Содержание и формы методической работы в современной школе
статья на тему

" Содержание и формы методической работы современной школы" - под таким названием проходила районная дистанционная конференция УОМПС Пильнинского муниципального района, участником которой стала  директор  МОУ Озёрской ОШ Дубинина Н.И.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_v_shkole.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Содержание и формы методической  работы современной школы

Дубинина Н.И., директор МОУ Озёрской ООШ

        Из  года  в  год  повышаются  требования   к  качеству  подготовки  выпускников  основных  и    средних  общеобразовательных  школ . А это , в  свою  очередь , требует  постоянного  совершенствования  учителем  своих  профессиональных  качеств  как  предметника, как  мудрого  воспитателя  и  как  детского  психолога .  Ведь  не  в  каждой  школе, особенно  сельской ,  есть школьный  психолог. И  без  методической  помощи в  данной  ситуации  никак  нельзя  обойтись  ни  опытному  педагогу , ни  начинающему  молодому  выпускнику  ВУЗа  или  колледжа. Поэтому   грамотный  , методически  подкованный педагог , болеющий  душой  за  качество  образования , развития  и воспитания    своих  учеников -   необходимое  условие  управления  качеством  знаний  в  школе .   А  это  невозможно  без  оптимально  организованной   методической  работы  в  школе .   Для  того  чтобы  методическая  работа  в  школе  была  направлена  на  повышение  профессионального  уровня  учителя , его  компетенции  в  вопросах  педагогики , психологии , возрастной  физиологии , она  должна  вестись  логически  обоснованно ,чтобы  формы  соответствовали  содержанию , а  содержание  вытекало  из  проблем , решаемых  школой .  Таким  образом , необходима  логически  выстроенная  система  методической  работы .                                             

                  Содержание  методической  работы  в  школе                                            Вполне  правомерно  рассматривать  методическую  работу  как  важный  фактор  управления  учебно – воспитательным  процессом . Она  является  особым  и  очень  важным  звеном  в  целостной  общегосударственной  системе  повышения  квалификации  педагогических  кадров .    Именно  поэтому  содержание  методической  работы  в  нашей  школе    формируется  на  основе  следующих  источников :                                                                                                 1) государственно – правительственные  документы , постановления  и  приказы    управления  образования молодёжной политики и спорта;                  2)программа  развития  школы ;                                                                                3)результаты  психолого – педагогических  исследований , в  том  числе исследований  по  проблемам  самой  методической  работы в  школе ;         4)информация  о  передовом ,инновационном  опыте  работы  ;                           5)данные  диагностики  и  прогнозирования  состояния  УВП ;                      6)использование  передового  педагогического  опыта;                                        7)творческий  подход  к выбору   содержания  и  планирования  методической  работы .

         Работая  над  содержанием  методической  работы   в   школе  после  проведения  небольших  микроисследований   ( при  посещении  открытых  уроков , внеклассных  мероприятий  , заседаний  школьных  методических  объединений  учителей  , посещения классных  часов  , анкетировании  педагогов )  пришли  к  заключению  , что  на  ближайшую  перспективу  необходимо  решить  проблему  повышения  уровня  профессиональной  компетентности  педагогов  в  связи  с  обновлением  содержания  образования  и требованиями  в   изменении   в  сторону   совершенствования  всего  учебно – воспитательного  процесса  в  целом .  Поэтому  единой  методической  темой  школ  была  взята  тема «Повышения  уровня  профессиональной  компетентности  учителя  посредством  диагностической  и  самодиагностической  деятельности».

    В  связи  с  этим  были  внесены  изменения  в  Положение о  методических  объединениях  учителей – предметников , целью  работы  которых  стало    совершенствование  профессионального  мастерства   педагогических   кадров , посредством  самоаналитической  и  аналитической  деятельности .

   С 2011 – 2012  учебного года  началась работа  по  разработке  методов  и  средств  диагностики , а также  использование и  корректирования  уже имеющихся , и  рекомендованных  к  использованию  различными  методическими  журналами .  В  связи  с некоторыми  изменениями  в  содержании  методической  работы  изменилось  и  содержание  персональных  папок -  накопителей  педагогов. В нём  акцент  был  сделан  на работу  с  диагностическими  картами , которая  теперь  ведётся  в  двух  направлениях :

  • диагностика  и  анализ  состояния  успеваемости  и  качества  знаний .Этот  вид  диагностики  состоит  из анализа  указанных  критериев  по  предметам, классам , по  отдельным  учащимся,  которым  необходимо  педагогическое  сопровождение  . Проводится  в  режиме  четверти (полугодия) ,и  делаются  выводы  в  конце  учебного  года .
  • диагностика  и  самоанализ  педагогической  деятельности , которая  включает   прогнозирование  успешности  и  педагогических  затруднений , динамику  работы  учителя  по  теме  самообразования , а  также помогает  в  коррекции  методической  работы  в  школе.

