Игра "Математик - БИЗНЕСМЕН"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Бутырина Людмила Максимовна

Игра "Математик - БИЗНЕСМЕН" для учеников 5 - 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_po_matematike.rar2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Цели:

образовательные:

  1. Показать красоту математики, её роль в жизни;
  2. Формировать интерес к изучению математики;
  3. Расширение кругозора учащихся при решении практических и логических задач;
  4. Познакомить с именами известных ученых - математиков;
  5. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями;

развивающие:

  1. Активизация мыслительной деятельности;
  2. Развитие логического и творческого мышления;
  3. Развитие математической речи и речи вообще;
  4. Развить познавательную активность, творческие, интеллектуальные способности, смекалку и сообразительность;

воспитательные:

  1. Формирование навыков самостоятельной деятельности;
  2. Воспитание коллективизма, духа соревнования;
  3. Воспитание умения сочетать индивидуальную работу с коллективом;
  4. Привитие учащимся уважения к команде, соперникам;
  5. Воспитание этических качеств и умения общаться;
  6. Повысить интеллект, общую культуру.

Форма проведения: игра.

Возрастные особенности: подростки .

Количество участников: 24 человека.

Место проведения:

Время проведения: .

Необходимый материал: мультимедийный проектор, презентации, магнитофон, плакаты с портретами известных ученых - математиков, две грамоты, сладкие призы, раздаточный материал (нарисованные деньги, карточки с заданиями для разминки).

Подготовительная работа: выбор темы, постановление целей, приглашение классного руководителя, родителей, учителей - предметников, подготовка призов, распределение групповых заданий учащимся (выучить песню), проведение репетиций, подбор материально – технического обеспечения, определение критериев оценивания туров, подготовка помещения, деление класса на две команды, выбор капитанов.

Список использованных источников.

  1. Стромова, З.С., Пожарская, О.В. Математика 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. Второе полугодие./ З.С. Стромова, О.В. Пожарская -  Волгоград: Учитель, – 2003.
  2. Гончаров, Л.В. Предметные недели в школе. Математика./ Л.В. Гончаров - Волгоград: Учитель, – 2003.
  3. Игровые уроки 5 – 11 класс./ Еженедельная математика. – М.: Первое сентября, - 2003. - № 19.
  4. Виленкин, Н.Я. Математика 5 класс./ Н.Я. Виленкин – М: Просвещение. – 2000.
  5. Баранова, И.В., Борчугова, З.Г. Математика 5 класс./ И.В. Баранова, З.Г. Борчугова. – М: Просвещение, - 1989.

 

План проведения мероприятия.

  1. Организационный момент.
  2. Ход игры.

      2.1. Первый тур «Счастливый случай».

      2.2. Второй тур «Своя игра».

      2.3. Третий тур «Звёздный час».

      2.4. Четвертый тур «Разминка».

3. Подведение итогов.

Организационный момент.

Ведущий: (мероприятие открывается с обсуждения эпиграфов, представленных на  презентациях)

слайд 1, 2

Счетный конкурс открываю,

Добрый день, мои друзья!

Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

Вот команда «Гипербанк»:

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все задания по плечу!

Про команду номер два

Разошлась уже молва.

Называется «Банкат»,

Им любой ученый рад.

Чтоб игра пошла, как надо,

Я жюри представить рада:

Тот, что справа, - Ломоносов-

Математик и философ.

Лобачевская слева здесь,

Третья - им как раз под стать,

Софьей Ковалевской звать!

Итак, можем мы теперь и начинать,

А вот про правила игры мы сказать забыли.

Правила игры

  1. В игре участвуют две команды, каждая из которых
    представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают себе
    президента банка (т. е. капитана команды).
  2. Президент  имеет  право  принимать окончательное решение по данному заданию игры.
  1. Командам предлагается по очереди выбирать себе задания различной темы и
    стоимости (например, от 50 р. до 200 р.) в зависимости от сложности.
  2. Стартовый капитал каждой команды предлагается выиграть.

5. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на
стоимость задания. Если ответ неправильный, то:

а)  капитал уменьшается на  100% стоимости задания, если  другая команда дает правильный ответ;

б) капитал уменьшается на 50% стоимости задания, если другая команда не сможет ответить правильно.

