Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Манина Светлана Вячеславовна

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 5. Основные методы решения  тригонометрических уравнений.

Урок рассчитан на 45 минут. Количество заданий и уровень их сложности учитель может изменить с учетом подготовленности класса.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы.

Цели.
1. Образовательные: обобщение ЗУН, приобретенных при изучении данной темы.

2. Воспитательные: воспитывать культуру речи, аккуратность записей, самостоятельность.

3. Развивающие: развитие мышления, воображения, творческих способностей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; карточки для основной части урока и  домашнего задания.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  1. Устная работа.

Вопросы учащимся:

  1. Какие свойства тригонометрических функций оказывают существенное влияние при решении тригонометрических уравнений? (область определения, множество значений, четность, периодичность).
  2. Вспомним, как решаются простейшие тригонометрические уравнения.
  3. Частные случаи тригонометрических уравнений.
  4. Основные методы решения тригонометрических уравнений и их особенности.

Слайд 2 презентации.

Слайды 3-7.

Приложение 1. Опорную таблицу стоит раздать учащимся (желательно каждому) с целью повторения необходимого материала.

  1. Бенефис одного уравнения.

Задача. Решите уравнение  различными способами.

Решение.

1 способ. Путем введения вспомогательного аргумента.

,

,

,

Так как , то существует такое значение , что , тогда последнее уравнение может быть переписано в виде
, где .

,

.

Поскольку функция  - четная, то
,

,

.

Ответ: .

Данное уравнение написано на доске.

Класс разбивается на 4 группы (состав каждой группы определяется учителем по его усмотрению) по количеству способов решения уравнения, предложенных учителем. Для дальнейшего обсуждения плюсов и минусов каждого способа необходимо вызвать к доске по одному представителю от группы.

2 способ. С помощью универсальной подстановки.

 

.

Учитывая, что , , , обозначим . Получим рациональное уравнение относительно t.

,

,

,

 ни при каких значениях t.

,

,

.

Вернемся к исходной переменной.

,

,

.

Проверим, являются ли числа вида , решениями заданного уравнения:

,

,

 - неверное числовое равенство, значит числа вида  на являются корнями заданного уравнения.

Ответ: .

Учащиеся должны понимать, что ответы, полученные в первом случае и  во втором случаях, одинаковы.

3 способ. Выражение  и через половинный аргумент и приведение к однородному.

,

,

,

.

Разделим обе части равенства на . Потери корней не произойдет, так как синус и косинус одного аргумента одновременно в ноль не обращаются.

.

Обозначим .

,

,

.

Вернемся к исходной переменной.

,

,

.

Ответ: .

4 способ. Возведение обеих частей равенства в квадрат.

,

,

,

,

.

Разделим обе части равенства на . Потери корней не произойдет, так как синус и косинус одного аргумента одновременно в ноль не обращаются.

,

Обозначим .

,

,

.

Вернемся к исходной переменной.

,

.

Проверка сложна.

Решение тригонометрических уравнений возведением обеих частей в квадрат нецелесообразно (только в крайних случаях является рациональным). Этот метод пытаются обходить.

При обсуждении этого способа решения необходимо обратить внимание на то, что возведение обеих частей равенства в квадрат не является равносильным преобразованием, поэтому может привести к появлению посторонних корней. Следовательно, необходима проверка.

Вывод ученики должны записать в тетрадях.

  1. Итог урока.

Какие из основных методов решения тригонометрических уравнений не были использованы на уроке? Перечислите.

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание состоит из двух обязательных блоков. В первом блоке метод решения уравнений предложен, а во втором блоке ученики должны сами его определить.

Приложение 2.

Предложить ребятам просмотреть задания домашней работы и при необходимости прокомментировать некоторые моменты.


Приложение 1.

Основные методы решения тригонометрических уравнений.

Метод разложения на множители

Функционально-графический метод

Метод введения новой переменной

Метод

Необходимо помнить !

1. Разложение на множители

Разложение на множители с использованием формул тригонометрии или алгебраических приемов.

Из полученных значений неизвестного надо исключить те, для которых выражения, входящие в заданное уравнение, не имеют смысла.

Введение вспомогательного аргумента.

Применяется в уравнениях, содержащих сумму .

2. Введение новой переменной

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим уравнениям относительно одной тригонометрической функции

Однородные тригонометрические уравнения и уравнения, приводящиеся к ним.

При делении обеих частей однородного уравнения на  (или ) область определения сужается, но потери корней не происходит, так как синус и косинус одного аргумента одновременно в нуль не обращаются.

Универсальная подстановка.

, ,

Посредством универсальной подстановки могут быть найдены все решения данного уравнения, за исключением тех, для которых  не существует, т.е. . Наличие или отсутствие решений этого вида может быть установлено непосредственной проверкой.

Уравнения, рациональные относительно выражений .

Новая переменная: 

Уравнения,  где левая часть является рациональной функцией относительно  может быть сведено к рациональному уравнению относительно неизвестного.

3. Функционально-графический

Уравнения вида.

Если при решении уравнения удается установить разный характер монотонности функций  и , и угадать каким-либо образом один корень, то уравнение решено – найденный корень – единственный.


Приложение 2.

Домашнее задание.

I. Решите уравнения указанным способом.

  1. Решите уравнение сведением к алгебраическому относительно какой-нибудь тригонометрической функции:.
  2. Решите уравнение способом разложения на множители: .
  3. Решите уравнение с помощью введения вспомогательного аргумента: .
  4. Решите уравнение  сведением к однородному: .

II. Решите уравнения:

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа"Логические уравнения" 11 класс (профильный уровень)

данная контрольная работа охватывает многообразие видов логических уравнений и систем, а соответственно способов решения данных уравнений....

Решение сложных иррациональных уравнений и систем, содержащих иррациональные уравнения. Профильный уровень. 11 класс

   Конспект урока содержит теоретический материал, в котором представлены следующие методы решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральн...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

Решение уравнений и неравенств в плане подготовки к ЕГЭ (профильный уровень)

Урок отработки навыков решения различных уравнений и неравенств, содержащихся в примерных вариантах профильного уровня ЕГЭ....

Обобщающий урок в 10 классе (профильный уровень) по теме «Приемы решения тригонометрических уравнений»

Обобщающий урок в 10 классе (профильный уровень)по теме «Приемы решения тригонометрических уравнений»...

Подготовка к ЕГЭ. Математика профильный уровень № 1 Уравнения

Подготовка к ЕГЭ. Математика, профильный уровень № 1 Уравнения. Предназначен для тематической подготовки к экзамену. Составлен по типовым вариантам экзаменационных заданий автор И.В.Ященко, математика...