Возведение в степень произведения и степени
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Урок алгебры для 7-го класса по теме:

 "Возведение в степень произведения и степени"

Цели:

  1. Создание условий для усвоения учащимися свойств степени, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование навыка возведения в степень произведения и степени.
  2. Развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать.
  3. Воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и своих товарищей.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Дидактическая задача этапа:подготовить учащихся к работе на уроке.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Дидактическая задача этого этапа:организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Учитель предлагает посмотреть на доску, на которой записана тема урока и, исходя из темы урока, просит учеников сказать, чем они будут заниматься на уроке.
Учитель с учениками чётко определяет цели урока, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.
Учитель делает краткую запись на доске. Также учитель с ребятами выясняет, какими же надо быть во время урока. Это ведёт к самоорганизации учащихся.
На доске дан квадрат (квадраты с незаполненными клетками были заготовлены на отдельном листе для каждого учащегося).

 

 

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

 

Классу предложено установить закономерность его составления, запомнить числа и записать их в свой квадрат. Квадрат на доске в это время закрывался.

Аналогичная работа была выполнена со вторым квадратом:

 

4

16

128

8

64

512

32

256

1024

 

Это упражнение было дано на развитие внимания, на тренировку зрительной и смысловой памяти, на поиск закономерностей. Отработка этих же умений продолжается при устном решении примеров (см. далее).

III. Этап усвоения новых знаний.

Дидактические задачи этапа:

  • дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах;
  • добиваться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения, систематизации новых знаний;
  • усвоение учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению на основе приобретаемых знаний, вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Повторим:

1) 23.53 =
2) 103=
3) 122=
4) 32.42=
5) 53.73:353=
6) (2a)3=
7) (bx)5=
8) (ab)n=

Конструкция примеров и их последовательность позволили классу сделать обобщение. В результате появилась следующая запись:

(ab)n= anbn

Заготовленный лист с этим свойством учитель закрепляет на доску к ранее изученным.

Это равенство доказали устно с подробной записью доказательства на доске:

Для любых a и b и произвольного натурального n
(ab)n= anbn
Доказательство:
(ab)n= ababab по определению степени n раз
ababab = (aa ... a)(bb ... b) по свойствам умножения n раз n раз
(ab)n= anbn

Ребята пытаются самостоятельно сформулировать правило возведения в степень произведения. Они приходят к выводу, что необходимо выполнить два шага:

  1. каждый множитель возводить в эту степень;
  2. результаты перемножить.

Учитель записывает выводы учащихся в виде алгоритма на доске и подчёркивает глаголы. Глагол обозначает действие, которое необходимо выполнить. Ребята выясняют, можно ли поменять местами порядок выполнения действий.
Далее идёт работа с учебником. Ребята сравнивают формулировку, которая получилась у них с той, которая находится в учебнике на странице 86.
Такой подход даёт хороший результат быстрого заучивания формулировок свойств степени.

Последним был предложен следующий пример:

(abcd)4=…

Ребята быстро дали решение:

(abcd)4= a4b4c4d4

Перед классом была поставлена проблема, обнаружить ошибку. Ребята выяснили, что доказали формулу лишь для двух множителей, а здесь их четыре. Возник вопрос о возможности доказательства этой формулы для k множителей. Один из учащихся, используя доказательство для двух множителей, оформил на доске, а остальные учащиеся в тетради, доказательство для k множителей. Учитель сообщает учащимся, что они прошли, путь поиска формулировки правила и доказательства свойства возведения в степень произведения. Он заключается в следующем:

  • встреча с задачей, для решения которой потребовалось оперировать со степенями;
  • высказывание гипотезы, то есть предположения о свойствах степеней;
  • проверка гипотезы для различных частных случаев;
  • обоснование гипотезы для общего случая;
  • оформление результатов;

Решение упражнения №428 по вариантам самостоятельно:

I вариант – 1-ая строчка,
II вариант – 2-ая строчка.

Во время решения ребята, которые затруднялись в выполнении задания, могли обратиться за помощью к учителю в индивидуальном порядке.
Далее ребята поменялись тетрадями и осуществили взаимопроверку, сверив ответы соседа с ответами на доске.

Было дано время на исправление ошибок, если они встретились.

