Школьная служба примирения
методическая разработка

Михайлова Татьяна Юрьевна
  1. Школьная служба примирения (далее ШСП) является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
  2. ШСП является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения несовершеннолетних. Результаты работы ШСП и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае  вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
  3.    ШСП является приоритетным способом реагирования, то есть  сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в Службу, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie.doc84 КБ
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Малобащелакская СОШ»

Положение о школьной службе примирения

«Утверждаю»

                                                                                              Директор МБОУ

                                                                           __________ Е.В.Кравченко        

1.        Общие положения

  1.  Школьная служба примирения (далее ШСП) является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
  2. ШСП является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения несовершеннолетних. Результаты работы ШСП и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае  вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
  3.    ШСП является приоритетным способом реагирования, то есть  сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в Службу, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
  4. Допускается создание ШСП только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты Территориальной службы, работающих во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная служба медиации.  
  5.  ШСП осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона  №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного Положения, а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года.

2.        Цели и задачи службы примирения

  1.  Целями службы примирения являются:
  1. распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
  2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
  3. организация в образовательном учреждении  некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение  и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

  1.  Задачами службы примирения являются:
  1.  проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
  2.  обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и  осознания  ответственности;
  3. организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии  восстановительной медиации;

3.        Принципы деятельности службы примирения

3.1.         Деятельность ШСП основана на следующих принципах:

  1.  Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного  разрешения конфликта и криминальной ситуации.
  2.  Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
  3.  Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

4.        Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).

  1.  Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора образовательного учреждения.
  2. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).
  3. Вопросы членства в службе медиации, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым ШСМ самостоятельно.

5.        Порядок работы службы примирения

5.1. ШСП может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы медиации, родителей.

  1.  ШСП принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.
  2.  Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
  3.  В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о её проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.
  4.  Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
  5. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии или перенаправить участников конфликтной ситуации в территориальную службу.
  6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) руководитель службы примирения принимает участие в проводимой программе.
  1. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
  2.  ШСП самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
  3.  В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
  1.  При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.
  2.  Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
  3.  При необходимости ШСП информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, МБУ «ЦМИ»).
  4. Деятельность ШСП фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
  5. Руководитель службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в  для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ).
  6. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако руководитель старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
  7. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
  8. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам.
  9.  При необходимости, ШСП получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.

6.        Организация деятельности службы примирения

  1.  ШСП администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
  2.  Оплата работы руководителя ШСП может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.
  3.  Должностные лица образовательного учреждения оказывают ШСМ содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников).
  4.  ШСП в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.
  5.  Администрация образовательного учреждения содействует ШСП в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в ШСП, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
  6.  В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «Круге сообщества» или «Семейной» или «Школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
  7.  Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя и медиаторов ШСП в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
  8. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и ШСП по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
  9.  В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
  10.  ШСМ может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

7.        Заключительные положения

  1.  Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
  2.  Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению ШСП.
  3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».



Предварительный просмотр:

 

Методические рекомендации по созданию и поддержке школьных служб примирения

1. Основания деятельности школьных служб примирения

1.1 Используемые понятия

Восстановительная медиация – процесс[1], в котором ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций  создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости ‒ о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

Стандарты восстановительной медиации – документ, фиксирующий принципы и формы деятельности  специалиста по восстановительной модели медиации. Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 года[2].

Куратор (руководитель) службы примирения -– человек, управляющий функционированием и развитием службы примирения.

Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (коротко – «ведущий восстановительных программ») – человек, обученный и способный провести программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в соответствии с концепцией восстановительного правосудия. Его основная задача состоит в создании условий для урегулирования конфликта (реагирования на правонарушение) на основе принципов восстановительного подхода[3] (восстановительного правосудия).

Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций – процедуры организации восстановительного процесса, такие как восстановительная медиация, программа по заглаживанию вреда, круг сообщества, школьная восстановительная конференция, семейная встреча[4] и др.

Школьная служба примирения – форма объединения ведущих программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в рамках организации.

Цель  –  создать оптимальные условия для качественного проведения   программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций  в организации (на территории деятельности организации) и распространения идей восстановительного подхода (восстановительного правосудия).

Деятельность службы примирения зафиксирована в документе, утвержденном руководителем образовательной организации (обычно положение о службе примирения или изменения в должностных обязанностях).

Основной деятельностью службы примирения является проведение восстановительных программ.

