Методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся в условиях ФГОС.
презентация к уроку ( класс) на тему

Ильина Римма Алексеевна

Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах,  где каждый обучающийся субъект  познания нового. Под таким лозунгои прошло заседание педагогического совета ( по ФГОС)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, где каждый обучающийся субъект познания нового.

Слайд 2

Методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся в условиях ФГОС Семинар -педсовет

Слайд 3

способ деятельности, направленной на достижение определенной цели. способы организации процесса обучения, предъявления образовательного содержания и управления познавательной деятельностью обучающихся;

Слайд 4

Применение активных методов обучения на уроках. Метод (от греч. путь к чему-либо)

Слайд 5

Методическая разминка 1. Как учить разных учеников? 2.Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети? 3. Как оценивать разных детей: - по способностям, - по старанию, - по другому (какому?) принципу 4. Какой метод мы сейчас применили?

Слайд 6

Правила общения в группе: - Говорить кратко. - Говорить конкретно. - Слушать внимательно. - Запрашивать дополнительную информацию. - Не объяснять своего поведения. - Избегать оценочных суждений в отношении участников группы.

Слайд 7

Мозговой штурм Почему девиз штата Калифорнии – «Эврика!»

Слайд 8

Мозговой штурм

Слайд 9

Метод «Ульи» Цель этого метода: Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы в группах. 1) Какие методы обучения мы знаем ? 2) Какие недостающие знания и умения я могу здесь получить?

Слайд 10

Метод образного видения Закройте глаза, послушайте музыку и нарисуйте образы, которые возникают, когда вы слышите звучание волынки.

Слайд 11

Метод придумывания Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий . Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.

Слайд 12

Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну . Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.

Слайд 13

Метод эмпатии (вживания) Учащиеся «вселяются» в любые объекты .

Слайд 14

Метод эвристического исследования позволяет исследовать объект: букву, звук, слово, цифру , сказку, поговорку, стихотворение, лист дерева, одежда, небо и т.д., собирается информация по данному объекту, просматриваются все версии, выслушиваются различные гипотезы и делаются выводы.

Слайд 15

Алгоритм Цели исследования - план работы - факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы.

Слайд 16

Объект для исследования - линейка Придумайте как можно больше способов применения данного предмета. Они должны быть оригинальными, необычными и вместе с тем осуществимыми (нелепица отвергается). Способы применения линейки: подпорка для цветка, почесать спину, использовать как барабанную палочку, закладка в книгу, альбом, вместо ножниц, чтобы ровно оторвать лист бумаги и другие.

Слайд 17

Примеры эвристического исследования на уроках русского языка 1. Найдите два русских слова, которые различались бы в написании, но не различались бы в произношении. Придумайте несколько примеров для каждого языка, которые вы знаете. 2. Поясните, как были образованы слова: "каша", "винегрет", "окрошка" – в значении "путаница", "мешанина"; "страшно", "жутко", "ужасно" – в значении "очень"; "река", "потоки" (слез) – в значении "очень много". 3 . Определите по какой модели образованы приведенные ниже авторские неологизмы: "я огончарован " (Пушкин); " толкастика " (Чехов); "громокипящий" (Тютчев); " тарел " (Вознесенский); " русал " (Нагибин); "головотяп" (Салтыков-Щедрин); "нимф" (Ильф и Петров).

Слайд 18

Примеры эвристического исследования на уроках алгебры и геометрии в старших классах при изучении темы "Производная" 1.Составьте задачу для самостоятельной работы на следующем уроке. 2. Выполните задание из учебника с графическим комментированием. 3. Проведите историко – математическое исследование производной.

Слайд 19

Николай Петрович Богданов-Бельский , 1895 год «Устный счет.»

Слайд 20

1. Какие чувства вызывает картина? 2. Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему? 3. Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине? 4) Согласны ли вы с высказываниями великих? ( Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний ; Учение - искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен )

Слайд 21

Прием обучения или методический прием (англ. teaching techniques ) структурный элемент метода обучения. Применение конкретного метода обучения на практике заключается в его композиции из отдельных приемов обучения с учетом специфики целевой аудитории и контекста обучения



Предварительный просмотр:

Методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся в условиях ФГОС.

Повестка дня.

1.Применение активных методов  обучения.

2. Приемы  обучения на уроках.

А) Эффективность использования игровых приемов при изучении математики младшими школьниками.

Б) Привитие интереса к изучению географии посредством разнообразных форм работы с картой.

2. Итоги 2 четверти и 1 полугодия

  1. Применение активных методов обучения на уроках.

На слайде написать определение:

способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.

способы организации процесса обучения, предъявления образовательного контента и управления познавательной деятельностью обучающихся;

паттерны деятельности учителя, которые релевантны, воспроизводимы и применимы в обучении различным предметам / дисциплинам

Метод (от греч. путь к чему-либо) –Методы обучения (англ. teaching methods) – это

Методическая разминка: Игра “В школе животных”.

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, обозначенной в притче.

- Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

- Как учить разных учеников?

- Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

- Как оценивать разных детей:

- по способностям,

- по старанию,

- по другому (какому?) принципу?

Инструкция для работы в группе:

Сформулируйте советы ученикам, желающим достичь успехов в учёбе.

- Должны участвовать все члены группы.

- Приготовить 3-минутную рекламу разработанному ими проекту

Предполагается использование следующих методических идей:

- применение игровых заданий;

- использование активных форм обучения;

- организация группового взаимодействия учащихся;

- повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.

Правила общения в группе:

- Говорить кратко.

- Говорить конкретно.

- Слушать внимательно.

- Запрашивать дополнительную информацию.

- Не объяснять своего поведения.

- Избегать оценочных суждений в отношении участников группы.

