Комплексный мониторинг здоровьесберегающего образовательного пространства образовательных организаций Ставропольского края
статья на тему

Рябова Галина Ивановна

В статье даётся оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения. оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_monitoring_ot_13_03.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный мониторинг здоровьесберегающего образовательного пространства образовательных организаций Ставропольского края

Сивакова Н.Н.,ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО г.Ставрополь

Рябова Г.И., МБОУ СОШ № 11 г.Невинномысск

Консультант Панькова Н.В.,МБОУ СОШ № 11 г.Невинномысск

Статья опубликована в методических материалах ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (2013 год).

Процессы модернизации образования нацелены на обеспечение таких условий обучения и воспитания, которые способствовали бы сохранению и укреплению здоровья детей, их личностному развитию.

На практике процесс создания здоровьесберегающей среды, как правило, приводит к значительной трате времени учителя, неприятию педагогами важности данной задачи, отчуждению обучающихся от ценностей здоровья и, как следствие, снижению эффективности педагогической деятельности, сориентированной на здоровье и развитие личности детей.

Важнейшим показателем благополучия общества является здоровье человека как один из факторов национальной безопасности государства. За последние годы в Российской Федерации сложилась ситуация ухудшения состояния здоровья населения. Наряду с этим в системе государственного образования налажена система постоянного, динамического наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью детей и учащейся молодежи; разработана и совершенствуется система оздоровления детей с низким уровнем физического развития и физической подготовленности средствами коррекционной и оздоровительной физической культуры [4,5,6].

Проведенные в период с 1990 по 2012 гг. комплексные исследования изучаемой проблемы позволили:

- определить особенности мониторинговых исследований в сфере физической культуры и спорта, экономики, образования, здравоохранения;

- разработать технологию массовых  исследований различных возрастных групп молодого поколения, базирующуюся на принципах сохранения здоровья и укрепления его основных составляющих здоровья и укрепления его основных составляющих;

- научно обосновать подходы информационно-аналитического обеспечения регионального и общероссийского мониторинга показателей физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи;

- разработать программное обеспечение динамических исследований состояния физического развития и физической подготовленности обучающихся и их коррекции;

-  выявить  достоверные связи между данными  Федерального фонда общероссийского мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и данными Федерального фонда социально-гигиенического мониторинга, проявляющиеся в наличии корреляционных зависимостей между показателями физического развития и физической подготовленности детского контингента и заболеваемости неинфицированного характера;

- научно обосновать необходимость создания организационных управленческих структур, осуществляющих постоянное отслеживание физического развития и физической подготовленности молодого поколения России на основе технологии популяционного мониторинга[1,3]..

В предложениях к проекту концепции Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (от 05.06.2013г.), который будет апробирован в 2014 году на базе пилотных площадок Российской Федерации, обращается особое внимание на общероссийскую систему мониторинга состояния физического здоровья населения, физического здоровья детей, подростков и молодежи в современных социально-экономических условиях (раздел ІІ «Национальное физкультурно-спортивное движение, актуальность сегментации целевой аудитории, мониторинг физической подготовленности населения») [3].

Концепция модернизации российского образования рассматривает сохранение здоровья обучающихся в ходе образовательного процесса в качестве базовой ценности. Кроме этого, в статьях 19, 37, 41, 42, 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.,   стратегии социально-экономического развития  Ставропольского края до 2020 года, и краевой «Программе развития образования в Ставропольском крае на 2010-2013гг.) в качестве приоритета выделяется задача сохранения здоровья обучающихся, четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье детей.

Таким образом, возникает необходимость создания современного инструмента комплексного сопровождения обучающегося, с одной стороны, обеспечивающего его психолого-медико-педагогическую диагностику и социальную реабилитацию, с другой стороны, позволяющего оценить эффективность управленческой деятельности с позиции здоровьесбережения. Таким инструментом является комплексный мониторинг здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения [2,4].

Новизна «Комплексного мониторинга здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения» заключается в использовании современного комплексного подхода к обучению в условиях реализации ФГОС, для оценки и проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося, организации своевременной коррекционной работы специалистов, педагогов психологов. Кроме того, комплексный мониторинг используется не только как форма получения и накопления информации, а как педагогическая система, ориентированная на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Целью мониторинга является оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения.

Задачи мониторинга:

1.Создание банка данных уровня здоровья обучающихся в течение всего периода их пребывания в школе.

2.Анализ результатов исследований с целью определения направлений индивидуального комплексного развития, дальнейшей корректировки и предупреждения отклонений.

3.Осуществление контроля за реализацией индивидуальных маршрутов развития и сохранения здоровья ребенка и отслеживание динамики.

