Круглый стол Тема: "Взаимодействие педагога с детьми: педагогическая оценка, педагогическое требование и создание ситуации успеха"
методическая разработка на тему

Тухватулина  Алёна Владимировна

Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при создании ситуации успеха, при предъявлении педагогического требования и педагогической оценки.

Задачи:

- выявление уровня владения знаниями, умениями и навыками при организации ситуации успеха; предъявлении педагогического требования и оценки.

- актуализация знания педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми: ситуация успеха; педагогические требования; педагогическая оценка.

- развитие коммуникативных, рефлексивных, аналитических навыков участников объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.rar127.37 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

Тема: «Взаимодействие педагога с детьми: педагогическая оценка, педагогическое требование и создание ситуации успеха.

Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при создании ситуации успеха, при предъявлении педагогического требования и педагогической оценки.

Задачи:

- выявление уровня владения знаниями, умениями и навыками при организации ситуации успеха; предъявлении педагогического требования и оценки.

- актуализация знания педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми: ситуация успеха; педагогические требования; педагогическая оценка.

- развитие коммуникативных, рефлексивных, аналитических навыков участников объединения.

Ход мероприятия:

1 часть: организационная:

2 СЛАЙД:

  • Объявление вопросов для обсуждения круглого стола:
  1. что такое педагогическая оценка, педагогическое требование и создание ситуации успеха?
  2. Какие правила нужно соблюдать при предъявлении педагогического требования, педагогической оценки и при создании ситуации успеха?

3 СЛАЙД:

  • Объявление правил круглого стола:
  1. Обосновывай обозначенные актуальные вопросы по теме обсуждения.
  2. Аргументируй подходы  к их решению.
  3. Сообщение об удачном и неудачном опыте.
  4. Избегай общих фраз.
  5. Ориентируйся на цель (задачу);
  6. Умей слушать;
  7. Будь активен в беседе;
  8. Будь краток
  9. Осуществляй конструктивную критику
  10. Начинай с отношения к высказыванию предыдущего участника, соглашаясь или опровергая его аргументы.

2 часть: основная

  • Обоснование актуальности темы.

- Вспомним, что такое эффективное взаимодействие?

4 СЛАЙД:

(Эффективное общение – это когда устанавливаются и развиваются контакты между людьми, которые порождаются потребностями совместной деятельности и включают в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека).

- Как Вы думайте, какую роль играют пед. оценка, пед. требование и ситуация успеха для построения эффективного взаимодействия педагога и ребёнка?

5 СЛАЙД:

        Для построения эффективного взаимодействия с ребенком, педагогу необходимо знать правила предъявления педагогических требований, педагогической оценки и правила создания ситуации успеха для ребенка. Сегодня мы будем строить дом, в основе которого лежат три «кита»: 1 этаж – педагогические требования, 2 этаж – педагогическая оценка, 3 этаж – ситуация успеха.

6 СЛАЙД:

1.Педагогическое требование:

А) Актуализация.

Рассмотрим такой пример: «Педагог появляется в классе, но никто из детей этого не замечает. Они продолжают делать свои дела, пока громкий голос, достаточно авторитарно не прервал занятие  детей. Когда педагог властно и сердито отдал распоряжения, дети затихли и приготовились исполнять требуемое…

Другой педагог появляется в том же классе, и дети быстро приготовились к работе. На их лицах приветливость и ожидание, доброжелательность и жажда дела…

-По какой причине так получается?

Часто такие превращения объясняются чудодейственной способностью педагога, а детей продолжают обвинять в «невоспитанности». В чем же все-таки следует искать причину? Причину следует искать в профессионализме.

Б) Теория.

7 СЛАЙД:

     Что же такое педагогическое требование?

     Педагогические требование - это педагогическое воздействие на сознание учащегося с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер.

     Педагогическое требование является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия основным нравственным принципам, основу которых они закладывают.

8 СЛАЙД:

      Требования как методы педагогического воздействия могут быть:

9 СЛАЙД:

     Косвенные требования в свою очередь делятся на:

1.        Требование – совет.

2.        Требование – игра.

3.        Требование – просьба. 

4.        Требование – намек. 

5.        Требование – одобрение.

