статья «Новые акценты адаптационного периода. Роль классного руководителя в период адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе». + презентация
учебно-методический материал на тему

Мыльникова Инга Николаевна

Данный материал будет полезен заместителям директора по УВР и классным руководителям 5-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

 «Новые акценты адаптационного периода.
Роль классного руководителя в период адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе».

Слайд 2

     Введение федерального государственного образовательного стандарта  образования второго поколения приводит  к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Меняются  функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

Слайд 3

    В управлении образовательным учреждением происходят  изменения, начиная с содержания локальных документов и заканчивая вопросами организации питания обучающихся и взаимодействия с родительской общественностью. Большое внимание уделяется формированию в школе единой образовательной среды, развитию материально - технической базы.

Появилась необходимость в написании основной образовательной программы начального общего образования с участием всех педагогических работников, в экспертизе рабочих программ учебной и внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа уроков.

Слайд 4

Объектами контроля администрации стали достижения учащихся ( промежуточные, накопительные и итоговые ; предметные, метапредметные и личностные результаты обучения ).

Слайд 5

Изменения в деятельности педагогов 

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Изменения во взаимодействии между педагогами 

Методические объединения перерастают  в настоящие профессиональные ассоциации, целью которых стали трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария. Заседания методических объединений проводятся в творческих группах, по результатам их работы готовятся регламенты, методические рекомендации, описание опыта педагогической деятельности. Педагоги дают уроки в паре, совместно с психологами или логопедами, проводят занятия в параллельных классах. Учителя обмениваются опытом, не только размещая авторские материалы в печатных изданиях, но и используя единую информационную среду, выступая на заседаниях профессиональных сообществ.

Изменения во взаимодействии педагогов с родителями учащихся.

 Родители становятся более  активными участниками образовательного процесса.

 Изменения в деятельности обучающегося Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико - ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Слайд 6

При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. 

БУП 2004 I м. знания, умения, навыки II м. развитие III м. воспитание ФГОС I м. личностные результаты II м. метапредметные результаты III м. предметные результат

Слайд 7

Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. « Наша новая школа »

Слайд 8 

Цель воспитательной работы современной школы:  помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей. 

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

Слайд 9

Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Слайд 10

Задачи деятельности:

- формирование и развитие коллектива класса ;

- создание благоприятных психолого - педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей ;

- формирование здорового образа жизни ;

- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса ;

Слайд 11

- защита прав и интересов обучающихся ;

- организация системной работы с обучающимися в классе ;

-  гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками ;

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально значимой, творческой деятельности.

Слайд 12

Функции классного руководителя:

- организационно – координирующая

-  коммуникативная

- аналитико-прогностическая

- контрольная

Слайд 13

Формы работы :

- индивидуальные  ( беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

- групповые ( творческие группы, органы самоуправления и др.):

- коллективные ( конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Слайд 14 - 15

Взаимодействие классного руководителя:

Внутренний круг: ребенок – классный  руководитель.

Внутришкольный круг: учителя – предметники, педагоги дополнительного образования, педагог – организатор, библиотекарь, медицинский работник. Внешний круг: семьи обучающихся, внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие.

Слайд 16

Какие проблемы приходится решать пятиклассникам в новых для них условиях обучения? Какую поддержку может оказать им классный руководитель? Каковы особенности его взаимодействия с учениками?

 Ответить  на эти вопросы мы постараемся вместе.

Слайд 17

Проблемы пятиклассников

В разное время классного руководителя называли по-разному. Говорили о том, что классный руководитель — это руководитель высокого класса, что он является идейным вдохновителем детей. Еще его называли высококлассным специалистом, владеющим способами решения широкого круга психолого-педагогических и организационных школьных проблем. Мы же назовем его самым главным человеком в школе для детей и их родителей.

Один из родителей написал как-то: «Хочется встретить такого классного руководителя, который сразу сможет рассказать все об успехах и неудачах моего ребенка в школьной жизни, который сможет увидеть, понять и принять особенности его, помочь стать ему самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним «я» и с окружающими его людьми».

Эти слова становятся наиболее актуальными при переходе детей с одной ступени школьного обучения на другую: из начальной школы в среднюю. В это время ребенок вступает в один из самых сложных периодов в своей жизни, в довольно короткий пограничный период между детством и отрочеством. Все бурные процессы, протекающие в организме ребенка, влекут за собой порой противоречивые поступки: «я знаю, что так делать нельзя, но не могу остановиться», «я сначала делаю, а потом думаю, зачем я это сделал». Вообще, на вопрос «зачем?» в контексте того или иного поступка пятиклассник почти никогда не может ответить конкретно.

