ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья на тему

Анпилогова Ирина Олеговна

технология  коучинга  как инструмент повышения компетенции родителей младшего школьника-один из действенных способов взаимодействия учителей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ  КОУЧИНГА  КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

 Содержание социально-педагогической деятельности с семьёй младшего школьника передаётся при помощи всего разнообразия  социально-педагогических средств, которые постоянно пополняются новыми вариантами. Одним из таких средств является коучинг.

Р.Тарнас отмечает, что «сейчас есть все условия для распространения коучинга. Существует множество мировоззрений. Происходит масса перемен. Многие потеряли ориентацию в жизни. Большинство издавна существующих принципов уже не так незыблемы, как прежде» [2, 22]. Люди столкнулись с необходимостью постоянно принимать непростые и незамедлительные решения, которые, так или иначе, меняют их прежде размеренную жизнь.

        На практике активно используется множество средств социально-педа-гогической деятельности с семьёй – это тренинги, консультации, патронаж и другие. В настоящее время активно входит в социально-педагогическую деятельность технология коучинг, которая активно используется в менеджменте, но и подходит для любой сферы «человек-человек», в том числе и семьи.

        Если рассматривать очень широко, то есть две категории коучинга – и две сотни специальностей по классификации Международной федерации коучинга, которые озаглавлены «Личные» и «Деловые». По опытуЕ.В.Максимова, весь коучинг – всегда личностный, даже когда клиенты приходят с деловыми проблемами. 80 % того, что надо предпринять, зависит от клиента как человека: его ценностей, потребностей и желаний» [3, 79]. Что касается главной классификации, то коучинг обычно подразделяют на «индивидуальный (личностный или жизненный), организационный (здесь работа ведётся с различными подразделениями – от командной группы, отдела до компании в целом) и коуч-менеджмент (когда в роли коуча выступает внутренний менеджер компании, а коучинг используется и признаётся как форма внутренней коммуникации)» [3, 79].

        Из выше изложенного можно сделать вывод, что коучинг – это специфическая деятельность, которая имеет своё содержание, свои цели, задачи, принципы, структуру, приёмы и т.д.  Содержание определяется особенностями объекта, в данном случае–это семья младшего школьника: родители и дети. Цели и задачи определяются проблемой, с которой приходят родители младших школьников.

        Для успешной организации процесса коучинга в литературе описываются основные принципы коучинга, В.Е.Максимов предлагает следующие (схема 3).

                                   Основные принципы коучинга

        Принцип осознанности и ответственности предполагает, что коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Для этого используются специальные техники, главная из которых – вопросные технологии коучинга.

       Принцип отсутствия экспертной позиции согласно принципу ответствен-ности, в ходе коуч-консультирования коуч никогда не занимает по отношению к клиенту экспертную позицию.

        Принцип взаимосвязи подразумевает, что человек – сложное существо, функционирующее на разных уровнях. Работая над конкретной целью в ходе проведения коучинга, коуч всегда рассматривает человека целиком и учитывает влияние области цели на все области жизни человека.

        Принцип сопротивления говорит о том, что жизнь показывает,  каждый из нас испытывает большие затруднения при попытке сделать что-то новое в жизни, изменить себя.Всё новое означает неизвестность и подсознательно таит в себе опасность для окружающих. Совместно с коучем клиент разрабатывает план поэтапного формирования новой стратегии и тактики.

        Принцип равенства показывает, что метод коучинга основан на  комму-никативном сотрудничестве и направлен на формирование партнёрских отношений между коучем и клиентом.

        Принцип поэтапного развития предполагает, что каждый шаг клиента на пути движения к поставленной цели должен находиться, по определению Л.С.Выготского, в «зоне ближнего развития».

        Следующий принцип иерархичности показывает, что развитие каждой личности происходит поэтапно.

       Принцип мониторинга подразумевает, что коучинг не занимается «развитием личности» вообще или «улучшением эффективности» в целом. Коучинг не работает с проблемами клиента или его прошлым. Сфера интереса коуча – конкретная цель в вашем будущем, шаги по её достижению в настоящем и уроки из прошлого, которые помогут эффективно двигаться к ней сейчас.

        Использование всех принципов гарантирует успешный результат процесса коучинга.

        Работа с родителями младших школьников осуществляется при помощигрупповогокоучинга (организационного) и индивидуального коучинга (личного или жизненного).

       Групповой коучинг помогает в организации просвещения родителей младших школьников по интересующим их вопросам, то есть предоставляет

информацию. Повышенная  тревожность родителей в вопросе успешности обучения, воспитания своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые в свою очередь проявляются в определённых формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей. Эти страхи идут от незнания, непонимания. Задача коуча – просветить родителей по волнующим вопросам.

      Н.И.Дереклеева отмечает, что «умело организованное и продуманное просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах»[1, 256]. Она предлагает следующие темы для просветительской работы с родителями младших школьников, которые коуч освещает в процессе коучинга: « физиологические  особенности  младших   школьников; основы построения общения с младшим школьником; особенности адаптации ребёнка к школе; значение режима дня в жизни младшего школьника; способы научения ребёнка; повышение учебной мотивации; роль средств массовой информации в жизни ребёнка и его семьи; воспитание нравственности; способы познания окружающего мира; стили взаимоотношений в семье; совместная деятельность в семье младшего школьника; родительство; гендерное воспитание детей; здоровый образ жизни; связь поколений и её значение в воспитании детей; ведущая деятельность младшего школьника – учебная. В ходе  группового  коучинга  содержание просвещения младших школьников строго отбирается по запросам клиентов.