   При  посещении  открытых  уроков  и  внеклассных  мероприятий ,  предметных  недель   акцент  был  перенесён  на  самоанализ   урока , внеклассного  мероприятия , умение  учителя  увидеть  свои  успехи  и  затруднения .  Для определения учительских запросов была проведена работа по изучению затруднений и потребностей учителя в  учебно-методической деятельности, целями которой было выявление конкретных методических проблем, которые волнуют учителей, уровня владения методической, а также эффективности методической работы в целом. После обработки результатов, выводы были заложены в планы методической работы на новый учебный год.

 Формы  методической  работы                                                                                              

      Методическая  работа  школы  проводится в различных  формах .                                       Сгруппируем  их   следующим образом :

1)Общешкольная  работа (работа  над  единой  проблемой школы, педагогические  конференции, методические  выставки, педагогические  чтения ).

2)Групповая  работа (школа передового педагогического  мастерства , наставничество, методические  объединения  учителей – предметников , классных руководителей, творческие  группы  , работающие  над  актуальной  для  них  проблемой ).

3)Индивидуальная  работа  ( консультации , самообразование ).

В школе  применяются  следующие  формы  методической  работы :

  • Тематические  педагогические  советы . В  год  проводится не менее                                  3  таких  педсоветов.
  • Школьные  методические  объединения  учителей – предметников (периодичность  проведения  заседаний  1  раз  в  четверть  и   работа  между  заседаниями  при  посещении  и  анализе  уроков и внеклассных  мероприятий ) .
  • Работа  с  диагностическими  картами , с  папками – накопителями , анализ  которых  проводится  на  М/О ,  но  конечный  итог  -  аттестация  педагогических    кадров .
  • Психолого – педагогические  семинары  
  • Педагогический  консилиум  ( обычно  по  результатам  классно -  обобщаю-щего   контроля ).
  • Взаимопосещение  и  анализ  уроков .
  • Работа  над  темами  по  самообразованию.
  • Предметные  недели (математики  и  физики , русского  языка  и  литературы , начальных  классов  и  физической  культуры , биологии и химии , истории, экономики и  др. ).
  • Индивидуальные  беседы .
  • Методические  оперативки ( по  новинкам  периодических  изданий  , по ведению  документации , по выездам  на районные  семинары,  по выездам  в  другие  школы  района , по  рекомендациям   УОМПС  ).
  • Курсовая   подготовка  педагогических  кадров .
  • Аттестация .

В  основном , все  формы  используются  не  первый  год  ,  но  многие  из  них  требуют  ещё  тщательной  отработки , работы  над  совершенствованием  своего содержания .

                                       Педсовет

Педагогический  совет  является  постоянно  действующим  коллегиальным  органом  самоуправления  педагогических  работников  школы .Он был  и  остаётся основной формой  проведения  методической  работы  в  школе , корректируются  только  формы  его  проведения . Распространение  получили  такие  формы  как  конференция , малый  педсовет( про  отдельным  проблемам), педсовет – круглый  стол .

     Судить   об  оптимальности  методической работы в школе  можно  только  по   показателям  результата , которые    имеют  свои  критерии :

1) критерий  результативности  ( качество образования , развития и  воспитания  школьников);                                                                                                                                    2) критерий  рациональных  затрат  времени , экономичности - его  наличие  стимулирует  научный  ,оптимизационный  подход  к  организации методической  работы;                                                                                                              3) критерий  роста  удовлетворённости  учителей  своим  трудом . 

 Поэтому  об  оптимальности  построения  методической  работы современной школы в условиях системных изменений в образовании  можно  говорить  только  тогда, когда   она  будет  удовлетворять   всем  трём  указанным  критериям . А  для  этого  ещё  нужно  много  работать  над  её  совершенствованием  в  условиях  своей  школы, и  чем  больше  погружаешься в  дело  , тем  больше  появляется  актуальных  проблем , требующих  решения , - это  как  цепная  реакция .Ведь  всем известно, что  учитель  живёт ,  пока  учится.  

           

  Диагностика затруднений и потребностей учителей

Название диагностируемой позиции

3

да

2

отчасти

1

нет

Испытываю трудности

1. Моделирование

А) «целеполагания»:

- целей и задач урока

- целей и задач изучения темы (раздела)

- путей мотивации учащихся

Б) «содержания»:

- «порций» подачи материала

- структуры содержания

- формы подачи содержания

В) «организации»:

- адекватно целям, задачам, содержанию

Г) «методики»:

- методов (наблюдения, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый и др.)

