Ключевые компетенции, как основа устойчивого конкурентного преимущества образовательной организации
статья на тему

Безуглова Инна Георговна

Данная статья  рассматривает факторы конкурентного преимущества образовательной организации. Выявляет признаки ключевых компетенций как объекта управления, рассматривает пять этапов формирования и развития ключевых компетенций образовательной организации и помогает решать задачи управления ключевыми компетенциями на каждом выделяемом этапе: «инвентаризации», «поиска», «разработки», «углубления» и «сохранения» ключевых компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyuchevye_kompetentsii_statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ключевые компетенции, как основа устойчивого

конкурентного преимущества образовательной организации

                                                                                                           Безуглова И.Г.,

  методист Информационно-методического

центра Петроградского района

 Санкт-Петербурга

Информационно - технологическая революция последней четверти XX века значительно усложнила условия конкуренции, явилась мощным импульсом трансформации экономической сферы общества. В настоящее время  проблемы влияния процессов глобализации, создания основ информационного общества на конкурентоспособность предприятий и организаций стоят особенно остро.

Главным ресурсом стратегического развития образовательной организации  в условиях «новой экономики» («экономики знаний») становятся не внешние статичные, природные и социальные благоприятствующие развитию факторы, являющиеся традиционными, а интеллектуальный капитал, креативный потенциал персонала, уникальные организационные знания, инновации на всех стадиях образовательного процесса. В этой связи, уточнено определение устойчивого конкурентного преимущества организации как постоянное (за счет динамики функциональных свойств) превосходство над конкурентами по ряду следующих признаков продукции: потребительская ценность, уникальность, новизна.

Анализ эволюции теоретических подходов к источникам и критериям устойчивого конкурентного преимущества (М. Портера, Х. Итами, А.М. Бранденбургера , Б. Дж. Нейлбаффа, Дж. Ф. Мура, Т. Питерса и Р. Уотермена, И. Ансоффа и других) показал, что наиболее эффективная в современных условиях концепция - это концепция ключевых компетенций, предложенная К.К.   Прахаладом и Г. Хамелом, так как данная концепция является основой «интеллектуального лидерства» организации в отрасли, опережающего создания, удержания и развития специфических, трудно имитируемых конкурентами источников устойчивых конкурентных преимуществ образовательной организации в современных условиях - ключевых компетенций. Факторы конкурентного преимущества предлагается разделять по критерию устойчивости конкурентного преимущества:

- факторы, обеспечивающие устойчивые конкурентные преимущества -

это управляемые, трудно имитируемые конкурентами параметры внутренней среды организации, развитие которых обеспечивает следующие признаки продукции: потребительская ценность, уникальность, новизна;

- факторы временного конкурентного преимущества - это легко имитируемые конкурентами, либо «случайные» благоприятные для развития организации параметры внешней среды.

Представленные факторы имеют сущностные различия и определенные

взаимосвязи. Преобразование факторов временного конкурентного преимущества в неотъемлемые элементы долговременного стратегического успеха организации  происходит на основе сложного взаимодействия факторов, обеспечивающих устойчивые конкурентные преимущества (ключевых компетенций).

Гари Хамел и К.К. Прахалад выделяют следующие признаки ключевых компетенций:

- Ценность для потребителя. Ключевая компетенция должна вносить наибольший вклад в воспринимаемую потребителем ценность, повышать значимость продукта в восприятии потребителя. То, что ключевая компетенция должна вносить существенный вклад в потребительскую ценность, не означает, что клиент способен понять сущность ключевой компетенции. Покупатели воспринимают сами преимущества, удобства, выгоды, а не технические и организационные аспекты, которые их создают. Производственные компетенции, которые приводят к ощутимому снижению издержек, можно также считать ключевыми, даже если покупатель получает мало или вообще никаких ценовых выгод от них.

- Дифференциация конкурентов. Чтобы обладать качествами ключевой компетенции, навыки и умения должны быть уникальными. Это не означает, что они должны принадлежать только одной компании. В этой связи, не следует называть ключевым любой навык, распространенный во всей отрасли, если уровень этого навыка в отдельной компании не превосходит среднеотраслевой. У любого предприятия имеется ряд навыков и способностей, необходимых для вхождения в отрасль, но не создающих значительную конкурентную дифференциацию компаний. Конкретная компетенция, уже присутствуя во всей отрасли, может быть недостаточно развитой. Такую компетенцию можно расценивать как потенциально ключевую, если имеются возможности для ее развития.

- Кругозор. Ключевые компетенции обеспечивают переход к будущим рынкам, обеспечивают компании возможность проникнуть на рынок и успешно конкурировать на нескольких рынках. Ключевые компетенции требуют абстрагирования от внешних параметров традиционного продукта и формирования концепции нового продукта.

Необходим более широкий подход к определению "ключевых компетенций" образовательной организации как объекта управления и основы устойчивого конкурентного преимущества. Необходимо выделить следующие признаки ключевых компетенций (таблица 1).

Ключевые компетенции можно определять как не имитируемые конкурентами параметры внутренней среды, базирующиеся на основе эффективного взаимодействия элементов человеческого и организационного капитала, преобразующие факторы временного конкурентного преимущества и обеспечивающие рост рыночного капитала на основе формировании устойчивых конкурентных преимуществ предприятия.

