Государственно-общественное управление в школе: опыт и проблемы.
статья по теме

Гаврилова Валентина Ивановна

Статья на тему "Государственно-общественное управление в школе: опыт и проблемы". 

Сегодня школа должна быть открыта, инвестиционно привлекательна.  

Мы хотим сделать нашу  школу объектом пристального внимания общественности, и помочь нам в этом  может Управляющий совет.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_us.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственно-общественное управление в школе:

опыт и проблемы.

Гаврилова В.И., заместитель директора по УВР, МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов"

Нефтекумского муниципального района Ставропольского края

"Каждый, кто популярен в коллективе,  

обречен на "определенные" проблемы.

Он должен быть готов их решать."

Из новых Законов Мерфи

          В настоящее время  трудно переоценить    значение системы образования для современного общества, его социального, экономического и культурного  развития.  Современному миру, миру высоких технологий просто необходимы качественно образованные, конкурентоспособные, профессионально мобильные люди, способные принимать нестандартные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Основные направления совершенствования системы образования в России, механизмы их реализации и приоритеты государственной политики в области образования, обозначены в  Законе Российской Федерации "Об образовании".

          В качестве основных принципов государственной политики провозглашены демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений. 

"Необходимо преодолеть существующее  отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого предлагается создать  систему Управляющих Советов общеобразовательных учреждений".

          Поиск и становление обновленной образовательной траектории являются приоритетом работы коллектива нашей школы. В этих условиях  качественных изменений в деятельности образовательной организации мы видим в  первую очередь  создание условий, обеспечивающих включение в процессы принятия значимых для жизни школы решений всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся.  Сегодня школа должна быть открыта, инвестиционно привлекательна.  Мы хотим сделать нашу  школу объектом пристального внимания общественности, и помочь нам в этом  может Управляющий совет.  

          Однако на этапе создания УС наша практическая деятельность затруднялась  слабой теоретической разработкой проблемы государственно-общественного управления образованием. Для большинства педагогов нашей школы создание УС,  при наличии весьма эффективно действующего  Попечительского Совета, было абсурдным и непонятным.  Вопросов было больше, чем ответов.   "В чем  специфика деятельности Управляющего Совета? ",  "Каких участников образовательного процесса можно считать субъектами управления? В частности, являются ли органы педагогического, ученического и родительского самоуправления субъектами государственно- общественного управления школой?", "Какой должна быть нормативно-правовая база функционирования и развития государственно-общественного управления?", " Как организовать реальную работу  УС?", "Будет ли деятельность Управляющего Совета действительно управленческой?" Парадоксальным было и то, что создавая  внутри школы структуру, членами, которой являются  участники образовательного процесса, которые обязаны выполнять решения как администрации, так и педагогического совета, с одной стороны,  а  с другой стороны  мы фактически ставим УС,  на одну ступень с администрацией образовательной организации, со сложившейся практикой школьной управленческой деятельности, и отводим ему роль реального участия в управлении школой. Ясно было одно Управляющий совет появляется в учреждении не для того, чтобы быть "правой рукой" директора,  или принимать решения,  требующие профессиональной педагогической подготовки.  Основное поле деятельности совета – стратегия, коллегиальная выработка ясной и понятной  для всех цели, к которой   стремится  наше образовательное учреждение.    

           Соответственно, наши первые шаги на пути создания УС — это создание рабочей группы из числа администрации и  педагогов школы, которая провела огромную  работу, связанную с  разработкой  школьных локальных актов,   а также с организацией и проведением выборов в члены  УС.  Параллельно проводились обучающие семинары, совещания. Тем самым был обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения педагогического коллектива к отношению более позитивному. Каждый из членов коллектива школы начинал понимать, что эффективно организованная деятельность  Управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития образовательного учреждения.

           Не стоит забывать и о низкой активности родителей.  Поэтому творческой группой проводились родительские собрания, на которых велась разъяснительная работа о том,  что Управляющий совет может влиять на качество образования детей, ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения и т.п. Объясняли, что  эти документы определяют, чему в этом учебном году будут  учить детей в каждом классе нашей школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д.  Для нас было  важно, чтобы все родители знали, что формируется новый коллегиальный орган государственно-общественного управления школой. У каждого из родителей не должно было сложиться впечатления, что от него что то скрывают. А личное нежелание участвовать в управлении школой родители не оправдывали бы тем фактом, что от него лично ничего не зависит. Чем больше родителей будут вовлечены в процесс формирования Совета, тем большей будет его легитимность и авторитет.

          Выборы в члены УС прошли в период  с октября 2012 года по январь 2013года.  Количественный состав УС определился следующим образом:

-директор – 1 (входит в Управляющий совет по должности обязательно);

- представитель учредителя – 1 (назначается учредителем);

- от старшеклассников – 3 ученика (избираются учащимися школы);

- от родителей – 4 (избираются родителями)

- от работников школы, учителей –  2 (избираются работниками школы);

- кооптируемых членов – от 1 до 3.

Были определены и основные полномочия УС.

В определении путей развития образовательного учреждения: 

  • утверждает программу развития учреждения;
  • утверждает внесение изменений и дополнений в Устав с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации;
  • представляет учреждение по  вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.

В организации образовательного процесса Совет согласовывает: 

  • школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;
  • профили обучения в старшей школе;
  • выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета;
  • программу общественно - полезной и досуговой деятельности  обучающихся.