     Не всегда требования вызывают положительную реакцию учащихся. В связи с этим выделяются негативные (запрещающие) и позитивные требования.

     Также требования могут быть:

10 СЛАЙД:

   

     Эффективность педагогического требования возрастает, если педагог хорошо знает особенности возраста детей, постоянно подчеркивает свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации оставаться на достаточно высоком уровне культуры и поднимать на него своих учеников.

- Давайте порассуждаем: для школьника, например, начальных классов – какая форма наиболее приемлема?

  • Правила предъявления педагогического требования

В) Правила

11 СЛАЙД:

Требование с точки зрения

организации деятельности ребёнка

Требование с точки зрения отношения к ребёнку в момент предъявления требования

  1. Логически доведённое до конца

2. Инструктивное

3. Позитивное

4. Доступное

5. Переакцентированное на детали

Забота о развитии каждого ребёнка

Уважение детства, неопытности ребёнка

Забота о продуктивности деятельности

Уважение индивидуальности детей

Инструментовка свободы личности

Г) Вывод: Искусство педагога будет заключаться не в знаниях данных правил, а в том, чтобы их реализовать при сохранении уважительного, ласкового и нежного прикосновения к ребенку.

Д) Решение педагогических ситуаций: решение и анализ исходя из требований.

Ситуация: Дети не любят мыть руки перед едой (когда идут в столовую) и всегда торопятся к столу. Вопрос для обсуждения: Как сделать так, чтобы дети выполняли эти гигиенические требования? Постройте требование так, чтобы соблюсти все правила.

12 СЛАЙД: 1 этаж готов.

13 СЛАЙД:

  1. Педагогическая оценка.

- Что же такое педагогическая оценка?

А) Актуальность.

        С самых ранних лет ребёнок  слышит мнение и оценки, высказываемые о нем другими людьми.

- Кто предъявляет требования?  (родители, воспитатели, учителя, дети).

- Всегда ли совпадают эти требования? Всегда ли они едины?

Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое побуждает желание работать над собой.

- Если  ему постоянно говорить о его слабых сторонах? (у него вообще исчезает стремление к самосовершенствованию.)

-Между тем, что будет, если постоянно говорить о сильных сторонах ребенка?  (формируется слишком высокое мнение о себе, что нарушает отношения ребёнка с окружающими.)         

Самооценка ребенка зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности.

14 СЛАЙД:

Б) Теория

Оценка – это результат учебного труда ученика и учителя. Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения. Оценить - значит установить уровень, степень или качество чего-либо.

15 СЛАЙД:

     Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. В практике воспитания наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:

  • прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта и адресованная непосредственно к субъекту. Например: "Молодец, ты приложил все старание при выполнении работы, и она получилась замечательной", "Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно».
  • косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом. Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как глупые медвежата из сказки "Два жадных медвежонка"», "Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются";
  • опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта, например: "Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна", "Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея";
  • предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта: "Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос" или "Я верю, у тебя все получится, если ты будешь внимательным";
  • отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

     Заглядывая в  тетрадь или дневник ученика, иногда можно встретить словесную оценку учителя. Она тоже очень важна и нужна. Но почему-то дальше слов «молодец» и «умница» дело не идёт. А сколько необходимых душевных слов можно было бы написать:
• Удивительно!
• Великолепно!
• Прекрасно!
• Отлично!
• Талантливо!
• Экстра-класс!
• Красота!
• Это трогает меня до глубины души.
• Именно это я давно ждала!
• Потрясающе!
• Замечательно!
• Как в сказке!
• Ты на верном пути.
• Здорово!
• Поздравляю!
• Я тобой горжусь.
• Работать с тобой – просто радость.
• Я знала, что тебе это по силам.
• Гораздо лучше, чем я ожидала.
А сейчас я бы хотела вас познакомить с техникой «Я-сообщение»

     Что вы обычно говорите человеку, когда недовольны его поведением или поступком? «Ты опять опоздала», «Ты не сделал, то о чем я тебя попросила», «Ты постоянно поступаешь по-своему», а также много других фраз, смысл которых зависит от конкретной ситуации. Что объединяет все эти высказывания? Все они начинаются с обвинения в адрес другого человека. В психологии такие фразы называются Вы-сообщениями. 

     Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы партнер вас услышал, поможет использование Я-сообщений. Технику Я-сообщений можно успешно применять  в общении с детьми.

16 СЛАЙД:

     Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через Вы-сообщение или Ты-сообщение, можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись техникой Я-сообщений. Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении  человека. Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на васили на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что я не знаю причину твоего опоздания» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

     В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу:  «Когда ты опаздываешь, я огорчаюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы впредь ты не опаздывала».

     "Ты-сообщение": «Ты постоянно поступаешь по-своему», можно заменить на "Я-сообщением": «Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь, потому что думаю, что для тебя не важно мое мнение. Я была бы рада, если бы мы вместе решали, как поступить».

В) Вывод

Таким образом,

- используйте технику «Я – сообщение», а не «Ты – сообщение»;

- любое достижение ребенка не сравнивать с достижениями других детей, сопоставлять лишь с его собственными достижениями.

- помимо вербальных оценок, используйте мимику, пластику, интонацию.

Г) Вывод.

     Сухомлинский говорил: «Оценка – это вознаграждение за труд, а не наказание за день».

     Учителю при подготовке к уроку нужно помнить, что поиски необходимых форм оценки и её организация – важная задача педагога.

Д) Решение педагогических ситуаций.

Дети очень хорошо работали на занятии. Не произносите оценки в адрес их усердия. Выразите вашу высокую оценку операцией «Я – сообщение»

17 СЛАЙД: 2 этаж готов.

18 СЛАЙД:

3. Ситуация успеха.

А) Актуальность.

Рассмотрим на примере, как педагог работает по созданию ситуации успеха:

…- Мы с Сашей рисовали зверей, которые живут в зоопарке. Я предложила нарисовать льва.

- Я не умею  - возразил он

- Как же в зоопарке не будет льва? Без него нельзя – он же царь зверей…Лев у тебя точно получится, ведь тигра ты умеешь, лев тоже дикая кошка…

Пока я все это говорила. Саша сидел и внимательно смотрел на меня, а затем сказал: «Нарисую вот такого огромного»

«Начинай же!» - откликнулась я с радостью. И он приступил.

        В процессе рисования я говорила следующее: «Красивый получается…Веселый…Очень симпатичная кисточка на хвосте…»

Когда Саша закончил, он захотел нарисовать еще и крокодила. А ведь такое желание – это критерий оценки ситуации успеха.

        В данной ситуации можно проследить весь алгоритм создания ситуации успеха.

19 СЛАЙД:

Б) Теория.

     С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. 

20 СЛАЙД:

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

21 СЛАЙД:

В) Правила.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
  2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
  4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
  5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
  6. Педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
  7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

22 СЛАЙД: 3 этаж готов.

3 часть: заключительная.

Подведение итогов круглого стола: 

- Я надеюсь, данный круглый стол помог вам разобраться,  как эффективно взаимодействовать с детьми, смог помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения проблем в общении с ребёнком.

Рефлексия (приложение 1).

Список используемых источников:

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

Алгоритм создания ситуации успеха

1.На фоне эмоциональной комфортности  снятие страха

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках,  и находят способы решений».

2. Авансирование успешного результата.

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»,

« У тебя обязательно получится»

3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности.

«Возможно, лучше всего начать с…»,

«Выполняя работу, не забудьте о…»

4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость).

«Без твоей помощи  твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

«Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…»,

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение.

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка деталей

«Тебе особенно удалось то объяснение…»,

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект мини-тренинга для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

Цель: Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке Задачи:1.     информирование педагогов о психолог...

Сценарий деловой игры для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха у учащихся спортивной школы»

Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы. Современный тренер - это педагог, который должен идти в ногу со временем,...

План-конспект мини тренинга для педагогов "Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников"

Цель: Обучение педагогов приёмам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке...

Деловая игра для педагогов дополнительного образования "Педагогические приемы создания ситуации успеха на занятиях объединений как реализация принципа опоры на положительное в человеке"

Цель - содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе приемов и методов создания ситуации успеха на занятиях, как одного из условий реализации принципа опоры на положител...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы по созданию ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут ...

Семинар - практикум для педагогов «Педагогические приёмы создания ситуации успеха».

Семинар - практикум для педагогов «Педагогические приёмы создания ситуации успеха»....