Влияние средств массовой информации и интернета на социализацию молодежи.
методическая разработка на тему

Марменкова Анастасия Александровна

исследовательская работа в которой изучено влияние средств массовой информации и интернета на социализацию молодежи и формирование социокультурного поведения современного молодого поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                                           Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………..3
  2. Цель и задачи работы……………………………………………………….5
  3. Что такое молодежь? ……………………………………………………… 6
  4. Главный враг молодежи –  негативная информация   …………………..9
  5. Методы борьбы с негативной информацией в СМИ и интернете  ..….. 13
  6. Заключение…………………………………………………………………23
  7. Библиография………………………………………………………………24

  1. Введение

Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в, то, же время молодость – это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не задумываемся над проблемами взрослых - дом, семья, деньги, здоровье.

И в этот неповторимый период, надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д. И если бы молодой человек в такой пёстрой среде культурного (и не очень культурного) воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он попал бы в природу хаоса, беспорядка и раскола.

Наверное, каждый молодой понимает, и каждый взрослый помнит, как не хочется в молодости обременять себя новыми проблемами (кажется, что их и так предостаточно), как не хочется заставлять себя делать что-то через силу, только потому, что так надо. Можно также сказать, что молодёжь – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим. Хотя молодёжь не всегда рассматривалась как особая общественная группа – поколение, но проблема конфликтов и преемственности поколений постоянно вставала в обществе.

Еще во второй половине ХХ столетия в связи с конструированием так называемой “техногенной цивилизации” возник феномен молодёжной культуры. Если ранее культура не делилась на молодёжную и взрослую, все независимо от возраста пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. д., то теперь всё изменилось. Серьёзные отличия появились у “отцов” и “детей” и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, а нередко и в образе жизни в целом. Это в первую очередь связано с глобальным развитием средств массовой информации, которые играют довольно значимую роль в становлении личности. СМИ  запускают процессы самоопределения, самореализации и поиска своего места в этом огромном мире, порой помогая правильно определиться в жизни,  или толкая на «кривую тропинку», которая постепенно приводит к деградации как человека, так и самой личности.  

2. Цель и задачи работы

Я считаю, что проблема влияния средств массовой информации на поведение молодёжи – очень актуальна в нашем современном обществе, так как, именно молодежь является самой активной частью общества, которая задает общий тонус общественному развитию.  

       И целью моей работы будет:

Изучить   влияние средств массовой информации  и интернета на социализацию молодежи и  формирование социокультурного  поведения  современного молодого поколения.

  1. Определить роль Интернета и телевидения в жизни молодого поколения через проведение социологического опроса.
  2. Провести сравнительное исследование по вопросу цензуры средств массовой информации в России и других странах.

  1. Что такое молодежь?

        Молодежь – это большая общественная группа, имеющая специфические и социальные черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Поэтому, необходимо дать молодежи основу для гармоничного развития личности, так как ей решать будущее страны и учить новое поколение жить на земле. Сложность и противоречивость процесса вступления молодежи в самостоятельную жизнь порождает различные формы молодежного протеста (преступность, наркомания, «сексуальная свобода», специфические молодежные субкультуры). Именно в этом,  нам,  молодым помогают Средства массовой информации.

            Прежде чем говорить о социальном положении молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:

Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) - находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

Средняя группа: молодежь 18-24 года (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Старшая группа: Молодежь 25-29 лет - это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.[1] 

Во все времена общество пыталось научить молодежь – новое поколение граждан - как жить в социуме, какие ценности исповедовать, как «правильно» строить свою жизнь.

