Программа введения нового методологического раздела "Математика в историческом развитии"
календарно-тематическое планирование по алгебре (5,6,7,8,9 класс) на тему

В данном материале представлен возможный вариант введения в практику работы учителя нового раздела (по ФГОС) "Математика в историческом развитии" и перечислены различные формы введения исторического материала, которые аппробированы Пчелинцевой Т.А. на протяжении многих лет преподавания в гимназии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерная программа введения нового методологического раздела «Математика в историческом развитии»

Класс

Предмет

5

Математика

История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби.

Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме.

Открытие десятичных дробей.

Старые системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер

6

Появление отрицательных чисел и нуля. Л.Магницкий. Л.Эйлер

7

Алгебра

Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал - Хорезми. Рождение буквенной символики. П.Ферма. Ф.Виет. Р.Декарт

Геометрия

От землемерия к геометрии.

Построения с помощью циркуля и линейки.

Трисекция угла.

«Начала» Евклида. Л.Эйлер. Н.И. Лобачевский. История пятого постулата.

8

История формирования понятия числа: недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа.

История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырех. Н.Тарталья, Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э. Галуа.

Пифагор и его школа. Фалес. Архимед.

9

Задача Леонардо Пизанского (Фибаначчи) о кроликах, числа Фибаначчи. Задача о шахматной доске.

Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П.Ферма и Б.Паскаль. Я.Бернулли. А.Н.Колмогоров.

Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р.Декарт и П.Ферма.

Примеры различных систем координат на плоскости.

 Квадратура круга. Удвоение куба.

История числа π. Золотое сечение.

Софизм, парадокс.

Примерные формы введения нового методологического раздела «Математика в историческом развитии»

  1. Короткие исторические справки (сообщения), подготовленные учителем.
  2. Короткие исторические справки (сообщения), подготовленные учащимися.
  3. Презентации по теме, подготовленные учителем.
  4. Презентации по теме, подготовленные учащимися.
  5. Творческие работы учащихся:
  1. рисунки;
  2. собственные задачи;
  3. мини-сочинения;
  4. кроссворды;
  5. викторины.
  1. Выпуск стенгазет. Оформление информационных стендов в кабинете математики.
  2. Выступление группы учащихся более старших классов перед учащимися более младших классов с:
  1. короткими сообщениями;
  2. переносной выставкой из книг школьной библиотеки;
  3. подготовленными вопросами викторины для обратной связи.
  1. Подготовка сообщения на школьную научно-практическую конференцию.
  2. Проведение учебного исследования и участие в городских (областных) математических чтениях старшеклассников с его результатами.
  3. Участие в сетевых математических проектах.
  4.  Участие в работе факультатива.
  5.  Участие в работе элективного курса.
  6.  Система исторических задач для урока.

Навигатор для учителя и учащихся (надо еще нам создать)

  1. Список литературы по каждому году обучения и по каждому предмету.
  2. Список ссылок из интернета.
  3. Примеры творческих работ учащихся.
  4. Набор исторических справок по каждой теме.
  5. Сценарии внеклассных мероприятий.
  6. Планирование и содержание факультатива.
  7. Планирование и содержание элективного курса.
  8. Система исторических задач по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распределение содержания методологического раздела "Математика в историческом развитии" по содержательным линиям.

"История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко - научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знако...

методологическая разработка по теме развитие инициативности учащихся в условиях применения кейс-технологии

Инициативность учащихся рассматривается как обобщенное личностное качество, которое порождается потребностями, поддерживается волей, обеспечивается способностями, проявляется по отношению к позн...

«Новые методологические подходы к обучению»

Ключевыми понятиями будут деятельность, понимание, цели, образование, технологии. А говоря научным языком, я собираюсь передать вам фактуальное и концептуальное знание для формирования  критическ...

Программа математического кружка "Математика и ее историческое развитие"

Программа математического кружка для учащихся 9 классов содержит материал, который  не только уже был изучен, но и новый для учащихся.Материал подкреплен историческими сведениями, приведены источ...

«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»

laquo;Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»...

Изменения в преподавании технологии с учётом введения новой концепции и новых образовательных результатов.

Цель концепции: создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно- техноло...

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...