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. Невозможно на одном педсовете рассказать обо всех методах и приемах. Я хочу вам показать некоторые методы, которые вы сможете применять на своих уроках по любой теме.

   Здесь главное для учителя - заинтересовать ученика к изучению данной темы и о возможности применения знаний по данной теме на других уроках. 

На этой фазе можно применить АМО – «Ульи».

Цель этого метода: Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы в группах.

Каждой группе я предлагаю два вопроса:

1) Какие методы обучения мы знаем? 2) Какие недостающие знания и умения я могу здесь получить? (Идёт обсуждение в группах). Выступление групп.

При отборе  методов учитель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

 У вас на столах  - листы «В методическую копилку»

1. Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.

2. Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.

Метод исследования.

Выбирается объект исследования природный, культурный, словесный или иной (сказка, поговорка, лист дерева, одежда, небо или другое). Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект. Цели исследования - план работы - факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы. Подобная алгоритмизация нисколько не умаляет их творчества. Напротив, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ребенок неизбежно получает свой собственный образовательный продукт. Педагог помогает детям увеличивать объем и качество такого результата. Достигается это путем систематического повторения алгоритмических этапов исследования. Например, объектом для исследования выберем линейку. Ребятам предлагается следующее задание: придумайте как можно больше способов применения данного предмета. Они должны быть оригинальными, необычными и вместе с тем осуществимыми (нелепица отвергается). Способы применения линейки: подпорка для цветка, почесать спину, использовать как барабанную палочку, закладка в книгу, альбом, вместо ножниц, чтобы ровно оторвать лист бумаги и другие.

 «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». Это картина русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского была написана в 1895 году, а сейчас висит в Третьяковской галерее.

На картине изображена сельская школа XIX века во время урока арифметики. У фигуры учителя есть реальный прототип — Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета. Сельские школьники решают очень интересный пример. Видно, что он дается им непросто. На картине над задачей думают 11 учеников, но похоже, что только один мальчик догадался, как решать этот пример в уме, и тихо говорит свой ответ на ухо педагогу.

Решение примера на доске

Существует несколько способов решения выражения, написанного на доске на картине Богданова-Бельского (четыре ). Если в школе вы учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего задача на доске не вызовет у вас особого труда. Это выражение равно: (100+121+144+169+196) разделить на 365, что в итоге равно 730 разделить на 365, то есть «2». Для того, чтобы решить это выражение существует несколько способов. Если вы в школе учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего она не вызовет у вас особого труда. Еще один способ предполагает использовать упрощение числителя дроби, основанное на использовании формул квадрата суммы и квадрата разности. Если вы в школе не учили значения квадратов чисел до 20, то вам может пригодиться простой способ, основанный на применении опорного числа. Этот способ позволяет просто и быстро перемножать два любых числа, меньшие 20. Для решения знаменитой задачи Рачинского можно также использовать и дополнительные знания о закономерностях суммы квадратов. Речь идет именно о тех суммах, которые называются последовательностями Рачинского. Так математически можно доказать, что следующие суммы квадратов равны: n+ (n+1)= (n+2)2

  • 32+42 = 52 (обе суммы равняются 25)
  • 102+112+122 = 132+142 (сумма равняется 365)
  • вторую последовательность Рачинского, а именно:
  • 102+112+122+132+142 = 365 + 365
  • 2) Предлагается репродукция картины “Устный счёт” Н. Богданова – Бельского. Какие чувства вызывает картина?
  • - Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему?
  • - Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине?
  • 3) Какую методическую проблему Вы хотели бы обсудить во время следующего семинара?
  • 4) Согласны ли вы с высказываниями великих? (Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний;
  • Учение - искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен)

Форма передачи информации ученикам различная –передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры (кино- и фотохроники), изучение информации по данной теме  в СМИ и глобальной сети Интернет. Более интересная, на мой взгляд, форма передачи информации для учеников - это проблемно-поисковая форма, т.е.  самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта.

Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное. 

А что такое прием?

Прием обучения или методический прием (англ. teaching techniques) – структурный элемент метода обучения.

Применение конкретного метода обучения на практике заключается в его композиции из отдельных приемов обучения с учетом специфики целевой аудитории и контекста обучения

А)  Эффективность использования игровых приемов при изучении математики младшими школьниками.(Селимова С.Р.)

Существует очень много приемов, у вас на столах лежат листы с разными приемами. Чаще мы пользуемся игровыми приемами.

Б) Привитие интереса к изучению географии посредством разнообразных форм работы с картой (Чунаева В.В.)

Карта  на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо заниматься на каждом уроке

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?”(музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

 «Что ты делаешь?»- с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.

В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм».

Каждый человек в жизни руководствуется своими принципами, каждого манят свои огни-маяки. Но, пожалуй, нет сферы, в которой эти цели так прозрачны и так труднодостижимы, как в педагогике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и организация образовательной деятельности обучающихся в условиях перехода на новое содержание технологического образования.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы...

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС.

Вместо сухого и монотонного изложения материала, можно применять живое и  активное общение. Творческий подход повышает интерес у обучающихся, а значит и результативность урока....

Г.В. Мокина. Методы и приемы в образовательной деятельности в свете требований ФГОС

С реализацией задач, поставленных перед современной школой всеми участниками образовательного процесса, связан один из важных аспектов педагогической практики - эффективные, соответствующие требования...

Организация образовательной деятельности обучающихся по математике в условиях цифровизации системы образования.

Каждый учитель и каждый ученик на сайте имеют личные виртуальные кабинеты, в которых размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения самостоятельных занятий по мат...

Урок для детей с ОВЗ методы и приемы организации учебной работы обучающихся в условиях детского санатория.

Игра является ведущей деятельностью для детей, поэтому необходимо применять игру на уроках иностранного языка в качестве обучения....