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

Повторим:

(a5)3= a5a5a5=…
(y2)5=
(am)7=
(am)n=

В результате появляется запись:

Для любого числа a и произвольных натуральных чисел m и n

(am)n=amn

Заготовленный лист с этим свойством учитель закрепляет на доску к ранее изученным.

Аналогичная работа выполняется при доказательстве этого равенства и формулировке правила возведения степени в степень. Учитель под диктовку учащихся записывает алгоритм:

  1. основание оставляют тем же;
  2. показатели перемножают.

Учитель спрашивает учащихся наизусть формулировку изученных свойств.

Решение упражнений:

  • №438 по вариантам с самопроверкой.

IV. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Дидактическая задача этапа: установить усвоили или нет учащиеся свойства степени с натуральным показателем, знание соответствующих равенств, выражающих то или иное свойство.

1) Учитель показывает заготовленный лист с тем или иным свойством степени, то есть

aman= am+n
am:an= am-n

(ab)n=anbn
(am)n= amn

и просит учащихся назвать соответствующее свойство и сформулировать правило.

Далее листы с формулами учитель убирает с доски.

2) Для каждого учащегося заготовлен лист с заданиями:

1. Подчеркните выражение, которое не входит ни в одну из частей равенств, выражающих свойства степени с натуральным показателем.

am+n, (am)n, am:n, am-n, anbn

2. Подчеркните два существенных элемента степени: квадрат, показатель, решение, основание, переменная.

3. Допишите равенства и подберите общее для них название:

aman= …
… = anbn
(am)n= …
… = am-n

Осуществляется взаимопроверка при совместном обсуждении правильного выполнения работы. В результате выявляются ошибки и устраняются пробелы в понимании учащимися свойств степени.

V. Этап закрепления нового материала.

Дидактическая задача этапа:закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Работа в парах, возможна консультация у учителя.

Задание записано на доске, напротив каждого примера прикреплён листок. Необходимо найти те примеры, в которых допущена ошибка

  1. (ab)3= a3b3
  2. (-2bc)2= -4b2с
  3. (2 .5)4= 10000
  4. (-33)2= 36
  5. (-32)3= 36
  6. 4)2с3= с9
  7. (((-a)3)2)4= a24
  8. ((2a)3b7)2= 26a6b14

Ошибка допущена в примерах 2, 5, 6. Напротив этих примеров были чистые листы, а на других с обратной стороны были записаны буквы у, х, c, e, п, из которых необходимо было сложить слово. Ребята справились с заданием, и у них получилось слово “успех”. Учитель спросил, когда же ребят ждёт успех в изучении алгебры.  Ребята высказали своё мнение.

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Теория п.20, №429, №439, №440.

VII. Итог урока.

Идёт обсуждение записей целей урока, которые учитель сделал в начале урока, с тем к чему подошли к концу урока, что узнали нового, чему научились, что понравилось. Учитель просит оценить свою работу на уроке, нарисовав в тетради следующие знаки:

image

Старался, и всё получалось.

 

Старался, но не всё получалось.

 

Не старался.

 

Посмотрев на рисунки учащихся, учитель может соответственным образом планировать и корректировать дальнейшую свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ «СОШ №49»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока в 7 классе по теме:

«Возведение в степень произведения и степени»

 

Выполнила:

учитель математики

Илюшина Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань

2011г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vozvedenie_v_stepen_proizvedeniya_i_stepeni.ppt233 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Возведение в степень произведения и степени"

Презентация к уроку алгебры в 7 классе...

Возведение в степень произведения и степени

Конспект урока по теме "возведение в степень произведения и степени"...

Разработка урока по алгебре в 7 классе: "Возведение в степень произведения и степени"

Урок разработан к учебнику Ю.Н.МакарычеваЦель урока: организация деятельности учащихся по изучению свойств степени с натуральным показателемУчебные задачи: - в личностном направлении:- способствовать ...

Конспект урока по алгебре в 7-ом классе по теме: Возведение в степень произведения и степени

На этом уроке вы найдёте задания для решения задач по теме «Возведение в степень произведения и степени»....

ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»...

Урок по теме: Решение задач по теме "Возведение в степень произведения и степени"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Возведение в степень произведения и степени"....