Какие дроби называют десятичными, урок № 1.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

План-конспект урока в 6 классе по учебнику нового поколения "Математика .Арифметика, Геометрия - 6 класс" Е.А. Бунимовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon loginova.doc.zip23.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Какие дроби называют десятичными

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Логинова Татьяна Владимировна

Место работы

МОУ «СОШ № 32» города Энгельса Саратовской области

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Какие дроби называют десятичными, урок № 1.

Базовый учебник

«Математика. Арифметика. Геометрия 6 класс» Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др.

  1. Цель урока: ввести понятие десятичной дроби; выработать навыки чтения, записи десятичных дробей.

9. Задачи: 

- обучающие: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия "десятичная дробь", алгоритма записи десятичных дробей;

-развивающие: развивать у учеников математическую речь, интуицию, догадку, эрудицию, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу;

-воспитательные: пробудить математическую любознательность и инициативу, воспитывать интерес к математике, культуру математического мышления, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

  1. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа с компьютерной моделью.
  3. Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, компьютеры для обучающихся.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Задает вопросы математического диктанта (приложение 1 часть 1)

Выполняет математический диктант

2

2

Актуализация и пробное учебное действие

Задает вопросы математического диктанта (приложение 1 часть 2)

Выполняет математический диктант

2

3

Выявление места и причины затруднения

Постановка проблемы перед учащимися (приложение 2)

Обсуждают  решение примеров с учителем и выполняют  их

3

4

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка цели, определение темы, способов, средств построения нового знания (приложение 3)

Сами ставят цели, определяют тему, способы, средства построения нового знания

4

5

Реализация построенного проекта

№1, №2

Десятичная запись дробных чисел.

Построение с учащимися нового способа действий
и формирование умений его применять как при решении задачи,
вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса
или типа
 вообще (приложение №4). Демонстрация и

комментирование слайдов.

Выдвигают и обосновывают гипотезы;

используют предметные
действия с моделями, схемами и т.д.;

применяют  новый способ действий для решения задачи,
вызвавшей затруднение;

фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

8

6

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

Разбор заданий: учебник №112 устно (с линейками обратной связи); тетрадь-тренажер №66 письменно; учебник №113 устно (по цепочке);

решают (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривают  вслух выполненные шаги и их обоснование -     определения, алгоритмы, свойства и т.д.

5

№3 Десятичная запись дробных чисел

демонстрация

задания 1 презентации.

решают (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривают  вслух выполненные шаги и их обоснование -     определения, алгоритмы, свойства и т.д.

2

7

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

№4

Представление обыкновенной дроби в виде десятичной, запись разрядных слагаемых десятичной дроби.

Создание (по возможности) ситуации успеха для каждого ребенка;

для учащихся, допустивших ошибки, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

самостоятельное выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действия;

самопроверка учащимися своих решений по
эталону.

7

Оздоровительный момент

Упражнение «Разведчик» (приложение №5)

Выполняют упражнение с закрытыми глазами

2

8

Включение в систему знаний и повторения

Задает вопросы (приложение №6) (при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса); тетрадь-тренажер №77,78 самостоятельно  с последующей проверкой.

Выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными (осваиваем алгоритмы).

4

№5 Десятичная запись дробных чисел

демонстрация задания 2 презентации;

Задание 2 презентации выполняют за компьютерами.

1

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Задает вопросы рефлексии, предварительно записанные на доске (приложение № 7),  записывает домашнее задание на доске (приложение №8)

Отвечают на вопросы рефлексии, записывают домашнее задание.

5

Приложение к плану-конспекту урока

Какие дроби называют десятичными

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Десятичная запись дробных чисел. И1

 И- тип

Учебный модуль, презентация, часть 1, 2, 3, 4

http://fcior.edu.ru/card/5822/desyatichnaya-zapis-drobnyh-chisel-i1.html#

2

Десятичная запись дробных чисел. И1

 И- тип

Учебный модуль, презентация, часть 5, 7, 8

http://fcior.edu.ru/card/5822/desyatichnaya-zapis-drobnyh-chisel-i1.html#

3

Десятичная запись дробных чисел. П1

 П- тип

Учебный модуль, презентация, задание 1

http://fcior.edu.ru/card/1869/desyatichnaya-zapis-drobnyh-chisel-p1.html#

4

Самостоятельная работа по теме: «Представление обыкновенной дроби в виде десятичной, запись разрядных слагаемых десятичной дроби. К1»

К-тип

Учебный модуль, презентация,

Задания 1, 2, 3, 4, 5

http://fcior.edu.ru/card/7872/predstavlenie-obyknovennoy-drobi-v-vide-desyatichnoy-zapis-razryadnyh-slagaemyh-desyatichnoy-drobi-k.html#

5

Десятичная запись дробных чисел. П1

П- тип

Учебный модуль, презентация, задание 2

http://fcior.edu.ru/card/1869/desyatichnaya-zapis-drobnyh-chisel-p1.html#

Приложение №1

Задания со сменой установки.

-На доске записано несколько чисел: 10,3, , 100, 18. Я вам предлагаю их запомнить в том же порядке. Теперь я убираю этот ряд чисел, а вы должны постараться ответить на мои вопросы, вспоминая то, что было написано. Один человек отвечает, остальные свое согласие или несогласие показывают с помощью линеек обратной связи.