4.Сбор и накопление фактического материала о состоянии деятельности образовательного учреждения, выявление проблемных областей.

5.Оценка эффективности управленческой деятельности с позиции обеспечения комплексного подхода к организации здоровьеформирующего образовательного пространства школы.

Логика построения программы мониторинга предусматривает последовательность действий ОУ в виде управленческих циклов: от исходной информации о школьнике  к проектированию реализации основной образовательной программы  на учебный год, от неё -к практическим действиям по комплексному развитию школьника через контроль достигаемых результатов, далее - к объективной оценке достигнутого и, наконец, к формулированию заключения, выводов и корректировке дальнейшего маршрута развития обучающихся.

Субъектами образовательного процесса, участвующими в мониторинге, являются обучающиеся, педагоги, медработник, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель группы продленного дня.

Структура  мониторинга  ОУ  включает 8 блоков  

  • Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (организация ЗСД ОУ и готовность педагогов ОУ к реализации ЗСД);
  • Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре ОУ 
  • Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации ФГОС в общеобразовательном учреждении
  • Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
  • Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов ЗОЖ обучающихся
  • Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде обучающихся 
  • Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, педагогами, специалистами и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
  • Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья (комплексный мониторинг уровня здоровья школьника)

Комплексный мониторинг уровня здоровья школьника включает:

  • физическое развитие и здоровье школьника;
  • психическое развитие и психологическое здоровье ребенка,
  • социальное развитие и здоровье обучающегося.

Критериями физического развития и здоровья выступают: соматическое состояние школьника, оценка его физической подготовленности и устойчивость к заболеваниям.

Психическое развитие рассматривается по уровням сформированности речевой и когнитивной сфер, сторон учебно-трудовой деятельности.

Психологическое здоровье ребенка оценивается по уровню тревожности, степени напряженности в школе, сформированности школьной мотивации и здорового образа жизни.

Социальное развитие и здоровье представлено совокупностью социальных характеристик, имеющих в настоящий момент большую значимость для каждого учащегося, коллектива школы и всего общества, а именно: уровнем воспитанности, степенью обученности, отсутствием проявлений нарушенного поведения, оценкой благополучия социальной ситуации и уровнем сформированности социальной адаптации.

В 2011-2012 учебном году Министерством образования Ставропольского края осуществлялся комплексный мониторинг поэтапного введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях Ставропольского края. Проведён сравнительный анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений Ставропольского края и, в частности, МБОУ СОШ № 11 г.Невинномысска с критериями оценки здоровьесберегающей деятельности, разработанными Институтом возрастной физиологии РАО, который свидетельствует о том, что повышение профессиональных компетенций педагогов, в рамках Федеральной стажировочной площадки по направлению «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса», позволяет образовательным организациям выйти на новый качественный уровень образования, сохранять и укреплять здоровье школьников, формировать ценностные ориентации на здоровый и безопасный образ жизни в условиях здоровьеразвивающей среды (табл.1).

В целом, анализ комплексного мониторинга показал, что:

- в Ставропольском крае создана целостная система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

- инфраструктура образовательных учреждений Ставропольского края и, в частности,  МБОУ СОШ № 11 г.Невинномысска, в основном, соответствует условиям здоровьесбережения обучающихся и составляет 44,27 и 41 балл;  

- рациональная организация образовательного процесса соответствует требованиям и составляет в равной степени 14 баллов;

- уровень физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МБОУ СОШ № 11 г.Невинномысска выше, чем  средний показатель по краю (25 и 20,5 баллов);

- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни не вызывает особой тревоги. В МБОУ СОШ № 11 г.Невинномысска данный показатель выше, чем по краю (9 и 7,9 баллов);

- профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья  обучающихся проводится эффективно, в МБОУ СОШ № 11 г.Невинномысска показатель составляет 10 баллов, по краю - 8,4  и 9,4 балла.

