Педсовет. Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса
проект на тему

Хмелёва Оксана Михайловна

Форма проведения: интеллектуальное кафе.

Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.

Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология творческой мастерской, групповая технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

«Внеурочная работа как системообразующая деятельность

воспитательно-образовательного процесса»

Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №2.

Дата проведения: 09.01.2014 года.

Форма проведения: интеллектуальное кафе.

Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.

Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология творческой мастерской, групповая технология.

План проведения:

  1. Практическое краеведение в начальной школе. Из опыта работы кружка  «Мой край» (Шабельник Н.А., зам. директора по УВР, учитель начальных классов)
  2. Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе (классный руководитель Козляковская Л.С.)
  3. Развитие интереса к учебному предмету через вовлечение учащихся во внеурочную деятельность  (учитель химии Степанюк И.Г.)
  4. Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы класса (учитель математики Погорелова Е.А.)
  5. Взаимодействие с родительской общественностью. Из опыта работы (классный руководитель Шипова С.Н.)

Педагоги разбиты на 4 группы, на столах – элементы новогодней сервировки (свечи, салфетки, веточки ели, ленточки, яблоки и проч.).

На столах:

- меню-план проведения педсовета;

- заготовки гастрономических фразеологизмов русского языка;

- притча о яблочном соке;

- «Книга отзывов и предложений»;

- лист работы социальных групп «Администрация», «Учителя», «Родители», «Учащиеся».

Слайд 1

Хорошее воспитание не в том,

что ты не прольешь соуса на скатерть,

а в том, что ты не заметишь,

 если это сделает кто-нибудь другой.

Уважаемые коллеги, приглашаем вас посетить наше интеллектуальное кафе. Эпиграфом  нашей встречи мы выбрали высказывание известного всем русского писателя. Гурман, почитатель острой сатиры  и тонкого  юмора, человек, не уважающий излишеств ни в еде, ни в творчестве.

Слайд 2

Хорошее воспитание не в том,

что ты не прольешь соуса на скатерть,

а в том, что ты не заметишь,

 если это сделает  кто-нибудь другой.

Чехов А. П.

 Вы, наверное, уже догадались, что это… Антон Павлович Чехов.

Слайд 3 Тема, проблема

Что ж, следуя принципу Чехова в том, что краткость – сестра таланта, мы объявляем тему нашего педсовета: «Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса», которая является гарниром к основной проблеме: воспитание достойного гражданина, уважающего традиции и ценности своей страны, компетентного в определенной области знаний, обладающего лучшими человеческими качествами.

Слайд 4

Воспитание — хлеб души. 

Д. Мадзени

Для того чтобы разбудить аппетит к теме сегодняшнего педсовета,  на столы уже поданы сок, хлеб. На Руси хлеб – всему голова, хлебом-солью встречают дорогих гостей.

Ребёнок – то же зерно, которое, попав в почву:

-  вначале созерцает, т.е. наблюдает, впитывает в себя энергию воды, солнца, земли;

- затем прозревает, пробивая себе путь через толщу земли;

- далее идёт процесс созревания, взросления, приобретения определенных свойств и качеств под влиянием определенных погодных и агрономических условий;

- и последняя и вместе с тем бесконечная стадия – превращается в зерно, которое либо даст жизнь другим зёрнам, либо послужит основой для изготовления полезного продукта.

Огромную роль в процессе выращивания зерна, равно как и в процессе воспитания ребенка, играет человек.

Слайд 5

О воспитании судят по конечному продукту – то есть по тому, что получилось из детей. Олег Рой “Вдали от рая”

И агроном и учитель хотят видеть конечный продукт высшего качества. «Рижский», «Бородинский», «Дарницкий», «Столичный» - бренды на хлебном рынке России. Изюминка каждой хлебной марки – ингредиенты в составе продукции.

Выпускники школ – тоже, по сути, бренды общеобразовательных учреждений. Какие же ингредиенты входят в состав воспитательно-образовательного бренда нашей школы?

