Доклад к педсовету"Роль ученического самоуправления в организации социально – значимой деятельности образовательного учреждения"
статья ( класс) на тему

Жбанова Елена Вениаминовна

Социально-значимая деятельность образовательной организации  - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде. Другими словами, это – деятельность «на радость и пользу окружающих людей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchenicheskoe_samoupravlenie_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кочуновская ООШ

Доклад к педсовету

«Роль ученического самоуправления в организации социально – значимой деятельности образовательного учреждения»

Подготовила: Жбанова Е.В.

Зам. директора поВР

                                                          с.Кочуново,2016.

Социально-значимая деятельность образовательной организации  - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде. Другими словами, это – деятельность «на радость и пользу окружающих людей»

Эта деятельность осуществляется в каких-либо следующих областях:

образовании,  науке, культуре,  сохранении исторического наследия, защите среды и т.д.

Виды деятельности:

посадка цветов,  кустов и деревьев;

помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы и другие;

благоустройство и обустройство дворов, участков, улиц;

помощь животным;

благотворительные концерты и театральные выступления;

экологические акции, уборка мусора и загрязнений;

пропаганда здорового образа жизни

участие в волонтерских движениях

интервьюирование ветеранов войны и труда, почетных граждан села, интересных людей,

организация поисковых отрядов,

проведение социологических опросов,

сбор материала для пополнения фондов школьного музея,

выступление агитбригад,

создание школьных, классных сайтов, фильмов о селе,

патриотическая акция "Десять добрых дел", «Открытка ветерану» по оказанию адресной социальной помощи ветеранам и инвалидам ВОВ, проектно – исследовательская деятельность.

Перечисленные выше виды деятельности – это определенный социальный опыт, в процессе которого обучающиеся выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками и социальными компетенциями.

            В системе воспитательной деятельности МБОУ Кочуновской ООШ  такие задачи, как формирование социально активной личности, умеющей строить отношения в коллективе,  позволяет решать ученическое самоуправление.

            Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для  многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

            Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь, по словам В.М. Коротова, «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека» Согласно исследованиям Н.И.Приходько, в ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

— анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

— предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

— оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

— анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

— аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

— объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

— определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

— устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

«Если школьник пассивен, бездеятелен, от его управленческих знаний и умений, информированности мало. Высокая управленческая культура школьника невозможна без высокой общественно-политической активности и гражданской социальной зрелости».

        Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как: прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы, формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

В нашей школе система самоуправления имеет 3 уровня:

  • Ученическое самоуправление класса,
  • ДОО «Городок Детства», состоящий из учащихся 3-7 классов,  
  • Ученическое самоуправление школы, состоящий из учащихся 5-9 классов.

                     В состав ученического самоуправления входит педагог – координатор (в данном случае им являюсь я) для оказания методической, организационной и психологической помощи обучающимся, организации взаимодействия с органами ученического самоуправления других учебных заведений, общественными организациями муниципального образования. На каждом уровне ученического самоуправления есть председатель, который координирует работу секторов: Вожатых, Старост, Досуга, Пресс - центра, Совета обучающихся. В каждый сектор входят по 4-5 человек. Каждый сектор отвечает за определенную сферу деятельности.

Деятельность органов ученического самоуправления  регламентируется Положениями: Об ученическом самоуправлении обучающихся МБОУ Кочуновской ООШ, О совете обучающихся.

Главным органом нашего школьного ученического самоуправления является Совет обучающихся.  Состав Совета обучающихся  формируется из числа учащихся 7-9 классов путем прямых выборов на общих собраниях классных коллективов. Общее руководство Советом обучающихся осуществляет председатель, избираемый Советом из числа членов Совета – представителей учащихся 7-9 классов. Заседания ученического Совета обучающихся проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Заседания и решения Совета обучающихся оформляются протоколами. Совет обучающихся участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся. Ни одно школьное дело не обходится  без  участия членов Совета. При участии и по инициативе Совета обучающихся организуются и проводятся:

  • Новогодние праздники.
  • Дискотеки «День Святого Валентина», «День борьбы со СПИДом»;
  • «Последний звонок», « День матери», «День пожилого человека», Встречи с ветеранами, Митинги, посвященные 9 мая.
  • Конкурсы, экологические уроки и т.д.
  • Трудовые десанты.
  • Дежурство по школе.
  • Учениченское самоуправление работает в тесной взаимосвязи с педагогами школы,  со школьным ДОО «Городок детства», с сельскими домами культуры, с библиотекой.

          Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что система самоуправления  нашей школы  играет огромную роль в обеспечении личностного развития учащихся,  их готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной мобильности на основе непрерывного образования, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям и принятию ответственности за их результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»

Презентация на тему:  «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»...

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности в образовательном учреждении в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания и празднования юбилея города

В статье представлены возможные виды   социально-значимой деятельности и примеры социальных проектов гражданско-патриотической направленности....

Организация социально-значимой деятельности обучающихся, как средство самореализации личности.

В настоящее время  в системе образования происходят изменения, регламентированные требованиями современного общества. Главным  среди них является:  умение делать осознанный выбор ...

Эссе о роли и месте социального педагога в социально-педагогической деятельности образовательного учреждения

А кто такой "социальный педагог"? Как этому научить?? А что он делает в школе? Эти вопросы я слышу регулярно.. от родителей и даже от некоторых коллег.. Хотя при возникновении каких-либо поведенческих...

Презентация "Роль ученического самоуправления в социально - значимой деятельности образовательного учреждения".

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов....

Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов».

Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов» поможет классным руководите...