«Особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии»
презентация к уроку на тему

Зверева Елена Александровна

Подписи к слайдам:

Семинар по теме: «Особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии»
Классификация детей с ЗПР 1 группа: ЗПР конституционального генеза (т.е. происхождения);2 группа: ЗПР соматогенного генеза;3 группа: ЗПР психогенного генеза;4 группа: ЗПР церебрально-органического генеза. 
Методы обучения и особенности их применения в коррекционных школах Методы, которые используются для сообщений новых знаний. а) метод объяснениеОсновные требования к объяснению:
- для объяснения подбирается небольшой по объёму и доступный материал;- объяснение должно быть непродолжительным;- должно закрепляться практической деятельностью учащихся;- при объяснении можно задавать вопросы учащимся, для того чтобы по ходу объяснения уточнить, как дети усваивают материал.
б) метод рассказ Основные требования к рассказу:- рассказ должен быть небольшим по объёму и содержать ограниченное количество новых сведений;- по ходу рассказа, если появляются новые термины, провести словарную работу;
- целесообразно начинать рассказ с какого-либо вопроса или занимательного факта;- излагаемые сведения следует сопровождать примерами или наглядной демонстрацией
в) метод демонстрацияОсновные требования к наглядности:- можно использовать наглядность, которая предлагается для общеобразовательных школ, но она должна быть адаптирована;- на уроке используется только та наглядность, которая отвечает целям и задачам сегодняшнего урока;
- должно быть строго дозировано количество наглядности (2-3-не более);- нельзя выставлять всю наглядность сразу, чтобы не отвлекать внимание учащихся;- необходимо выбирать доступные средства наглядности и готовить уч-ся к восприятию наглядности и её усложнению постепенно;
2. Методы, которые используются для приобретения знаний, умений и навыков:Беседа Основные требования к беседе:
- беседа используется тогда, когда у уч-ся есть определённый запас знаний;- подбирать небольшой материал, который должен быть разделён на логические части и по вопросам;- педагог не только задаёт вопросы, но и по ходу уточняет их;
- беседа должна сочетаться с наглядно-демонстративным методом;- источником беседы могут быть материалы учебника и записи на доске;- вопросы должны быть короткими, чёткими, дифференцированными, т.е. для каждой группы – свои вопросы.
3. Метод наблюдение 4. Работа с книгой 5. Дидактическая игра Основные требования к дидактической игре: - нужно чётко определять материал для игры; - для проведения игры должны быть подготовлены и дети.
6. Упражнения Основные требования к упражнениям:- упражнения должны быть дифференцированными;- должны выполняться детьми сознательно;- должны сочетаться с повторным объяснением;
- если упражнение трудное, то нужно использовать пошаговое выполнение задания;- упражнения, в том числе и домашние, должны быть систематическими;- должны быть направлены на развитие самостоятельности детей. В старших классах нужно давать детям возможность проявить самостоятельность.
Этапы работы над правилом
Подготовительная работа, повторение сведений, на которые опирается правило. Объяснение сущности правила.Обобщение по вопросамЧтение формулировки правила по учебнику и её осознание.Формирование умения объяснять написание слов, пользуясь правилом.Развитие орфографической зоркости. Развитие навыков самоконтроля на письме:
Каковы этапы работы над непроверяемыми написаниями
Знакомство со словомЗрительное восприятие графического написания слова Объяснение значения слова Орфографическая работа над словомСоставить со словом предложение и записать его в тетрадьЗапись слова в индивидуальный словарик, постановка ударения и выделение орфограмм Различные виды упражнений со словами, в которых есть непроверяемые написания
Типы уроков русского языка ( программа 7-го и 8-го вида)
1. Урок сообщения новых знаний или изучения нового материала Структурные компоненты этого типа урока:Организационный момент Гимнастика для пальцев рук Минутка каллиграфии
Проверка домашнего задания Подготовка к восприятию нового материалаИзучение новой темыЗакреплениеИтог урока Домашнее заданиеОценка
2. Комбинированные уроки3. Обобщающие уроки4. Урок дифференциации 5. Учётно-контрольные уроки 6. Урок работы над ошибками7. Урок закрепления знаний
Урок закрепления знаний
Правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Цели: Коррекционно-образовательные: а) закрепление данного орфографического правила; б) формирование умений учащихся в подборе родственных слов, в нахождении проверочных форм для орфограммы, в применении правила при выполнении письменных упражнений, формирование умения развивать навыки самоконтроля на письме, орфографической зоркости учащихся.
Коррекционно-развивающие:
а) совершенствование познавательных процессов учащихся: внимания, логического мышления, памяти при закреплении данного орфографического правила; б) расширение, уточнение, активизация словарного запаса учащихся в процессе работы над проверяемыми написаниями, в нахождении проверочных форм, подборе родственных форм; в) развитие связной письменной речи в процессе составления рассказа на заданный сюжет;
Коррекционно-воспитательные:
а) привитие познавательного отношения к родному языку; б) активизация языкового чутья, развития интереса к словотворчеству; в) воспитание самостоятельности, аккуратности учащихся при выполнении письменных упражнений; г) воспитание волевых качеств: умения сосредоточиться, сконцентрировать внимание, приложить волевое усилие для правильного выполнения задания.