Но в условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей. Поэтому  важно,  прежде всего, прислушаться к молодым людям, попробовать понять их мысли, идеи, проблемы, а потом уже навязывать свои стереотипы поведения. Старшее поколение обладает мудростью и полученным опытом в повседневной жизни и именно исходя из этого, они должны, прежде всего, стараться понять молодое поколение, а потом уже научить вечным ценностям, нравственным образцам поведения, дать действительно ценный совет.  А в реальности получается обратная ситуация. Молодежь ругают, высмеивают, пытаются унизить их достоинство хлесткими фразами, получая в ответ очерствевшие человеческие личности. Хочу привести  один пример связанный  с образованием. Владимир Ильич Ленин в свое время  вывел формулу жизненного успеха: «Учиться, учиться, учиться». И, действительно, полноценная жизнь - это процесс непрерывного познания, открытия для себя все новых граней своей личности, неизведанных сторон всего того, что нас окружает. Осмелюсь предположить, что высшее образование – это мощный, но не единственный способ познания себя и мира, получения знаний и навыков для профессиональной деятельности. На сегодняшней стадии глобального развития Средств массовой информации познать мир и пополнить багаж знаний можно при использовании сайтов Интернета, просматривая различные развивающие телепередачи по  каналам телевидения. Только не всегда там присутствует полезная информация, зачастую много аморальной, жестокой  безнравственной информации.  

Что же думают об этом сами молодые люди? По данным исследований,  молодежь выделяет такие основные ценности, как: здоровье, семья, материальное благосостояние, работа, образование, свободное время, политика. То есть молодые люди подают нам сигнал: да, образование важно для нас и находиться в сфере наших приоритетов, но все же это только один из факторов (и к тому же не всегда главный), который помогает нам реализоваться на благо себя и окружающего мира.[2]

                      С одной стороны, можно понять заботливых родителей, посылающих своих чад в неиссякаемый поток к университетам страны - ведь общественная установка про невозможность иного начала жизненного пути кроме как института уж слишком въелась всем в голову. А с другой стороны, уж очень часто родители, прикрываясь институтом, убегают от ответственности в помощи своим детям в выборе своего пути, познания своего духовного начала. Конечно же, такая помощь требует мужества говорить с молодыми людьми честно, умения слушать, понимать, а главное принимать их часто непонятные взрослым мысли. И порой, куда легче отправить своего отпрыска по проторенной дорожке и потом ругать систему образования, преподавателей, аморальное общество средства массовой информации и молодежную среду за негативное влияние.

            Да, родители могут использовать свой авторитет (но только заслуженный, а не авторитарный) для того чтобы посоветовать получить высшее образование, но если молодой человек говорит и о других возможностях своего развития, то все варианты должны быть с одинаковым  вниманием рассмотрены, и решение должно быть принято совместно.

             Общество  должно:

  • прислушаться к идеалам молодых людей, не уничтожая их каждый раз «реализмом»,
  • понять, что жизненный путь мы проходим вместе, и далеко не все дороги, которые общество уже проторило, пригодны для сегодняшнего и тем более для завтрашнего дня,
  • принять многообразие молодежной среды и ценность каждого молодого человека.

         Сегодня молодых людей сложно обмануть, они очень чувствительны, замечают все, что происходит в обществе. К тому же большинство информации о развитии нашей страны находится в свободном доступе – хочешь узнать, пожалуйста, нажми кнопку пульта телевизора,  выйди в интернет.   Нынешняя политическая ситуация в стране заставляет молодежь задуматься над многими вопросами: как я, молодой человек, приняв то или иное решение, могу повлиять на ситуацию в стране. А опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание именно работе с молодежью. Устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения и на их значение для политического и социально-экономического развития.

  1. Главный враг молодежи –  негативная информация

Ни одно правительство не может существовать без цензуры:

там, где печать свободна, никто не свободен.

Томас Джефферсон

Как же молодежь проводит свое время? А проводит она его по-разному: кто-то просто находится дома, возле телевизора или компьютера, другие предпочитают просто погулять и пообщаться со своими друзьями. Некоторые молодые парни и девушки помимо учебы занимаются в каких-то секциях или студиях и занятия там являются для них не менее занимательным времяпровождением, другие отдают предпочтение дискотекам, а некоторые уже сделали синонимом слова «погулять» такие понятия как напиться, накуриться и т.п.

Неумолимо год от года растет в нашей стране уровень детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма. Подрастающее поколение часто называют потерянным, а ведь одна из главных причин – слабая  организация досуга молодежи.