       При этом многие родители позиционируют его как уже почти взрослого самостоятельного человека, который должен быть способен нести ответственность за свою учебу и свои поступки. «Ты уже взрослый, — говорят они, — теперь подготовка уроков, сбор в школу и т.д. на твоей совести, это теперь твое дело». Но это большая ошибка.

       Как показывает опыт, ученик 5-го класса еще ребенок, он нуждается в участии и контроле. Он не способен в полной мере отвечать за свои поступки, осознавать важность учебы для себя и своего будущего. Возложенная на плечи ребенка ответственность зачастую воспринимается им как дополнительная свобода, которой он немедля пользуется, только не в ожидаемом родителями ракурсе.

       Будучи уже не маленьким, но еще не большим, он оказывается в совершенно новой для себя ситуации серьезных жизненных перемен, ситуации изменения условий существования: перехода из начальной школы в основную. Возникает огромное количество различных, часто очень серьезных проблем: учебных, поведенческих, проблем выстраивания новых отношений, проблем освоения нового пространства. Другими словами, наступает период адаптации.

Адаптация пятиклассников всегда трудна. Как же сделать ее менее болезненной для ребенка и его родителей? Ответ на этот вопрос ищут, пожалуй, все педагоги и воспитатели, работающие с пятиклассниками.

Слайд 18

Особенности сопровождения пятиклассников классным руководителем

Если главной задачей обучения в начальной школе было привить ученику любовь к своей школе, к своему учителю, заинтересовать его учебой, то в среднем звене — это установка, выраженная в словах «Я умею и люблю учиться». Она диктует новые условия для формирования классного коллектива и создания комплексной образовательной мотивации у детей, включающей в себя мотивы долга, пользы, удовольствия.

В связи с этим изменяется и роль классного руководителя. Он уже не единственный, самый лучший, истина в последней инстанции. Он должен стать самым близким среди многих, самым осведомленным во всех делах, касающихся детей своего класса, самоотверженным помощником и мудрым советчиком родителям своих детей. Задача крайне сложная в условиях расписания основной школы, ведь классный руководитель не всегда может быть рядом со своим классом и порой даже не каждый день. А есть еще свои уроки, ученики других классов с их проблемами, которые нужно решать уже как учителю-предметнику, есть работа с другими классными руководителями и родителями. Где найти время, чтобы для «своих» детей стать самым-самым? Как организовать работу классного руководителя?

Мы  понимаем термин «организация работы классного руководителя» как создание условий для успешной плодотворной работы учителя со своим классом, оказание помощи, сопровождение.

Поддержка классного руководителя

Мы определили ключевые моменты в деятельности классного руководителя в период адаптации и создали конкретные условия для максимальной продуктивности его работы

Содержание поддержки классного руководителя 5-х классов

Ключевые моменты в период адаптации

В чем выражается поддержка и помощь классному руководителю

Знакомство с будущими пятиклассниками. «Давайте познакомимся!»

Слайд 19

- Организация встреч и посещений уроков выпускающего учителя. В конце обучения в четвертом классе будущий классный руководитель взаимодействует с учителем начальной школы, посещает уроки и внеклассные мероприятия.

- Организация дня открытых дверей для  будущих пятиклассников, а также родителей.  Перед ними выступают представители администрации основной школы, педагог-психолог,  будущие классные руководители

Начало учебного года. «Начнем нашу дружбу правильно и красиво!»

Слайд 20

- Подготовка списков, документов, встречи с классным руководителем.

- Организация праздника «Первый звонок» (задача классного руководителя — сопроводить детей на праздник и помочь им почувствовать свою сопричастность большой школьной семье).

- Четкая организация первого учебного дня (план проведения первого классного часа, организация экскурсии по школе, знакомство с особенностями здания).

- Подготовка примерного плана проведения родительского собрания.

- Предоставление классного кабинета — постоянного места встречи обучающихся со своим классным руководителем

«Я хочу поделиться достижениями своих детей с коллегами и первой учительницей!»

Слайд 21

- Организация посещений уроков учителями начальной школы.

- Организация и проведение круглого стола с участием учителей основной и начальной школы, администрации.

«Я хочу, чтобы жизнь моего класса была веселой, яркой и интересной!»

Слайд  22

Помощь педагога-организатора классному руководителю в организации внеклассных мероприятий

«Если у моих детей возникают трудности, то я знаю, к кому прийти за помощью»

Слайд 23

Администрация

Сотрудничество классных руководителей

Методические объединения и творческие группы

Слайд 24 

В заключение хочется сказать, что все перечисленные виды работы с классным руководителем 5-го класса  направлены на создание таких условий для взаимодействия классного руководителя со своим классом, при которых определяющими словами будут «общение», «дружба», «взаимопонимание», «интерес», «увлеченность».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация пятиклассников к процессу обучения в основной школе

Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в ...

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в школе

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание ...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе"

В материале представлены основные особенности обучения пятиклассников: проблемы и пути их решения для родителей...