Формирование и развитие творческого потенциала педагога.
статья на тему

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.

 Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие творческого потенциала педагога

 в условиях ФГОС НОО,  ФГОС  ООО.

(Выступление на педсовете школы Живицкой Г.М.)

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник) Таким образом,. педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.

 Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).

С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Для того чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности.

Критерии успешности учителя

Педагогические

  1. Уровень обученности наших учеников
  2. Уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков.
  3. Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию
  4. Образование педагогов и повышение квалификации
  5. Способность к самоанализу, рефлексии
  6. Инновационная деятельность

Психологические

  1. Интерес, мотивация
  2. Сознательное обучение
  3. Взаимоотношение в системе «ученик-учитель»
  4. Учёт индивидуальных особенностей ученика.

Личность учителя

Эмоциональность

Выразительность речи

Творческое начало личности.

10 заповедей творческой личности.

 Будь хозяином своей судьбы.

 Достигни успеха в том, что ты любишь.

Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

 Строй свои отношения с людьми на доверии.

 Развивай свои творческие способности.

 Культивируй в себе смелость.

 Заботься о своём здоровье.

  Старайся мыслить позитивно.

Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

 

 Скажи мне, и я забуду.

 Покажи мне, - я смогу запомнить.

 Позволь мне это сделать самому,

 И это станет моим навсегда.

             Древняя мудрость

 

Отвечая на вопрос: «Что препятствует творчеству?», большинство педагогов, систематизируя мнения коллег, определяют «проблемные места»: недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к ним, сформировавшиеся стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными, психологическая напряжённость, лень собственная и лень некоторых учащихся.

Способности, проявляемые в действиях педагога по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми ценности каждого представителя коллектива.

 В коллективе был проведён анонимное исследование: «Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?»

Педагоги признаются, что достойны уважения за: духовность, патриотизм, открытость, доброжелательность, оптимизм, общительность, любовь к природе, умение ценить дружбу, постоянное совершенствование, искренность, тактичность, заботливость, внимательность, требовательность, честность, мудрые советы, толерантность, порядочность, умение радоваться и радовать других, уважение к родителям, аккуратность, искренность, понимание, гостеприимство, уступчивость, внешнюю обаятельность, стремление идти вперёд, интеллект, знания, выдержанность, элегантность, любовь к музыке, любовь к профессии, правдивость, умение сопереживать, верность, пунктуальность, умение преодолевать трудности,  умение слышать, понимать и прощать. О нравственных ценностях педагогов говорят слова: «люблю красоту во всём»; «люблю людей»; «люблю работать»; «помогаю всем коллегам»; «люблю родную землю»; «уважаю окружающих»; «я трудолюбивая, старательная»; «вкусно готовлю»; «красиво вяжу, шью»; «люблю своего единственного сына и заботливого мужа»; «люблю петь, рисовать, читать стихи».

Такие откровения убеждают в неповторимости, незаменимости педагогических личностей, в том, что в надёжных руках школа, когда педагоги  ощущают собственную ценность, любят детей.

Анкетирование педагогических работников  свидетельствует о сформированности творческой позиции у большей части педагогического коллектива, об умении извлекать из общения максимум пользы для себя.

Определение проблем, выработка альтернативных решений, ожидаемых результатов, коллективный поиск путей  повышения качества образования, традиции – это уклад жизни школы, где развиваются люди как личности, уважающие и понимающие друг друга, помогающие и поддерживающие друг друга, договаривающиеся между собой и умеющие быть собой.

Анкетирование педагогических работников.

Тест «Ваш творческий потенциал»

  1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а)да

б)нет, он и так достаточно хорош

в)да, но только кое в чём

  1. Думаете ли вы, что можете сами участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а)да, в большинстве случаев

б)нет

в)да,  в некоторых случаях

  1. Считаете ли вы, что  некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности в которой вы работаете:

а)да

б)да, при благоприятных обстоятельствах

в) лишь в некоторой степени

  1. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что можете что-то принципиально изменить:

а)да, наверняка

б)это маловероятно

в) возможно

  1.  Когда вы решите предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите своё начинание:

а)да

б) часто думаете, что не сумеете

в)да,  часто

  1.  Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а)да, неизвестное вас привлекает

б)неизвестное вас не интересует

в) всё зависит от характера этого дела

  1.  Вам приходиться заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нём совершенства:

а)да

б) удовлетворитесь тем, что успели добиться

в)да, но только  если это вам нравиться

  1.  Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нём всё:

а)да

б)нет,  вы хотите научиться только самому основному

в) нет, вы хотите удовлетворить своё любопытство.

  1. Когда вы терпите неудачу, то:

а)какое- то время упорствуете, вопреки здравому смыслу

б) махнёте рукой на эту затею, т.к. понимаете, что она нереальна

в) продолжаете делать своё дело, даже когда очевидно, что препятствия непреодолимы

  1. По – вашему профессию надо выбирать, исходя из:

а)своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

б)стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней

в) преимуществ, которыми она обладает

  1.  Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а)да

б)нет , боитесь сбиться с пути

в)да, но только  там,  где местность вам понравилась

  1. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вспомнить всё, что говорилось:

а)да, без труда

б) всего вспомнить не можете

в) запомните только то, что вас интересует

  1.  Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а)да, без затруднений

б) да, если это слово легко запомнить

в)  повторите, но не совсем правильно

  1.  В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить

б) находиться в компании

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании

  1.  Вы занимаетесь каким- то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным

б) вы более или менее довольны

в) вам ещё не всё удалось сделать

  1.  Когда вы од(на)ин:

а) любите мечтать о каких- то даже, может быть абстрактных вещах

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие

в) любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой

  1.  Когда какая -то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь

б) вы можете делать это только наедине

в) только не там, где слишком  шумно

18.  Когда вы отстаиваете какую-нибудь идею:

а) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов

б) останетесь при своём мнении, какие бы аргументы ни выслушали

в) измените своё мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, таким образом:

«а»- 3 балла

«б»- 1 балл

«в»- 2 балла

  № вопроса

значение

1,6,7,8  

определяют границы вашей любознательности

2,3,4,5    

веру в себя

9,15      

постоянство

10

амбициозность

11                            

зрительную память

12,13                      

слуховую память

14

ваше стремление быть  независимым

16,17                      

способность абстрагироваться

18

степень сосредоточенности

         

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, не велик. Но может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Существующее в коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее, в каждом человеке находить росток доброго и помогать взращивать дерево любви к миру. Гуманистическая концепция воспитания регулирует формирование отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Ситуация успеха – главная в школе. Приоритетные правила трёх «П» (принять, познать, признать) и правила трёх «Д» (добросердечие, добропорядочность, добросовестность).

Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать.

Девиз настоящего педагога: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В. Каверин «Два капитана»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...

Грамматические упражнения как способ формирования и развития творческого потенциала личности ребенка на уроках английского языка

Независимо от возраста учащихся, наибольшую сложность представляет обучение грамматике, следовательно, необходимы альтернативные технологии, способные создавать на занятиях такие ситуации, когда детям...

Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы

Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления  педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...

Мастер - класс. Заседание Методического совета «Деятельность методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов»

Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. ...

«Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства»

Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объ...

Активное участие в профессиональных конкурсах и трансляция собственного педагогического опыта как возможные пути развития творческого потенциала педагога

Самореализация – ключевое понятие в процессе формирования успешной личности. Заинтересованность педагога в развитии и реализации собственного творческого потенциала – залог профессионально...

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...