«Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога»
материал

Баньщикова Маргарита Сергеевна

Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования. Современный педагог – это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам. «Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки»

В настоящее время особо подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место и функции в обществе. В связи с этим усилились предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка, выбор мотивов самообразования и самоподготовка учителя рассматривается в качестве одной из ведущих проблем в системе образования.

Суть процесса самообразования учителя заключается в самостоятельном получении знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою преподавательскую деятельность является исследователем.

Самообразованием должен заниматься не только начинающий педагог, которому данный процесс позволит пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнять свой методический багаж, но и более опытной учитель, так как это даст возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с сегодняшними современными детьми и их родителями, а также овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Результатом и показателем эффективности самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.

Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии.

Таким образом, самообразование – неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога»

Подготовила учитель МАОУ СОШ №3 с. Серафимовский Баньщикова Маргарита Сергеевна

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные планы.

Стране нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути её экономического и политического развития. Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма.

Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования. Современный педагог – это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам. Ведь, чем больше знает сам учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому необходимость в самообразовании как особом виде деятельности учителя в условиях развивающего информационного пространства всё время возрастает. Одним из показателей профессионализма педагога и является его способность к самообразованию.

«Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки»

(Педагогический терминологический словарь)

В настоящее время особо подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место и функции в обществе. В связи с этим усилились предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка, выбор мотивов самообразования и самоподготовка учителя рассматривается в качестве одной из ведущих проблем в системе образования.

Самообразование осуществляется добровольно и сознательно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков. Основными принципами самообразования являются: непрерывность, целенаправленность, структурность и целостность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, вариативность и др.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост учителей, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Очень важно создать условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов, побуждающих учителя к самообразованию, можно выделить следующие:

- стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

- конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог имеет больше возможностей в отборе учащихся.

- общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!

- ежедневная работа с информацией. При подготовке к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. учитель испытывает необходимость в поиске и анализе новой информации.

- желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна доставлять удовольствие.

- материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

- интерес. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» такую непреложную истину высказал автор методических пособий для педагогов Владимир Михайлович Лизинский.

Суть процесса самообразования учителя заключается в самостоятельном получении знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности. Это: литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.), интернет, видео и аудио информация, семинары и конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации и др.

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине. (В.А. Сухомлинский)

На сегодняшний день существуют такие формы самообразования и повышения квалификации учителя для реализации его саморазвития, как:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы образования – возможность получения квалификационной помощи от специалиста-преподавателя, а также «живого» обмена опытом между коллегами.

Недостатки: 

время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;

качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т.к. нет серьезного изучения потребностей учителей и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главное достоинство такой формы самообразования - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования.

К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

- возможность пройти их в удобное для педагогов время;

- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного учителя вопросам.

Недостатки:

- дистанционные курсы проводятся на платной основе;

- не все учителя владеют ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями) на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно.

4. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:

- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

- изучение научно-методической и учебной литературы;

- участие в педагогических советах, методических объединениях;

- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества – это форма организации самообразования учителей, востребованная на сегодняшний день.

Сетевое педагогическое сообщество         – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

- освоение информационных концепций, знаний и навыков;

- наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

- методическая помощь является персональной и адресной;

- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Сетевое сообщество – это универсальный способ профессионального взаимодействия для решения педагогических проблем. Участие в работе сетевых педагогических сообществ – это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника.

Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Непрерывное образование – процесс совершенствования навыков, повышения профессионального мастерства, который никогда не завершается и его можно представить в виде бесконечной спирали развития:

  • Понимание необходимости дальнейшего развития навыков нового уровня
  • Навыки не сформированы
  • Тренинг и приобретение навыков
  • Осознанное применение навыков на практике
  • Привычное (неосознанное) использование навыков

Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою преподавательскую деятельность является исследователем.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации, но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. В этих условиях наиболее эффективным способом повышения педагогического мастерства остается самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного учителя, который поможет не «отстать от поезда современности».

Самообразованием должен заниматься не только начинающий педагог, которому данный процесс позволит пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнять свой методический багаж, но и более опытной учитель, так как это даст возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с сегодняшними современными детьми и их родителями, а также овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Но, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» Н.А. Рубакин

Существуют факторы, как препятствующие самообразованию педагогов, так и стимулирующие или способствующие его деятельности.

Факторы, препятствующие самообразованию:

Факторы, способствующие самообразованию:

1. Недостаток времени

2. Отсутствие ответственности

2. Состояние здоровья

3. Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач

4. Недостаточная поддержка со стороны администрации

5. Личностная тревожность и страх новизны

6. Ригидность мышления (то, что мешает педагогу работать творчески, изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные решения сложных педагогических ситуаций)

1. Интерес к работе,

2. мотивация достижений

3. Пример коллег, администрации

4. Возрастающая ответственность за результаты труда

5. Обучение на курсах, открытость новому опыту

6. Эмоциональная устойчивость, возможность получения признания в коллективе

Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Результатом и показателем эффективности самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.

Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии.

Для учреждения, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все учителя были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании.

Заключение:

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больший эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание самого учителя работать над собой и способность его творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Таким образом, самообразование – неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога» Подготовила: учитель Баньщикова Маргарита Сергеевна 2023 год МАОУ СОШ с. Серафимовский

Слайд 2

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» К.Д. Ушинский СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ непрерывно развивающаяся личность готов учиться сам Показателем профессионализма педагога является его способность к самообразованию. « Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки» Педагогический терминологический словарь

Слайд 3

Основные принципы и критерии самообразования критерии рост качества образовательного процесса внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс творческий рост учителя принципы непрерывность целенаправленность структурность целостность преемственность доступность вариативность опережающий характер

Слайд 4

Основные мотивы и источники самообразования источники литература интернет видео и аудио семинары, вебинары конференции мастер-классы курсы повышения квалификации мотивы рост современной науки конкуренция общественное мнение работа с информацией желание творчества материальное стимулирование интерес сертификат «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский

Слайд 5

«Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине» В.А. Сухомлинский Курсовая подготовка в ИПК Получение второго высшего или второй специальности Дистанционные курсы, конференции, семинары, вебинары и т.д. Индивидуальная работа по самообразованию Сетевые педагогические сообщества ФОРМЫ

Слайд 6

Непрерывное образование – процесс совершенствования навыков, повышения профессионального мастерства, который никогда не завершается.

Слайд 7

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» Н.А. Рубакин 01 03

Слайд 8

Результаты самообразования учителя повышение качества преподавания предмета разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования разработка новых форм, методов и приемов обучения доклады, выступления разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Слайд 9

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель , тем больше эффект от его работы . Но каким бы современным компьютером и самым быстрым Интернетом не обеспечить учителя, самое главное – это желание самого учителя работать над собой и способность его творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Самообразование – неотъемлемая профессиональная функция учителя; это условие его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога - это необходимое условие педагогической деятельности

Статья в первую очередь полезна методистам, руководителям методических объединений, педагогам....

Исследовательская деятельность - необходимое условие творческого развития педагога и учащегося

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи ...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование как условие профессионального роста педагога...

Изучение перечня профессиональных компетенций учителя в условиях профессионального стандарта педагога на кафедре естественных наук

Материал содержит анализ вледения предметных компетенций учителя в условиях профессионального стандарта педагога на кафедре естественных наук МАОУ "МЛ №1" г. Магнитогорска...

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя...

Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога

Успешный педагог - источник успеха своих обучающихся.Учитель, удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказыв...

Образовательный проект как необходимое условие успешности профессиональной деятельности педагога

В статье рассматривается актуальность образовательных проектов как вектора для качественных изменений образовательной среды и успешной профессиональной деятельности педагога....