Уважаемые коллеги, методическим материалом для вашей работы на данном этапе послужат гастрономические фразеологизмы русского языка. Ваша задача с их помощью создать образ выпускника МБОУ СОШ №2, который мог бы стать брендом нашего учреждения. Напоминаю вам, что бренд – это…

Слайд 6

БРЕНД — товарный знак, торговая марка, широко известное торговое имя компании (товара, услуги), положительно влияющее на репутацию компании и служащее своеобразной гарантией ожидаемого качества товара (услуги).

Работа в группах над созданием образа.

Итак, я жду от вас лаконичного названия для образа  в одно-два слова и  слогана или девиза, с которым по жизни пойдёт наш выпускник. Обращаю ваше внимание на то, что основа для работы – гастрономические фразеологизмы. Их нужно применить как можно больше. На работу  отводится 3-4 минуты.

Материал для работы в группах:

1 группа

вариться в собственном соку

вливать новое вино в старые мехи

каши не сваришь

искать лёгкий хлеб

разбиться в лепёшку

сборная солянка

на мякине не проведёшь

2 группа

не жизнь, а малина

каша из топора

задать перцу

делить хлеб-соль

хрен редьки не слаще

хлебом не корми

за семь вёрст киселя хлебать

3 группа

как сыр в масле

проще пареной репы

политика кнута и пряника

тёртый калач

щелкать как семечки

придавать изюминку

яблоку негде упасть

4 группа

медом не корми

как по маслу

расти как на дрожжах

жить в шоколаде

хуже горькой редьки

сделать бифштекс (отбивную)

беситься с жиру

Афиширование результатов работы

- Воспитание -  процесс трудоемкий, но от этого не менее приятный. В нем, как и в любом другом важном деле, нужна система. Основные её  принципы попытаюсь трактовать через яркую составляющую нашего методического меню:  это сок, дорогие коллеги.

Слайд 7

1 принцип. Я думаю, вы будете со мной согласны: нам нельзя вариться в собственном соку,  дабы не заслужить репутацию людей, не поддерживающих связь с внешним миром. Мы должны идти в ногу со временем, использовать в своей работе современные методики, позволяющие добиться высокого результата.

2 принцип. Мы готовы, чтобы из нас были выжаты все соки, но питаем надежду, что воспользуются нашими мыслями и идеями люди бескорыстные, благодарные.

3 принцип. Быть вечным двигателем: всю жизнь гореть, всем светить, всегда находиться в самом соку, в полном расцвете сил. Чтобы вырастить не одно молодое поколение достойных людей.

- Сегодня в рамках нашей проблемы актуальна притча о яблочном соке.

Притча о яблочном соке

Один монах каждый день готовил натуральный яблочный сок – это и было его послушание, он готовил его для детей, которые каждый день прибегали к нему в одно и то же время.

Однажды, как обычно, дети пришли к нему и он стал разливать им сок. Сок заканчивался, и в последней порции оказался осадок. Этот стакан с осадком достался одной девочке, и она сказала, что такой мутный сок пить не станет. Она убежала, но позже вернулась снова, так как ей очень захотелось пить. Она подошла к монаху и попросила:

- Дай мне хоть обычной воды.

- Пей свой сок, – сказал монах и протянул ей её же стакан с натуральным яблочным соком.

Пока девочки не было, сок успел отстояться и стал прозрачным и чистым. Поэтому девочка и не узнала его.

- Но это не мой сок.

- Это он.

- Мой был мутным, а этот прозрачный.

- Это тот же самый сок, просто он отстоялся, – сказал ей монах.

- Значит ли это, что и сок может достигнуть умиротворения помыслов?

- Нет, сок не может достичь этого, но ты можешь научиться у него этому, если только будешь внимательна.

- Внимательных учеников вам, дорогие коллеги.  А сейчас предлагаю пригубить живительный напиток. Экстракт опыта внеурочной работы в рамках ФГОС нам представит Шабельник Наталия Анатольевна. Тема выступления: «Практическое краеведение в начальной школе. Из опыта работы кружка  «Мой край».

Выступление Шабельник Н.А.

-Уважаемые коллеги, за 3 года для учителей начальной школы введение образовательных стандартов второго поколения из стадии эксперимента уже давно перешло в стадию успешного практического применения. Предлагаем воспользоваться квинтэссенцией опыта тем, кто будет экспериментатором в следующем году: классным руководителям пятых классов.