Как показывают наблюдения, значительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации — телевидение, видео, радио, сеть интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир старших школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. По наблюдениям А.В. Мудрика, «...у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий»[3].

С точки зрения реализации функций СМИ — развивающей, воспитывающей и развлекательной, — преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников,  предпочтение отдается американским боевикам и разнообразным развлекательным сериалам, концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп - и рок - исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Интернет зачастую сопряжен с посещением чатов и просмотром порнографии, реже — с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.

За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о негативном влиянии многих средств массовой информации (СМИ) и Интернета  на психическое здоровье населения. Это вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества. В обращении участников Второго Российского конгресса «Мир семьи» к Федеральному собранию и Правительству РФ в ноябре 2001 г. было сказано: «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения». В Центральном Доме журналистов 18 сентября 2002 г. состоялся «Круглый стол» на тему «Специфика освещения российскими СМИ кризисных ситуаций. Пропаганда паники». По итогам обсуждения этой темы было составлено обращение к министру РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций М.Ю.Лесину, где  говорилось: «Руководители средств массовой информации в погоне за «жареным» не задумываются, что СМИ оказывают огромное влияние на психику молодежи. Ряд авторитетнейших экспертов считает, что нынешняя информационная политика СМИ  безотчетно подталкивает к формированию в российском обществе атмосферы тревожности, паники, безысходности»[4]. По данным социологов МГУ, отрицательное влияние прессы и электронных СМИ отметили более 40 % опрошенных жителей Московского региона. По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9 % телезрителей и читателей газет высказались за введение информационного контроля над СМИ. На первом месте по неприятию – насилие и жестокость, на втором - порнография, так считают 60 % опрошенных.  Аналитическим центром института РАН установлено, что информационные телепрограммы «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха – в 49 %, чувство разочарования в 45 %. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела сугубо отрицательный характер.  В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» указывалось на то, что «в нарушение законодательства не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения. В средствах массовой информации и на сайтах Интернета  продолжается скрытая пропаганда жестокости и насилия», что подтверждается рядом социологов. Телевидение  и Интернет стали генератороми насилия. Оно не только отражает реальную действительность, но и формирует ее. Ярким примером этого был погром на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года, устроенный собравшейся перед большим телеэкраном молодежью во время трансляции футбольного матча чемпионата мира. Погрому предшествовал показ сцены агрессии на том же телеэкране.

В докладе Всемирной организации здравоохранения «О состоянии здравоохранения в мире в 2001 г. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда» приведены данные, указывающие на то, что СМИ оказывают воздействие на уровень насилия, интерес к порнографии и наркотическим веществам. В Германии после того как 19-летний ученик гимназии убил 16 человек, развернулась острая дискуссия о влиянии на психику человека насилия, которое он видит по телевизору. Первый канал немецкого телевидения исключил из своих программ фильмы со сценами насилия. Глава протестантской церкви в Германии М.Кок заявил, что то, что называют «отражением действительности» на самом деле не более чем проповедь насилия в чистом виде. По мнению заместителя директора ГНЦ судебной и социальной психиатрии им. В.П.Сербского Е.Макушкина, показ фильмов-боевиков в дневные и утренние часы способствует воспитанию агрессии у подростков. В телепередаче «Свобода слова» на НТВ 6 декабря 2002 г. ее участники, среди которых были М.Плисецкая, Р.Щедрин, Ф.Бондарчук, единодушно признали, что СМИ несут ответственность за распространение и пропаганду культа насилия и жестокости в обществе. На телеэкранах российского телевидения почти ежедневно освещаются в подробностях  траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи. Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, каждую семью. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна,  Таким образом, телевидение интернет и другие СМИ становятся источником различного рода стрессов.