1.2 Основные программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций, применяемые в службе примирения

 

Восстановительная медиация – программа, при реализации которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий  восстановительной медиации создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда).

 Круг сообщества – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, межэтническими конфликтами, для поддержки пострадавших и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их волнует,  с учетом культурных и ценностных ориентиров. Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение, а также  способствует поддержке позитивных изменений в сообществе.

Семейная восстановительная встреча (семейная групповая конференция) - программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации (или социально опасного положения) для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи. Вероятность выполнения семьей собственного плана значительно выше, чем планов, разработанных специалистами.

1.3 Восстановительный подход к разрешению конфликтов, криминальных ситуаций, деструктивному поведению несовершеннолетних, детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации

Деятельность служб примирения[5] основывается на восстановительном подходе в разрешении конфликтных ситуаций[6], который, в свою очередь, опирается на концепцию восстановительного правосудия, а также на медиативный метод[7]. В медиации  стороны конфликта являются экспертами в своей ситуации, поэтому они сами могут найти наилучшее решение и принять на себя ответственность за его реализацию без принуждения. Для подготовки сторон конфликта к медиации и организации процесса медиации нужен беспристрастный человек, владеющий теорией и практикой медиации. Специалист, организующий процесс медиации в соответствии с принципами медиации и процедурой, называется медиатором и является нейтральной фигурой, в равной степени поддерживающей усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации.

В восстановительном подходе под медиацией понимается процесс, в котором ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций  создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.

Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия вреда и ответственности. Вред в восстановительном подходе –  это деяние одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-то было нарушено или разрушено и им воспринимается как  несправедливость. Причинение вреда ведет к появлению негативных последствий для пострадавшего: материальных, физических, вред в форме разрушившихся отношений и т. д. Вред – понятие субъективное, определяется пострадавшим (жертвой). Потому исправление причиненного жертве вреда в восстановительном подходе не является наказанием причинившего вред человека, оно является восстановлением справедливости и мира в сообществе.  Таким образом, понятие  справедливости в восстановительном подходе связано с заглаживанием причиненного вреда, и в этом отличие от принятых в уголовном правосудии представлений о  справедливости как наказании нарушителя.  

Ответственность в восстановительном подходе понимается как обязательство по заглаживанию вреда, то есть исправление негативных последствий случившегося для затронутых ситуацией людей. При заглаживании вреда большое значение имеют раскаяние и прощение.

Ответственность  за исправление причиненного вреда   рассматривается не только  при правонарушении, но и в конфликте, где стороны часто взаимно причиняют друг другу вред. «Поиск виноватого» меньше способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта, чем  обсуждение  причиненного вреда и совместный  поиск путей его исправления.  

Цель ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций состоит в создании наилучших условий для реализации принципов восстановительного подхода (восстановительного правосудия) для преодоления людьми негативных последствий конфликта/криминальной ситуации и неповторения подобного в будущем.

Принципы урегулирования конфликта и реагирования на правонарушения в восстановительном подходе

  • Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности более глубоко понимать свою ситуацию и ситуацию второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.
  • Ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого нарушителя (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе). Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных.
  • Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.
  • Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения.
  • Прояснение участниками ситуации ценностных установок (ориентиров), помогающих конструктивно переосмыслить произошедшее с помощью близких людей и ведущего восстановительных программ. Поддержка позитивных изменений  и самоконтроля выполнения договора участниками конфликта, а также поддержка  со стороны их родных и близких.  

Принципы проведения восстановительных программ

Добровольность участия сторон

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе как до ее начала, так и в ходе самой программы.

Информированность сторон

Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях.

Нейтральность ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций

Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.

 Конфиденциальность в программах восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций

Программа восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций носит конфиденциальный характер. Ведущий программ или служба примирения обеспечивает конфиденциальность  происходящего на медиации.

 Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления: ведущий заранее ставит участников в известность, что при наличии данной информации она будет передана администрации.

Ведущий программы передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации). Ведущий может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу ведущих, медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Ответственность сторон и ведущего

Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций отвечает за безопасность участников на совместной встрече в программе восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней  стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать   сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Принципы работы школьной службы примирения

Соответствие стандартам

Деятельность службы примирения основывается на концепции восстановительного правосудия и соответствует стандартам восстановительной медиации.

