Школа ГАУ МЦДСО в СОК «Камчия» (Болгария) - центр распространения русского языка, изучения и сохранения традиций культуры славянских народов.
статья по теме

Бадаев Анатолий Никандрович

Опыт работы русской школы за рубежом как центра изучения русского языка  в регионе. Развитие гуманистической воспитательной системы школы  ГАУ МЦДСО в СОК «Камчия» (Болгария) как центра  распространения русского языка, изучения и сохранения традиций   культуры славянских народов.

Датой празднования стал день рождения создателя русского литературного языка, великого русского поэта А.С. Пушкина.  Именно  язык Пушкина считается в русской культуре "золотой мерой вещей", классической нормой русского литературного языка, который входит в  культурное и духовное наследие мировой цивилизации.

И не случайно мы сегодня этот праздник отмечаем на земле Болгарии. Совсем недавно мы отмечали наш общий праздник- 1150 лет со времени создания нашего алфавита, День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия).

 
Русский литературный язык является прямым преемником староцерковнославянского языка, созданного славянскими первоучителями Кириллом и Мефодием. Он богат и велик, емок и точен одновременно…
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие гуманистической воспитательной системы школы  ГАУ МЦДСО в СОК «Камчия» (Болгария) как центра  распространения русского языка, изучения и сохранения традиций   культуры славянских народов.

6 июня - День русского языка. Праздник этот утвержден «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».
Датой празднования стал день рождения создателя русского литературного языка, великого русского поэта А.С. Пушкина.  Именно  язык Пушкина считается в русской культуре "золотой мерой вещей", классической нормой русского литературного языка, который входит в  культурное и духовное наследие мировой цивилизации.
 

И не случайно мы сегодня этот праздник отмечаем на земле Болгарии. Совсем недавно мы отмечали наш общий праздник- 1150 лет со времени создания нашего алфавита, День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия).

 
Русский литературный язык является прямым преемником староцерковнославянского языка, созданного славянскими первоучителями Кириллом и Мефодием. Он богат и велик, емок и точен одновременно…

Наш язык — один из крупнейших языков мира, самый распространенный из славянских языков, а также один из самых распространенных  в географическом отношении языков. В современном мире он выполняет четыре  важнейшие социальные функции. Он является:

  • национальным языком русского народа,
  • языком межнационального общения народов России,
  • государственным языком Российской Федерации,
  •  одним из шести официальных и рабочих языков ООН и других международных организаций.
  •  Из 3000 ныне действующих языков русский язык входит в группу двенадцати наиболее распространенных мировых языков, которые имеют аудиторию свыше 100 миллионов человек.

 Роль духовно-культурной консолидации – важнейшая, но не единственная социально-культурная функция русского языка.

Русский язык – отражение социокультурной реальности, национальной и общечеловеческой, язык крупнейшей  в мире литературы.

 Овладение русским языком – одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности личности, расширения пространства ее жизненного успеха. 
Изучение русского языка за рубежом стало актуальным еще вскоре после образования Киевской Руси и выхода Русского государства на международную арену. В течение многих столетий русский язык действительно является инструментом межнационального общения  огромного количества стран и народов.

Исключительно актуальная тема – это статус русского языка за рубежом, его место в том числе в глобальных и региональных процессах. Настоящее уважение к родному языку и  родной речи, ответственное отношение к их судьбе – очень важны и для России, и для наших соотечественников.

Проблема функционирования русского языка неразрывно связана с поддержкой русской культуры и образования на русском языке. По сути дела, язык, культура и образование составляют триединый организм, от здоровья или болезни любой его составной зависит состояние других.

Такова уж реальность, что функционирование любого образовательного учреждения вне границ России наряду с общими целями и задачами образования автоматически возлагают на ОУ миссию сохранения и распространения русского языка и культуры, организация деятельности школы как центра русской, славянской  культуры в регионе.  В такой стране, как Болгария, где народ в труднейших условиях сумел отстоять языковую и культурную самобытность, эта миссия дополняется высокой ответственностью.

