Интерактивные формы работы по профилактике саморазрушительного поведения подростков.
учебно-методический материал на тему

Гурьева Светлана Олеговна

В материале представлены интерактивные формы работы с подростками девиантного и аддиктивного поведения по профилактике потребления психоактивных веществ и других форм саморазрушительного поведения. Среди представленных методик - музыкотерапия, изотерапия, маскотерапия, ароматерапия, сказкотерапия, фитотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_samorazrushitelnogo_povedeniya_podrostkov.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-творческий проект

«Шокотерапия для трудных подростков»

Автор: Гурьева Светлана Олеговна

Директор МКОУ специальной общеобразовательной школы № 27 открытого типа (г. Нижний Новгород)

Педагогический стаж – 22 года

Высшая квалификационная категория

Проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», реализуемая по инициативе Д.А.Медведева с 2010 года, акцентирует особое внимание на необходимости создания условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации ВСЕХ категорий детей. В том числе: с ограниченными возможностями здоровья; с отклонениями в поведении; оставшихся без попечения родителей; проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Именно подрастающее поколение первым ощущает на себе воздействие системных изменений в жизни общества.

Уже с первых дней сентября многим учителям становится понятно, кто из ребят нуждается в особой педагогической, психологической, а порой и медицинской поддержке. Как известно, многим детям свойственны те или иные отклонения в поведении. Как правило, они носят временный характер и  легко преодолеваются усилиями педагогов и родителей. Но поведение определенной части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных» подростков с  отклоняющимся от нормы (девиантным)  поведением.

При этом имеют ввиду педагогическую трудность работы с этими детьми, но не рассматривается вторая трудность – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учениками, сверстниками. Часто они просто не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Осложненное поведение детей и подростков сейчас является серьезной проблемой общества в целом, семьи и образовательного учреждения. Однако, понятие «дети группы риска» крайне некорректно  отражает содержание проблемы, ее специфику. Сегодня более правдивым и честным будет вести речь о вторжении различного рода риска для жизни детей, а не о причинах, по которым дети оказываются в группе риска.

В Нижнем Новгороде осуществляет образовательную деятельность специальная школа для подростков девиантного поведения. Школа создавалась в 1992 году как Центр реабилитации так называемых «трудных» подростков. С 2001 года школа имеет статус специальной общеобразовательной школы открытого типа. Контингент учащихся – это подростки 13-17 летнего возраста с устойчивым противоправным поведением,  отказывающиеся посещать школу по месту жительства, конфликтующие с учителями, родителями, одноклассниками;  некоторые из них подвергались психологическому или физическому насилию. Часть детей совершили правонарушения  или преступления, за что стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, в отделах полиции, в подростковом наркологическом отделении.  Анализ личных дел, характеристик из школ, где ранее обучались подростки показал,  что к 5-6 классу практически все они вышли из-под контроля родителей, потеряли интерес к учебе, бродяжничали и совершали различные правонарушения, у многих сформировалось аддиктивное поведение в результате приема психоактивных веществ. Поэтому в школе реализуются задачи по коррекции поведения подростков  и адаптации их в обществе.

Учитывая специфику контингента учащихся, основным направлением работы является профилактика саморазрушительного поведения подростков.  Задачи профилактической работы чрезвычайно сложны и могут решаться лишь комплексным путем.  Основные проблемы в школах – это несвоевременность  выявления» проблемных» детей и разобщенность специалистов, работающих с ними. Часто учителю проще не  замечать непослушного ученика за последней партой, а то и вовсе отправить его в коридор. И это первая большая ошибка, которую потом приходится исправлять многим специалистам не один год. Хотя в школах целый штат сотрудников, призванных решать данные проблемы.

«Трудные» дети, «социальное сиротство» - явления, распространяющиеся  повсеместно. Неужели современные образовательные технологии не в силах этому противостоять? На сегодняшний день ситуацию благополучной не назовешь. Однако, занявшись всерьез обозначенной проблемой, найдя в каждом образовательном учреждении свой неформальный подход, можно избавиться от ярлыков «трудный», «проблемный», «педагогически запущенный». Педагогически запущенный! Так кто же его запустил?!  Выявить, не скрывать «проблемного» ученика, определить характер его патологии – социальный, психологический или медицинский – вот первейшая задача грамотного, профессионального,  неравнодушного педагога!

Не умоляя заслуги и эффективность традиционных методов работы, постоянно пробуем и новые формы.  В школе организована служба «Доверие», в которую обращаются подростки,  попавшие в трудную жизненную ситуацию.  Для учащихся, имеющих большие пробелы в знаниях, организован отдел педагогической поддержки, где подростки занимаются с учителями по индивидуальному учебному плану.  