Добровольность создания

Служба примирения  создается в образовательной организации на основе добровольного согласия администрации (или управляющего органа организации).

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности в рамках восстановительного подхода.

 Административное вмешательство в процесс медиации недопустимо, если не создается угроза безопасности для его участников.

Учет результатов программы   при вынесении административного решения

Служба примирения создает условия, чтобы при вынесении административного решения по отношению к обидчикам или сторонам конфликта (в том числе по поводу возможности наказания) были учтены  результаты успешного прохождения программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций и заглаживания  причиненного вреда.

Профессиональная коммуникация

Служба примирения взаимодействует  с профессиональным сообществом кураторов служб примирения, медиаторов,  специалистов по восстановительным программам,  ведущих программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

1.4 Виды объединений в образовательных организациях, действующих на основе принципов восстановительного правосудия

1. Школьная служба примирения создается в образовательной организации, где есть постоянный состав обучающихся. В действующую школьную службу примирения входят взрослые ведущие восстановительных программ  и медиаторы-сверстники.

2. Территориальная служба примирения создается, как правило, в центрах системы образования[8], не имеющих постоянного состава обучающихся. Территориальные службы примирения могут работать по случаям, переданным из других организаций: судов, КДНиЗП, образовательных организаций, социальных служб, полиции, по запросам граждан и т. д. а также  осуществляют методическую поддержку школьных служб примирения на территории.

3. Волонтерские группы/клубы примирения, действующие вместе со службами примирения. Их деятельность в образовательной организации направлена на поддержку воспитательного процесса и профилактику правонарушений на основе восстановительного подхода.

4. Объединения педагогов (в том числе классных руководителей), направленные на освоение медиативных компетенций и восстановительных практик как основы для воспитательного процесса. Могут разрабатывать учебные программы для школьников по медиации и восстановительным практикам.

5. Взрослые специалисты в образовательной организации, получившие подготовку по проведению восстановительных программ, после чего проводят эти программы в своей образовательной организации, а также распространяют идеи восстановительного подхода среди всех участников образовательного процесса для снижения административных и силовых реагирований на конфликты и криминальные ситуации.  Активное взаимодействие с сообществом ведущих восстановительных программ (ассоциацией медиаторов) обязательно.

1.5 Содержание деятельности специалистов и службы примирения

Куратор (руководитель) службы примирения –

  человек, создающий службу примирения и осуществляющий руководство созданной службой примирения. Куратор должен пользоваться доверием учеников, педагогов и администрации образовательной организации, поддерживать принципы восстановительного подхода и быть готовым не менее одного учебного года управлять службой примирения. Куратору важно иметь каналы получения информации о конфликтах и организационные условия для проведения восстановительных программ. Куратор обязательно проходит подготовку в качестве ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций  (как минимум, базовый курс восстановительной медиации), в работе удерживает ценности и стандарты восстановительной медиации и в сложных случаях сам проводит медиацию (или вместе с медиаторами-сверстниками). Куратору важно знать правовые вопросы, связанные с проведением восстановительных программ.

Руководитель образовательной организации

утверждает необходимые для создания и функционирования службы примирения документы;

передает информацию о конфликтах в службу примирения по возможности до административного разбора ситуации;

рекомендует участникам образовательных отношений передавать конфликтные ситуации в службу примирения;

участвует в разработке и поддержке плана создания службы примирения;

обеспечивает возможность куратору (руководителю) службы примирения, ведущим программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций и школьникам-кандидатам в медиаторы (ведущие восстановительных программ) пройти обучение восстановительной медиации не менее 24 часов очно;

способствует повышению квалификации членов службы примирения  и освоению ими других  программ  восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций;

при необходимости обеспечивает взаимодействие службы примирения и других структур образовательного учреждения (комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, педагогическим советом), а при решении сложных ситуаций – с ПДН и КДНиЗП, ресурсными центрами на территории.

Квалификация куратора (руководителя) службы примирения и ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций

  1. Куратор и ведущие программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций должны пройти очное обучение у квалифицированных тренеров.
  2. Куратор и  ведущие программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций должны проходить супервизию их работы со случаем в профессиональном сообществе.
  3. Куратор и ведущие программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций должны иметь свободный доступ к сайтам с обновляемой информацией о службах примирения.
  4. Куратор и ведущие программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций должны иметь возможность участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительным практикам.

