Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»
методическая разработка на тему

Курищева Ирина Михайловна

Выступление "Психологическая готовность педагога кработе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx45.6 КБ

Предварительный просмотр:

   13 января 2016 года  

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»

 

       Психологическая готовность педагога к работе по программам внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС в  школе.

                                                                                                                                      Курищева И.М.,

                                           зам.директора по  воспитательной работе

Введение ФГОС требует координальной перестройки организации деятельности учителя. В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Переход от ЗУНовской парадигмы, к парадигме развивающей, требует от педагога всестороннее развитие личности ребенка. Наряду с предметными компетенциями, вводятся метапредметные (способность организовать свою познавательную деятельность и работать с разными видами информации, анализировать и систематизировать данные, умение планировать свою деятельность и прогнозировать её результат) и, что особенно важно, личностные компетенции (иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей). Для реализации нового стандарта необходим современный учитель, который прежде всего, должен быть психологически адаптирован к интерактивным технологиям «новой школы».

С целью психологической подготовки учителя к деятельности в рамках стандартов второго поколения, нами поставлены задачи:

  • выявить уровень психологической готовности учителей к переходу на ФГОС,
  • сформировать психологическую компетентность учителя.

В процессе работы, проанализировав и систематизировав информацию по психолого-педагогическому сопровождению учителей по проектированию внеурочной деятельности в контексте системно - деятельностного подхода, мы выявили, что слабым звеном занятия остается проблема включения ученика в активную и самостоятельную деятельность н азанятии.

Меняются роли учителя и ученика. Теперь ученик – это партнер по взаимодействию не только с учителем, но и с одноклассниками, а учитель из «транслятора» должен стать организатором познавательного взаимодействия. Таким образом, современный школьник – это активная, творческая личность со сформированным исследовательским интересом, общительная, толерантная, самостоятельная, стремящаяся к саморазвитию.

Для расширения представления и возможностей педагогов в интерактивных технологиях «новой школы» был проведен семинар «Современные педагогические технологии обучения». На семинаре обсуждалась психологическая структура современного занятия. Было принято решение о посещении ряда занятий учителей для оказания помощи в анализе параметров психологического качества занятия. Мы считаем, что посещение  данных мероприятий позволило оценить психологические особенности индивидуального стиля деятельности педагога и подобрать адекватные стилю современные технологии обучения.

Анализ психологического качества посещенных позволил сделать вывод о том, что уровень профессиональной деятельности учителей по многим параметрам, в том числе и психологическим, не соответствует современным требованиям. На занятии отмечалось жесткое следование алгоритму решения поставленной задачи (заданному учителем), педагогу не удавалось избегать прямых указаний и коррекции действий учащихся, как правило, отсутствовало проблемно-диалоговое взаимодействие учителя и ученика, а так же учеников между собой. Идеи учеников не поддерживались или использовались крайне редко. В качестве положительных моментов можно отметить отсутствие авторитарности на занятии, желание учителя одобрить и поддержать ученика. Мы рекомендовали учителям для улучшения психологического качества занятия и с целью активизации познавательной деятельности учащихся применять интерактивные формы и методы обучения, основанные на диалогах, обсуждениях, дискуссиях; необходимо включать в занятие работу в парах и малых группах; важно активное использование рефлексии как завершающего этапе занятия.

Учителям было предложено проанализировать стиль своей педагогической деятельности по вопроснику А.К. Марковой. В исследовании приняли участие 15 педагогов. В процентном соотношении результаты выглядят следующим образом:

  • эмоционально-методический стиль 75%
  • эмоционально-импровизационный стиль 10,5%:
  • рационально – импровизационный стиль 8,5%
  • рационально - методический стиль 0%

Преобладающий стиль деятельности свидетельствует, что учитель ориентируется преимущественно на результаты и на процесс обучения, адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал. В его деятельности постоянно представлены объяснение и закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Используя богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, педагог стремится активизировать детей на решение предметных задач и отработку учебного материала. Педагогам свойственна высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Результаты анкетирования показали, что педагоги обладают предметными, дидактическими и  методическими знаниями, но чрезвычайно уязвимы эмоционально: на уровне динамических характеристик их деятельность отличает повышенная чувствительность, являющаяся, с одной стороны, причиной выраженной зависимости от ситуации на уроке, частого проявления личностной тревожности, с другой стороны — чуткости, проницательности.

Наиболее часто встречающиеся ошибки в психологической составляющей деятельности учителя на занятии:

  • недостаточный индивидуальный подход к ученику,
  • доминирование учителя,
  • отсутствие проблемно-диалогового взаимодействия,
  • повышенное внимание к одним учащимся и невнимание к другим,
  • недостаточный учет психофизиологического состояния учащихся,
  • очень бедный арсенал методов и приемов исследовательского характера в деятельности учителя,
  • высокий уровень эмоциональной тревожности учителей начальной школы.

На следующем этапе были проведены консультации с учителями, в ходе которых были разработаны индивидуальные варианты приемов совершенствования стилей педагогической деятельности. В процессе беседы мы стремились, чтобы каждый учитель осознал положительные и отрицательные стороны своего стиля работы.

Практическая работа:

Тест «Кто ты в конфликте» (приложение)

Технология ФОРСАЙТ в образовании

УПРАЖНЕНИЕ «Педагогическая кухня» (практическая работа):

- «Пирог жизни»;

- «Пирог успеха педагога внеурочной деятельности»

Подводя итоги, мы пришли к выводу о необходимости продолжения и расширения программы «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС».