В рамках дополнительного образования учащихся и во  внеурочных мероприятиях используются прогрессивные интерактивные  формы работы: музыкотерапия, изотерапия,  маскотерапия, ароматерапия, сказкотерапия, фитотерапия.  Данные формы работы могут быть использованы в общеобразовательных и коррекционных  школах: интегрированы в урочную или внеклассную деятельность учащихся.

1. МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Актуальность метода:

Рядом исследований доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека,  протекают ритмично, а музыка как ритмичный раздражитель  может их стимулировать.

Композиторы, произведения которых особо рекомендуются для музыкотерапии: Р.Блаво,  К. Глюк,  Ж. Массе, Я. Сибелиус, Р.Шуман, С.Рахманинов, А.Дворжак, Д.Шостакович, П.Чайковский, Л.Бетховен, Ф.Лист, Ф.Шопен.

На  одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную атмосферу. Это должна быть спокойная расслабляющая музыка. Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным, напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации. Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут. После прослушивания происходит обсуждение возникших у каждого ассоциаций, фантазий, воспоминаний. Можно стимулировать активность слушателей дополнительными заданиями: например, соотнести свое эмоциональное состояние с каким-либо музыкальным отрывком, подобрать музыкальный портрет одному из членов группы и т.д. Очень хороший эффект дает сочетание музыкотерапии с изотерапией и ароматерапией.

Цели и задачи метода:

- стрессотерапевтические; релаксирующие; гармонизирующие; коммуникативные; социализирующие.

Ожидаемые результаты:

В скрытой символической форме реконструировать конфликтную ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, внутренних конфликтов. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает подростков формулировать и выражать свои переживания, не выплескивая их в девиантной форме.

2. ИЗОТЕРАПИЯ

Изотерапия одно из направлений арт-терапии (арт – творчество, терапия - лечение).

Актуальность метода:

Лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно выразить свои мысли, страхи, надежды – то, что скрыто глубоко внутри человека. Изотерапия помогает избавиться от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение. Для рисования используют самые разные материалы: краски, карандаши, цветную бумагу, пластилин и т.д. – всё, что помогает создать художественное полотно.

Изотерапия сегодня очень востребована. Само по себе рисование разгружает нервную систему, успокаивает психику, в младшем возрасте – стимулирует развитие моторики. Для работы с детьми изотерапия – лучший способ узнать о ребёнке многое: о чём он думает, что ему снится, чего он стесняется, ведь дети буквально «говорят» рисунками.

Детям сложно  анализировать поступки окружающих и делать выводы. Они быстро становятся зависимы от ночных кошмаров и напряжённой ситуации в семье. А с помощью изотерапии, через рисунок  они могут выразить свои эмоции. Психологическая зажатость, агрессивное поведение, неуравновешенность, низкая самооценка, чувство одиночества и ревность – эти и многие другие проблемы помогает решить изотерапия.

Дети с патологией нервной системы через изотерапию быстрее выходят на контакт с педагогами, психологами и врачами и вовлекаются в процесс психокоррекции с энтузиазмом. Занятия изотерапией помогают раскрыть потенциал ребёнка, вдохновить его, открыть для него новые возможности.

Цели и задачи метода:

- стрессотерапевтические; коммуникативные; снятие агрессии; повышение самооценки; раскрытие творческих способностей

Ожидаемые результаты:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение.
  2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.
  3. Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  4. Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями, развивают способности к восприятию.
  7. Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

3. МАСКОТЕРАПИЯ

Метод, позволяющий отобразить свой внутренний мир в красках, посмотреть на него со стороны, а также познакомиться с особенностями внутреннего мира других людей и увидеть их неповторимость и разнообразие.

Актуальность метода:

Подростковый возраст - переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями роста, с поиском места в жизни.

Основная идея занятий заключается в том, чтобы помочь учащемуся адаптироваться в социуме, обогатить навыки общения. Занятия также дают возможность самовыразиться,  передать посредством художественных  образов свой внутренний мир, настроение, эмоции.

Цели и задачи метода:

-творческое самовыражение

-коррекция эмоциональной, личностной, духовной жизни подростка

Ожидаемые результаты:

  1. Умение отобразить свои эмоции с помощью цветовых оттенков и выражения «лица» маски.
  2. Закрепление навыков работы с акварелью.
  3. Умение дать свой  словесный портрет.

4. АРОМАТЕРАПИЯ-

Наука и искусство влияния ароматов на психологическое и физическое состояние человека. Запахи могут быть приятными, изысканными, нежными или грубыми. Могут исцелять и успокаивать, а могут вызывать плохое самочувствие и настроение. Запахи имеют большое значение в нашей повседневной жизни. Они действуют на наше настроение,  самочувствие и здоровье, важны для создания своего имиджа и влияют на то, как люди воспринимают друг друга. Использование ароматов укрепляет положительные эмоции – любовь, радость и ощущение счастья; усиливает решительность и творческие способности.

