Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
статья по теме

Доклад на семинаре завучей и директоров школ Увельского района по обобщению опыта работы школы в данном направлении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_fride_o.l.doc115.5 КБ
Office presentation icon doklad_fride_o.l.ppt926.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

                  Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в             Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что   здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

            Было бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным «колпаком», защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во – вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка «кутания» ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные  механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это и делаем мы через ЗОТ – тренируя, обучая, воспитывая.

         Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным                  Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано

     20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать (слайд №2) 

     школьные факторы риска, и выделить наиболее важные разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.

Это такие факторы, как:

Стрессовая педагогическая тактика;

Несоответствие    методик    и   технологий   обучения   возрастным функциональным возможностям школьников;

Несоблюдение    элементарных    физиологических    и    гигиенических требований к организации учебного процесса;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья  детей;

Провалы в существующей системе физического воспитания;

Интенсификация учебного процесса;

Функциональная    неграмотность   педагога    в    вопросах   охраны и укрепления здоровья;

Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

        Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

       (слайд №3)

Здоровьесберегающая педагогика (не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 (слайд №4)

Здоровьесберегающие образовательные технологии– это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

(слайд №5)

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

     (слайд №6)

Приведем классификацию по Н.К. Смирнову

 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов..

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового.  тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

    Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривает ся при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

(слайд №7)

-   организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие

структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,

способствующих   предотвращению     состояния         переутомления,

гиподинамии   и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной   работой  учителя   на  уроке,   воздействием,   которое   он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-    учебно-воспитательные    технологии    (УВТ),     которые    включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной    работы    со    школьниками    после    уроков, просвещение их родителей.

Приведем примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.  

(слайд №8)

I. Гигиенические условия, факторы

  1. шум
  2. освещенность
  3. воздушная среда
  4. размер помещений, кубатура
  5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
  6. используемые стройматериалы, краска
  7. мебель: размеры, размещение в помещении
  8. видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры
  9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
  10. качество питьевой воды, используемой в школе
  11. экологическое состояние прилегающей к школе территории
  12. состояние сантехнического оборудования.

(слайд №9)

II.Учебно-организационные факторы

(зависящие в большей степени от администрации школы)

2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника

2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

2.4. объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)

2.5. особенности устава школы и норм жизни школы

2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы

2.7. участие родителей учащихся в жизни школы

2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»

2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы

2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

         (слайд №10)

III. Психолого-педагогические факторы

(зависящие в большей степени от учителя)

3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися

3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе

3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений

3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

3.10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения

3.11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя

3.12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня заболеваемости учащихся.

           

Администрация нашей школы пытается делать всё возможное для обучения учащихся, при этом планомерно занимаясь их здоровьем, используя личностно-ориентированный подход.

(слайд №11)

                       Задачи здоровьесберегающей педагогики.

        От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. Учителями нашей школы ведётся большая работа по совершенствованию своих знаний в области здоровьесбережения: они изучают большое количество литературы, обмениваются опытом работы в данном направлении, проводят ревизию приёмов и методов своей работы на предмет их соответствия принципам здоровьесберегающей педагогики, обсуждают свои уроки на семинарах, педсоветах. Начиная работать в русле здоровьесберегающей педагогики, мы поставили перед собой следующие задачи, которые пытаемся решить на каждом уроке:

  1. включить в цели урока элементы оздоровительной направленности;
  2. отслеживать соответствие санитарно – гигиенических условий обучения требованиям САНпинов: - чистота в классе
  • оптимальность светового и воздушно-теплового режимов
  • проведение контроля проветривания кабинетов;
  1. обеспечивать настройку учеников на урок, их психологическое погружение в пространство школы на позитивной волне;

(слайд №12)

  1. учитывать естественные биоритмы, индивидуальные особенности учащихся при их врабатывании в учебный процесс;
  2. обеспечивать на уроке оптимальный темпо – ритм, правильное соотношение между темпом и информационной плотностью, с обязательным учётом физического состояния и настроя учащихся;
  3. планировать, обоснованные с точки зрения сохранения здоровья, переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смена одних форм труда другими;

