Педсовет. "Воспитательная работа в современной школе"
материал на тему

Данный файл содержит презентацию, выступление и структуру педагогического совета "Воспитателная работа в современной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet._vospitatelnaya_rabota_v_sovremennoy_shkole.rar197.56 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа в современной школе:

от коллективизма к взаимодействию

1. Сегодня я хочу поговорить с вами о воспитании, которое является не просто составной частью образования, а его сущностью и смыслом. Для этого  необходимо еще раз вспомнить такие понятия в рамках процесса воспитания:

коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества

пед. взаимодействие- это процесс, происходящий между воспитателем и воспитанникомв ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка.

гуманизм – это жизненная позиция; приоритет 

это система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье.

Добровольность как качество личности –  способность принимать на себя какие-либо обязанности по собственной инициативе,  действовать по собственному желанию, без принуждения, на добровольных началах.

Самодеятельность – это предметная деятельность,

1.  проявление личного почина в каком-нибудь общественном деле.

2. Непрофессиональная театральная, исполнительская, художественная деятельность.

Цель образования в современной школе, представленная  в законе «Об образовании»   это ориентация на воспитание людей внутренне принимающих новую реальность, кто опирается на свои силы, на ту самую «внутреннюю творческую активность и  готов реализовать её самостоятельно и без принуждения.

Смыслу нельзя научить. Смысл может только родиться в каждом отдельно взятом сознании, помощником в этом процессе призван быть учитель. Для этого он должен обращаться к тому, что делает человека личностью – к творческой работе сознания ученика. Сложность современного воспитания состоит в том, что оно не должно что-либо навязывать, принуждать, заставлять. Чтобы воспитать субъекта, учитель должен не только сам быть личностью  и уметь воспитывать гуманно. И именно от учителя зависит будет ли воспитание традиционным, т.е. коллективистским, или новым, т.е. развивающим и гуманистическим.

Воспитание становится нравственным, если оно обращено к гуманному, т.е. человеческому началу в ученике.

Критерий гуманистичности определяют 2 показателя

- добровольность

-  самодеятельность

И то и другое должны определять гуманность, т.е. человечность содержания образования.

Я не говорю об  отказе  от привычных форм воспитательной работы - классных часов, бесед, вечеров и т.д.  Важно наполнить их непривычным содержанием, которое будет затрагивать самые больные для школьников темы, пробуждать деятельность их сознания, которая нуждается в разумной поддержке и развитии. Чтобы эту деятельность организовать нужно, иметь серьёзные знания о себе и учениках.

2. Обратимся к истории.

Своеобразным «поставщиком» идей для научного обоснования воспитательной деятельности и в наше время продолжает оставаться эпоха античности. Основная воспитательная идея для Аристотеля(384-322 гг. до Рождества Христова) сводилась к необходимости насильственного исправления живущих в заблуждении.

Несмотря на то, что Аристотель и Платон были учениками и последователями Сократа (469-399г. до РХ)- именно он рассматривал вопросы – о решениях личности, диктуемых совестью, о личных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества. Эти вопросы составили философскую основу гуманистической педагогики.

Сократ был казнён по приговору афинского суда, суть обвинения сводилась к отрицанию Сократом «государственных» богов и в поклонении новому божеству. Этим новым божеством выступал человек. Человек, считал Сократ, нуждается не в привычном образовании своей личности посредством научения, но в образовании, которое предоставляет возможность поиска её смысла. Ему  необходимо пройти путём познания самого себя. Самое ценное в человеке- это умение видеть истину, и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, т.е. истину, можно усвоить только посредством нахождения противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Истина постигается добровольно, свободно, самостоятельно.