  1. Команда может продать свое задание сопернику или купить его
    задание по взаимному согласию.
  2. На обдумывание задания дается от 1 до 5 минут в зависимости от сложности.

8. Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.

9.        Победителем объявляется тот, в чьем банке будет больше "денег" по окончанию игры.

Итак, турнир я открываю,

Всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро все в уме считать!

Ход игры.

Первый тур «Счастливый случай».

Ведущий:

Первый тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Здесь загадки и шарады.

За разгадки – вам награды.

Правила.

Команда, которая даст больше ответов на предложенные вопросы, получит начальный капитал в размере 500 руб., а проигравшая команда – 400 руб.

Вопросы для первой команды.

1. Результат сложения? (Сумма.)

2. Сколько цифр вы знаете? (Десять.)

3. Наименьшее трехзначное число. (Сто.)

4. Сотая часть числа. (Процент.)

5. Прибор для измерения углов. (Транспортир.)

6. Сколько сантиметров в метре? (Сто.)

7. Сколько секунд в минуте? (Шестьдесят.)

8. Результат деления. (Частное.)

9. Сколько лет в одном веке? (Сто.)

  1.  При умножении десятичной дроби на 1000 или делении на 0, 001, что происходит в произведении или частном с запятой? (Переносится вправо на три знака.)
  2.  Сколько нулей в записи числа миллион? (Шесть.)
  3.  Величина прямого угла. (90°.)
  4.  Когда произведение равно нулю? (Когда хотя бы один из множителей равен 0.)
  5.  Что больше: 2 м или 201 см? (201 см)        

15.  Что меньше: 2/5 или 0,5? (2/5 .)

16. Какую часть часа составляют 20 мин? (1/3.)

17. Сколько сантиметров составляет 1% метра? (1 см)

Вопросы для второй команды.

1. Результат вычитания. (Разность.)

2. На какое число нельзя делить? (На 0.)

  1.   Наибольшее двухзначное число. (99.)
  2.   Прибор для построения окружности. (Циркуль.)
  3.   Сколько граммов в килограмме? (Тысяча.)
  4.   Сколько минут в часе? (Шестьдесят.)
  5.   Сколько часов в сутках? (Двадцать четыре.)
  6.   Результат умножения. (Произведение.)
  7.   Сколько дней в году? (365 или 366.)
  8.  При умножении десятичной дроби на 10000 или делении на 0, 0001, что происходит в произведении или частном с запятой? (Переносится вправо на четыре знака.)

11. Сколько нулей в записи числа миллиард? (Девять.)

  1.   Величина развернутого угла. (180°.)
  2.   Когда частное равно нулю? (Когда делимое равно нулю.)
  3.  Что больше: 2 дм или 23 см? (23 см)

15.  Что меньше: 0,7 или 4/5? (0,7.)

16.  Какую часть минуты составляют 15 с? (1/4)

17.  Найдите 1% центнера. (1кг)

Второй тур «Своя игра».

Ведущий:

Тур второй: пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет?

Мне задачки прочитать,

Вам же думать, считать и деньжата собирать!

На плакате  предложена учащимся схема данного тура: задания различной темы и стоимости (например, от 50 р. до 200 р.) в зависимости от сложности, которые они выбирают по очереди, причем сама задача скрыта от школьников.

Слайд 2

Тема: «Заморчки из бочки».

Задача на 50 руб.( представлена на слайде).

Петух стоя на одной ноге весит 5 кг, сколько он будет весить стоя на 2 ногах.

Ответ: 5 кг.

слайд 3, 4

Задача на 100 руб.( представлена на слайде).

Задача на 150 руб. (представлена на слайде).

Слайд 5

      Ответ:

Тема: «Догадайка».

Задача на 50 руб.( представлена на слайде).

Слайд 6

Ответ: (дается ученикам устно) 8 щук.

 

Задача на 100 руб.( представлена на слайде).

Слайд 7

Ответ: (учащиеся предоставляют решение задачи на доске).

Запись на доске:

2 : х =4; х = 2 : 4; х = 0,5. Ответ: 0,5.