Слайд 8 Канапе «Педагогическое кредо»

- А мы продолжаем утолять информационный голод, и предлагаем вам канапе «Педагогическое кредо», думаю, они придутся каждому по вкусу, поскольку соединяют в себе различные компоненты: развитие интереса учащихся, сбережение здоровья и привитие любви к родному краю, сплочение классного коллектива через вовлечение детей во внеурочную работу.

Первой своё педагогическое кредо представит Козляковская Л.С., классный руководитель 9а класса. Тема выступления: «Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе»

Выступление Козляковской Л.С.

В качестве продолжения темы – выступление учителя химии, классного руководителя 6б,  Степанюк И.Г. с темой «Развитие интереса к учебному предмету через вовлечение учащихся во внеурочную деятельность»

Выступление Степанюк И.Г.

И венчает нашу гастрономическую пирамиду опыт молодого педагога, учителя математики Погореловой Е.А. по теме: «Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы класса».

Выступление Погореловой Е.А.

- Кстати сказать, для кулинаров канапе – это не только бутерброд «на один укус», но и возможность смело экспериментировать с формой, вкусом и содержанием. Предлагаем каждой группе принять участие в творческом эксперименте, заявив о своём педагогическом кредо. Для работы каждому творческому коллективу предоставляются шпажки, а педагогические ингредиенты группа подбирает свои. Интересно, что является изюминкой при организации внеурочной работы  у каждого из вас? Быть может, это социальное партнерство, интересные традиции и обычаи классного коллектива, самоуправление в классе, работа с родителями? У каждой группы должно быть не менее трёх ингредиентов.

Работа в группах, 5 минут.

- Попрошу каждую группу поделиться новым рецептом воспитательной работы.

Афиширование результатов.

- Подводя итог данного этапа, можно отметить, что воспитание  в  школе включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:

  1. воспитание в процессе обучения или учебно-познавательный блок;
  1. воспитание во внеурочной деятельности или кружковая деятельность;
  1. воспитание во взаимодействии с социумом или социально-культурный блок.

- Наше интеллектуальное кафе продолжает свою работу, и мы предлагаем вам попробовать сборную солянку.Над её составом трудились знаменитые люди всех веков и народов. Чтобы познать тайну рецепта, вам необходимо будет приложить некоторые усилия и заявить о себе в качестве знатоков народной мудрости.

Слайд 9. Интеллектуальное шоу «Проще пареной репы»

Итак, позвольте начать интеллектуальное шоу «Проще пареной репы».

Слайд 10. Джон Уилмот

  1. И первым против команды знатоков играет Джон Уилмот, 2-ой граф Рочестер (родился в 1647-1680), один из наиболее значительных английских поэтов эпохи Реставрации:

До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и …закончите фразу.

Время для обсуждения: 1 минута.

Слайд 11. До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории. 

Слайд 12. Ге́рберт Спе́нсер 

Цель воспитания — это образовать существо, способное … собою, а не такое, какое могло бы только быть … другими.

Спенсер Г.

  1. Если в данном предложении вместо пропусков вставить однокоренные слова, то получится высказывание о воспитании Герберта Спенсера, английского философа и социолога  конца 19 века.

Слайд 13

Цель воспитания — это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими.

Спенсер Г.

Слайд 14. Мать Тере́за Кальку́ттская  (Агнес ГонджаБояджиу) - католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви»...

  1. Состязаться в знании не только воспитательной работы, но и законов жизни, нам предлагает Мать Тереза.

Внимание, чёрный ящик. В нём то, чем, по мнению матери Терезы, являются нежная любовь и забота (лекарство).

Слайд 15.  Александр Иванович Герцен - русский публицист, писатель, философ.

  1. В интеллектуальную борьбу вступает А. Герцен. Он утверждает, что

«Преподавать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем …» -  продолжите высказывание.

Слайд 16 «Преподавать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребёнка». (А.Герцен)

  1. Этот мастер в делах воспитания составил целую книгу рецептов по приготовлению деликатесов из непослушных детей.Вот некоторые из них:

Слайд 17.

