ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ. Коллективные формы организации творческой деятельности как способ формирования мотивации образовательного процесса в условиях ФГОС
учебно-методический материал

Бондарева Светлана Александровна

В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Любому учителю ИЗО нужно знать классификацию форм коллективной деятельности для того, чтобы сознательно перенимать чужой педагогический опыт и, понимая принцип организации работы, учащихся над коллективной композицией, подбирать адекватные методы и приемы ведения коллективного труда с учетом возрастных особенностей учащихся, целей урока и специфики технологии изобразительной или декоративно-прикладной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пояснительная записка631.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 городского округа – город Камышин Волгоградская область

Открытый конкурс «Педагогические инновации для педагогических и руководящих работников образовательных организаций городского округа – город Камышин с региональным участием»

Номинация «Урок XXI века»

Тема: «Коллективные формы организации творческой деятельности как способ формирования мотивации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Материал разработала: Бондарева Светлана Александровна,

учитель изобразительного искусства высшей категории МБОУ СШ № 1

2022 год

Номинация «Урок XXI века»

Пояснительная записка

«Коллективные формы организации творческой деятельности как способ формирования мотивации образовательного процесса в условиях ФГОС»

 «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения

могут способствовать ученику находить радость в том,

чтобы смотреть и искать».

Альберт Эйнштейн

  1. Актуальность проблемы

Коллективная деятельность в на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в современной школьной практике. Она пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у самих учащихся. Совместная творческая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других, а главное - снимает стресс, боязнь того, что может что-то не получиться. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих творческих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности, солидарности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном восприятии школьников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.

  1. Описание инновационного продукта

В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Любому учителю ИЗО нужно знать классификацию форм коллективной деятельности для того, чтобы сознательно перенимать чужой педагогический опыт и, понимая принцип организации работы, учащихся над коллективной композицией, подбирать адекватные методы и приемы ведения коллективного труда с учетом возрастных особенностей учащихся, целей урока и специфики технологии изобразительной или декоративно-прикладной деятельности.

В методике преподавания ИЗО искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности. Автор первой классификации - М.Н.Турро. В основу его классификации коллективных работ были положены особенности организации совместной изобразительной деятельности учащихся. Он выделил три основные формы коллективной изобразительной деятельности.

   

  1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.
  2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность
детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну
определенную операцию в процессе изготовления изделия.

К сожалению, опыт М.Н.Турро в свое время не получил развития, т.к. содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг. не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы.

Под руководством Б.М.Неменского учителями-экспериментаторами были выявлены несколько видов коллективной деятельности, систематизированных по признаку количества участников. Согласно этому подходу все коллективные работы учащихся делятся на: парные – работа в паре; групповые – в небольших группах по 3-5 человек; коллективные – работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом. Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает   лишь   методику   организации   коллективной   работы, но   не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции.

Более точная и полная систематизация видов коллективной
изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной
Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы
организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-
индивидуальная, совместно – последовательная и совместно – взаимодействующая.(1)

Совместно – индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Эта форма коллективной работы актуальна для создания тематического панно, для оформления зала, рекреации, может служить как итоговым, заключительным аккордом в большой общей теме ряда уроков.

              C:\Users\Света\Desktop\мои коллективные работы\Коллективные работы\Фото колектив работ\Фото1132.jpg      Инновационный продукт.

                                                                                                                                       Технологическая карта урока

Совместно – последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

                                                       https://urok.1sept.ru/articles/619092/img9.gif           https://urok.1sept.ru/articles/619092/img5.gif    Инновационный продукт.

                                                                                                                                                Технологическая карта урока

Совместно – взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности. Самая эмоциональная коллективная работа, вызывает восторг у детей разного возраста.

                      C:\Users\Света\Desktop\СКАН\rEa5nF7eZZk.jpg       C:\Users\Света\Desktop\СКАН\pi_1-1024x682.jpg  Инновационный продукт

                                                                                                                                               Технологическая карта урока

Допускается комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества учащихся. (3)

    При выборе формы и методики организации совместной работы учащихся необходимо учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем приобретенного опыта общения учеников, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению.

В начальных классах интерес к изобразительному творчеству очень высок, у подростков он значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки собственных способностей, неудовлетворенность низкими результатами художественной деятельности. Кризис в изобразительном творчестве вызван конфликтом между желаниями и возможностями.

В деятельности подростков особое значение имеет общественная направленность детей. Коллективное творчество, в отличие от индивидуальной деятельности, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.

Наиболее актуальными в старших классах становятся формы коллективной работы, позволяющие общаться в процессе деятельности, а не только в ее начале или в конце. Такими формами являются совместно – последовательная и совместно-взаимодействующая. В старших классах дети могут сами комбинировать различные формы совместной деятельности, добиваясь максимальной активности каждого из участников коллективного творчества. (2)

  1. Риски и компенсаторные меры

Риски

Компенсаторные меры

Организация коллективной работы требует от учителя усиленной подготовки, необходимо продумать от начала до конца весть творческий процесс.