Задача на 150 руб. (представлена на слайде).

Слайд 8

Ответ: 2сантиметра.

Тема: «Порешайка».

Задача на 50 руб. (предоставляется учащимся устно).

Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 5 яиц?

Ответ: 4 минуты.

Задача на 100 руб. (представляется учащимся устно).

Петя и Миша имеют фамилию Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова.

Ответ: Петя Чернов и Миша Белов.

Задача на 150 руб. (представлена на слайде).

Слайд 9, 10

Третий тур «Звёздный час».

Ведущий: (на доске написаны два примера для двух команд; приглашаются к доске капитаны, которые они выполняют на скорость; остальные учащиеся выполняют соответствующие им примеры в своих тетрадях; при возникающих трудностях и ошибках у капитанов, учащиеся могут оказать помощь, сделать замечания. Выигравшая команда получает в банк 150 руб.)

Третий тур мы начинаем,

Капитонов приглашаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем им удачи!

Запись на доске:

Ведущий:

Кто в школе смог стать капитаном,

Тому открыты все пути:

Владеть он будет океаном,

Воздушным, водным и земным!

Награждение победившей в конкурсе команды.

Четвертый тур «Разминка».

Ведущий:

Вы, ребята, все устали.

Много думали, считали.

Отдохнуть уже пора!

Так четвертый тур – «Разминка»!

Все учащиеся выполняют предложенные на  карточках  задания в своих тетрадях. В результате разминки каждой команде вручается по 50 руб.

1. «Каждой руке – свое дело».

Правая рука чертит окружность, левая – треугольник.

2. Нарисуйте из цифр человека.

3. Конкурс на внимание.

Считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, произносим: «Ай, да я».

4. Кто быстрее впишет в прямоугольники нужные цифры?

1)

3

4

9

9

16

49

2)

     

                  

Награждение команд.

Подведение итогов.

Ведущий:

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнирах отличился?

Учащиеся соответствующих команд подсчитывают накопленный ими в результате игры капитал. А пока осуществляется подсчет, пять девочек класса исполняют подготовленную заранее песню.

Учащиеся:(песня)

Чтобы водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом,

Вы, смекайте – ка, друзья,

Очень важная наука

Математика!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель!

Потому что, потому что,

Вы, смекайте – ка, друзья,

Капитанам помогает

Математика!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессии,

Вы, смекайте – ка, друзья,

Где бы нам не пригодилась

Математика!

Награждение команд: вручается первая грамота, сладкий приз всему классу за активное участие в проведенном мероприятии, а вторая грамота, сладкий приз – команде набравшей больше денег на протяжении всей игры. В завершение игры ведущий зачитывает стихотворение Юрия Яковлева «Давайте учиться считать».

Ведущий:

Давайте, ребята, учится считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света,

Без счета не может подняться ракета,

Без счета письмо не найдет адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша,

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины куёт,

До самого неба рукой достает.

Считайте, ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Учитель научит вас точному счету.

Скорей за работу, скорей за работу!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Английский для королей, бизнесменов и тинэйджеров

Программа элективного курса по английскому языку для 9 класса....

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга».

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»....

Математическая игра"Бизнесмен"

Занимательная игра, можно использовать на неделе математики....

Урок-игра "Информатик-бизнесмен"

На представленном уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельности учащихся с помощью игровой технологии. Главная цель урока – повторить и об...

Математик-бизнесмен (внеклассное мероприяние по математике, 6 класс)

Математическая игра. План проведения игры: 1.Вступительная часть. 2.Правила игры. 3.Конкурс команд (банков). 4.Конкурс капитанов (банкиров). 5.Задачи со спичками. 6.Вопросы болельщикам (акционер...

Игра "Математик-бизнесмен"

Разработка игры "Математик-бизнесмен" для разновозрастных команд (банков), проведенной (и уже неоднократно) в рамках недели точных наук в школе. Материал содержит вопросы по темам (разрезной выриант и...

План-конспект внеклассного мероприятия по математике в 10 классе «Математик-бизнесмен»

Внекласное мероприятие по математике для учащихся 10 классов. Проводится в форме деловой игры, основной целью которой является пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и её приложениям...