  В коллективистском  воспитании- учитель – главное действующее лицо   процесса воспитания. Традиция формирования предписывает бороться с непосредственно живыми интересами ученика, как с проявлениями «стихийности» и дезорганизованности. Ученик – ведом, поучаем, наставляем и управляем.  Вспомним систему государственного образования в СССР:  воспитывался человек, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами, человек с «хоровым началом», воспитывали общность переживаний, сознание себя как части целого, перестраивали сознание ребёнка с индивидуалистического на коллективистское. Формировали всесторонне развитую и гармоничную личность.

  Идея гуманизма воспитания блокировалась в Советском союзе как развивающая в молодёжи дух непокорности, пренебрежение к властям и закону.

Прошло время, но традиционная педагогика царствует и поныне ( по исследованиям ученых):

60 % старшеклассников отметили, что учителя весьма бестактно вмешиваются в их отношения. Ученические анкеты свидетельствуют: вмешательство учителей вряд ли идёт на пользу, если осуществляется в виде контроля, замечаний, поучений, наставлений.

По мнению старшеклассников (50%), хороший ученик для учителя послушный, дисциплинированный, исполнительный, вежливый, скромный, не выделяющийся, не думающий, не имеющий собственного мнения, безропотный, не мешающий работать, смотрящий в рот учителю.

56 % учеников считают, что для успешной учёбы первостепенное значение имеет интерес к предмету, который определяет учитель.

24% считают, что данный интерес в меньшей мере зависит от ученика или предмета.

Пассивная позиция ученика («сделайте мне интересно») сталкивается с такой же выжидательной позицией учителя («они не хотят учиться», «они должны…»).

Это противостояние проявляется и в отношении к отметкам:

30% -учащихся считает , что отметка оценивает отношение учителя к ученику.

21% - способности ученика.

11% - используется как способ давления. (исследования профессора Кульневича Сергея Владимировича)

Воспитательный эффект, как результат реализации традиционных целей , весьма красноречив: место развития личности, как субъекта воспитания, занимают тренировки памяти и послушания, тормозящие развитие мышления и личности в целом. Вместе с тем учителя уверены, что они используют отметку как стимул индивидуального развития учащегося, как поощрение и наказание, ориентир для достижений. Понятно, что такие цели с современной целью образования совпадают не совсем, а точнее  совсем  не совпадают  

Первым принципом гуманистического воспитания становится новое место педагога – место внутри системы воспитательных отношений, а не снаружи. И учитель, и ученик определяются активными субъектами воспитательной деятельности.

Если учитель находится в обособленной позиции по отношению к ученику, за пределами его личности, и использует различные методы воздействия на ученика, такое воспитание превращается в обезличенный процесс.

Для гуманной педагогики субъект всегда первичен. Формировать его не надо, следует лишь помогать в развитии. Поэтому задача воспитания перемещается от традиционного содержания методов и форм к оказанию педагогической поддержке развивающейся личности.

Для этого воспитание должно иметь содержание, т.е. в нём должны быть представлены нравственные ценности. Поэтому воспитание использует новый инструмент, обеспечивающий ненасильственное и добровольное включение личности в процесс становления.  Умение думать и действовать по схеме в традиционном воспитании, вытесняет сознательная потребность человека сначала осмысливать (придавать смысл), а только затем принимать решения и действовать.

 

3. В данном направлении следует понимать разницу между педагогическим опекунством и взаимодействием.

Опекая ученика, т.е. давая ему рекомендации, даже навязчиво советуя, как следует себя вести или поступать, мы автоматически лишаем его возможности принимать решения самостоятельно. Эта педагогическая привычка настолько притягательна, проста и доступна, что незаметно для учителя перерастает в потребность опекать, а для ученика в потребность быть опекаемым.

В основу опекунства закладываются  процессы, которые присутствуют и в современной школе:

- Неприкрытый, прямой, зачастую специально демонстрируемый авторитарный диктат учителя. Исследователи назвали его «буря и натиск». Такой учитель вечный заводила, но ученики для него- строительный материал для реализации своих «задумок». Бодрый, мажорный дух, фонтанирующий темперамент – всё это призвано не пробудить инициативу, а заставить «делать правильно» потому что только так (по мнению учителя) можно стать активным, инициативным, весёлым.