Среди приоритетных направлений деятельности нашей школы на протяжении всех 3-х лет ее существования это развитие гуманистической воспитательной системы школы, когда образование является неразрывной частью воспитания, когда ученик- не просто объект, но полноправный субъект этого воспитания, когда воспитание рассматривается как управление развитием.

Педагоги школы понимают, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Поэтому лучший способ узнать человека — его умственное развитие, моральный облик, характер — это прислушаться к тому, что и как он говорит. Язык человека является важным показателем общей культуры личности. В осуществлении преподавания любого предмета мы исходим из того,  что русский язык — наше национальное достояние, и мы должны обходиться с ним как с национальным богатством — сохраняя и приумножая его.   

             Деятельность нашей школы в СОК «Камчия», активная позиция педагогического коллектива на протяжении  всех трех лет ее существования способствуют развитию русскоязычного пространства в области культуры, образования, средств массовой информации и др.  

                  Большое значение имеет общечеловеческая значимость художественной литературы, всей культуры, созданной на данном языке, популяризация русского языка, российских культурно-гуманитарных традиций, в основе которых всегда лежали высокие духовные и нравственные идеалы. Мы стремимся к созданию единого духовного образовательного пространства. Каждый урок русского языка и литературы - это серьезный, эмоциональный разговор о жизни, где умело создается настрой, и ученики постигают истину в художественном произведении соотнося её с реалиями сегодняшней жизни.

          Особую значимость в этом процессе приобретает преподавание русского языка и литературы. Основной задачей педагоги  считают воспитание заинтересованного, грамотного читателя, который мог бы быть достойным наследником  духовной культуры, завещанной нам предками, воспитание гражданина и патриота своего Отечества, поскольку именно с уважения к своему языку и словесности начинается любовь к своей стране. Учителя-словесники успешно решают образовательные и развивающие задачи по развитию творческой активности школьников на уроках литературы, работают над «постижением красоты языка»,   по приобщению юного читателя  к основам русской классической и гуманитарной культуры, используют наряду с традиционными  такие формы ведения уроков, как  урок-беседа, дидактические игры, исследования, проекты, уроки- путешествия, уроки творчества («Сочиняем сказку», «Послание следующей смене», «Письмо неизвестному солдату в 1941 год» и др.). В рамках недели русского языка в различных классах проводятся такие увлекательные уроки, как  «Буквы кириллицы», «Русский язык в семье славянских языков», «Язык мой - друг мой».  

Учителя - словесники в своей работе основывались на концепции единого образовательного пространства школы, реализующей в качестве основы образовательных технологий интеграцию познавательной деятельности в урочной и внеклассной работе. Этому в немалой степени способствовали проведение дней русского языка и литературы, участие в смотрах и конкурсах, в том числе – и международных. Осуществлялось взаимодействие с МК ДОЛ  по организации консультирования и участия в мероприятиях тематических смен. Творческие и игровые задания совершенствуют речевую культуру ученика, формируют языковую компетентность, развивают навыки работы  с художественными текстами и помогают приобрести опыт публичного выступления. Все творческие работы (былины, элегии) представлены в кабинете. Замечено, что максимально активизировать деятельность ребят помогает экстремальность (ограничено время) и присутствие духа соревнования.

Такие темы по самообразованию педагогов, как  «Формирование культуроведческой компетенции на уроках  русского  языка и литературы в СОК «Камчия», «Формирование лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка с опорой на историческую компетентность», «Развитие творческих способностей учащихся».             Нахождение школьников на территории Болгарии даёт уникальную возможность учащимся сравнить лексику двух родственных языков. Ребятами с увлечением разбирают причины появления в русском языку слов синонимов, отличающихся стилистической окраской, происхождение многих слов.

        

 Дети с особой направленностью воспринимают собственно русский язык как славянский язык, как один из самых богатых и мелодичных языков.