В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет: 

  • устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе, продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная);
  • определяет время начала и окончания занятий;
  • принимает решение о введении единой в период занятий формы одежды для обучающихся;
  • осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе;
  • координирует деятельность общественных, в том числе и детских организаций (объединений), действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом;
  • ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в образовательном  учреждении.

В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет: 

  • согласовывает  по представлению директора бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, определяет цели и направления их расходования;
  • заслушивает и утверждает отчет директора по итогам учебного и финансового года.

В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса совет: 

  • рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала и принимает по ним решения;
  • принимает решение об исключении обучающегося (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства);
  • дает рекомендации директору по вопросам заключения коллективного договора;
  • ходатайствует, при наличии оснований, перед директором о расторжении трудового договора с работниками учреждения;
  • вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора;
  • участвует в распределении стимулирующей части ФОТ.

В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает: 

  • Положение "О порядке приема обучающихся" в ОО;
  • "Правила поведения обучающегося";
  • Положение "О летней трудовой практике учащихся";
  • Положение "О стипендиях учащимся, о поощрениях и взысканиях учащихся";
  • "Правила  приема в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов";
  • Положение "О принципах взаимоотношений участников образовательного процесса при осуществлении совместной образовательной деятельности";
  • Положение "О порядке оказания дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг";
  • Положение "Об управляющем совете";
  • Положение "О родительских комитетах, родительских собраниях и конференциях";
  • Положение "Об ученическом самоуправлении".

          Безусловно, что на первых этапах деятельности члены УС испытывали серьезные трудности, но по мере решения проблем накапливался и опыт работы. Самой большой и серьезной проблемой, на наш взгляд, было бы  сведение всей деятельности УС к собраниям, совещаниям и  отчетам. Поэтому мы буквально со дня основания Управляющего совета, приступили к  реализации  конкретных  дел.

           В заработную плату учителей в общеобразовательных учреждениях входят выплаты стимулирующего характера. Виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера общеобразовательное  учреждение определяет самостоятельно. Установление выплат стимулирующего характера в нашей школе производится с учетом показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников и  органа государственно-общественного управления. Решение по данному вопросу закрепляется в коллективном договоре и в решении государственно-общественного органа управления.

           Члены Управляющего совета параллельно с изучением и разработкой нормативно-правовой базы провели анкетирование участников образовательного процесса, цель которого выявление  интересов и потребностей учащихся, запросов родителей по образовательным программам.  Дали заключение по открытию двухпрофильного химико-биологического класса.

           Реализуя постановление правительства Ставропольского края  от 31 октября 2012 года  «Об утверждении Основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края» мы столкнулись с рядом трудностей.   Родители, ссылаясь на элементарное нежелание учащихся  носить форму, увеличение стоимости расходов на обучение ребенка,   отказывались исполнять данное постановление. УС  проводил пропаганду среди родителей и обучающихся того, что красивая качественная школьная форма воспитывает стиль, помогает в будущем сформировать вкус в одежде. Дети должны понимать, что костюм это не просто одежда, это средство коммуникации.  Дети – члены УС с  представителями  школьного самоуправления провели в школе опрос, который показал, что ученики не имеют ничего против ношения формы, однако они предъявляют очень много требований к такой одежде - хотят выглядеть красивее. Пожелания родителей и обучающихся были учтены при разработке школьного положения о школьной форме и внешнем виде обучающихся нашей школы, которое было согласовано с УС.

Это позволило Управляющему совету органично влиться в школьное сообщество.

      В настоящее время члены УС приступили к реализации проекта "Учитель-профессионал". Идея конкурса поступила от родителей, которые предложили по итогам результатов работы в течение года определить лучшего учителя нашего образовательного учреждения. Дети - недавно провели в лицее опрос, который показал, что ученики не имеют ничего против ношения формы, однако они предъявляют очень много требований к такой одежде - хотят выглядеть красивее.

     Для того чтобы  оптимизировать  работу УС  планирует провести анкетирование участников образовательного процесса, цель которого: выявить мнение как о самом Управляющем совете, формах его работы, так и о тех изменениях, которые мы с ним связываем.

     Вот некоторые вопросы анкеты:

  • Какие задачи и перспективы развития школы вы связываете с Управляющим советом
  • Какого эффекта можно достичь, делая школу инновационно привлекательной
  • Какие ресурсы надо подключить для решения актуальных проблем
  • Чем вы могли быть полезны Управляющему совету
  • Какие пиар акции необходимо провести УС.

         Безусловно, создав  структуру государственно-общественного управления,  мы не решили в одночасье все проблемы накопившиеся в школе.  Ведь  важно не только решение сегодняшних проблем, но и направление движения, путь, на который мы вместе встаем. Наша школа рассматривает Управляющий совет как возможность перехода образовательного учреждения  на другой более высокий, качественный  уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План действий по развитию государственно-общественного управления образовательным учреждением

Презентация содержит дальние и близкие цели, задачи, приемы и технологии, риски и решения, план-график действий по развитию ГОУ....

презентация "Государственно-общественное управление"

Презентация о системе государственно-общественного регулирования в ОУ....

Публичная отчетность образовательного учреждения как условие государственно-общественного управления

Важнейшим инструментом обеспечения информационной открытости и прозрачности является информационная отчетность....

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

«Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования»

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего...

Государственно-общественный характер управления и развития современного образовательного учреждения

Государственно-общественный характер управления и развития современного образовательного учреждения...