- Более скрытый вариант опёки- «закадычный друг». Попечительство над учеником приобретает как бы демократическую форму, но ей не достаёт демократического содержания. Ученикам предоставляется полная свобода в планировании, выборе органов самоуправления. Форм отдыха. Но за всем этим ощущается постоянное присутствие и вмешательство учителя. Он и переговорит с каждым на переменке, и приобнимет доверительно, и на ушко шепнёт что-то ободряющее, и о родителях поинтересуется, и непомерно строгого учителя осудит. Однако со временем ученики обнаруживают, что у их любимого классного руководителя своя сеть доносчиков, что отношения в классе он выстраивает, используя «агентурные» данные, а не исходя из личностных потребностей и интересов учеников, и что, в конечном счёте, никакие они не самостоятельные личности, а актёры в театре марионеток.

- Третья, но далеко не последняя разновидность опекунства состоит в абсолютизации роли активной деятельности, полностью отданной на откуп ученикам без какого-либо вмешательства учителя. Исследователи определяют такой типаж как «педагогика попустительства». Но и она, как это не парадоксально, несёт в себе мощный заряд опёки. Бескрайняя вольница заканчивается беспределом в поведении учеников, который пресекается требованием родителей «установить порядок». И всё возвращается к первому, диктаторскому варианту.

Какие бы формы не принимала педагогика опеки, суть её одна: воспитание в учениках установки на то, что учитель обязан, заботится о них, и однозначное мнение об учителе, как о передатчике готового к употреблению опыта поведения, а мнение о себе – как о потребителях, но не производителях такого опыта.

Гуманистическая педагогика однозначно выступает против любых видов опёки.

 Но что же предлагается взамен? Оказывается, если использовать рекомендации и советы можно гораздо более эффективно, если не навязывать их, а создавать условия для возникновения у ребёнка потребности во взаимодействии с педагогом.

Грань между опекой и взаимодействием настолько малозаметна, что учителю требуется использовать мыслительное умение – устанавливать источники этих явлений.

Цель любой опёки – на фоне ярко демонстрируемой заботы навязать ребёнку потребность быть постоянно контролируемым и жестоко управляемым.

Цели современного воспитания: готовить ребёнка быть субъектом жизни, профессионального и личностного самоопределения.

 

 Постоянный контроль и жесткое управление «извне» должны уступать место самоконтролю и самоуправлению.

 «Самоконтроль», «самоуправление», «самореализация» ни одно из этих качеств не может быть «сформировано», навязано человеку. Добровольность и самодеятельность возникают тогда, когда ученику помогают в саморазвитии, а не навязывают его. Детское творчество постоянно нуждается в руководстве и управлении, однако когда руководство приобретает «несгибаемые» черты, учитель автоматически превращается в опекуна, при котором творчество возможно не как поддержка ценностей и смыслов детского мира, а как вторжение в него с «правильными» и «нужными» советами, рекомендациями, требованиями.

Научиться жить- означает выработать свою позицию в жизни, своё мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней- без этого невозможно развитие. (по Игорю Петровичу Иванову 1923-1992г). Учителя учат не наставлениями, требованиями, понуканиями, а в общей с учениками творческой работе, учебной и воспитательной. Они постоянно учатся сами – друг у друга и у своих воспитанников. Благодаря этому опыт совместной работы закрепляется в сознании детей, становится руководством к самостоятельному принятию решений во взрослой жизни.

Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учеником, сколько между учениками.

Воспитание приобретает иной смысл, содержание, формы: вместо навязывания готовых образцов поведения ученики погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими. В процессе этой самодеятельности и происходит воспитание, преобразование, становление личности.  