К сожалению средства массовой информации, доносят до молодого поколения много негатива. Сейчас современное общество нельзя представить без радио, телевидения, журналов и газет, интернета и т.д. На протяжении долгого  времени в СССР существовала информационная блокада и цензура в средствах массовой информации, что позволяло сдерживать весь негативный поток. Но после распада Советского Союза на молодое поколение свалилось столько информации, о которой раньше, и говорить боялись. И молодежь, как губка, начала впитывать в себя подобную информацию, меняя свою жизнь в худшую сторону. И случилось страшное, произошла переоценка ценностей, что было раньше позором, стало возводиться в культ, и все больше молодых людей стало менять свой образ жизни, высмеивая «новые пороки»: стремление хорошо учиться, ведение здорового образа жизни, посещение спортивных секций и различных кружков и т.д. Вся эта информационная вседозволенность привела к тому, что сегодня любой подросток, не достигший восемнадцати лет, играет в компьютерные игры и смотрит фильмы насильственного характера, которые, несомненно, меняют его психику, делая его жестоким и грубым, а главные персонажи многих фильмов становятся идеалом и на них пытаются быть похожими, показывая перед окружающими свою «крутизну», а самое страшное уходит чувство страха.  

Большинство каналов телевидения и сайты Интернета пестрят рекламой. Что же мы там видим. Сегодня особо популярными стали рекламы энергетических напитков. Правильно алкоголь и табак рекламировать запрещено, а вред энергетиков пока еще не доказан, и молодежь снова, впитывая рекламу как губку, идет к ларькам и покупает такого рода напитки, содержание кофеина в которых в 14 раз превышает его содержание в кока-коле.

  1. Методы борьбы с негативной информацией в средствах массовой информации  и интернете.

Что же делать? Ввести цензуру на каналах телевидения, конечно же, можно, тем более такие меры принимались в различных странах. Это значит просто ограничить показ программ с элементами агрессии, насилия, порнографии в дневное время суток.   А вот с Интернетом дело обстоит гораздо сложнее. Интернет цензура - это контроль или запрещение материалов, которые кто-либо может публиковать в Интернете или скачивать из него. Интернет-цензура имеет ту же юридическую основу, что и цензура печати. Основное же ее отличие заключается в том, что национальные границы Сети размыты: жители страны, в которой та или иная информация запрещена, могут найти ее на web-сайтах, расположенных на серверах в других странах. Полностью подвергнуть Интернет цензуре очень сложно в силу самой природы Глобальной сети.

Кому  же нужна цензура Интернете? О том, что необходимо контролировать данные в Сети, первыми заговорили родители и педагоги, обеспокоенные тем, что оскорбительный интернет - контент может нанести вред детям. Этот вопрос поднимается во многих странах мира. В начале 1996 года в Конгрессе США был подготовлен «Акт о нормах приличия в телекоммуникациях», согласно которому запрещалось размещение в Сети информации непристойного или откровенно оскорбительного характера. Однако оказалось, что он противоречит  1-ой  поправке к Конституции США, и его действие было приостановлено. Один из доводов противников «Акта о нормах приличия в телекоммуникациях» сводился к тому, что желающие получать «чистый» контент могут фильтровать его в рамках организации с помощью специального программного обеспечения, а не на государственном уровне. Тем не менее, во многих странах Интернет фильтруют не только в компаниях или в учебных заведениях, но и на национальном уровне.

Интернет во всем мире все больше становится объектом государственной цензуры. Анализ тысяч веб-сайтов, проведенный исследовательской группой "Open Net Initiative" (ONI), обнаружил факты отбора содержания в 25 из 41 стран[5].

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\01.gif

Степень интернет - цензуры в разных странах[6]

Эксперты также сообщают о случаях блокирования сайтов и услуг, в том числе, таких как "Skype", занимающаяся телефонией, и картографический раздел "Google".  "За последние пять лет число государств, практикующих фильтрацию сети, увеличилось с двух до 25" - заявил представитель Гарвардской школы права Джон Палфри, пишет "Би-Би-Си"[7].