Приложение 1

Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности

(А.К. Маркова)

Цель: оценить особенности индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

Инструкция. Ответы на вопросы помогут вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным числом галочек).

Вопросы

ЭИС

ЭМС

РИС

РМС

1.Вы составляете подробный план урока?

нет

да

нет

да

2.Вы планируете урок в общих чертах?

да

нет

да

нет

3.Часто ли отклоняетесь от плана урока?

да

да

да

нет

4.Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в освоении материала?

нет

да

да

да

5.Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?

да

да

нет

нет

6.Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе?

нет

да

да

да

7.Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?

нет

да

да

да

8.В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?

нет

нет

да

да

9.Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?

нет

да

да

да

10.Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил ответ?

нет

нет

да

да

11.Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

да

да

да

нет

12.Вы часто меняетет темы работы на уроке?

да

да

нет

нет

13.Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового материала?

да

да

да

нет

14.Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?

да

нет

нета

нет

15.Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?

нет

да

нет

нет

16.Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?

да

да

нет

нет

17.Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

нет

нет

да

да

18.Вы всегда укладываетесь в рамки урока?

нет

нет

да

да

19.Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?

нет

да

нет

да

20.Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

нет

да

да

да

21.Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам?

да

нет

нет

нет

22.Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?

да

да

да

нет

23.Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?

нет

да

нет

да

24.Часто ли Вы контролируете знания учащихся?

нет

да

нет

да

25.Часто ли Вы повторяете пройденный материал?

нет

да

да

да

26.Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

нет

да

да

нет

27.Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?

да

да

да

нет

28.Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?

да

да

да

нет

29.Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

да

да

нет

нет

30.Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроках?

нет

да

нет

да

31.Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

нет

да

нет

да

32.Вас отвлекает рабочий шум на уроке?

нет

да

нет

да

33.Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?

нет

да

нет

да

Примечание: наибольшее количество ответов «Да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке:

  • ЭИС-эмоционально-импровизационный стиль
  • ЭМС-эмоционально-методический стиль
  • РИС-рассуждающе-импровизационный стиль
  • РМС-рассуждающе-методический стиль

Рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности

  1. Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат. Наряду с достоинствами Вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: отсутствие методичности. Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке. В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения. Преодолеть эти недостатки в ваших силах. Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал. Не переходите к изучению нового материала, если предыдущий не усвоен. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте "скучных" видов работы - отработки правил, повторения. Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу. Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания. Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.
  2. Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения. Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.
  3. Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью. У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы. Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем. Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке. В конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
  4. Рассуждающе-методичный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся. В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат. Преодолеть эти недостатки в Ваших силах. Рекомендуем Вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния детей, в конечном счете, зависят и результаты их обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное - их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы. Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся. Также в помощь учителю для изменения его стиля педагогического общения можно посоветовать следующее: Для успешного взаимодействия со школьниками следует, прежде всего, адекватно оценить собственную личность.

                              Рекомендуем:   http://ps.obneducenter.edusite.ru

                                           Приложение 2

Кто ты в конфликте.

                           Оцените, насколько приведенные ниже выражения соответствуют нашему характеру, по шкале от 1 (совершенно не соответствует) до 5 (полностью соответствует).

1 Я часто обсуждаю свои дела с друзьями и коллегами, ч т(н.1 они увидели все достоинства моего мнения.

2. Я всегда стараюсь найти компромисс через обсуждение.

3. Я стараюсь поступать гак, как от меня ожидают другие.

4 Я анализирую всю имеющуюся информацию совместно с коллегами, чтобы найти и решение, которое устроит всех.

5. Когда дело доходит до отстаивания моего мнения, я веду себя твёрдо и решительнот

6. Я не люблю выделяться, поэтому стараюсь держать свои претензии к другим

при себе.

 при себе.

7. Я всегда отстаиваю свой вариант решения проблемы.

8. Я могу пойти на компромисс только для того, чтобы найти решение проблемы.

9. Я обмениваюсь важной информацией с коллегами, чтобы мы совместно могли найти решение.

10. Я предпочитаю не обсуждать свои отличия от окружающих.

11. Я стараюсь изменяться в соответствии и пожеланиями моих коллег и близких.

12. Я всегда прикладываю усилия к тому, чтобы вынести дела коллег на обсуждение и совместно найти решение.

13. Если обсуждение заходит в тупик, я предлагаю всем «средний» вариант и начинаю его отстаивать.

14. Я всегда прислушиваюсь к советам коллег или друзей.

15. Я не хочу конфликтов, поэтому если нет согласия с мнением другого человека, я  просто промолчу.

            Лиса:    cуммa ответов на вопросы 2, 8, 13

Плюшевый Мишка: сумма ответов на вопросы 3,11, 14

            Акула: сумма ответов на вопросы 1, 5, 7

            Сова: сумма ответов на вопросы 4, 9,12

            Черепаха: сумма ответов на вопросы 6, 10,15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.Современное литературное образование, как и о...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Статья "Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность-важное звено образовательной деятельности. Формы внеурочной деятельности отличаются от классно-урочной и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной обра...

выступление "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС"

В современном обьществе растёт интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Выступление учителя начальных классов на методическом совете по теме "Внеурочная дея...

«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности, как системообразующая составляющая воспитательного процесса в условиях ФГОС».

В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания учащихся в школе создана и реализуется модель воспитательной системы рационально-познавательной ориентации, которая предполагает взаимодейс...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ. Коллективные формы организации творческой деятельности как способ формирования мотивации образовательного процесса в условиях ФГОС

В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Любому учителю ИЗО нужно знать классификацию форм...

Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»

Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...