(слайд №13)

  1. проводить на каждом уроке физкультминутки и паузы обучающего и специального воздействия;
  2. постоянно обращать внимание на охрану зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;
  3. соблюдать гигиенические требования к посадке учащихся, систематически контролировать осанку учащихся на уроке;

(слайд №14)

  1. соблюдать нормы объёма домашнего задания, предусмотренные САНпинами (недопущение перегрузок). Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

класс

время выполнения

1

до 1 часа

2

до 1,5 часа

3-4

до 2 часов

5-6

до 2,5 часов

7-8

до 3 часов

9-11

до 4 часов

  1. обеспечивать дифференцированный подход к учащимся, особенно к детям группы риска и больным.

     (слайд №15)

Оптимизация учебной нагрузки на учащихся.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья.

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

  1. объём учебной нагрузки – количество уроков и  их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашнего задания;
  2. нагрузка дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и так далее – их частота, продолжительность, виды и формы работы;
  3. нагрузка от занятий активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и так далее – их частота, продолжительность, виды и формы занятий.

Рациональная организация урока

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

        Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

 (слайд №16)

         Главное внимание в школе уделяется – правильно составленному расписанию учебных занятий. Главный девиз нашей школы: «Расписание уроков, удобное для детей, а не преподавателей!».

 Мы пытаемся при составлении расписания учесть сложность предметов

(слайд №17) (по шкале И.Г. Сивкова), работоспособность учащихся на протяжении учебного дня и недели.

(слайд №18)Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – в среду и в пятницу или во вторник и в среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле. При 6 - дневной учебной недели не должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности. Начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т.к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности.

Гигиенические критерии рациональной организации урока

№ п/п

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1.

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2.

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15 мин.

Более 15 мин.

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через

11-15 мин.

Смена через

15-20 мин.

5.

Число видов преподавания

Не  менее 3

2

1

6.

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются

7.

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2-3

1

Нет

8.

Место и деятельность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими требованиями

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9.

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи не соответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10.

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого

1 физкульт-минутка за урок, с недостаточной продолжитель-ностью.

Отсутствуют

11.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции.

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный.

Преобладают отрицательные эмоции.

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности.

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

(слайд №19)

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

(слайд №20)

  1. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

 (слайд №21) 

  1. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная  норма – 7-10 минут.

(слайд №22) 

  1. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

(слайд №23)

  1. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

(слайд №24)

  1. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно  превращаются из  «потребителей знаний» в  субъектов действия по их получению и созиданию. Это  такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на  самопознание и развитие  (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

(слайд №25)

7. Место и длительность применения ТСО, ПК (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать  их как  возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

Классы

Длительность просмотра (мин.)

Диафильмов, диапозитивов

Кинофильмов

Телепередач

1-2

7-15

15-20

15

3-4

15-20

15-20

20

5-7

20-25

20-25

20-25

8-11

-

25-30

25-30

В течение недели число уроков с применением ТСО, не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов – 4-6.

(слайд №26)

Гигиенические требования к использования учащимися персональных компьютеров приобретают день ото дня все большую актуальность: компьютеризация стремительно входит в нашу жизнь, растет число компьютеров в школах, все большей популярностью пользуются они у подростков

    Неблагоприятное воздействие работы на компьютере на здоровье изучено достаточно хорошо. При несоблюдении гигиенических требований вредное воздействие происходит на зрительный анализатор, вызывая ухудшение зрения и психофизическое утомление. Необходимо учитывать также электромагнитное излучение и воздействие ионизирующей радиации. Отдельной регламентации подлежит работа в кабинете информатики на ПК. Для учащихся 10-11 классов по основам информатики должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов – 1 урок в неделю с использованием ПК.

Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:

1 класса – 10 минут;

     2-5 классов – 15 минут;

     6-7 классов – 20 минут;

     8-9 классов – 25 минут;

     10-11 классов – на первом часе учебных занятий – 30 минут; на втором – 20 минут.

    Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы школьников с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, введения регулярных занятий физкультурой, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления.

(слайд №27)

  1. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли  учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии  с видом работы).