Актуальность метода:

Коррекция поведения данной категории подростков основывается на комплексном медико-психолого-педагогическом подходе. Одним из методов комплексного подхода является ароматерапия. Каждое эфирное масло многофункционально, так как оно многосоставное. Через обонятельные рецепторы ароматические вещества попадают непосредственно в мозг. Ароматы используют для  повышения производительности труда, как умственного, так и физического; обладают бактерицидным,  антисептическим, противовоспалительным действием; воздействуют на нервную систему, делясь на стимуляторы, адаптогены, седативные масла; благотворно влияют на сферу эмоций и психическое здоровье.

Цели и задачи метода:

- корректировка деятельности эмоционально-волевой сферы учащихся; повышение умственной активности; нормализация двигательной активности; создание психологического комфорта.

Ожидаемые результаты:

  1. Укрепление психоэмоционального состояния ребенка.
  2. Развитие навыков самоконтроля, умение управлять своими эмоциями, чувствами.
  3. Активизация познавательных процессов – внимания, памяти, воображения, мышления.
  4. Повышение умственной работоспособности, снижение двигательной расторможенности.
  5. СКАЗКОТЕРАПИЯ-

Метод диагностики, коррекции и развития посредством использования материалов устного народного творчества (сказок, легенд, мифов, притч).

Сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством. Часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка.

Актуальность метода:

Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить: «Кто Я?», «Откуда пришел?», «Куда Я иду?». В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется установка: «Я не нравлюсь, Я не способен, Я не значу» - это способствует изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится «трудным».

История самовосстановления – это история героя, так часто встречающихся в сказках. Подросток становится на путь «героя», проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя сказку в коррекционной работе с подростками, педагог помогает им делать правильный выбор. Сказкотерапия является методом творческим, способствующим поиску смысла и построению иерархии ценностей. Сказки могут использоваться при работе с подростками со следующими типичными проблемами: неприятие себя, неконтролируемые вспышки агрессии, чувство одиночества, конфликты.

Сказки могут использоваться для диагностики  проблемы, для поиска решения проблемы (сказка способствует раскрепощенности воображения, так как в сказке возможно все). Сказкотерапия хорошо принимается подростками, так как здесь легко исключить дидактичность и морализаторство.

Цели и задачи метода:

- повышение самооценки подростка через осознание собственной ценности и уникальности; преодоление собственных страхов.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня тревожности
  2. Умение справляться с собственными страхами
  3. Повышение самооценки подростка
  4. Умение находить выход из трудных ситуаций

6. ФИТОТЕРАПИЯ

Лечение лекарственными травами. Распространение и популяризация знаний о лекарственных растениях поможет детям заботливо и внимательно относиться к природе, быть чутким к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Актуальность метода:

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей подростков. Необходимо учить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Общение с природой благотворно влияет на психику подростков девиантного  поведения, делает их добрее, внимательнее к окружающему миру.

Прием напитков поливитаминного состава составляет весомую альтернативу алкогольным напиткам и другим психотропным веществам.

Цели и задачи метода:

- профилактика саморазрушительного поведения подростков; воспитание бережного отношения к своему здоровью

Ожидаемые результаты:

  1. Умение готовить фиточай, витаминные напитки, отвары, настои, компоты, морсы.
  2. Осознанное отношение к своему здоровью.

Таким образом, грамотное построение профилактической работы, максимальное использование педагогического потенциала, позволит изменить статус «трудного подростка» и поможет ребенку перейти из трудной жизненной ситуации в ситуацию относительного благополучия.

Э. Берн писал, что девиз подросткового возраста: «Оставьте меня в покое, но не бросайте меня одного».  

Накопленный опыт работы с «трудными» подростками подсказывает необходимость создания в школе условий и применение таких методов работы, которые не провоцируют отклонение в поведении,  а расширяют безопасное пространство для ребенка, где он находится в ситуации успеха, где ему комфортно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)

Данное методическое пособие  предполагает использование различных подходов при работе с подростками:1.      Информационный подход, который фокусируется на повышении уровн...

План работы по профилактике суицидального поведения подростков

Профилактика среди подростков суицидального поведения....

«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков».

Педсовет «Профилактика асоциального поведения детей».11.01.2019 г.Выступление воспитателя Башкайкиной Е.Н«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков...

Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...

План работы по профилактике суицидального поведения подростков

Для профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, важно четко спланировать работу всех школьных служб. Все работы должны проводиться в срок и с обязательным рассмотрением итогов и анализа п...

Удостоверение повышения квалификации «Организация работы по профилактике суицидного поведения подростков» 2021г.

laquo;Организация работы по профилактике суицидного поведения подростков» 72 часа. ООО «Международный центр ХХ1 век». Очное. С  25 марта- 30 марта 2021. Регистрационный номер №...

Сборник лучших моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике деструктивного поведения подростков

Сборник лучших моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике деструктивного поведения подростков "ЛУЧШИЕ МОДЕЛИ И ПРАКТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ"...