САЛАТ ИЗ ОБИДЧИВЫХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Трех очень обиженных мальчиков и четырех еще сильнее обиженных девочек облить холодной водой, нарезать тонкими ломтиками лук и сыпать его на головы всем обиженным, пока они не обидятся окончательно. Готовый салат можно украсить сверху крупной сердитой девочкой.

ЗАЗНАЙКА С ГОРЯЧИМ НОСОМ

Сильно зазнавшуюся девочку посадить на сковородку, несколько раз похвалить, как только задерет нос, полить его подсолнечным маслом, хорошо прожарить и есть, похваливая.

КВАШЕНЫЕ ДЕВОЧКИ

Отобрать грязных, растрепанных девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревянную кадку. Соль можно не сыпать — девочки сами наплачут полную кадку соленых слез.

Слайд 18. Григорий Остер

Слайд 19. И блицтурнир -  последний компонент нашей сборной солянки.

«Детям нужны не поучения, а …», - слова Жозефа Жубера, французского писателя XVIII века.
«Чтобы изменить человека, нужно начинать с его …», - Виктор Гюго, французский писатель.
«Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой …», - Мария Эбнер-Эшенбах, австрийская писательница.

Слайд 20.

«Детям нужны не поучения, а примеры»

«Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки»

«Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой воспитатель».

- В качестве горячего блюда в нашем кафе сегодня – рагу из отношений между школой и родителями. Внеурочная деятельность в данном направлении также является системообразующей в воспитательно-образовательном процессе. Какими могут быть эти отношения и как их построить, расскажет учитель начальных классов Шипова С.Н. Тема её выступления: «Взаимодействие с родительской общественностью. Из опыта работы».

Выступление Шиповой С.Н.

- В отношениях с родителями не всегда всё идёт как по маслу. Есть такие семьи, с которыми, увы, каши не сваришь. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их стало у нас на 3 больше, количество детей увеличилось соответственно на 8.

Задают перцу и отдельные  учащиеся, школьная статистика показывает, что в группу риска попадают дети из многодетных семей, а также семей, где воспитанием детей занимается один из родителей.  Так, за период 2 четверти текущего учебного года у нас 2 отказных материала по недостижению детьми возраста 14 лет, 1 протокол составлен на совершеннолетнего учащегося. За период 2013 года по Закону №1539 –КЗ задержано 3 учащихся в возрасте 14-15 лет (коллеги, попробуем один из остеровских рецептов приготовления), 1 из них состоит на учёте в ОПДН, в 2012 году было задержано на 1 ребенка меньше.

Что ж, если бы не было проблем, требующих решения, не жизнь была бы у нас, а малина – колючая мелкая ягода, которая плодоносит-то всего лишь два месяца в году. А так - цели дальнейшей работы обозначены, темп задан, главное – чтобы проблема нам была по зубам.

У героев видеоролика, который мы представим вашему вниманию,  на первый взгляд, проблем в отношениях с детьми и родителями не существует. Для горячих обсуждений представляем вам видеосюжет о жизни одной из московских школ. Ваша задача – понять, в чём соль, и определиться, в каком направлении вы бы двигались далее:

- Ни за какие коврижки не пошли бы по пути развития школы №1060.

- С удовольствием делили бы хлеб-соль с педагогическим коллективом школы №1060.

Видеоролик «Познавательный фильм» (вальдорфская система образования).

Обсуждение 5 минут

- И на десерт, уважаемые коллеги, –деловая игра «Проблемы, поиски, решения». Каждая творческая группа представляет собой одну из 4 социальных групп:  

Слайд 21

  1. администрация
  2. педагоги
  3. родители
  4. учащиеся

Каждая группа вносит предложения по совершенствованию и развитию воспитательной системы школы. В течение 7 минут команды выполняют задание, которое  будет вам представлено, затем выступают со своими предложениями, мы обсуждаем и принимаем решение.

Я прошу вас серьёзно отнестись к предложенным заданиям, проявить терпение и предложить рациональные решения.

Итак, первая социальная группа – администрация.

Эту проблему вы рассматриваете с позиции администрации

Вы должны в течение 7 минут разработать возможные формы взаимодействия администрации с  учителями, обсудить,  какую помощь администрация должна оказать в организации воспитательного процесса в школе.  