          В процессе группового коучинга родителей младших школьников могут быть использованы следующие формы организации просвещения. Самой  распространённой  формой   просвещения   является  родительское собрание. С.А.Цабыбин определяет родительское собрание как «форму анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания» [4, 9].  

        Родители младших школьников остро нуждаются в просвещении, поэтому родительские собрания – это и педагогическое просвещение, и групповая консультация, и семейный праздник.  При  подготовке  собрания  необходимо обязательно включать теоретические проблемные вопросы [4,12].

        Интересной и продуктивной формой просвещения  родителей  являются

родительские университеты. Такое  название  данной  форме предлагает Н.И.

Дереклеева, С.А.Цабыбин предлагает следующее название – университет педагогических знаний.

        Одной из форм просвещения родителей является лекция –«форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания» [4, 17]. Главным в лекции является анализ явлений, ситуаций родителями при поддержке коуча.

        Также в литературе описана такая форма  просвещения родителей  млад-

ших школьников как практикум. Н.И.Дереклеева определяет практикум как «форму выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей» [1, 8]. Данная форма должна активно использоваться в работе с родителями, так как даёт возможность приобрести необходимые практические умения и навыки воспитания своих детей.

        Родительские чтения–очень интересная форма просвещения, которая да-

ёт возможность родителям не только слушать лекции коуча, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в обсуждении.

        Формой просвещения, которая даёт положительные эмоции родителям, являются родительские вечера. «Родительский вечер – это праздник общения с родителями другого ребёнка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед

родителями ставит жизнь и собственный ребёнок».

        Родительский ринг – «готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции».

        Родительский тренинг–это активная форма просвещения родителей, ко-

торые хотят изменить своё отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным. Н.И. Дереклеева считает, что «тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения.

        Мать или отец младшего школьника – это личность, которая имеет свой путь развития. В работе с родителями коуч это учитывает и составляет совместно с клиентом определённый план работы. «Индивидуальное консультирование может проводится в различных формах: личные встречи, консультации по телефону, переписка по электронной почте и прочее» [2, 79]. В данном случае подразумеваются самостоятельное выполнение клиентами определённых вместе с коучем планов (заданий, действий, упражнений и т.п.) и система обратной связи, которая позволяет осуществлять мониторинг процесса и оказывать клиенту при воплощении замыслов.Индивидуальный коучинг родителей младшего школьника – это осознание баланса и гармонии в семейной жизни, в воспитании детей. Коуч поможет родителям определить индивидуальную систему мероприятий, которая поможет им обрести уверенность в себе как в родителе. Индивидуальный коучинг организуется в  форме  индивидуального консультирования.  

           Основная процедура коучинга – диалог, задавание вопросов и выслушивание ответов. Это происходит в атмосфере доверия и открытости. Задача коуча – прояснить для себя и для клиента весь объём заявленной проблемы. Этого можно достичь при использовании всего многообразия методов и приёмов, которые будут раскрыты при рассмотрении техник коучинга.

        Основными критериями эффективности социально-педагогической деятельности с семьёй младшего школьника по средствам коучинга могут выступать следующие: анализ состояния проблем семьи младшего школьника и результатов их решения; динамика включённости родителей и младших школьников в различные виды социальной деятельности и активности; динамика в членов семьи к социальной деятельности; динамика в отношении детей, старшего поколения к базовым социальным ценностям; результаты включённости взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме.

        Таким образом, коучинг – это перспективное направление, которое активно применяется в сфере «человек-человек». Войдя в двадцать первый век, современный человек всё больше стал интересоваться своим внутренним миром. Технология коучинга подразумевает как раз работу с данной областью человека. Она имеет свою структуру, объект и субъект, цели и задачи, основные принципы работы, формы, приёмы и техники работы.  

        В социально-педагогической деятельности с родителями младших школьников в современной ситуации необходимо использовать технологию коучинга, которая затрагивает все аспекты жизни людей, активизируя жизненные силы каждого члена семьи.

                                  Список литературы

1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа 1-4 классы + Новые собрания. М.: «ВАКО», 2005. – 256 с

2.Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М.Рэй. - СПб.: Питер,2003. - 22 с.:ил.-( Серия «Практическая психология»).

3.Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно всё. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 272 с

4.Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волгоград, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников

Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся...

формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса

В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса...

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать на выступлении на семинарах, педагогических советах...

Методические рекомендации для родителей младших школьников "Режим дня в жизни школьника"

Задачи: 1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня....

Памятка родителям младших школьников " Слабая самоорганизация у младших школьников"

Памятка в виде буклета создана для родителей младших школьников. Начальная школа - основа самоорганизации младших школьников. В памятке описываются причины слабой самоорганизации школьников, их послед...

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях ФГОС...