Таблица 1

 

Сравнительный анализ здоровьесберегающей  инфраструктуры образовательных  учреждений Ставропольского края  и МБОУ СОШ № 11 г.Невинномысска (в баллах)

Критерии и показатели Института возрастной физиологии РАО

ОУ Ставропольского края

ОУ Ставропольского края

МБОУ СОШ

№ 11 г.Невинномысска

Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ                

 66 – отлично

45 – хорошо

25-45 –умеренное развитие

менее 25 - оснащение школы явно недостаточно

44,27

41

Рациональная организация учебного процесса

более 12 баллов - образовательный процесс в школе организован рационально

6 – 11 баллов - организация образовательного процесса не вызывает особой тревоги

менее 6 баллов - школа должна перестроить образовательный процесс в соответствии с существующими гигиеническими нормами

14,0

14

Организация физкультурно-оздоровительной  и спортивно-массовой работы

более 21 балла - физкультурно-оздоровительная работа в школе организована эффективно

13 - 20 баллов - организация физкультурно-оздоровительная работы не вызывает особой тревоги

менее 7 баллов - школа должна уделить больше внимания физкультурно-оздоровительной работе с учащимися

20,5

25

Просветительско-воспитательная работа с учащимися

 более 8 баллов - работа с учащимися по формированию ценности здоровья организована эффективно

5  -  7 баллов - организация работы по формированию ЗОЖ не вызывает особой тревоги

менее 4 баллов - школа должна уделять больше внимания работе с учащимися по формированию у них культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни

6,9

9

Просветительско-воспитательная работа с педагогами, специалистами, родителями

более 8 баллов - работа с учащимися по формированию ценности здоровья организована эффективно

5  -  7 баллов - организация работы по формированию ЗОЖ не вызывает особой тревоги

менее 4 баллов - школа должна уделять больше внимания работе с учащимися по формированию у них культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни

6,0

9

Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

более 8 баллов - организация медицинской профилактики и наблюдения за состоянием здоровья детей проводится эффективно

5  -  7 баллов - организация медицинской профилактики и наблюдения за состоянием здоровья детей не вызывает особой тревоги

менее 4 баллов - школа должна уделить больше внимания организации медицинской профилактики и наблюдению за состоянием здоровья школьников

8,4

10

Общая оценка здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ                

  120 и более – состояние здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения  отвечает всем требованиям

71-119 баллов - состояние здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения  не вызывает особой тревоги

50-70 баллов - школа должна уделить больше внимания  созданию  здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения  

менее 50 баллов - состояние здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения  не соответствует  требованиям

107,07

108

Апробация «Комплексного мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ Ставропольского края» доказала его эффективность:

  • создан единый банк данных по уровню здоровья обучающихся;
  • создан единый банк данных по оценке здоровьесберегающей деятельности ОУ Ставропольского края в условиях реализации ФГОС НОО;
  • проведена оценка эффективности управленческой деятельности ОУ с позиции организации здоровьесберегающей деятельности ОУ Ставропольского края.

Для более качественной организации работы в этом направлении необходимо создать единую электронную региональную систему мониторинга на базе МБОУ СОШ № 18 г.Ставрополя, которая позволит:

- Министерству образования и молодежной политики Ставропольского края иметь полную, достоверно информативную картину организации здоровьесберегающей деятельности в каждом общеобразовательном учреждении;

- выявлять «слабые» стороны организации работы школ в этом направлении и своевременно устранять школьные факторы риска;

- выстраивать не только индивидуальные маршруты развития школьников, но и выявить, прогнозировать и корректировать «структуру здоровья» классных коллективов;

- своевременно проводить оздоровительно-профилактические мероприятия с учащимися и педагогами, направленные на повышение качества образования и творческое долголетие педагога.

Для разработки компьютерной региональной диагностической программы оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций Ставропольского края необходимо создать рабочую группу, привлечь специалистов в области компьютерных технологий.

Практическая ценность представленного мониторинга заключается в том, что он соответствует Федеральным требованиям  к ОУ в части охраны здоровья обучающихся,  полезен в практической деятельности не только педагогам, специалистам, родителям, но и руководителям образовательных учреждений, стремящимся к эффективной организации учебно-воспитательного процесса с позиции сохранения и укрепления здоровья,  на региональном уровне отслеживать и оценивать уровень работы  школ края по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  2.  Постановление Правительства Ставропольского края от 16.12.2009 N 330-п «О краевой целевой программе «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2013 годы».
  3. Проект концепции Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (от 05.06.2013г.)
  4. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса//Под общей редакцией Т.В. Поштаревой – доктора педагогических наук, директора Института педагогического образования ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет».-Учебное пособие . – Ставрополь: БГОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. –  142c.
  5. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
  6. Федерального государственного образовательный стандарт начального общего образования.- Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"

Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства....

Здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве школы

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что  зд...

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения

Данная  статья представляет собой доклад по опыту работы в направлении формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Предполагается сопровождение текста слайдовой презентаци...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве

ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯОдной из главных задач нашего Центра несомненно является охрана жизни и здоровья учащихся. Условием решения задачи является использовани...

«Школа радости» как здоровьесберегающая модель досугово-образовательного пространства

(здоровьесберегающие принципы построения досуговой программы)...