Вопросы:

1 часть

1) Сколько было чисел, которые делятся на 5 без остатка? (2)

2) Каким по счету было число, соответствующее порядковому номеру месяца октября в году? (первым)

3) В словесной записи скольких чисел есть буква «т»? ( во всех)

4) Порядковый номер какого дня недели получится при делении последнего числа на второе? (субботы)

5) Сколько было нечетных чисел? (1)

6)  Какой месяц соответствует второму числу? (март)

7) В какую букву надо вписать число 17, чтобы получилось последнее число? (в О)

2 часть

8) Какая цифра записана в разряде десятков четвертого числа? (0)

9) Какой будет правильная дробь, составленная из первого и второго числа? ()

10) Какой будет правильная дробь, составленная из четвертого и последнего числа? ()

11) Что общего между дробями  и ? (знаменатели обеих дробей- единица с нулями)

12) Результат деления второго числа на первое? ()

Приложение №2

 - Какой мы можем дать ответ на последний вопрос диктанта? ( Только в виде дроби  )

-В чем возникло затруднение? (мы не можем дать другой ответ на этот вопрос кроме обыкновенной дроби  )

Теперь выразим расстояние 6 дм 3 см в сантиметрах. (6дм3см=63см)

- Чтобы выразить тоже расстояние в дециметрах, что придется использовать? (дроби)

Так как 1 см=дм, то 3 см=дм, и потому 6 дм3см=6дм=?

Таким же образом находим, что 4 ц17кг=4ц=?

- Что общего у дробей 6, 4,  ? (их знаменатели- степени числа 10)

- Легко ли будет проводить с этими дробями действия? (нелегко, как и с другими обыкновенными дробями)

Математики придумали, и мы сейчас попробуем, как и они, придумать способ, позволяющий упростить вычисления: для дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т. д., которые имели большое практическое значение, они стали применять так называемую десятичную запись, похожую на запись натуральных чисел ( в строчку).

Выполнять действия с такими дробями, записанными в таком виде, почти также легко, как и с натуральными числами.

Приложение №3

1) Итак, какие знания мы сегодня должны построить? Чему научиться? (Цель)

( Научиться записывать дробь, знаменатель которой- единица с нулями, в строчку, без явного указания на знаменатель. Научиться переходить от одной формы записи к другой. Узнать, какая это десятичная запись дробей? Какие разряды для этого используются?)

2) Какая же у нас будет тема урока? (Тема)

(Какие дроби называют  десятичными.) Записывают число и тему урока в тетрадь.

3) Как мы построим новое знание? (Способ)

(Метод дополнения, т.к. изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового способа действий и нового знака.)

4) Какими средствами построим новое знание? ( С помощью чего?)

( С помощью способа записи десятичной системы счисления, принятой для записи натуральных чисел- с помощью способа записи.)

Приложение №4

-Итак, какие есть предложения? Гипотезы? Как записать дроби с таким знаменателем в строчку? Может кто-то уже встречался с такими дробями? Как записать  в виде десятичной записи? (Гипотеза: 0,3) Так ли это? Подтвердить или опровергнуть поможет презентация (ЭОР №1)

 Часть 1, 2, 3, 4 (с остановкой для самостоятельного прочтения дробей и записью в тетрадь).

-Заметили ли вы, в десятичной дроби после запятой сколько цифр? (Сколько нулей в знаменателе соответствующей ей обыкновенной дроби)

-Да, давайте посмотрим.

Часть 5, 7, 8 презентации (с остановками для вопросов).

-Какие же разряды используют для записи десятичных дробей?

- Во сколько раз в записи натурального числа различаются единицы двух соседних разрядов? (в 10 раз)

-В числе 2408 содержится 2 ? (тысячи)

-Как же записываются дроби в десятичной системе? Какие новые разряды?

-Как прочитать запись: 7,35?Почему? (Читается также как и число 7)

Как прочитать 0,0105?

Приложение №5

Упражнение «Разведчик»

Закрываем глаза и проговариваем:

- я в школе на уроке математики.

- Я изучаю десятичные дроби (мысленно пишем: «Десятичные дроби»).

- Я радуюсь этому.

- Внимание мое растет.

- Я как разведчик все замечу ( мысленно чертим координатную прямую).

- Я знаю, как отметить на координатной прямой 0,3 (мысленно отмечаем на прямой 0,3).

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я готов к работе.

 Приложение №6

Как теперь расстояние 6дм3см перевести в дециметры? (с этого задания мы начали сегодняшний урок)

6дм3см=6дм=6,3дм.

4ц17кг=4ц=4,17ц.

Какие еще мы можем использовать дроби? (десятичные).

 Приложение №7

Высказываемся одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задание…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось…
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…

Приложение №8

Домашнее задание

Наверное, вам захотелось научиться изображать десятичные дроби точками на координатной прямой. Узнать, как связаны десятичные дроби и единицы длины, единицы измерения массы. Хорошо к этому подготовиться поможет вам домашнее ( с элементами творческой деятельности):

§9 (1-2 раздел) №115(а),118; 119(а); дополнительно №120.

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Урок по теме "Какие слова называются местоимениями"

Разработка урока в 6 классе по теме "Какие слова называются местоимениями" по учебнику М.М. Разумовской...

Урок по теме "Какие слова называются местоимениями" презентация

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Какие слова называются местоимениями" по учебнику М.М. Разумовской...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей

Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...