Алгоритмы и схемы для обучения решению задач по математике.
методическая разработка по алгебре по теме

В материале предложены алгоритмы и схемы, помогающие ученикам решать задачи по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_i_shemy.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритмы и схемы для обучения решению задач по математике.

     При решении математических задач моим ученикам очень помогают алгоритмы и опорно-логические схемы. Для младших классов я составляю их сама, а, начиная с 7 класса, они рождаются  совместной деятельностью учителя и учеников. Приведу примеры.

  1. При изучении математики в 5 классе учащиеся осваивают новый для них способ решения задач – с помощью уравнения. На самом первом этапе освоения этого способа я предлагаю пятиклассникам

«Алгоритм решения задач с помощью уравнения»:

1) Обозначить буквой х неизвестную величину, записав ответ на вопрос задачи (Пусть…).

2) Составить уравнение по условию задачи.

3) Решить это уравнение.

4) Записать краткий ответ на вопрос задачи.

В дальнейшем при решении более сложных задач, в которых несколько неизвестных величин, содержание первого  пункта этого алгоритма становится таким:

1)Обозначить переменной х одну из неизвестных величин, если другие в несколько раз  больше этой величины или составляют какую-то  ее часть, выраженную дробью или  процентами.

Дополняется четвертый пункт алгоритма:

            4) Проверив найденные значения величин на соответствие условию или смыслу задачи, записать краткий ответ на вопрос задачи.

2. В 6 классе при изучении темы «Обыкновенные дроби» учащиеся испытывают затруднения при приведении дробей к наименьшему общему знаменателю (НОЗ).

Преодолеть эти затруднения помогает памятка, которую я назвала

«Секреты при нахождении НОЗ дробей»:

  1. Если знаменатели – взаимно простые числа, то НОЗ – произведение знаменателей.
  2. Если один из знаменателей делится без остатка на другие знаменатели, то этот знаменатель – НОЗ.
  3. В общем случае: умножьте больший знаменатель на 2 и проверьте, делится ли полученное число на другие знаменатели. Если делится, то НОЗ найден, а если нет, то больший знаменатель умножьте на 3 и т.д.

3. При решении геометрических задач часто используются признаки равенства треугольников, поэтому в 7 классе при изучении этой темы вместе с учениками была разработана и уже много лет опробована «Опорно-логическая схема решения задач на применение признаков равенства треугольников». Ее можно использовать при решении задач различных уровней сложности в 7-11 классах, так как она состоит из трех логически связанных между собой частей (части закрашены разными цветами).

Рассмотрим

треугольник____________ и треугольник____________ .

_________________   =     _________________ (почему?);

_________________   =     _________________ (почему?) ;

_________________   =     _________________ (почему?) .

Треугольник______________  =   треугольнику________________

(по__________ признаку)

Отрезок__________  =  отрезку____________

Или

Угол____________  =  углу___________ .

Отрезок____________  - медиана треугольника___________ .

Или

Отрезок_____ - биссектриса угла______ или треугольника_______ .

Или

Отрезок__________ - высота треугольника __________.

Или

Треугольник________ - равнобедренный (равносторонний, прямоугольный).

4. При решении других геометрических задач необходимо умение применять признаки подобия треугольников. Чаще всего используется первый признак подобия (по двум углам). Здесь может помочь «Опорно-логическая схема решения задач на применение первого признака подобия треугольников»:

Рассмотрим

треугольник____________ и  треугольник____________ .

Угол____________  =  углу_____________ (почему?);

Угол_____________  =  углу____________ (почему?).

Треугольник____________  подобен треугольнику____________

(по 1 признаку).

1)Составить пропорцию, первым членом которой является искомая величина.

2)Решить эту пропорцию.

5. В 8 классе учащиеся изучают важнейшую теорему геометрии – теорему Пифагора и получают навыки решения задач на применение этой теоремы. Очень важно для учителя, чтобы приобретенные умения и навыки ученики применяли и в старших классах, так как  большое количество задач  решается именно при помощи теоремы Пифагора. У каждого ученика есть

«Алгоритм решения задач на применение теоремы Пифагора»:

1)Выделить на чертеже прямоугольный треугольник, стороной которого является искомый отрезок.

2)Определить катет это или гипотенуза.

3)Записать для этого треугольника теорему Пифагора (для гипотенузы) или следствие из нее (для катета) в обозначениях данной задачи.

4)Подставив в формулу известные величины, найти неизвестную величину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методика оптимизации действительности при обучении учащихся решению задач по математике"

  Текстовые алгебраические задачи представляют собой традиционный раздел элементарной математики. Решение задач подобного рода способствует развитию логического мышления, сообразител...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Рабочая программа элективного курса по математике «Практикум по решению задач по математике» 11 класс.

Назначение программы: для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых ...

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания обучение решению текстовых задач строится на основе освоения обущающимися способов решения основных типов задач. В качестве структуры ...

Статья: "Об использовании таблицы Д.Пойа при обучении решению задач по математике"

В данной статье рассматривается вопрос использования общей методики обучения решению задач по математике, опираясь на теорию, предложенную известным американским математиком Д. Пойа, и опубликованную ...

Методические рекомендации по обучению решению задач по математике в 5-6 классах

В статье представлены методические рекомендации по обучению решения задач по математике в 5-6 классах...