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\02.jpg

Характер фильтрации интернет - контента в разных странах[8]

Россию международные эксперты выделили в отдельную категорию. По данным Open Net Initiative, в России не практикуется фильтрация Интернета, хотя отдельные попытки запретить сайты террористической и экстремистской направленности предпринимались; случаи закрытия web-сайтов крайне редки. Создается впечатление, что пока интернет-цензура в России практически отсутствует. Подобное положение вещей, скорее всего, носит временный характер. Дело в том, что в плане цензуры в печати в России все далеко не так безоблачно. По уровню свободы печати  наша страна занимает 147-е место (для сравнения: Франция — 35-е, США — 53-е, Китай — 163-е).

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\untitled.bmp

Степень цензуры в прессе в разных странах[9]

По всей видимости, просто в отношении прессы механизм цензуры выработать значительно проще (опыт уже накоплен), а для того, чтобы навести порядок в Интернете, требуется время. В России не однократно проводились социологические опросы и вот,  какие результаты они дают.  В одном из таких соцопросов принимало участие  409 человек. Главный вопрос звучал таким образом:

 Как вы думаете, следует ли официально ввести цензуру в интернете?

  • Да, тогда из интернета исчезнет много мусора                                     114 (27.87%)
  • Интернет не должен иметь никаких рамок и запретов                         107 (26.16%)
  • Нужно усилить массовую борьбу с детской порнографией                    78 (19.07%)
  • Нужно усилить борьбу с экстремизмом в интернете                              19 (4.65%)
  • Нужно лучше бороться с пиратством и соблюдать авторское право    17 (4.16%)
  • Цензура необходима в  регламентированных УК РФ, дозах                  74 (18.09%)

Я заинтересовалась методикой социологического опроса и решил провести мини соц. Опрос среди старшеклассников  школы, в которой учусь сам. В опросе принимали участие

80 человек.

  1. Ваше отношение к передачам фильмам и рекламам, имеющим элементы насилия, жестокости, аморального поведения и прочее.

55 человек высказали отрицательное отношение к этому; 10 человек нейтрально реагируют на такие сюжеты; 15 респондентам безразличны данные сцены.

  1. Оказывает ли телевидение, интернет, печатные издания влияние на формирование современной молодежи?

75 респондентов сильно переживают из-за повышенного влияния СМИ и интернета на формирование современной молодежи и только 5 человек ответили отрицательно.

  1. Нужно ли вводить цензуру в средства массовой информации и интернет.

30 человек считают, что цензура нужна в СМИ; 35 респондентов предлагают частичное введение цензуры (исходя из возрастных рамок) 15 человек против введения цензуры в средствах массовой информации и интернете.

Федеральные органы многих стран работают над этой проблемой  и на сегодняшний момент уже сформированы методы по борьбе с негативной, вредоносной, жестокой информацией. Многие страны мира пытаются весьма жёстко контролировать сетевую активность своих граждан. Наибольших успехов в деле интернет – контроля  и цензуры добился Китай. В стране работает так называемый "Великий китайский файрвол" - система фильтрации содержимого Интернета в КНР. Она представляет собой систему серверов между провайдерами и международными сетями передачи информации, которая фильтрует информацию. Любопытная ситуация сложилась с цензурой в Тунисе. Семья президента Зине эль-Абидин бен Али имеет монополию на все интернет-услуги в стране. Доступ к оппозиционным сайтам здесь запрещён, равно как и к большинству иностранных новостных лент. 

В России ситуация со свободой слова в Интернете существенно лучше, чем в других СМИ. Российские медиа – эксперты  относят Россию к той группе стран СНГ, в которых Сеть по большей части или частично свободна от вмешательства и контроля со стороны чиновников. Среди негативных моментов, связанных с интересом государства к онлайну, можно отметить только тот факт, что Кремль активно использует технологию так называемых "ботов", то есть блоггеров и комментаторов, которые устраивают настоящие набеги на инакомыслящие ресурсы и форумы.

Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, или ICANN одобрила создание порнодомена «.ХХХ».Против контентного разделения интернета выступали почти все: от порнокорпораций до администрации Барака Обамы и религиозных объединений. В специфической зоне будет размещаться порнография. Решение было принято на конференции в Сан-Франциско – оно завершает 10-летний спор о целесообразности контентной фрагментации интернета. За создание домена «.ХХХ» проголосовали 9 из 16 членов совета директоров ICANN. Создание домена «.xxx» поможет защитить детей, утверждают сторонники ICANN, кроме того, пользователи станут лучше ориентироваться в сети и не заходить на порносайты случайно. «Эту доменную зону можно будет отсекать фильтрами», – говорит председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий Марк Твердынин.[10] Введение порнозоны не приведет к ее блокировке в России на уровне страны или отдельных провайдеров, но поможет родителям создать защиту детей на уровне персонального компьютера.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) предписывает уделять первоочередное внимание "наилучшему обеспечению интересов ребенка" во всех действиях в отношении детей. При этом в Преамбуле Конвенции обращается внимание на необходимость учета национальных традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка.

Международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в случаях, когда деятельность средства массовой информации угрожает правам и законным интересам детей.

Конвенция о правах ребенка признает  в ст. 17 важную роль средств массовой информации в обеспечении доступа ребенка "к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка". Таким образом, ориентируя  государства на поощрение разработки "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию...".

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. ориентируют государства на поощрение средств массовой информации в сведении "к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием (принцип 43).[11]

Тех же принципов в целом придерживается и российское законодательство. Однако упомянутые выше международно-правовые нормы пока еще не в полной мере инкорпорированы в нем. Данный пробел в определенной части восполнен принятым 3 июля 1998 года Федеральным законом РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В специальной норме ч. 1 ст. 14 он предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе... от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\1411.bmp[12]

Из графика видно, что количество запросов «Детское порно» за год выросло в полтора раза.  Эту статистику собирают счётчики, установленные на существующих сайтах Рунета, т.е. люди всё-таки нашли то, что искали. И если запрос «порно» ещё хоть как-то можно списать на большой процент подростков в аудитории Интернета, то «Детское порно» - уголовная статья, без каких-либо оговорок.

 Факты роста экстремизма подтвердить сложнее из-за меньшей массовости маркерных запросов, но, думаю, если даже официальные органы об этом заявляют, то действительность и, правда, угрожающая. Сюда же можно отнести и «законопослушность» компаний предоставляющих услуги хостинга, которые без зазрения совести размещают на своих площадках сайты описанного выше содержания. Ввести в Рунете цензуру предложил заместитель Генерального прокурора России Иван Сыдорук. "Необходимость во внесении изменений в действующее законодательство назрела. Как показывает практика, в сети интернет нередко имеет место распространение материалов экстремистской направленности. [13]

Однако в стране в настоящее время отсутствуют концептуально - методологические, методические, правовые, организационные и материально - технические основы разрешения проблемы предупреждения вредного, социально неприемлемого информационного воздействия на несовершеннолетних. Предпосылки такого воздействия кроются в несформированности государственной концепции (стратегии) информационной политики Российской Федерации, в игнорировании необходимости предписанных международным правом особых подходов к обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних.

Не созданы пока основы законодательного регулирования всего спектра отношений сторон в процессе полового воспитания несовершеннолетних: государства, общества, общественных институтов (включая образовательные учреждения Интернет и СМИ), родителей и детей.

Упование на разрешение данной проблемы исключительно или преимущественно уголовно - правовыми методами, путем привлечения к уголовной ответственности лиц, занимающихся изданием, рекламированием и распространением среди подростков материалов откровенно сексуального, непристойного характера, представляется явно преувеличенным. Во-первых, действующее в России уголовное законодательство пока еще не в полной мере отвечает интересам защиты прав несовершеннолетних, не обеспечивает должного противодействия фактам массового, публичного растления детей, в связи, с чем нуждается в серьезном совершенствовании. Во-вторых, значимость проблемы с позиции государственных и общественных интересов, с учетом трудно предсказуемых масштабов вредных последствий для широкого круга несовершеннолетних потребителей такого рода печатной продукции, требует принятия комплекса мер, прежде всего, профилактического характера.[14]

Анализ действующего законодательства и практики его применения свидетельствует о явно недостаточной правовой защищенности детей и подростков от неквалифицированного, низкопробного и игнорирующего специфику психологии несовершеннолетних информационного воздействия СМИ и Интернета.