            Второй год в школе практикуется проведение недели русского языка, дней русской словесности, тематические уроки и участие в международных конкурсах «Литературное наследие -Мой Пушкин», общественные смотры знаний «Знатоки русского языка», лингвистическая игра «Путешествие в страну Лингвистика», олимпиады по русскому языку, литературоведению. Дети и учителя участвуют ежегодно  в конкурсе «Вместе в XXI век», презентация ученицы 6 класса Аникеевой Анастасии «Родство славянских языков» отмечена специальным Дипломом. В конкурсе чтецов , посвященному творческому наследию А.С. Пушкина, наши школьники активно и достойно участвуют, заняли первые места в номинациях «Читаем классику», «Музыкальная поэзия».

В текущем учебном году широкое применение нашли интегрированные («волновые»- по А.Казинеку) уроки, на которых учащиеся имели возможность получить глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.    На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.  Благодаря интеграции достигается целостное восприятие действительности Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной.   Таким примером могут служить уроки: «Природные зоны России. Степь. Мифопоэтика степных мотивов в русской литературе» ( география-литература), урок «Жажда жизни» по творчеству болгарского поэта Лучезара Эленкова ( русский , болгарский и английский  языки), урок  «Болгария – традиции и праздники» (история, литература, иностранный язык), интегрированный урок (история-литература) « Дети в Великой Отечественной Войне»,  уроки по русскому языку и литературе: «Самостоятельные и служебные части речи» (творчество А.С. Пушкина), «Союзы сочинительные и подчинительные» (жизнь и творчество М.Ю. Ломоносова), «Формообразующие частицы» (творчество Б. Окуджавы), уроки-концерты, уроки - размышления по творчеству В. Шаламова, уроки-композиции «Жажда жизни».

Проводится целенаправленная работа на позиционирование русского языка как языка победителей (великих воинов и патриотов), популярных, талантливых, успешных людей – наших современников, сумевших при помощи его знания получить достойное образование и трамплин в «большой мир». Учителя  и администрация школы в СОК «Камчия»:

- участвуют (с учениками школы) в совместных русско-болгарских двуязычных проектах (3 совместных билингвистические газеты школы СОК «Камчия» и Национальной гуманитарной гимназии «Константин Преславский», посвященных, в частности, 135-ой годовщине освобождения Болгарии, Дню Победы, 1150-летию славянской азбуки, Дню славянской письменности и культуры;

- в праздновании Дня славянской письменности и культуры;

- во встречах учеников и учителей в Национальной гуманитарной гимназии «Константин Преславский»;

- в мероприятиях, посвященных русской словесности, литературе, ОУ г. Варна и г. Шумен;

- в литературных вечерах, литературных гостиных (посвященных творчеству русских и болгарских поэтов и писателей, где звучат произведения на русском и болгарском языках);

- ведут занятия в Славянском центре (идея - общность истории, языка, духовности  и т.д.);

             - проводят мастер-классы, отдельные уроки по различным направлениям деятельности школы для учащихся , педагогов  образовательных  учреждений , административных работников Болгарии и делегаций из других стран;

                -  совершают путешествия , как очные- самостоятельно, так и заочные, виртуальные- с учениками- по русским местам в Болгарии (памятники, географические объекты, названные именами русских героев  и т.д.);

                  Сочинения наших учеников в билингвистические газеты были на следующие темы:

  • «Время в нас, и мы – во времени».  В.Левски (Шипченский перевал);
  • Русско-турецкая освободительная война 1877 – 78 гг.
  • Мартеница;
  • Масленица;
  • 8 Марта;
  • Праздник со слезами на глазах (День Победы);
  • 1150 лет славянской письменности;
  • Культура в жизни человека и государства;
  • Кирилл и Мефодий – славянские первоучители;
  • Во славу книги!
  • Моя мечта
  • Моя музыка

и др.

Русский язык – это богатство не собственно России, а целого Русского мира. Русский язык должен ассоциироваться не с сиюминутной политической конъюнктурой, а с цивилизацией и ее героями. И здесь трудно переоценить культурно формирующую роль истории. А в Болгарии -  истории, имеющей достаточно общих точек соприкосновения, истории славянства, истории христианства.

