Гармония внутри семьи, или воспитание детей с отклонениями в развитии.
статья по психологии по теме

Маркина Галина Викторовна

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни.  Это стресс для семьи. Переживание длительного стресса приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению отношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на состоянии ребёнка.

Для здорового психического развития детям необходимо ощущение уверенности и надежности. Это чувство появляется у ребёнка, тогда, когда он ощущает и видит тёплые отношения между отцом и матерью, сам чувствует их любовь, ощущает близость, понимает, что он желанен в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гармония внутри семьи,

или воспитание детей с отклонениями в развитии.

«Все мы родом из детства, всё – и хорошее,

 и плохое – человек получает в семье.»

Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье выступает как персональная микросреда развития личности. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье.

Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия  - как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальных особенностей каждого члена семьи.

Конвенция ООН о правах ребёнка гласит: ребёнок с инвалидностью (интеллектуальной или физической) должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Однако реальные условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья не только не облегчают их существование, но и создают всяческие трудности в их и без того нелегкой судьбе.

Для здорового психического развития детям необходимо ощущение уверенности, надежности. Это чувство появляется у ребёнка, тогда, когда он ощущает и видит его у матери. Тёплые отношения между отцом и матерью выполняют с этой точки зрения важную функцию. Ребёнок во всех действиях матери и отца должен чувствовать их любовь, ощущать близость, понимать, что он желанен родителям.

За последние десять лет количество детей-инвалидов в России увеличилось в два раза. И не потому, что жизнь стала в два раза хуже, просто раньше не вели полную статистику.

Как установили сингапурские учёные, у детей с которыми играли, просто занимались совместно мать и отец, проблем с психикой возникало, в два раза меньше, чем у детей, которых воспитывали кто-то один из родителей.

Детей страдающих депрессией, тревожностью в два раза меньше в полных семьях.

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни. По международной классификации рождения аномального ребёнка – это стресс для семьи, занимающего второе место после смерти близкого человека. Чем старше становится ребёнок, тем дольше длится психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторых родителей, проявляются нарушения как физические, так и психического здоровья. Переживание длительного стресса приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению отношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на состоянии ребёнка. В таких обстоятельствах чаще всего формируются неправильные подходы к воспитанию ребёнка, что утяжеляет его состояние и приводит к формированию вторичных невротических расстройств.

Родители ребёнка с отклонениями в развитии испытывают множество трудностей различного характера и нуждаются в целенаправленной и систематической помощи специалистов.

Становление позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребёнка с отклонениями в развитии, влечёт за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях.

При работе с семьёй ребёнка, имеющего отклонения в развитии, можно выделить личностные установки, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребёнком и с окружающим миром. Это неприятие личности больного ребёнка, страх ответственности, отказ от понимания существования проблем в развитии ребёнка, рассмотрение рождения больного ребёнка как наказания за что-либо, нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормальных правил поведения, личностные проблемы, в которые оказывается, погружен родитель больного ребёнка.

В связи с этим, мы предлагаем практическое занятие  с родителями имеющих больных детей.

Я обязан… дать ребёнку все солнце, весь воздух,

всю доброжелательность, какая ему положена

независимо от заслуг или вин,  достоинств или пороков.

Януш Корчак

Занятие (тренинг)

Время проведения: 2 часа.

Участники: родители больных детей – 12 человек.

Цели:

  1. ознакомление участников с задачами групповых занятий;
  2. установление атмосферы доброжелательности между членами группы;
  3. обучение технике мышечной релаксации под музыкальное сопровождение;

  1. Разминка

Приветствие:

Участники группы входят в зал для проведения занятий. Звучит музыкальное сопровождение.

Игра «Знакомство» (в кругу) 10 мин

У психолога мягкая игрушка, она передается по кругу и каждый, кто получил её, называет своё имя с повторением предыдущих участников и чем любит заниматься (хобби). Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы и их увлечения.

Например: «Меня зовут Елена, я люблю принимать гостей; моё имя Ирина, я развожу цветы – Елена – любит принимать гостей…

  1. Основная часть:

Беседа «Мама, папа, я – дружная семья» 30 мин

Проводится с участниками группы беседа о проблемах, возникающая в семьях, воспитывающая ребёнка с отклонениями в развитии, начиная с общих трудностей. Среди проблем могут быть названы:

  1. -   отношение родителей к больному ребёнку;
  2. - развод как фактор, усугубляющий психологическое состояние ребёнка и внутрисемейную атмосферу;
  3. - отвержение больного ребёнка кем-то из родителей.

Тематический опросник:  «Семейная социограмма» 10 мин

  1. Моя семья до рождения больного ребёнка:

Какой была я?