Подписи к слайдам:

Семинар по теме: «Особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии»
Классификация детей с ЗПР 1 группа: ЗПР конституционального генеза (т.е. происхождения);2 группа: ЗПР соматогенного генеза;3 группа: ЗПР психогенного генеза;4 группа: ЗПР церебрально-органического генеза. 
Методы обучения и особенности их применения в коррекционных школах Методы, которые используются для сообщений новых знаний. а) метод объяснениеОсновные требования к объяснению:
- для объяснения подбирается небольшой по объёму и доступный материал;- объяснение должно быть непродолжительным;- должно закрепляться практической деятельностью учащихся;- при объяснении можно задавать вопросы учащимся, для того чтобы по ходу объяснения уточнить, как дети усваивают материал.
б) метод рассказ Основные требования к рассказу:- рассказ должен быть небольшим по объёму и содержать ограниченное количество новых сведений;- по ходу рассказа, если появляются новые термины, провести словарную работу;
- целесообразно начинать рассказ с какого-либо вопроса или занимательного факта;- излагаемые сведения следует сопровождать примерами или наглядной демонстрацией
в) метод демонстрацияОсновные требования к наглядности:- можно использовать наглядность, которая предлагается для общеобразовательных школ, но она должна быть адаптирована;- на уроке используется только та наглядность, которая отвечает целям и задачам сегодняшнего урока;
- должно быть строго дозировано количество наглядности (2-3-не более);- нельзя выставлять всю наглядность сразу, чтобы не отвлекать внимание учащихся;- необходимо выбирать доступные средства наглядности и готовить уч-ся к восприятию наглядности и её усложнению постепенно;
2. Методы, которые используются для приобретения знаний, умений и навыков:Беседа Основные требования к беседе:
- беседа используется тогда, когда у уч-ся есть определённый запас знаний;- подбирать небольшой материал, который должен быть разделён на логические части и по вопросам;- педагог не только задаёт вопросы, но и по ходу уточняет их;
- беседа должна сочетаться с наглядно-демонстративным методом;- источником беседы могут быть материалы учебника и записи на доске;- вопросы должны быть короткими, чёткими, дифференцированными, т.е. для каждой группы – свои вопросы.
3. Метод наблюдение 4. Работа с книгой 5. Дидактическая игра Основные требования к дидактической игре: - нужно чётко определять материал для игры; - для проведения игры должны быть подготовлены и дети.
6. Упражнения Основные требования к упражнениям:- упражнения должны быть дифференцированными;- должны выполняться детьми сознательно;- должны сочетаться с повторным объяснением;
- если упражнение трудное, то нужно использовать пошаговое выполнение задания;- упражнения, в том числе и домашние, должны быть систематическими;- должны быть направлены на развитие самостоятельности детей. В старших классах нужно давать детям возможность проявить самостоятельность.
Этапы работы над правилом
Подготовительная работа, повторение сведений, на которые опирается правило. Объяснение сущности правила.Обобщение по вопросамЧтение формулировки правила по учебнику и её осознание.Формирование умения объяснять написание слов, пользуясь правилом.Развитие орфографической зоркости. Развитие навыков самоконтроля на письме:
Каковы этапы работы над непроверяемыми написаниями
Знакомство со словомЗрительное восприятие графического написания слова Объяснение значения слова Орфографическая работа над словомСоставить со словом предложение и записать его в тетрадьЗапись слова в индивидуальный словарик, постановка ударения и выделение орфограмм Различные виды упражнений со словами, в которых есть непроверяемые написания
Типы уроков русского языка ( программа 7-го и 8-го вида)
1. Урок сообщения новых знаний или изучения нового материала Структурные компоненты этого типа урока:Организационный момент Гимнастика для пальцев рук Минутка каллиграфии
Проверка домашнего задания Подготовка к восприятию нового материалаИзучение новой темыЗакреплениеИтог урока Домашнее заданиеОценка
2. Комбинированные уроки3. Обобщающие уроки4. Урок дифференциации 5. Учётно-контрольные уроки 6. Урок работы над ошибками7. Урок закрепления знаний
Урок закрепления знаний
Правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Цели: Коррекционно-образовательные: а) закрепление данного орфографического правила; б) формирование умений учащихся в подборе родственных слов, в нахождении проверочных форм для орфограммы, в применении правила при выполнении письменных упражнений, формирование умения развивать навыки самоконтроля на письме, орфографической зоркости учащихся.
Коррекционно-развивающие:
а) совершенствование познавательных процессов учащихся: внимания, логического мышления, памяти при закреплении данного орфографического правила; б) расширение, уточнение, активизация словарного запаса учащихся в процессе работы над проверяемыми написаниями, в нахождении проверочных форм, подборе родственных форм; в) развитие связной письменной речи в процессе составления рассказа на заданный сюжет;
Коррекционно-воспитательные:
а) привитие познавательного отношения к родному языку; б) активизация языкового чутья, развития интереса к словотворчеству; в) воспитание самостоятельности, аккуратности учащихся при выполнении письменных упражнений; г) воспитание волевых качеств: умения сосредоточиться, сконцентрировать внимание, приложить волевое усилие для правильного выполнения задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармония внутри семьи, или воспитание детей с отклонениями в развитии.

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни.  Это стресс для семьи. Переживание длительного стресса приводит к повышенной...

Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида

Текст «Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида» предназначен для родителей будущих первоклассников. Здесь описана специфика учебно-воспитательной работы  в школе для детей с тяжёлы...

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.

В статье уделяется внимание вопросу о роли семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья,  о принципах семейного воспитания, о сотрудничестве детей и родителей. Затрагивается во...

Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии

Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных фу...

Особенности обучения арифметическим действиям детей с задержкой психического развития

В данной стать описанны особенности деления любых натуральных чилел....

Особенности обучения английскому языку детей с задержкой психического развития

Особенности обучения английскому языку детей с задержкой психического развития...

Памятка " О воспитании детей с отклонениями в развитии"

О воспитании детей с отклонениями в развитии...