(слайд №28)

  1. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных  моментов на уроке физминутки, динамические  паузы,  минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия  в классе для проведения  таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из  3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

(слайд №29)

  1. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа  безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

(слайд №30)

  1. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

(слайд №31

  1. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками ( комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет  возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

(слайд №32)

  13.Наличие на уроке  эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п. (2-3 за урок)

В конце урока обратить внимание на следующее:

 (слайд №33)

  1. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками  на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

(слайд №34)

  1. Момент наступления  утомления учащихся  и снижения их  учебной активности. Определяется в ходе  наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

(слайд №35)

16. Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы  учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока, учащиеся  имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом  задание, учитель и учащиеся прощаются.

  • задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

(слайд №36-40) Гигиенические критерии рациональной организации урока вы можете увидеть в таблице (по уровням).

         Для предотвращения наступления утомления у наших учащихся мы учитываем, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание, то есть привыкание к учителю и предмету.

(слайд №41)

 Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 минут для среднего звена, 25-30 минут для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает предутомление или неустойчивая работоспособность. Поэтому наши учителя в это время меняют педагогическую тактику, устраивают физкультминутки, эмоциональные разрядки, иначе может наступить состояние утомления, при котором работоспособность учащихся падает. Физкультминутки учителя проводят на своих уроках, учитывая специфику предмета и время их проведения,  выбирает, ориентируясь на состояние учащихся.

     Во время физкульминуток учителя работают над формированием правильной осанки, укреплением зрения, выработкой рационального дыхания. Упражнения, используемые во время физкульминуток, способствуют  также  решению коррекционных задач для различных мышечных групп. Время, потраченное на оздоровление,  окупается усилением работоспособности, а главное, укреплении здоровья учащихся.

        Одним из важных условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.

        Двигательная активность организуется в школе так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить к их переутомлению. Восполнение двигательной активности в школе происходит в большей степени на уроках физической культуры. При различных формах их проведения, в зависимости о темы и специфики, учащиеся по-разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке. На уроках волейбола, баскетбола - около 27%, при занятиях лёгкой атлетикой – 40%, лыжной подготовкой – 57%. Учителя физической культуры и администрация нашей школы руководствуются принципом:

 

(слайд №42)

«Физическая культура без освобождённых!» Ведь именно ослабленные, болезненные дети, как раз больше других нуждаются в восстановлении и укреплении здоровья, в том числе средствами физической культуры.

(слайд №43)

               В последние годы прочно вошёл в педагогический обиход термин «школьные болезни». К  этой группе относятся в первую очередь скалиоз и близорукость. Начальные проявления этих нарушений становятся заметны уже в первых классах. Чтобы не допустить появление и  прогрессирование этих болезней коллективом нашей школы проводятся различные мероприятия.

(слайд №44)

  1. по профилактике близорукости:
  • рассадка детей в классе с учётом состояния их зрения
  • рациональная организация режима учебных занятий, направленных на уменьшение зрительной нагрузки, чередование устной и письменной работ, отдых глаз в ходе работы, минуты тишины с закрытыми глазами.
  • проведение на каждом уроке специальных упражнений гимнастики зрения
  • правильное использование технических средств обучения
  • контроль за гигиеной чтения школьников
  • рациональная организация освещения в учебных помещениях школы
  • инструктаж родителей школьников по правилам гигиены зрения.

(слайд №45)

  1. по профилактике нарушений осанки:
  • ранняя диагностика отклонений в осанке
  • активное формирование правильной осанки за счёт укрепления мышц спины, плеч, живота, шеи
  • контроль учителя за правильной позой школьника на уроке
  • правильная организация режима учебных занятий
  • ежедневное использование активного отдыха на уроках физической культуры, переменах, во внеурочное время.

          Психологическое и психическое здоровье учащихся

      В любой школе существует проблема охраны и укрепления психологического здоровья (предупреждение школьных стрессов, распространённых среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.)  

    Школьные стрессы – разновидность школьных болезней - актуальна для системы образования. Накопление стрессов приводит к ухудшению психологического здоровья школьников. На этом фоне снижается успеваемость, ухудшается дисциплина, появляются проблемы личного плана, которые не удаётся решить адекватными средствами.  