Действующие правовые запреты в этой области сформулированы неконкретно, в самой общей форме (см., например, ст. 37 Закона РФ "О средствах массовой информации"),  и касаются населения в целом, не учитывая в должной мере особенностей восприятия сексуальной информации несовершеннолетними.

Общественность, родители третий год ожидают результатов принятия крайне необходимого документа — закона о защите детей от вредной для них информации. Проект закона был разработан и передан в Госдуму РФ еще в 2004 г., однако до настоящего не рассмотрен по существу. Общество с одной стороны говорит о необходимости защиты ребенка, принятия мер к детским порножурналам, недопустимрости жестокости насилия, порнографии на киноэкране  ТВ и интернете, с другой стороны непростительная медлительность депутатов при принятии крайне необходимого закона в интересах ребенка.

В целях преодоления пробелов и рассогласованности правового регулирования рассматриваемой сферы социальной деятельности необходимо:

1. Привести российское законодательство (семейное, гражданское, уголовное, в сфере образования, информации и печати и пр.) в соответствие с международно-правовыми принципами и нормами, направленными на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних.

2. Предусмотреть в соответствующих нормативных актах более подробную регламентацию вопросов, связанных с защитой детей, подростков и их родителей от вредного информационного воздействия. С учетом требований международного права расширить предусмотренный ст. 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года перечень видов информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Установить запрет на распространение среди детей печатной, аудио-, видео- и иной продукции, популяризирующей разврат и преступный образ жизни, пропагандирующей нормы и ценности криминальной среды. В законодательном порядке принять меры, направленные на предупреждение и пресечение использования несовершеннолетних в изготовлении, рекламировании и распространении указанных видов продукции.

В названном документе ставится задача "реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами"; "укрепления правовой защиты детства", "поддержки семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей", "создания условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры". В нем предусмотрен комплекс мер, направленных на борьбу с детской проституцией. Практическая реализация приведенных рекомендаций позволила бы, в частности, противопоставить суррогатным формам нравственного и сексуального воспитания несовершеннолетних (в том числе осуществляемым в коммерческих целях средствами массовой информации) квалифицированную государственную и общественную систему оказания социальной, психологической, сексологической и педагогической помощи родителям и детям.

3. Определить те категории информации, распространяемые через средства массовой информации и интернет, на которые  целесообразно распространить  контроль: К  такой информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

  • информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным,
  • информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи;
  • информация, оправдывающая противоправное поведение;
  • информация, содержащая нецензурную брань;
  • информация, содержащая информацию порнографического характера.

4. Принять на законодательном и правоприменительном уровнях меры, направленные на соответствующие требованиям цивилизованного общества ограничения в демонстрации средствами массовой информации актов насилия, агрессии, откровенных сцен эротического содержания, аномального, патологического поведения, в том числе в сексуальной сфере.

5. Для предупреждения и пресечения злоупотребления свободой слова законодательно урегулировать и внедрить необходимые формы государственного и общественного контроля  соблюдением СМИ действующего законодательства, в том числе путем:

  • - создания  попечительских (наблюдательных) советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Органы общественного контроля должны быть вправе:
  • осуществлять мониторинг распространения информационной продукции, предназначенной для детей или доступной детям;
  • организовывать проведение общественной экспертизы информационной продукции;
  • осуществлять сбор информации по жалобам и обращениям граждан и организаций посредством почтовой, телефонной, электронной или иной связи и создавать горячие линии;
  • предоставлять сведения о нарушении настоящего Федерального закона в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор за исполнением настоящего Федерального закона;
  • обращаться в органы государственного контроля (надзора), а также в суд и органы прокуратуры с заявлениями о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
  • установления у соответствующих видов правовой ответственности СМИ (как юридических лиц) и их сотрудников (издателей, распространителей, журналистов, авторов публикаций и материалов) за нарушение законодательства, направленного на правовую защиту несовершеннолетних;
  • ужесточения порядка лицензирования деятельности средств массовой информации и контроля за соблюдением условий лицензирования, прежде всего специализированными изданиями, предназначенными для несовершеннолетних и распространяющими информацию эротического содержания.