Деятельность школьной службы примирения

     Служба примирения должна:

  1. определить цель и задачи на определенный период (обычно учебный год);
  2. определить типы ситуаций, с которыми служба будет работать;
  3. провести не менее 4 медиаций (или других восстановительных программ) в год;
  4. описать проведенные программы по форме отчета-самоанализа;
  5. предоставить данные мониторинга по форме, утвержденной Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации;
  6. провести не менее двух информационных мероприятий в год для учащихся и родителей;
  7. согласовывать планы деятельности службы с администрацией;
  8. знакомить педагогический коллектив и администрацию учреждения с деятельностью службы.

2. Обеспечение качества работы службы примирения в образовательной организации  

2.1 Обеспечение соблюдения принципов восстановительного правосудия

Служба примирения в ходе работы с конфликтом или криминальной ситуацией должна обеспечить максимальные условия для реализации принципов восстановительного правосудия (восстановительного подхода к конфликтным и криминальным ситуациям).

2.2 Обеспечение соблюдения принципов проведения программ

Конфиденциальность. Образовательная организация должна принять (утвердить) документы[9], гарантирующие нераспространение происходящего на медиации. Доступ к описанию случаев и отчетам по проведенным восстановительным программам осуществляется только квалифицированными ведущими восстановительных программ данного учреждения. В учебных целях допускается обсуждение работы ведущих восстановительных программ в профессиональном сообществе без указания фамилии участников и защиты от идентификации с конкретными людьми.

Добровольность. Организация должна проинформировать участников конфликта о добровольности участия в медиации и других восстановительных программах. Куратор (руководитель службы примирения) должен быть проинформирован о возможности отказаться от курирования (руководства) службой примирения.

Соответствие концепции. Образовательная организация должна обеспечить обучение восстановительному подходу своих специалистов, работающих в службе примирения, а также способствовать их профессиональному росту и профессиональной коммуникации (прохождению супервизии, участию в семинарах и конференциях и т. д.).

Влияние на административное решение.  Положительные результаты программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций должны учитываться при вынесении административного решения по разбираемой ситуации.

2.3 Наличие утвержденной документации

Руководитель образовательной организации должен принять (утвердить) следующие документы.

Приказ о создании службы примирения и о назначении руководителей службы примирения.

Положение о службе примирения, соответствующее стандартам восстановительной медиации.

Порядок работы ведущего восстановительных программ со случаем.

Порядок создания службы примирения.

Правила ведения документации службы с учетом соблюдения конфиденциальности и защите персональных данных.

2.4. Обеспечение качества работы ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций

  1. Оценка качества проведения восстановительных программ осуществляется внутри профессионального сообщества (ассоциации медиаторов) на соответствие деятельности концепции восстановительного похода и стандартам восстановительной медиации.
  2. Четкое ведение документации по случаю, составление отчета (с соблюдением требований конфиденциальности).
  3. Регулярное прохождение супервизий на соответствие работы стандартам восстановительной медиации.
  4. Регулярное повышение квалификации и освоение новых программ.
  5. Наличие процедуры обратной связи от участников конфликта, прошедших восстановительную программу.

 

2.5 Обеспечение качества работы службы примирения

  1. Служба примирения должна принять в работу все ситуации, подходящие по приведенным ниже критериям[10].
  2. Ведущие восстановительных программ должны встретиться как минимум с одним из участников ситуации для проведения предварительной (индивидуальной) встречи.
  3. В случае невозможности проведения восстановительной программы служба примирения в кратчайшие сроки извещает об этом заявителя, чтобы он смог использовать другие способы урегулирования ситуации.
  4. Ведущие восстановительных программ службы примирения должны проводить восстановительные программы в соответствии со стандартами восстановительной медиации, Порядком работы медиатора и данными рекомендациями.
  5. В службе примирения должна вестись необходимая документация и мониторинг с учетом соблюдения защиты конфиденциальных данных. Служба примирения передает данные для ежегодного мониторинга Всероссийской ассоциации восстановительной медиации по определенным формам.
  6. Оценка профессионального уровня ведущих восстановительных программ проводится в профессиональном сообществе.
  7. Оценка профессионального уровня медиатора по числу проведенных программ не допускается.