    Мы в своей работе учитываем это и пытаемся сделать так, чтобы у учащихся было поменьше проблем, стрессов. Наши педагоги, обладают качествами, оказывающие положительное влияние на учащихся:

  • способностью к сочувствию, сопереживанию, что приводит к снижению стрессогенной атмосферы на уроке
  • умением владеть своими эмоциями
  • умением эффективно слушать, поддерживать обратную связь с учащимися
  • толерантностью
  • способностью в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты, представлять, «как слово наше отзовётся» в будущей жизни ребёнка.

             

(слайд №46)

     Из вышеизложенного видно, что администрация нашей школы в своей работе использует различные технологии, направленные как  на решение конкретных задач здоровьесбережения, так и использует их комплексно для решения основной задачи школы - обучение, воспитание и развитие здорового подрастающего поколения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Слайд 2

Школьные факторы риска Стрессовая педагогич.тактика Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным взможностям школьников Несоблюдение физиологических и требований к организации учебного процесса Интенсификация учебного процесса Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья Отсутствие служб школьного медицинского контроля

Слайд 3

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья.

Слайд 4

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Слайд 5

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Слайд 6

Классификация ЗОТ Медико – гигиенические (МГТ) Физкультурно – оздоровительные (ФОТ) Экологические (ЭЗТ) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

Слайд 7

Здоровьесберегающие образовательные технологии: 1. Психолого – педагогические (ППТ) 2. Организационно – педагогические (ОПТ) 3. Учебно – воспитательные (УВТ)

Слайд 8

Гигиенические условия, факторы ш ум , освещенность воздушная среда размер помещений, кубатура дизайн, цвет стен мебель: размеры, размещение в помещении видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания , ка чество питьевой воды экологическое состояние прилегающей к школе территории состояние сантехнического оборудования

Слайд 9

Учебно- организационные факторы объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»

Слайд 10

Психолого - педагогические психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок стиль педагогического общения учителя с учащимися характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам особенности работы с «трудными подростками» в классе соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

Слайд 11

Задачи, решаемые на здоровьесберегающем уроке Включить в цели урока элементы оздоровительной направленности; 2. Отслеживать соответствие санитарно – гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: - чистота в классе; - оптимальность светового и воздушно-теплового режимов ; - проведение контроля проветривания кабинетов; 3. Обеспечивать настройку учеников на урок, их психологическое погружение в пространство школы на позитивной волне;

Слайд 12

4. Учитывать естественные биоритмы, индивидуальные особенности учащихся при их врабатывании в учебный процесс; 5. Обеспечивать на уроке оптимальный темпо – ритм, правильное соотношение между темпом и информационной плотностью, с обязательным учётом физического состояния и настроя учащихся; 6. П ланировать, обоснованные с точки зрения сохранения здоровья, переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смена одних форм труда другими;

Слайд 13

Проводить на каждом уроке физкультминутки и паузы обучающего и специального воздействия; Постоянно обращать внимание на охрану зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения; Соблюдать гигиенические требования к посадке учащихся, систематически контролировать осанку учащихся на уроке;

Слайд 14

10. Соблюдать нормы объёма домашнего задания, предусмотренные СанПиНами (недопущение перегрузок).Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: 11. Обеспечивать дифференцированный подход к учащимся, особенно к детям группы риска и больным. класс время выполнения 1 до 1 часа 2 до 1,5 часа 3-4 до 2 часов 5-6 до 2,5 часов 7-8 до 3 часов 9-11 до 4 часов

Слайд 15

Оптимизация учебной нагрузки на учащихся Нагрузка дополнительных занятий в школе Н агрузка от занятий активно-двигательного характера Объём учебной нагрузки

Слайд 16

Главный девиз нашей школы: «Расписание уроков, удобное для детей, а не преподавателей!»