Коллективные работы разной сложности и разной формы лучше начинать проводить с 1 класса.

Сложно вовлечь в коллективный творческий процесс одинаково весь класс.

Необходимо мобилизировать творческие личные возможности каждого ученика, каждый ученик выполняет посильную работу и вносит свой вклад в создание коллективной работы.

Слабое представление детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике.

В индивидуальной изобразительной деятельности чаще использовать разнообразные техники изображения и в том числе нетрадиционные.

Возможность проследить вклад каждого ребенка в коллективный результат и достойно оценить его работу сводится к минимуму.

Коллективную работу организовать группами, где выбирают лидера, который поможет корректировать творческий процесс и оценивать деятельность одноклассников.

Более сложные формы коллективной деятельности редко вызывают творческую активность у учащихся, вызывают не уверенность.

Для создания успеха в творческой деятельности учитель принимает участие на равных с учениками или может  самостоятельно начать работу, а потом предложить учащимся продолжить процесс.

Для успешного выполнения задания дети должны суметь договориться между собой, прийти к общему мнению. В большой группе это сделать сложно, поэтому следует выбрать старшего («мастера», «бригадира»), который принимает окончательное решение. Лидер может быть избран самой группой. На других уроках он может поменяться.

При формировании творческих групп нужно исходить как из желаний самих учащихся, так и из данных о психологических особенностях детей. Не следует запрещать во время урока переходить из одной группы в другую, а иногда следует посоветовать это ученику, под тем предлогом, что именно здесь его работа сейчас нужнее всего.

При выборе формы организации коллективной работы деятельности следует исходить не только из темы урока, но и из готовности к коллективному творчеству.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение и может стать эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительному творчеству.

Огромное значение будет иметь эмоциональный настрой; учащиеся должны быть заинтересованы, почувствовать необходимость выполнения этой работы, результат должен быть обязательно оформлен и выставлен на обозрение.

Таким образом, для успешного использования коллективных работ нужно придерживаться следующих условий:

=> последовательность в использовании коллективных работ;

=> учет возрастных и психологических особенностей школьников;

=> учет реальных возможностей детей в коллективной деятельности, их

умение договариваться, выбирать лидера, быть лидером;

=> рационально подобранные темы, соответствующие целям обучения,

интересные и отвечающие потребностям школьного коллектива.

  1. Ресурсное обеспечение

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное участие в коллективной работе может стать основой формирования будущей  самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя могут реализовывать новые стандарты без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться. (4)

И главным мотивом для детей, по моему мнению, становится личный пример самого учителя. Дети видят, как я рисую. И многие из них ходят или ходили ко мне на дополнительные занятия «Малыши - карандаши» и «Живопись». Обучающие не раз выигрывали конкурсы рисунков и поделок не только на школьном уровне, муниципальном, но и региональном. Эти победы и вовлекают детей в изобразительное творчество.

Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

5. Учебно – методическое обеспечение

1. Программа «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.5-9кл.-М.: Просвещение,2014.».

2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5класс: учебник для общеобразовательных организаций Н. А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2014,191с.

3. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждени\Н. А. Горяева, под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2014.

4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие 5класс. \ под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2012.

5. Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5класс.\ Н. А. Горяева, под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2012.

6. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. учебник для общеобразовательных организаций Л. А Неменская; под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2013.

7. « Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс.» ; под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2012.

8. Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.7 класс. учебник для общеобразовательных организаций \Питерских А. С., Гуров Г. Е.; под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2013.

9. Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие 7-8 классы. под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2012.

10. Питерских А. С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении.8 класс. . учебник для общеобразовательных организаций \Питерских А. С. под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2013.

Используемая литература

1.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2003.

2. Агафонова Ю.А. Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда как средство формирования межличностных отношений //Начальная школа. 2003.

  1. https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo 

 

  1. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // /images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А

  1.  Б.М .Неменский.Л.А., Неменская, Е.И. Коротеева « Уроки изобразительного искусства 1-4 класс. Школа Неменского». Москва, «Просвещение», 2014 г. С. 132-136.
  2.  https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/02/04/zhenskie-obrazy-v-iskusstve
  3. Урок ИЗО «А сама-то величава, выступает будто пава…» — 2016. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/urok-izo-izobrazhenie-babochki.html

8.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

9. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся нач.проф.учеб.заведений/ Светлана Евгеньевна Беляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.    

 10. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 – 8 классы: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского.

11.         https://ru.wikipedia.org/

12.        https://ped-kopilka.ru/

             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"

Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»

Выступление "Психологическая готовность педагога кработе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе....

Коллективная творческая деятельность как способ формирования универсальных учебных действий.

В  статье рассказывается о технологии работы над  проектом "Коллективное творческое дело как способ формирования универсальных учебных действий" в условиях реализации новых образовательных с...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

выступление "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС"

В современном обьществе растёт интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Выступление учителя начальных классов на методическом совете по теме "Внеурочная дея...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...