Таблица 1

Признаки ключевых компетенций как объекта управления

Выделяемые признаки

Ключевые компетенции как объект управления

Носители ключевых компетенций

Персонал, обладающий соответствующими знаниями, умениями, навыками и мотивациями

Необходимая инфраструктура развития ключевых компетенций

Взаимосвязь человеческого и организационного (структурного) капитала: особых навыков, умений персонала и инновационных технологий, коммуникационных и информационных систем предприятия, корпоративной культуры и других элементов

Критерии развития ключевых компетенций образовательной организации

Рост потребительского (рыночного) капитала, удовлетворенность и лояльность потребителей образовательных услуг, инвестиционная привлекательность образовательной организации

«Система ключевых компетенций»  организации представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения устойчивого конкурентного преимущества организации направлений его стратегии по видам, уровням и критериям развития ключевых компетенций.

Внутренняя составляющая - это знания, навыки, способности, технологии и другие элементы человеческого и организационного капитала, образующие во взаимодействии основные виды ключевых компетенций организации.

Внешняя составляющая - это элементы рыночного капитала предприятия, это «внешнее» проявление ключевых компетенций (потребительская ценность, уникальность, новизна образовательных программ, высокие результаты рейтингов систем оценки качества.

Для определения элементов внутренней составляющей «системы ключевых компетенций» выделим виды ключевых компетенций образовательной организации:

- по функциональным областям,

- по связи с конкретными носителями ключевых компетенций.

Выделяют также виды ключевых компетенций организации по уровням:

         -динамичные (более других подверженные изменениям, не связанные с конкретными носителями, делятся по функциональным областям);

         - базовые (обеспечивающие условия функционирования и изменения динамичных ключевых компетенций, наиболее ценные, трудно имитируемые для конкурентов, делятся на системные и личностные).

«Система ключевых компетенций» состоит из пяти направлений: в рамках внешней составляющей - потребительское (рыночное), финансовое направление, внутренней составляющей - направление динамических ключевых компетенций, базовых ключевых компетенций и направление «интеллектуального лидерства». Необходимо выделить направление «интеллектуального лидерства», которое относится к внутренней составляющей и является своего рода «импульсом» изменения параметров элементов «системы ключевых компетенций» предприятия.

Можно выделить пять этапов формирования и развития ключевых компетенций образовательной организации и решать задачи управления ключевыми компетенциями на каждом выделяемом этапе: «инвентаризации», «поиска», «разработки», «углубления» и «сохранения» ключевых компетенций.

На первом этапе («инвентаризация») производится выявление факторов, на которых основывается конкурентная стратегия образовательной организации, определяются «используемые» источники конкурентных преимуществ. Результатом данного этапа является создание «описи» ключевых компетенций компании. Получение фактического состояния «системы ключевых компетенций». При выполнении данной задачи могут быть допущены следующие ошибки:

- попытка возложить выполнение данной задачи на технические службы;

- ошибочное понимание активов и инфраструктуры как ключевых компетенций;

- сосредоточенное лишь на конечном результате обучения представление о возможностях образовательной организации;

- недостаточное использование и понимание критерия «воспринимаемой потребителем ценности» при составлении списка компетенций.

На данном этапе необходимо контрольное сравнение ключевых компетенций образовательной организации с ключевыми компетенциями других образовательных организаций. Цель определения ключевых компетенций - сформировать всестороннее понимание умений и навыков, которые в настоящее время обеспечивают стратегический успех организации, перейти к поиску новых возможностей и создать основу для активного управления самыми ценными ресурсам. «Поиск» ключевых компетенций образовательной организации  связан с определением новых педагогических  возможностей, расширением целевого рынка, с поиском инновационных образовательных и управленческих технологий, поиском и развитием персонала, обладающего уникальными навыками, способностями и опытом. На следующем этапе («разработки») происходит формализация целей стратегии развития образовательной организации на основе ключевых компетенций по направлениям внешней и внутренней составляющей «системы ключевых компетенций», их перевод в форму показателей достижения поставленных стратегических целей развития организациит на основе ключевых компетенций («ключевых показателей»), детализация стратегических целей и показателей до уровня операционной деятельности. Этап «углубления» ключевых компетенций включает в себя выделение взаимосвязей между целями и показателями по направлениям «системы ключевых компетенций» организации, инициирование процессов обратной связи со стратегией развития ключевых компетенций организации, контроль за реализацией стратегических целей, построение гипотез стратегического развития организации я на основе моделирования состояния системы «ключевых компетенций организации.

«Сохранение» ключевых компетенций осуществляется на основе установки барьеров, защищающих от имитирования конкурентами уникальных параметров внутренней среды образовательной организации, что является наиболее важным этап функционирования данной методики. На каждом этапе после этапа «инвентаризации» ключевых компетенций применяются методы управления, которые более всего различаются по специфики каждого вида ключевых компетенций (базовых и динамичны) организации, более всего зависят от природы их возникновения.

Предлагаемые теоретические и методические основы внедрения концепции ключевых компетенций в систему стратегического управления образовательной организацией позволят повысить конкурентоспособность, занять лидирующие позиции в отрасли, обеспечиваемые ролью «интеллектуального лидера», сильнейшего инноватора, адаптировать образовательную организацию к новым экономическим условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение ИКТ в образовательном процессе"

Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного ...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Проект "Моделирование как средство формирования ключевых компетенций на основе деятельностного подхода".

В проекте представлена теоретическая часть, включающая в себя сведения о целях и задачах метода моделирования в учебном процессе, классификации видов моделирования, свойствах и этапах создания модели....

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Данная презентация поможет выявить ключевые компетенции образовательной организации, подскажет пути их формирования и развития и способы использования, что.поможет руководителям. административному и п...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего об.ppt

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся  – основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего ...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...