- средств (наглядных, технических и др.)

- приемов:

- активизации познавательной деятельности

- активизации мыслительной деятельности

- активизации учебной деятельности

2. Реализация:

А) «целеполагания»

- определение места предъявления целей и задач (начало-конец) урока

- определение способа предъявления целей и задач (учитель-ученик) урока

- «увязывание» целей и задач урока с потребностями учащихся

Б) в преподавании:

- с использованием технологий(элементов):

Коллективного способа обучения

Развивающего обучения

В) в проведении уроков:

- изучения нового материала

- отработки умений и навыков

- обобщения и повторения

- коррекционных

- итоговых

- комбинированных

Г) в организации работы:

- парной

- групповой

- индивидуальной

- фронтальной

- по само- и взаимоконтролю

- по оценке и самооценке

Д) в применении на уроке:

- технических средств обучения (ТСО)

- ЭВТ

- изготовление и применение наглядных средств обучения (НСО)

3. Рефлексия:

А) в выборе:

- оснований для самоанализа

- критериев для анализа деятельности учащихся

- показателей для анализа результатов деятельности учащихся

Б) в проведении:

- анализа

- самоанализа

В) в определении эффективности урока

Есть затруднения:

- знание концепции, новых программ

- знание эффективных методик и технологий преподавания учебного предмета

Хотелось бы:

Послушать:

«Подготовка к предметным олимпиадам»

Изучить:

- «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе»

- «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

    

Система методической работы в школе – это часть работы с педагогическими кадрами, часть системы повышения квалификации учителей. В главное в методической работе нашей школы  - оказание реальной, действенной помощи учителям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений, а так же необходимых современному педагогу свойств и качеств личности.

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики преподавания урока индивидуальной работы с учащимися по подготовке к  ГИА,ЕГЭ, работе с одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя развитие способностей и природный задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

Для повышения эффективности функционирования системы методической работы с педагогическими кадрами администрация руководствовалась требованиями практической направленности, научности и конкретности, системной и систематичности оптимального сочетания различных форм и методов работы.

Для определения учительских запросов была проведена работа по заполнению «Индивидуальной карты учебно-методической деятельности», целями которой было выявление конкретных методических проблем, которые волнуют учителей, уровня владения методической, а также эффективности методической работы в целом. После обработки результатов, выводы были заложены в планы методической работы на новый учебный год.

Методические учебы внутри школы была организована целенаправленно для каждого педагога.

Формы задачи методической работы конкретизировались и модифицировались с учетом ситуации ,складывающейся в школе.

В методической работе школы использовались классические и инновационные формы работы.

В своей методической деятельности мы опирались на три деятельности типовых функций. Методической работы в школе:

  • функции методической работы по связи  « с внешней средой»
  • функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы
  • функции методической работы по отношению к конкретном учителю, классному руководителю, воспитателю, которые реализуют её основную цель – помощь учителю в росте его мастерства, профессиональной компетентности.

В 2011-2012 году коллектив школы работал над следующей методической темой» «Реализация компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного подходов как актов совершенствования качества образования, роста результативности и эффективности обучения».

Работа над данной методической темой ведется три года.

Для реализации данной методической темы в школе созданы следующие условия:

  • составлен новый учебный план 2004г., позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам и обеспечить уровень, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы.  На всех ступенях обучения введена проектная деятельность учащихся
  • разработана система(план) мониторинга в основе внутришкольного контроля
  • как одно из условий эффективности работы школы, создана система мониторинговое исследования через кластерную модель.

Работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы нашла научный характер и была поставлена на диагностической основе.

В 2013-2014 учебном году перед методической службой школы была поставлена цель: непрерывное совершенствование профессиональной компетентности учителей школы, как условие реализации цели обеспечения изменения в структуре содержаний и организаций образовательного процесса, способствующих  совершенствованию качества знаний, росту результативности и эффективности обучения.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

из опыта работы "Активные формы методической работы"

Своременные технологии управления образованием: активные формы методической работы"...

Содержание и формы внеурочной работы по истоии

В научно-методической  литературе   существуют  разные  термины  для   обозначения  той  сферы  исторического  образования , которая  н...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Формы организации методической работы в школе

В данной учебно-методическом материале вы найдете рекомендации по организации работы  ШМО, используя ее различные  формы, которые описаны в данной статье....

анализ методической работы в школе (форма 12)

анализ методической работы в школе...

НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ, АССОЦИАЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Методическая поддержка - это оперативное и перспективное р...