Слайд 17

Рациональное расписание учебных занятий Расписание учебных занятий должно быть составлено с учетом шкалы трудности учебных предметов (Сивков, 1988): Математика, русский язык (для национальных школ) 11 Иностранный язык 10 Физика, химия 9 История 8 Родной язык, литература 7 Естествознание, география 6 Физкультура 5 Труд 4 Черчение 3 Изобразительное искусство 2 Музыка 1 Балл Учебный предмет

Слайд 18

0 5 10 15 20 25 30 35 40 пн вт ср чт пт сб График наиболее благоприятного школьного расписания при шестидневной учебной неделе (по вертикали указана сумма баллов по шкале трудности учебных предметов)

Слайд 19

Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Слайд 20

Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д.

Слайд 21

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Ориентировочная норма: 7-10 минут

Слайд 22

Число использованных учителем видов преподавания : словесный наглядный аудиовизуальный самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок

Слайд 23

Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут

Слайд 24

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся Метод свободного выбора Активные методы Методы, направленные на самопознание и развитие

Слайд 25

Классы Длительность просмотра (мин.) Диафильмов, диапози - тивов Кино - фильмов Теле - передач 1-2 7-15 15-20 15 3-4 15-20 15-20 20 5-7 20-25 20-25 20-25 8-11 - 25-30 25-30

Слайд 26

Длительность занятий на ПК Класс Количество минут 1 класс 10 минут 2-5 классы 15 минут 6-7 классы 20 минут 8-9 классы 25 минут 10-11 классы на 1 часе 30 минут 10-11 классы на 2 часе 20 минут

Слайд 27

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

Слайд 28

Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Слайд 29

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

Слайд 30

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Оценка Похвала Поддержка Соревновательный момент

Слайд 31

Благоприятный психологический климат на уроке Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Слайд 32

Наличие на уроке эмоциональных разрядок Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

Слайд 33

Плотность урока Норма: не менее 60 % и не более 75-80 %

Слайд 34

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

Слайд 35

Темп окончания урока: Быстрый Спокойное завершение урока Задерживание учащихся после звонка в классе

Слайд 36

Гигиенические критерии рациональной организации урока Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% Число видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2

Слайд 37

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин. 11-15 мин. Более 15 мин. Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин. Смена через 11-15 мин. Смена через 15-20 мин.

Слайд 38

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Число видов преподавания Не менее 3 2 3 Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 мин. Через 15-20 мин. Не чередуются Наличие эмоциональ - ных разрядок (число) 2-3 1 Нет Место и деятельность применения ТСО В соответствии с гигиеничес - кими требо - ваниями С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме

Слайд 39

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. Имеются случаи не соответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. Физкульт - минутки Одна, две за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого 1 физкульт-минутка за урок, с недостаточной продолжитель-ностью. Отсутствуют

Слайд 40

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Психологичес - кий климат Преобладают положительные эмоции. Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный. Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный. Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности. Не ранее чем через 40 мин. Не ранее чем через 35-37 мин. Менее чем через 30 мин.

Слайд 41

Оптимально устойчивая работоспособность

Слайд 42

Наш принцип : « Физкультура без освобождённых!»

Слайд 43

Сколиоз Близорукость «Школьные болезни»

Слайд 44

Профилактика близорукости : Рассадка детей с учётом состояния их зрения Рациональная организация режима учебных занятий Проведение на уроке специальных упражнений гимнастики зрения Контроль за гигиеной чтения школьников Рациональная организация освещения учебных кабинетов Правильное использование ТСО Инструктаж родителей по правилам гигиены зрения

Слайд 45

Профилактика нарушений осанки: Ранняя диагностика отклонений в осанке Активное формирование правильной осанки за счёт укрепления мышц спины, плеч, живота, шеи Контроль учителя за правильной позой школьника на уроке Правильная организация режима учебных занятий Ежедневное использование активного отдыха на уроках физической культуры, переменах, во внеурочное время.

Слайд 46

Основная задача школы: Обучение, воспитание и развитие здорового подрастающего поколения

Слайд 47

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Крайне важно создавать у учащихся своеобразный культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства, что я и пытаюсь делать через свои уроки....

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе. Проблемы сохранение здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Критерии здоровьесьережения на уроке, их краткая характеристика и способы применения их на уроке....

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с детьми с ОВЗ»

Принцип здоровье сберегающих технологий заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путём использования специальных методических приемов. В результате чег...