Секрет сотрудничества(взаимодействия) состоит в том, как эти условия создаются, в чём состоит организаторская деятельность учителя как старшего товарища, а не как ментора. В этом плане следует отметить 2 основных момента:

-побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика;

-творчество обязательно во всём, потому что дети, освобождённые от назойливой опеки старших, но погружённые в условия необходимого поиска самостоятельных решений, всё делают творчески, с полным напряжением внутренних сил.

4. Основной проблемой современной педагогики является понимание учителем смысла открытого воспитания. Являясь основным показателем гуманистического воспитания, его открытость понимается учителями как доступность, допуск к всё более возрастающему объёму информации. Но феномен открытости намного шире и глубже. Открытое воспитание не отменяет классический вариант. Оно продолжает и развивает традиционное воспитание в новых условиях, приносящих в него принципиально отличающиеся характеристики:

-нелинейность (знания и опыт поведения не только наращиваются последовательно, по нормативно определённой линии благодаря сообщения учителя. Но и возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря процессам открытия их самими учениками при поддержке учителя);

-незавершённость и открытость (информация о культуре сообщается не в полном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, смыслом и опытом учащихся);

-субъектность (культура и опыт её понимания принадлежат только конкретному ученику);

- неустойчивость и нестабильность (знания изменчивы, находятся, как и человек, в постоянном развитии, определяя возможность развития личности);

-ориентация воспитания на разностороннее, а не всестороннее  развитие личности, так как охватить все стороны развития невозможно, поскольку это ограничивает, «закрывает» воспитание и личность;

- свойства личности не «задаются» учителем, в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены в сознание ученика как природосообразные, интеллектуально- нравственные задатки;

-личности ученика и учителя – субъекты педагогического взаимодействия, они открыты для постоянного обновления новыми смыслами, знаниями, пониманиями.

- ученик-цель, а не средство воспитательных процессов, выполнение требования программ и рекомендаций: он самоценен, т.е. имеет значение в том виде, в каком он есть, и для себя, и для учителя; программы задают базовый, т.е. необходимый ориентир- минимум, общее ядро знаний, которое открыто для дополнений, зависящих от  культурных, региональных, этнических и др. условий воспитания;

-учитель знает гораздо больше, чем ученики, но он не претендует на «полное и абсолютное» знание всего; как и ученики, вместе с ними и немного впереди он постоянно приближается к знанию, убеждаясь вместе с ними в его вечной неполноте и неабсолютности, используя при этом личностный диалог, а не назидательный монолог;

- самоутверждение, самореализация и самоопределение личности является следствием самоорганизации личности; самореализация не сводится к распространённым в современной педагогике представлениям о ней, как об умениях самоконтроля и саморегуляции, появляющихся в результате внешних воспитательных воздействий; она происходит при педагогической поддержке, опирающейся, преимущественно, на внутренние источники развития ученика;

-открытость воспитания зависит не только от умения учителя применять воспитательные методы обучающего воздействия, но и от умения работать с условиями, в которых протекает жизнь учеников.

Таким образом, гуманистическое (взаимодействующее) воспитание – это обучение принципам жизни. Учитель мягко и тонко регулирует процесс передачи социального опыта, он направляет ученика к самостоятельной работе над строительством своей личности, развивая то, что наиболее восприимчиво к развитию с позиции национальной культуры воспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и формы методической работы в современной школе

" Содержание и формы методической работы современной школы" - под таким названием проходила районная дистанционная конференция УОМПС Пильнинского муниципального района, участником которой стала  ...

Личностно ориентированная направленность спортивной работы в современной школе

Реализация личностно ориентированного  подхода в школе осуществляется  за счёт наиболее полного учёта индивидуальных  особенностей личности  и возможностей растущего организма...

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе...

"МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требует новых подходов к профессиональному определению молодежи. Формирование самостоятельной, ответственной и ...

Организация профориентационной работы в современной школе

Школа является важнейшим местом, где ученики могут получить помощь в выборе профессии. Современное представление педагогической сущности профессиональной ориентации связано с характеристик...