В этом году мы отмечали 135-летие окончания русско-турецкой войны, 135-летие освобождения болгарского народа от турецкого гнета.

В нашей школе этому событию были посвящены не только уроки истории, но и интегрированные уроки истории и литературы, уроки развития речи. В школе была открыта экспозиция национального исторического музея (г. София) с оригинальными, уникальными экспонатами. Учителя истории проводили здесь уроки-экскурсии, уроки мужества, уроки российской славы. Экспозицию посещали и многочисленные делегации школьников, педагогов , студентов различных  образовательных учреждений  г. Варны, г. Шумена и др.

Уникальное  место в этой системе занимает Славянский центр , где в проходят встречи учителей и учащихся  с писателями, музыкантами, гостями школы СОК «Камчия», а наши педагоги проводятся мастер-класс «Славянская культура: от истоков до наших дней»,

 уделяется достойное внимание славянскому искусству: фольклору, музыке (русские народные песни, современная музыка  разных направлений,  русская классическая музыка и т.д.);  танцам; живопись,

                  Особое звучание на земле Болгарии приобретают праздники: светские, религиозные, славянские,  точки их соприкосновения и индивидуальность (День космонавтики, День славянской письменности и культуры, Масленица, Пасха, «Мартиница», День Победы и т.д.), а также знакомство с традициями и обрядами, легендами и  приметами (общее и различия).

         Конечно же, огромную роль в развитии интереса к изучению русского языка не может не играть личность русского человека (русского учителя в данном конкретном случае). Какой он, современный русский человек, современный русский учитель?

 Из года в год мы совершенствовали систему подбора кадров для школы , расширяли условия конкурса, тщательно и бережно работали над повышением уровня профессиональной компетенции педагогов, поддержанию и развитию общей и профессиональной креативности, обеспечению участия каждого члена коллектива в управлении школой. Участие в различных очных и заочных конференциях, семинарах, создание условий для курсовой подготовки, организация работы методических объединений,  взаимопомощи и взаимной  поддержки позволили создать коллектив единомышленников, способных решить любые профессиональные задачи. Учителя не только проводили уроки, мастер-классы, заинтересованно участвовали в конференциях, семинарах, встречах, в консультировании, разработке и проведении различных тематических дел, руководстве кружков ДОЛ «Радуга». Они общались с представителями педагогической и творческой интеллигенции различных регионов Болгарии, участвовали в смотрах, конкурсах, в творческих проектах, играх КВН, поддерживали тесную связь с общественным движением « Русские в 21 веке», в презентациях литературных произведений Болгарских писателей и поэтов.

Школе всего 3 года. Новому, прекрасному, уникальному зданию УВЦ «Юрий Гагарин» - скоро год. И работа по распространению русского языка, культуры, письменности только начала набирать обороты. Потенциал огромен и практически неисчерпаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Изучение и сохранение традиций народов Севера через проектно-исследовательскую деятельность"

Проектно-исследовательская деятельность -это совместная учебно-познавательная,творческая или игровая деятельность воспитанников, имеющая общую цель,способы, методы,направленные на достижение общего ре...

ПРОЕКТ «Культура славянских народов»

Проект ориентирован на обучающихся хореографической студии «Стрекоза» и направлен на создание условий для духовно-нравственного воспитания, развития творческого потенциала, посредством изучения танцев...

Конструкции со словом КАК в русском языке. Изучение их семантики и пунктуации на школьных уроках.

Семантика и пунктуация в предложениях со словом КАК считается трудной для понимания темой не только для школьников, но и для учителей, корректоров, редакторов. Умение разграничивать данные конструкции...

Программа курса по французскому языку «Французский язык путь к взаимопониманию между культурами и народами»

Содержание курса1. Как правильно проводить исследовательскую работу и оформлять реферат и проект (4 часа).2. Отличие реферата от проекта (2 часа).3. Выбор тем для рефератов и проектов по социально зна...

Урок русского языка "Работа над ошибками": традиции и инновации

Материалы статьи могут быть использованы учителем при подготовке к уроку русского языку "Работа над ошибками"...