Заключение

Данная работа – это попытка осмыслить предназначение молодого человека в обществе.  Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Именно в современной молодежи заложен прообраз российского будущего.

В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от факторов, которые оказывают сильное влияние на формирование поведения и образа жизни современной молодежи.

Мы рассмотрели тему влияния СМИ на поведение молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Молодежь – это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию средств массовой информации. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

В ХХ-ом веке появились новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди давно установленных масс-медиа. Эти обильные источники – телевидение и Интернет производят мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение и Интернет  оказываются стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие, порой негативные и аморальные  установки.

Я считаю, что государство и общество, обратившись к проблеме влияния СМИ  и интернета  на молодежь,  должны изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Необходимо ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV, Интернет и т. д.

Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интелеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.  

В заключение хочу привести слова председателя Федеральной комиссии США по коммуникациям Н. Джонсон: -  «Всякое телевидение — образовательное, вопрос лишь в том, чему оно учит».

Библиография

  1. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г.// СПС «Консультант», обновление 15 сентября 2008 года.
  2. Конституция Российской Федерации.- М.: Изд-во ЭЛИТ, 2004г.-32с.
  3. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от  24 июня 1999 г. N 124-ФЗ // СПС "Консультант Плюс", обновление 15 сентября 2008 года.
  4. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
  5. Закон РФ "О средствах массовой информации" // СПС «Консультант, обновление 15 сентября 2008 года.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 942 // Российская газета. 2005. 26 апр.
  7. Беляева Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних / Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1999г. -123с.
  8. Иваненков С. П. «Проблема социализации современной молодежи». М., 1999г. – 260с.
  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Academia, 2001
  10. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. ВОЗ, 2001. – с. 21. Гриншпуя И. Б. Введение в психологию. — М.: Институт практической психологии, 1996.
  11. Пантелеев Б.Н. Защита информационных прав подрастающего поколения // Российская юстиция. 2005. N 5. С. 32.
  12. Пристанская О.В.  Правовая защита несовершеннолетних в сфере массового сексуального просвещения // СПС "Консультант Плюс", обновление  15 сентября 2008 года.
  13.  Интернет сайты: http://www.seonews.ru;  http://yaltanet.com.ua;  http://www.2000-online.ru/news;   http://www.compress.ru.


[1] Камалдинова Э. И. «Молодежь как объект и субъект социальной деятельности», Педагогика. 1998г.,  с.24.

[2] Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики // Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994г., с.175.

[3]  Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Academia, 2001

[4] Доклад о состоянии здравоохранения в мире. ВОЗ, 2001. – с. 21. Гриншпуя И. Б. Введение в психологию. — М.: Институт практической психологии, 1996.

[5] http://www.compress.ru

[6] http://www.compress.ru

[7] http://www.2000-online.ru/news

[8] http://www.compress.ru

[9] http://www.compress.ru

[10] http://yaltanet.com.ua

[11] Пантелеев Б.Н. Защита информационных прав подрастающего поколения // Российская юстиция. 2005. N 5. С. 32.

[12] http://www.seonews.ru

[13] http://www.seonews.ru

[14] Пристанская О.В.  Правовая защита несовершеннолетних в сфере массового просвещения // СПС "Консультант Плюс", обновление  15 сентября 2008 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Давление среды и влияние средств массовой информации.

В содержание урока включены упражнения по развитию умения сказать "Нет", разбор ситуаций   на формирование навыков противостояния отрацательному влиянию среды; с этой целью представляется во...

План-конспект урока английского языка для 8 класса по теме Средства массовой информации

Урок разработан по теме "Средства массовой информации. Преимущества и недостатки ТВ."  Автор УМК М.З.Биболетова и др., 8 класс. К конспекту прилагаются презентации....

Интернет как средство массовой информации

План урока по теме " Средства массовой информации"...

Влияние средств массовой информации на психическое здоровье ребёнка.

Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям,...

Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.

,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....