2.6 Примерные критерии принятия ситуаций на программу в рамках стандартной процедуры

  1. Стороны конфликта известны и признают свое участие в рассматриваемой ситуации.
  2. Возможность связаться со сторонами конфликта для приглашения на встречу с медиатором.
  3. Стороны конфликта не находятся в алкогольном или наркотическом опьянении на момент проведения программы.
  4. Квалификация специалистов службы примирения позволяет работать с данным типом конфликта.
  5. Руководитель службы и ведущие восстановительных программ уверены, что безопасность (физическая, психологическая, репутация) ведущих и сторон конфликта в ходе их встречи будет обеспечена.

Если ситуация подходит по данным критериям,  служба примирения начинает проводить предварительные (индивидуальные) встречи, по результатам которых стороны могут согласиться на дальнейшее взаимодействие со службой примирения или отказаться от него.

Для проведения восстановительной программы могут приниматься ситуации за пределами данных критериев на усмотрение руководителя службы. При этом стандартный «порядок работы» может не подходить для использования,  и понадобятся инновационные идеи и приемы.

3. Обеспечение качества управления службами примирения на территории

3.1 Обеспечения качества образовательных программ по восстановительной медиации

  1. Тренер (преподаватель) должен быть практикующим медиатором в восстановительной модели медиации (ведущим восстановительных программ).
  2. Тренер (преподаватель)  должен проходить супервизию как медиатор (ведущий восстановительных программ)  в профессиональном сообществе.
  3. Тренер (преподаватель) должен владеть принципами и концепцией восстановительного правосудия и быть способным транслировать  ее обучающимся.
  4. Тренер (преподаватель)  должен пройти обучение восстановительной модели медиации не менее 72 часов очно.
  5. Тренер (преподаватель)  должен изучить основную литературу по восстановительному правосудию и восстановительной медиации.

3.2 Требования к  содержанию  образовательного курса (программы, тренинга)

Образовательный курс должен включать:

  1. Концепцию восстановительного правосудия (восстановительной медиации).
  2. Практический разбор работы ведущего восстановительных программ с типичными конфликтными ситуациями, предложенными участниками.
  3. Демонстрацию тренером (преподавателем) элементов работы ведущего восстановительных программ, вызывающих наибольшие затруднения.
  4. Отработку  в группе этапов работы ведущего восстановительных программ.

3.3  Профессиональное сообщество

Развитие профессионального уровня ведущих восстановительных программ  может происходить в профессиональном сообществе в форме супервизий, профессионального коучинга, мастер-классов и иных формах.

Критерии анализа деятельности и оценки ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций разрабатывает профессиональное сообщество.

Профессиональное сообщество может организовать методическую поддержку деятельности   ведущих программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций, а также при необходимости помогает им в ситуациях, которые вызывают сложности или выходят за рамки стандартной процедуры. Методистом может быть человек, прошедший обучение в модели восстановительной медиации и имеющий собственную практику проведения восстановительных программ.

Вопросы стратегии развития восстановительной медиации и служб примирения на территории, а также документов, относящихся к организации деятельности и содержанию работы ведущего восстановительных программ, могут обсуждаться в профессиональном сообществе и приниматься с учетом мнения профессионального сообщества.


[1]         Также это название одной из программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. Синонимы: программа по заглаживанию вреда, программа примирения обидчика и жертв. См. ниже.

[2]         Стандарты восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Вып. 7. – М.: Центр «СПР», 2010.  145 с.

[3]         Важность развития в России служб примирения на основе восстановительного подхода указана в Национальной стратегии действий в интересах детей на 20142017 годы.

[4]         Международное название «семейная групповая конференция».

[5]         Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.

[6]         Максудов. Р.Р. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. От уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.

[7]         Карнозова Л.М. Медиативный метод: классическая и восстановительная медиация //Вестник восстановительной юстиции. Вызовы и стратегии. Вып.10. – М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2013.

[8]         Также могут организовываться в системе социальной защиты, семейной и молодежной политики, в досуговых центрах и т. д.

[9]         Примерные документы размещены на сайте www.sprc.ru

[10]         Служба примирения может расширить или сузить список предлагаемых критериев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба примирения

О роли школьной службы примирения...

Создаем Школьную Службу примирения

Наконец и у нас в Саратовской области стали создавать службы примирения (медитации) Хотелось бы обсудить необходимость, возможности  и типичные ошибки при создании....

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...

Школьная служба примирения

Знакомство с медиаторами нашей школьной службы примирения!!!...

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

Документационное оснащение службы примирения...

Буклет "Школьная служба примирения "ЕДИНСТВО"

Распространение информации о деятельности ШСП...