительной самостоятельной работы учащегося, что формирует у него определенные качества (самостоятельность, самоорганизация, самодисциплинированность и т.д.), необходимые при подготовке к итоговой аттестации и в дальнейшем обучении.

При рейтинговом оценивании легче отметить  динамику роста учащегося, поскольку эта система требует модульного распределения материала, при котором осуществляется входящий, текущий и итоговый контроль. При рейтинговой системе оценивания полученная обучающимся итоговая оценка более объективна, поскольку она «накапливается» на протяжении всего времени изучения предмета.

Рейтинг служит основой для построения шкал оценок результативности учебной деятельности каждого из обучаемых, включая такие ее виды, как лекционные и практические занятия, самостоятельную работу над изучением материала.

Следует отметить, что обучающиеся с большей заинтересованностью воспринимают такой подход к оценке их работы, что ведет к усилению их активности на занятиях, более серьезному отношению к самостоятельному изучению материала.

Основными стимулирующими факторами в данном случае являются:

Во-первых, распространенная в молодежной среде «соревновательность», которая не столь ярко проявляется в рамках традиционной методики.

Во-вторых, свою стимулирующую роль играет и возможность получения обучающимся зачета по результатам практической работы в зависимости от суммы набранных баллов.

Таким образом, рейтинговая система, в отличие от традиционной, выполняет все основные функции оценивания: констатирующую, стимулирующую, мотивирующую, развивающую и имеет дополнительные преимущества.

Этапы:

Основными этапами рейтинговой системы являются:

• Блочно-модульное структурирование изучаемого материала

• Системность

• Гибкость и мобильность

• Оценки — баллы имеют накопительную силу

• Создаются условия сотрудничества педагога и обучающегося

• Незнание не наказываются, а процесс познания стимулируется

• Обучающийся сам выбирает стратегию своей деятельности

Основными документами, регламентирующими порядок применения рейтинговой системы оценки знаний, является Положение о рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков учащихся 10-11 классов».

Основной принцип организации рейтинговой системы оценки знаний состоит в том, что на каждый учебный модуль дисциплины выделяется определенное количество баллов. Эти баллы распределяются между элементами каждой учебной работой с учетом их значимости в учебном процессе. Например, за каждый элемент учебной работы учащемуся начисляются баллы и чем сложнее работа, тем выше баллы. Лекция №2 может быть важнее для освоения материала дисциплины чем, лекция №1.Баллы разделяются между учебными работами, составляющими эту дисциплину. Эту процедуру можно выполнить, руководствуясь общими соображениями или можно ввести для каждой работы коэффициенты предпочтения (вес или значимость).

В дополнение к этому имеется система поощрения: учитель имеет право по своему усмотрению добавлять обучающемуся определенное количество баллов, (но не более 5% от общего количества): за активность на занятиях, за выступление с докладом, за иные достижения, и наказания учащихся: при повторной сдаче зачета, контрольной работы балл уменьшается на 10%.

Каждая учебная работа имеет верхний (максимальный) и нижний (минимальный) предел суммарной оценки. Суммарный балл по каждой работе должен быть не ниже минимального. Минимальный балл по работе жестко привязан к максимальному. Если обучающийся получает за текущую учебную работу ниже минимальной оценки, то это лишает его право на получение зачета.

Итоговая оценка по дисциплине зависит от набранной суммы баллов и представляет линейную функцию, где отличная оценка соответствует максимальному баллу.

Большая нагрузка ложится на плечи учителя. Материал учебной дисциплины разбивается на модули с рубежным контролем по каждому модулю. Перед началом триместра на основе этих данных учитель, ведущий дисциплину, разрабатывает рейтинг-план и модульную карту для ученика. На первом занятии по модулю учитель выдает ученикам памятку, в которой указываются формы текущего контроля, максимальная оценка в баллах отдельных элементов модуля. Деление баллов на учебные работы выполняет ведущий учитель дисциплины.

У десятиклассников изменяется социальное окружение (новый состав класса и учителя) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования), поэтому и возникает необходимость адаптации ребенка при переходе из среднего звена в старшее. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной и тем более для десятиклассника. Юноши и девушки переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: старшеклассник становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Эти факторы во много раз усиливаются в связи с переходом на новый режим обучения, новую систему оценивания, в связи с углубленным изучением отдельных предметов. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей.

Результаты анкетирования учащихся 10-11 класса «Отношение к рейтинговой системе оценивания» показали, что учащиеся знают и понимают особенности рейтинговой системы оценивания, по окончании первого триместра испытывают следующие трудности: не умеют составлять план подготовки, не всегда знают информацию о собственном рейтинге, испытывают чувство тревожности, неуверенности перед окончанием триместра, возможно, вследствие недостаточной информированности.

В результате было проведено совещание с педагогами о необходимости регулярного информирования учащихся об их рейтинге в течение триместра.

Подводя итоги работы школы в течение двух лет использования данной системы оценивания, можно сделать выводы о том, что рейтинговая система оценивания способствует активизации самостоятельной работы обучающихся, оказывает положительное влияние на ритмичность работы при освоении ими учебной дисциплины, позволяет быстро адаптироваться учащимся в вузах или ссузах, где применяется подобная форма оценивания. Кроме того, внедрение данной системы обеспечивает повышение объективной оценки знаний обучающихся учителем, росту качества знаний по школе.

Литература
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: 2006
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: 2002
3. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса. / Под ред. В.И. Байденко. - М.: 2007
4. Общая и профессиональная педагогика. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: 2005
5. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание системы оценки достижения учащимися планируемых результатов в процессе реализации ФГОС ООО».

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ос­новной образовательной программы – это система,  направленная на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в о...

Разработка системы оценивания достижения школьником планируемых результатов

Тема моего самообразования "Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС на уроках математики". Технология формирующей оценки направлена на успешное усвоение учащимися планируемых ...

«Оценка качества достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы по общественным дисциплинам»

К технологии оцениванию знаний необходимо подходить, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровен...

Система мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано»

 Система мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Форт...

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы в МАОУ СОШ № 2 УИИЯ г.Ноябрьск

Основным объектом системы оценки выступают требования ФГОС, которые конкретизированы в итоговых планируемых результатах освоения обучающимися ООП и детализируются в рабочих программах по предметам в в...