Вторая социальная группа – педагоги.

Эту проблему вы рассматриваете с позиции педагогов.

7 минут для того, чтобы вы подумали над предложениями по преодолению трудностей воспитательной работы в школе, предложили конкретные формы и методы воспитательной работы. Ваши предложения.

Третья социальная группа – родители.

 Эту проблему вы рассматриваете с позиции родителей.

 В течение 7 минут вы будете работать над проблемой возможных точек взаимодействия родителей и учителей в организации школьной жизнедеятельности. Ваши предложения.

Четвёртая социальная группа – учащиеся.

 Представьте, что вы ученики. Какой должна быть внеурочная жизнь в школе? Ваши 7 минут. Ваши предложения.

Обсуждение, подведение итогов

Слайд 22

Как вы думаете, на основании внесенных вами предложений, по какому пути должна развиваться школа:

- школа – социокультурный центр

- школа гражданского самоопределения

- школа активности и успеха

- школа развития и сотрудничества.

Обоснуйте свой выбор.

В соответствии с поступившими предложениями будет откорректирована программа развития воспитательной системы школы.

В качестве рефлексии на работу в рамках педсовета я попрошу заполнить нашу «Книгу отзывов и предложений» в каждой группе.

Решение педсовета:

  1. Одобрить и принять  концепцию воспитательной системы школы развития и сотрудничества.

  1. Создать инициативную группу для разработки программы развития воспитательной системы школы  с учётом  предложения педагогов. Разработанную программу положить в основу планов воспитательной работы классных руководителей.

Ответственные: Штаб воспитательной работы

Сроки: март 2014 года.

  1. Всем членам педагогического коллектива школы с целью повышения качества воспитывающей деятельности продолжить работу над решением таких задач, как:

- внедрение современных  образовательных технологий;

- повышение воспитательного потенциала урока и внеурочных мероприятий.

4. Разработать программу по реабилитации  детей и семей, состоящих на различных видах учёта.

Ответственные: Хмелёва О.М., заместитель директора по воспитательной работе, Щербак Т.В., социальный педагог, Косолапова И.В., педагог-психолог.

Сроки: май 2014 года.

Приложение 1

Книга отзывов и предложений

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Социальная группа «Администрация»:

предложения по совершенствованию и развитию воспитательной системы школы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Путь развития школы:

- школа – социокультурный центр

- школа гражданского самоопределения

- школа активности и успеха

-  школа развития и сотрудничества

Социальная группа «Учителя»:

предложения по совершенствованию и развитию воспитательной системы школы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Путь развития школы:

- школа – социокультурный центр

- школа гражданского самоопределения

- школа активности и успеха

-  школа развития и сотрудничества

Социальная группа «Учащиеся»:

предложения по совершенствованию и развитию воспитательной системы школы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Путь развития школы:

- школа – социокультурный центр

- школа гражданского самоопределения

- школа активности и успеха

-  школа развития и сотрудничества

Социальная группа «Родители»:

предложения по совершенствованию и развитию воспитательной системы школы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Путь развития школы:

- школа – социокультурный центр

- школа гражданского самоопределения

- школа активности и успеха

-  школа развития и сотрудничества

Приложение 3

В чём соль?

http://i99.beon.ru/www.merxteam.com/Images/Products/Detailed/65212.jpg

Ни за какие коврижки                              Делить хлеб-соль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район

Педагогический совет

на тему:

«Внеурочная работа

 как системообразующая

деятельность воспитательно-образовательного процесса»

ст-ца Медвёдовская

9 января 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы: "Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики"

"Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики"...

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»

Выступление "Психологическая готовность педагога кработе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе....

Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.Современное литературное образование, как и о...

План проведения педсовета Внеурочная работа как системообразующая деятельность

Форма проведения: интеллектуальное кафе.Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология тво...

Презентация к педсовету Внеурочная работа как системообразующая деятельность

Форма проведения: интеллектуальное кафе.Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология тво...

выступление "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС"

В современном обьществе растёт интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Выступление учителя начальных классов на методическом совете по теме "Внеурочная дея...