Каким был муж?

Какими были наши отношения?

  1. Моя семья после рождения больного ребёнка:

Какой стала я?

Каким стал мой муж?

Как изменились наши отношения?

  1. Моя семья в настоящее время:

Какая я теперь?

Как изменился мой муж?

Какими стали наши отношения?

Заполненные опросники обсуждаются

Участники группы знакомятся с целями и задачами занятия и проводят обсуждение в качестве главного направления работы: «Гармонизация внутрисемейных отношений».

3. Арттерапия - 20 мин

Рисование на тему  «Я рисую свое настроение».

А сейчас мы будем выражать свои проблемы с помощью рисунков на бумаге.

Основное условие и пожелание: будьте искренни, не бойтесь того, что вы не владеете техникой рисования, рисуйте, так как хочется, как умеете. Главное – выразить на бумаге то, что вы в данный момент чувствуете!

Все необходимое перед вами, начали …

Обсуждение рисунков происходит таким образом, чтобы автор чувствовать поддержку и эмпатию от всех участников группы. Важно помочь участникам освободиться от негативных личностных переживаний с помощью проективного рисунка.

  1. Музыкальная релаксация – 30 мин

Тема «Ласковые волны». Музыкальное сопровождение - Райский сад - «Утренний восход солнца» (магические звуки природы).

Психолог: Вы и море. На березу вы погружаетесь в морскую прохладу. Запах моря во всём: в солоноватом привкусе питьевой воды бьющей из маленького фонтанчика, в лёгком ветерке, доносящемся с моря, в выброшенных на берег ракушках и камешках, причудливо расположившихся на мелком жёлтом песке. Запах моря — в водорослях, извлеченных голубой волной на золотой берег кажется, что он даже в солнце, которое здесь светит по особенному, по-морскому.

Морские волны едва касаются ваших ног. Они шаловливо убегают назад, маня вас причудливыми гребешками пены. Песок мягкий, тёплый, сыпучий. Он обволакивает вас, ваше тело, и песчинки — мельчайшие дары моря — остаются на вашей коже.

Происходит чудо из чудес: воздух, песок и морская вода укутывают вас во что-то тёплое, нежное, мягкое. Всё, что тревожило вас там, в большом городе, уходит прочь, уносится вдаль с морским ветерком. Вы забываете обо всём, вы всецело поддаетесь этому чуду и позволяете себя ласкать, нежить, любить. Вы сами начинаете себя так сильно любить, как никогда прежде. Вы достойны любви, потому что прекрасны! Все кругом прекрасно! Нет проблем. Они ушли (в песок)... Вы счастливы!

Повторяйте за мной: Я счастлива!   Я счастлива! Я счастлива!

5. Ритуал прощания – 20 мин

На данном этапе подытоживается то, о чем говорили, какие выводы сделали. Психолог благодарит всех участников группы за совместную работу и раздает памятки для родителей.


Памятка для родителей


Совет первый: постарайтесь преодолеть страх и отчаяние.

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается вами как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребёнка не такого, как у всех, стал причиной сильного стресса, который Вы испытываете, в первую очередь как его РОДИТЕЛИ. Не корите и не вините себя.

Вам очень трудно сейчас. Вы столько времени ждали долгожданного часа, когда родится ваш малыш. Вы надеялись вместе с ним строить его и вашу жизнь. А теперь вы полагаете, что все рухнуло. Жизнь кажется вам наполненной тоской и болью, которая не проходит.

          Не отчаивайтесь! Не всё так безнадёжно! Возьмите себя в руки! Вашему малышу, каким бы он ни был, нужна помощь, и эта помощь должна прийти именно от вас. Вы ему нужны мужественными, сильными, а неслабыми и беспомощными.

          Наберитесь терпения и помогите ему и... себе. Преодолейте страх и отчаяние.

        Помните, что не отчаяние и неверие в свои возможности, а любовь к ребёнку и терпеливая постоянная работа с ним (именно так можно назвать повседневное выполнение заданий с ребёнком) позволят Вам добиться наибольших успехов.

       Успокойтесь и постарайтесь следовать нашим рекомендациям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Министерства образования Р.Ф. "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ" б

В данном письме даются разъяснения об организации смешанных групп (нормально развивающиеся дети+ дети с отклонениями в развитии) в детском саду, их комплектование и наполняемость, даются рекомендации ...

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.

В статье уделяется внимание вопросу о роли семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья,  о принципах семейного воспитания, о сотрудничестве детей и родителей. Затрагивается во...

"Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобр...

Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии

Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных фу...

Памятка " О воспитании детей с отклонениями в развитии"

О воспитании детей с отклонениями в развитии...